Остров Крым или Церковь

Они не понимали кипучих тогдашних споров об абстрактном искусстве или о джазе. Эти вопросы вызывали у них только улыбки, пожатие плечами, вялый ответ-вопросец -- Why not? -- "Почему нет? " Поколению, выросшему под знаком "Почему да? ", трудно объяснить свою борьбу, проблемы, связанные с брюками, с прическами, с танцами, с манерой наложения красок на холсты, с "Современником", с Театром на Таганке.

Василий Аксенов. “Остров Крым”

 

Гм... Я тоже попытаюсь внести свой вклад в деле развития нашей журналистики “без чернухи”... Поскольку я обещал, что следующая моя статья будет позитивной, то я не буду задаваться вопросом "Почему да?". Просто без критики существующих и господствующих мнений, позиций, учений поговорим все о том же - об авторитете в церкви.

Наша цель - понять, какой Бог хочет видеть Свою церковь. Сначала картина - потом места Писания.

Итак, конечный пункт назначения - Небесный Иерусалим, где нет ни Солнца ни Луны, но светильником, царем и храмом для живущих в нем является Сам Бог. Город, которого и художник, то есть архитектор, и строитель - Сам Бог. Город, имеющий славу Божью. Ничего нечистого нет в нем. И люди, живущие в нем, видят Его, и Его имя написано на их лицах. Это идеал церкви. Ничего не написано там о начальствующих или наместниках. Лишь есть упоминание, что на двенадцати основаниях его написаны имена двенадцати апостолов (интересно будет посмотреть - чье имя будет двенадцатым в списке - Павла?). Престол Бога и Агнца находится в этом городе. И мы, ожидая его, называем себя странниками и пришельцами в этом мире, зная, что этот город приготовлен для нас, в качестве нашей вечной родины.

Имя Иисуса - Эммануил, что значит "с нами Бог". Он и Сам сказал апостолам - "Я с вами до скончания века". Сегодня церковь - отражение этого города, намек на него, залог будущего. Отраженный свет лучистой утренней звезды, сияющий во тьме этого мира. Окно, пусть тусклое, через которое можно заглянуть и увидеть мир, где Бог будет все во всем, увидеть Бога Вседержителя и остаться у этого окна навсегда, до тех пор, пока Он не воскресит или не изменит тебя. Бог рядом с тобой, он поддерживает тебя, дает тебе жизнь, печется о тебе, как любящий Отец, никто не похитит тебя из Его руки. Он пересчитал на твой голове все волосы и ведет их постоянный счет - выпадает ли один или вырастает новый. Его взгляд всегда остановлен на тебе - Он внимательно и даже ревниво следит за тобой, куда бы ты ни пошел, что бы ты ни делал. Но это не тотальная слежка и не опека матушки-наседки. Он позволяет тебе идти тем путем, который ты избираешь. Даже если ты решишь уйти от Него - Он не запретит тебе. Лишь будет ждать на дороге - не появишься ли ты в клубящейся дорожной пыли на горизонте, не мелькнет ли твой силуэт.

Он говорит с тобой в суете дня и в тишине ночи. Он ищет любого удобного момента, чтобы придти к тебе и вечерять с тобою. Он стучит в твое сердце, если оно закрыто. Он учит тебя постоянно, и ты слышишь Его слова, когда пробегаешь из кухни в гостиную, чтобы принести очередное угощение, для Него предназначенное и порой, устав от бесконечной беготни, ворчишь на своего товарища, что удобно устроился у Его ног и слушает ни мало не беспокоясь о делах. Ты знаешь как там хорошо и покойно - у Его ног. Это место манит тебя, как прохладная тень в жаркий июльский день. Но тебе хочется получить похвалу от Него, сделать что-то такое, чтобы даже Он удивился и сказал бы: "Ай да Вася! Давай, добрый и верный раб, принимай командование над всеми городами в Биробиджанской области". Так, остановимся - мы сегодня выступаем под логотипом "без чернухи".

