Энергетика поведения человека в Сети

Психологические аспекты мотивации поведения пользователя в Интернет

   Не так давно я и сам поймал себя на внезапно возникшем чувстве профессионального неудовлетворения. Ну, в самом деле, почему так малоактивны в Сети профессиональные психологи? Почему они, изучавшие всевозможные теоретические подходы к объяснению истоков мотивации и поведения в сети, так по детски робки, беспомощны, пугливы? Неужели они, те, которых по пять - ...цать лет "дрючили"  в вузе и на всевозможных курсах переподготовки, семинарах и тренингах, не могут с позиций этого бескрайнего знания дать какую-то толковую, с точки зрения своей науки, оценку тому, что происходит в Сети сейчас и будет происходить через какое-то "энное" время? Казалось бы, сетевой народ жаждет Психологического Слова. А мы, если и кормим его, то какими-то второстепенными результатами скромненьких исследований, эрзацем, ничего не дающим ни уму, ни сердцу!  Объяснения этому процессу я смог найти только два. С одной стороны, сама система отношений в вузах и в науке складывается так, что "открывать рот" в современной науке позволено только тогда, когда на нее милостиво дадут согласие всевозможные авторитеты (и не обязательно "дутые")  или они сами сойдут с "исторической арены психологической науки" естественным путем. С другой стороны "протечение" психологов в Интернет пока настолько мало, что вопрос об использовании их профессиональных знаний в применении к "паутине" пока поставить могут только единицы. "Смелые то и буйные" есть, конечно, но у них пока своих дел хватает!  Ну что ж, тогда попробуем мы!Давайте зададимся простым вопросом: а что является движущей силой поведения человека в Интернет? Сначала, несколько общих соображений, без которых мы "и не туда, и не сюда".Начнем с того, что в поведении любого человека в Сети (также как и вне ее!) можно выделить сразу две функционально взаимосвязанные стороны. Одну из них можно назвать побудительной, вторую регуляционной. При этом ясно, что ПОБУЖДЕНИЕ обеспечивает, так сказать, активизацию и направленность поведения человека в "виртуальной среде", а РЕГУЛЯЦИЯ отвечает за то, чтобы как это самое поведение  в Сети будет складываться с самого его начала и до конца.  При этом, когда мы говорим о регуляции поведения в сети, мы должны говорить о таких психических процессах, явлениях и состояниях как: память, внимание, воображение, способности и т.п. Когда же мы говорим о ПОБУДИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЕ ПОВЕДЕНИЯ человека в сети, мы должны описывать ее с помощью таких популярных в жизни научного сообщества и простых смертных понятиях как мотив и мотивация.-  О чем идет речь? - спросим мы себя. И ответим:- О потребностях "сетян", которые жаждут своего удовлетворения в Сети.. Об их специфических интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, которые они ХОТЯТ реализовать посредством ИНТЕРНЕТ или в самой его среде. О тех факторах, которые могут заставить человека вести себя в WWW определенным образом. Ну, и о многом другом!   Надо различать понятия "мотивация" и "мотив"Мотивация как топ-менеджер поведения пользователя  Под мотивацией поведения человека в Интернет  лучше всего понимать совокупность психологических факторов психологического характера, детерминирующих его активность в сети. Мотивационного объяснения поведения человека в Cети требуют следующие стороны поведения: как это поведение в сети возникло, что придало ей определенную направленность, с чем связаны его характеристики продолжительности и устойчивости, почему они получили такую эмоционально-ценностную окраску и т.п.?  С этих позиций любую форму поведения человека в Сети можно объяснить внешними и внутренними причинами, а также их взаимодействием. В первом случае мы как раз и говорим о каких-то психологических свойствах самого субъекта, а во втором - о внешних условиях и обстоятельствах, протекающих в сети условиях его деятельности. Человека в его активности в сети ЧТО-ТО побуждает изнутри, а также ПОДТАЛКИВАЕТ извне. В каждом конкретном случае эти факторы, конечно же, взаимосвязаны и переплетены. Например, внутренним побуждением человека в среде интернет может явиться поиск им определенной информации, а внешним толчком, направляющим его активность в этой среде в определенную сторону служит специфическая структура поисковых и каталоговых систем Сети, обеспечивающая и удовлетворяющая его специфические запросы и требования. Такие, например, как: удобство и быстрота доступа, объем информации, его организация, качество, ценность для посетителя.  А раз мотивационная основа поведения человека в Интернет столь широка, то нетрудно понять почему столь разнообразна его психологическая палитра  в каждом отдельном  акте его сетевого поведения. Понятно, что в таком случае, лучше определять каждую конкретную ситуацию поведения человека в сети не какими-то физическими характеристиками (такими, например, как скорость загрузки веб-сайта или организацией визуальных элементов на странице), а психологически, как она представляется пользователю в его восприятиях и переживаниях, т.