Летите с приветом, возвращайтесь с ответом

 Мой роман с крупнейшими почтовыми службами Рунета длиться примерно уже около полутора лет. По "виртуальным меркам" довольно много.
И раз, до сих пор, он не без успеха продолжается, значит, надо думать, в этом что-то есть?!
Безусловно, есть...
 
Непреходящие ценности почтовых рассылок
Как, наверное, многие из тех, кто пытался и пытается самореализоваться в Интернет, "примерить на себе его одежды", я перепробовал массу способов для того, чтобы известить миру как о существовании самого себя, так и о том, что у меня "что-то есть", т.е. о неких содержательных ресурсах, которые я пытался создавать или поддерживать.
Из тех способов, которые, например, предлагает в своей "Энциклопедии Интернет-рекламы" тот же Тимофей Бокарев, я перепробовал все. За исключением может быть тех вариантов за которые надо платить. Пробовал и доски объявлений, и баннеры, и каталоги, и ключевые слова в поисковых системах и т.д. и т.п. "Выхлоп" от них оказался весьма и весьма небольшим. Серьезное расширение собственной аудитории в основном шло и идет за счет создаваемых и поддерживаемых мною почтовых рассылок. С учетом, естественно, того, что помимо рассылок надо иметь и другие значимые ресурсы. Желательно конкурентоспособные, с уникальными содержанием и формой.
Но это, что называется, уже не открытие. И люди, которые сейчас говорят об этом с "пеной у рта", преподнося подобную информацию как Откровение, очень напоминают мне тех жалких типов, которые на воскресных проповедях в кинотеатрах, с выпученными от счастья глазами рассказывают какой фурор произвело на них чтение Библии, знакомство с И. Христом, а также его дистрибьюторами, представляющими Сына Божьего здесь, на Земле (для лиц богобоязненных и иногда прямолинейных сразу сообщу, что это выпад не против них!).
Я бы еще понял, когда бы ты познакомился с Христом в числе первых двенадцати. Тогда было б чем гордиться. Но если ты усвоил азы его учения в числе последних,  когда впереди тебя миллионы и миллионы уже малость очухавшихся от излишков религиозного экстаза индивидуумов, заматеревших и использующих твой овечий энтузиазм в качестве бесплатного PR, - стоит ли метать икру? А, да, да. Извиняюсь, - бисер!
Все правильно - надо "расширять и угулублять" понимание того или иного вопроса. Иначе почтеннейшей публики будет это уже не слишком интересно.
Непростые это ребята
В настоящий момент общее количество рассылок, которое мы (а я работаю не один!) перевалило за 35000 подписчиков и имеет тенденцию к дальнейшему увеличению роста. Примерно 10-12000 подписчиков в месяц (цифры за сентябрь и октябрь).
Сайты (и даже порталы!) с такой посещаемостью в Рунете еще надо поискать.
Однако не все так просто. Во всяком случае мои взаимоотношения с представителями крупнейших почтовых служб (и постоянные читатели рассылки об этом хорошо знают!), вовсе не были, да и не остаются безоблачными.
Взаимопонимание приходило, да и приходит до сих пор с трудом. И бесстрастное рассмотрение их с некоторого расстояния представляется мне сейчас ценным для моих читателей.
Что ж, попробуем это сделать!
Я имел тесные контакты с тремя крупнейшими почтовыми службами Рунета: Subscribe.ru, Content.ru, Mail.ru.
Самые трудные и напряженные отношения сложились с лучшей (а если точнее, то крупнейшей) на настоящий момент почтовой службой - Subscribe.ru. С одной стороны, во взаимоотношениях с ними я учился быть "цивилизованным спамером". С другой стороны, на мою голову опустились все те матрицы восприятия и стереотипы поведения, которые, наверное, были характерны для этой службы в этот период времени вообще, а большей частью, наверняка, свойственны ей и сейчас.
Самый приятный момент во взаимоотношениях с этой службой: официальное открытие рассылки и реклама ее в ее главной рассылке ("Новости") резко, чуть ли не на 1000 человек в день увеличивает число Ваших подписчиков. Ни одна из "испробованных" мною почтовых служб подобными масштабами похвастать не может.
Самый неприятный момент - слегка (а иногда и не слегка) высокомерное отношение к авторам рассылок. Рассылка может нормально работать чуть ли не год, но по разным причинам открываться не будет.
Первую то рассылку Вам могут открыть довольно быстро. А если у Вас планы не на одну рассылку, а на большее их число?
Ваши планы могут сильно разбиться о нежелание сотрудников этой службы и ее генералитета следовать в фарватере Ваших идей. Рассылки существуют и поддерживаются, но Subscribe сознательно держит их "в черном теле".
Мотив? Хоть я и психолог по образованию, но дифференцировать, обозначить его как-то просто не берусь. В таких случаях, наверное, говорят: "Жаба мучит". Или вообще: "Без комментариев!"
Более того, у меня был случай, когда эта почтовая служба сама же нарушила свои собственные правила. Речь шла о том, что у Subscribe есть специальный ресурс, позволяющий в очень цивильной форме приглашать новых подписчиков. У меня было несколько рассылок и, естественно, несколько таких ресурсов, которыми я и воспользовался. Это так не понравилось представителям этой службы, что они просто закрыли сами рассылки.
Спрашивается, а я здесь причем?
Или, вспомним, крыловское: "Ты виноват лишь в том, что..."