И вот собрание таких "сидящих у ног Христа" и "бегающих из кухни в зал", Он и называет Своею Церковью. Но чем ближе конец времен, тем больше будет в церкви сидящих и меньше бегающих. Не так, чтобы никто вообще ничего не делал, но соотношение между делами и слушанием... Кроме того, есть пропасть между делами и делами. Есть у кого-то из западных фантастов такая повесть, называется "Оса". Сюжет рассказывать не буду, но смысл в том, что "наши" засылают на планету к "ненашим" этакого агента "осу", который имитирует деятельность целой подпольной организации и таким образом умелыми "точечными" ударами заставляет противника для подавления действия этой "подпольной организации" держать на планете армию, которая должна была бы участвовать в боевых действиях. Когда этого агента вербовали, то привели ему несколько выдержек из газетных новостей - мол, вчера произошла авария на таком-то шоссе, в которой пострадало столько-то человек и было разбито столько-то машин. Авария произошла из-за того, что водитель одной из машин отмахивался от осы, залетевшей в окно и не справился с управлением автомобилем. Так одна маленькая оса повлияла на жизнь и судьбу множества людей, не считая огромный причиненный ущерб. К чему это я все говорю? Очень часто бывает - мы делаем-делаем, а толку - никакого. Или очень маленький. В таких случаях мы обычно думаем - "вот если бы мы все вместе как взялись бы и как еще усердней потянули бы, то обязательно все получилось бы". Пастора в таких случаях начинают... Так, замолкаю во второй раз...

От одной незамысловатой проповеди Петра покаялось три тысячи человек народа. В чем секрет? В крещении Духом Святым? Оч хорошо - вы крещены Духом Святым? ВПЕРЕД!!! Не получается? ;-) В чем секрет успешной проповеди Павла, при том, что он решил, проповедуя, не знать ничего, кроме распятого Христа и сам называл свою проповедь юродством, поскольку в ней не было убедительных слов? Он сам раскрывает нам свой секрет, говоря, что он много потрудился, впрочем, не он, а благодать Божья через него. В чем был секрет успешной проповеди Христа. И этот секрет не остается тайной - "Ибо Я не делаю ничего, если не увижу Отца творящим". Иисус был таким же сидящим слушателем у ног Отца. И когда Он видел дело, к которому призывал Его Отец - Он шел и делал. И всегда был сверхуспешен. Как та оса.

Чтобы начался камнепад, сметающий все на своем пути, надо в нужное время в нужном месте приложить ничтожное усилие - просто подпиннуть первый камешек. Чтобы быть успешным не нужно изнемогать в трудах - надо делать то, что делает Бог. И тогда эффект будет непропорционально больше приложенных усилий. Напротив, делая то, что мы от Бога не слышали, мы зачастую тратим массу усилий, а результат непропорционально мал. Гм... Здесь мне тоже придется умолкнуть - я обещал чтобы "без негатива - только позитив"...

Реальна ли такая церковь, где каждый слышит Бога, знает Его, ходит с Ним? Абсолютно! Если воскресение Иисуса из мертвых не фантастика, то и в такой церкви нет ничего особенного. Величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, безмерно. Пусть Господь просветит очи наших сердец, чтобы мы могли познать это. Он способен создать такую церковь, если только мы захотим этого. И как реальное доверие (вера) Богу в личной жизни выражается в полной "сдаче", "капитуляции", признании Его своим Господином, отказом от всех попыток естественного разрешения проблем, так и доверие (вера) Богу в жизни церковной выражается в том, чтобы отпустить бразды правления, оставить попытки самостоятельно разрешить проблемы, зажечь людей, изменить их.

Конечно, я понимаю, что ни один пастор, ни один лидер, ни один служитель не считает, что он пытается сделать это самостоятельно. Скорее, мы говорим, что мы являемся сосудами для Божьей силы, людьми через которых Бог пытается изменить, взрастить Свою церковь. Но так ли это, в самом деле?

В чем состоит новизна Нового Завета? И ветхость Ветхого? Почему мы упорно цепляемся за образцы Ветхого Завета и в упор не видим обетования Нового? Ветхий Завет давал народу духовного лидера, посредника, человека, который, едва ли не единственный во всем Израиле, знал волю Бога. Таков был Моисей, таков был Самуил, таков был Давид. И функции пророков были также посреднические - донести слово Божье до народа, который сам не слышал Бога, не знал Его, был далек от Бога. Весь Ветхий Завет работает на эту цель - удержать у Бога народ, не знающий Его, народ у которого Закон написан в книге, а не в сердце. Потому и дан был Закон, который являлся детоводителем ко Христу, то есть чем-то, что должно было привести младенческий Израиль ко Христу, во взрослое состояние.

Новый Завет говорит, что Закон нам уже не нужен, поскольку он уже написан на наших сердцах. Посредник нам не нужен, поскольку Господь Сам живет внутри нас и нам открыт свободный вход пред Его лицо. Детоводитель нам не нужен - мы повзрослели. Нам не надо называть кого-либо своим учителем - у нас уже есть учитель - Христос - и мы не имеем нужды в том, чтобы кто учил нас и говорил "Познай Бога!" - мы уже знаем Его. Нам уже не нужно заповедей - "Не вкушай", "не дотрагивайся", "не смотри", "не читай", "не слушай" - потому что мы умерли для стихий, буйствующих в этом мире. И каждый из нас - даже самый слабый - равен по силе Давиду, потому что сила Давида была не его собственной, но заключалась в его вере в Бога, хождении с Богом (вспомним хотя бы историю с Голиафом).

Новый Завет воссоединил нас с Богом, ввел нас из опосредованного Ему подчинения в подчинение непосредственное, прямое, конкретное. Он уже ввел нас в Царство Своего возлюбленного Сына. Его власть над нами безгранична. Он не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, не допустит нашего ухода от Него. Для чего же нам, служителям, брать на себя попечение, которое Бог Сам хочет и может осуществлять над Своими детьми? Для чего пытаться ограничить, оградить наследие Божье от того, что на наш взгляд может повредить ему? Не хотим ли мы уже не только быть святее Папы, но и заботливее Бога?

Церковь - не организация, а все верующие в данной местности - находится под постоянным пристальным вниманием Бога. Он держит руку на пульсе. Он внимательно следит за нею, за каждым, кто однажды родился в Его царство. Неверие в этот факт приводит к нервным расстройствам служителей, к тревогам и бессонным ночам, к страхам, что диавол уведет кого-то, а Бог потом спросит с тебя. Неверие в это, приводит к жесткому контролю в Церкви - потому что есть неуверенность в том что Бог будет Сам принимать участие в наших делах. Вместо описанной выше картины Нового Завета, мы представляем себе примерно следующее - Бог ушел в далекую страну (может Америку? ;-), а нам на попечение оставил церковь, дал нам ответственность за нее и сказал - приду и спрошу с тебя строго за всех, кого я собрал в этой церкви. Такой взгляд имеет некоторое библейское основание. Притчи о талантах, о верном рабе вроде бы подтверждают такую точку зрения. Но мы выдаем желаемое за действительное. В самом деле, притча о талантах никак не относится к церкви - это слово для тех, кто имеет дар от Бога, но не использует его. В притче же о верном рабе, которого хозяин поставил над домом своим, четко очерчены границы этого "над" - "давать пищу во время". Никакой власти над личной жизнью, никакой власти над верой, никакого посредничества между Богом и людьми.

Таким образом мы видим, что Бог ставит служителей, пресвитеров (старейшин), епископов (надзирателей) в Своей Церкви, но делает он это не для того, чтобы окружить каждого верующего опекой и контролем. Не для того, чтобы осуществлять карательные или ограничивающие функции. Павел сказал об этом просто и выразительно: "Я насадил, Аполлос поливал, но взрастил все Бог". Служители насаждают и поливают. Не выкорчевывают и лишают влаги. Бог не налагает на них обязанностей по возращению. Не спрашивает, если вдруг они поливали не только пшеницу, но и сорняки. Но и не дает им ответственности выкорчевывать эти сорняки. Функция служителей, скорее созидательная. "Служитель ли, пребывай в служении, учитель - в учении, пророчествуешь ли - пророчествуй по мере веры..."

Как же быть, если поливаешь-поливаешь их, кормишь-кормишь, а толку нету - люди не растут. Кто виноват в этом - Бог, не взрастивший их, или, конечно же, люди, ленивые и не желающие расти? ;-) А себя мы не забыли в списке? Может просто мы поливаем не водой Слова, но человеческих учений? Или насаждаем что-то не то? Оки, заканчиваю с критикой и чернухой. Заканчиваю со статьей. Будем считать, что я попытался...

10.04.2001


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.