После непродолжительного конфликта, отношения, слава Богу, восстановились и стали даже лучше. Но сам конфликт, а также не слишком приятная перспектива оставаться вечно под "прицелом отношения" сотрудников Subscribe побудила меня обратиться к услугам и других почтовых служб. А также, понятно, ценить их возможные плюсы и минусы.
Больше всего мне понравилось отношение к авторам рассылок в службе Content. Рассылки открываются оперативно. Сразу  после предъявления некоего "первого выпуска".  Тут же идет и реклама открывшейся рассылки среди подписчиков этой службы. Хорошей остается и последующая динамика подписки на рассылку. У той же Subscribe, разбросавшей рассылки по не мерянному количеству подкаталогов, Ваше творение могут и не обнаружить. Просо в силу масштаба.
MailList рассылки может и не презентовать. И хоть эта служба значительно уступает лидеру по количеству подписчиков, Ваши рассылки, как я понял, постоянно рекламируются в других рассылках. Так, что с Вас снимается не самая приятная забота вечно думать "об этом проклятом промоушн".
Кстати, у службы Subscribe есть некая подобная программа под названием "Раскрутись!", которая предлагает авторам рекламу их рассылок в обмен на некие заработанные очки. Программа существует уже несколько месяцев и я, конечно же, ее самый большой "энтузизист". Однако, НИ РАЗУ ни одна моя рассылка по этой самой программе НЕ БЫЛА ОТРЕКЛАМИРОВАНО. Очки растут едва-едва, но, отнюдь, не востребуются назад... Более того, мне не очень понятен и сам подход к рекламе рассылок. Зачем авторов вообще этим "озабочивать". И им и самой службе нужны новые подписчики. Служба может сделать рекламу рассылок вообще автоматически. Так зачем опять чинить совершенно бессмысленные препятствия.
Или как всегда: "Мы гордые русские люди и нам не нравится, когда Вы чувствуете себя хорошо..." Ну-ну...
По форме и содержанию рассылок
Так как рассылок у меня много (около 100) и тематически они чрезвычайно разнообразны, набралась некоторая статистика, позволяющая мне делать более менее надежные выводы о том, какие ходы надо сделать, чтобы рассылка надежно набрала необходимый Вам максимум от возможного.
Конечно же, важно, чтобы она при всех условиях, была интересной, содержательной, полезной, удобной для чтения и не слишком сильно "забивала" дефицитное внимание Ваших читателей частотой своего появления в их почтовых ящиках..
Но, что уже говорилось неоднократно другими исследователями вопроса, очень важно направить внимание Ваших возможных подписчиков в нужное русло, дав доступное их сознанию название рассылкии ее описание.
Я не говорю здесь о том, что название по возможности должно быть ярким. Это и так понятно.
Я прошу Вас обратить внимание на то обстоятельство, что сознание подписчиков рассылок очень по разному реагирует на различную формальную структуру содержания названия Вашеей рассылки.
Например, одни и те же статьи я могу поместить в рассылки: "Череповец OnLine", "Григорий Негодяев - смачно и с юмором о нашей жизни" и "Все самое смешное от сайта "Курьер ОнЛайн".
Для меня это, в общем то, одно и то же. А для подписчика-читателя, нет. Череповец ему нафик не нужен. Негодяев тематически слишком узок. А вот "Все самое смешное" - это для него "самое то". Соотношение будет: 1:3:6. И так далее и все в том же духе. То есть тема важнее автора, автор важнее для подписчика, чем название какой-либо местности или организации.
Немаловажным для меня представляется и тот факт, что открывая рассылки, мы не только получаем мощную бесплатную рекламу (в трех службах совокупный рекламный тираж больше миллиона!), но и проводим своеобразное социологическое исследование на предмет предпочтений читателей. Для меня, например, было в определенной степени откровением, что наибольшим спросом у подписчиков пользуется рассылка "Про одежду" и вообще рассылки из серии "Игрушки взрослых людей" (дом, авто, мебель, одежда и т.п.). Тот, кто когда-нибудь серьезно занимался социологическими опросами знает насколько эту муторная и капризная процедура. А здесь результаты (некая модель читательских  предпочтений) получена быстро и абсолютно бесплатно. Тем же представителям СМИ становится понятно куда идти!
 
А что же дальше?
Как только рассылок становится много начинаются серьезные проблемы по их поддержке. У меня, например, не столько связанные с содержанием (содержания - навалом!), сколько с технической поддержкой. Я не программист - и у меня тут же начались проблемы. Процедура то загрузки и рассылки - отнюдь не творческое занятие.
Но, например, тот же программист Руслан Курепин, руководитель Литературного портала www.21.ru, который с моей подачи занялся рассылками, всю эту процедуру автоматизировал. Сидит, а рассылочки, родные,  себе летят и летят.
Не нравится мне и то, что рассылки являются бесплатными и ни одна из почтовых служб не слишком усердствует в данном направлении. Я понимаю - конкуренция, важно порой не столько продать контент, сколько презентовать его. Но я говорю о принципе. Имея те же 35000 рассылок и взяв с каждого своего подписчика по рублю в месяц (всего!), я не только, наконец-то, вдоволь поем черной икры и открою свечной заводик, но и заплачу авторам и подниму с колен собственный ресурс.
Ну что, "дарагие читатели", писать мне номер своего счета в Сбербанке РФ или погодить?
ноябрь, 2001


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.