е. так как человек понимает и оценивает ее.  Психологам (да и не только им) давно известно, что каждый человек характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки НЕ СОВПАДАЮТ! Одно дело, когда в сети находится несмышленый парнишка 15 лет и совсем другое, когда там "бродит" убеленный сединами мужчина под 50. Понятно, что разного рода коллизии возникающие в различных точках Сети и вокруг нее: в форумах, чатах, досках объявлений и т.п., понимаются и оцениваются ими совершенно по разному.  Кроме того, по разному может воспринимать ситуацию один и тот же человек, в зависимости от того КАКОВ СЕЙЧАС ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФОН, определяющий характер его восприятия и оценок в тот или иной момент его пребывания в "виртуальном мире". В одном случае в качестве фона может присутствовать состояние утомления, в другом - состояние повышенной активности, бодрости, озорства... Все это надо учитывать!  Таким образом, сиюминутное, актуальное поведение человека в сети, такое, например, как веб-серфинг (беглое просматривание и чтение различных страниц в сети), следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние (например, профессиональный интерес) или внешние стимулы (яркость и привлекательность баннеров, "завлекающих" бессознательное серфера в интересный, но неактуальный для него сейчас ресурс), а как результат  непрерывного  взаимодействия его внутренних диспозиций с ситуацией, складывающейся каждый раз в результате его пребывания на том или ином интернет-ресурсе! Чем прочнее внутренний мотив тем однороднее и устойчивее сетевая активность пользователя, чем сильнее внешние стимулы. тем значимее их роль в определении поведения работающего в сети человека. Однако его реальное поведение зависит и оттого и другого, формируется в результате определенного внутреннего конфликта, борьбы мотивов.  Тогда мотивацию поведения человека в сети можно определить  как основывающийся на технических характеристиках циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором каждый конкретный действующий в Интернет человек  и его конкретная ситуация взаимно влияют друг на друга (и взаимно конкурируют!), результатом чего и является реально осуществляемое поведение пользователя ИНТЕРНЕТ.  Мотивация пользователя при этом  мыслится как непрекращающийся ни на минуту процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания возникающих внутренних и внешних психологических альтернатив. Если, например, при попадании на страницу Конкурса Журналистики ( http://press.21.ru ) веб-серфер видит данную страницу на фоне существующего у него выраженного интереса к психологии поведения человека в сети, он непременно остановится и оценит скромную гениальность автора. Если же ему это по большому счету безразлично и он просто бездумно "гуляет", то любой привлекательный банннер, нагло всплывающий вверху страницы, утянет его за собой. Другой вариант игры внешних и внутренних факторов: психология в Сети человеку "по барабану", но страница грузилась (и грузиться!) так долго, что человек-пользователь находит лучшим вариантом своего поведения все-таки прочитать этот текст...     Таким образом, исходя из нашего анализа, мотивация поведения человека в Сети представляет из себя что-то очень прочное, ориентированное, организованное и устойчивое, предполагающее своим результатом достижение пользователя некоей только ему ведомой цели. Или их совокупности.Мотивы, потребности, цели - все краски психологии пользователя Сети  А что же мотив?  Мотив - это только наше, родное, принадлежащее исключительно нам! Это, в понятиях психологии, некое устойчивое личностное свойство, изнутри побуждающее нас к совершению определенных действий.  Мотив вообще, также как и мотив побуждающий нас каким-то образом вести себя в Интернет, в обобщенном виде представляет собой огромное количество диспозиций. Сами мотивы, например, можно разбить на органические, материальные, социальные, духовные и т.п. Их, в свою очередь, можно тоже на что-то разбить: например,  социальные мотивы - на социально биологические, чисто социальные и социально-духовные. Среди социально-биологических мотивов, которые очевидно проявляют себя в Интернет, можно отметит,ь например, мотивы самосохранения (без Интернета сегодня - ищи работу на стройке!), продолжения рода (всевозможные "женихастые" поисковики, страницы любви и дружбы) и даже его защиты (в сети довольно популярны всякого рода родительские страницы, медицинские порталы и т.п.). Социальные потребности можно разбить на: потребности в причастности к тому или иному сетевому сообществу, в лидерстве в малой группе, во фронтальном лидерстве при взаимоотношении сетевых сообществ, в иерархическом лидерстве, когда вы стремитесь встать во главе какого-нибудь интернет-портала. И т.д.Из всех возможных диспозиций понятия мотива для наших целей понимания движущих сил поведения человека в ИНТЕРНЕТ является понятие потребности. Если у человека есть нужда в использовании Интернет, а также пребывании в нем, то это означает, что ему чего-то недостает, не хватает, требуется.  В связи с этим потребность избирательно активизирует организм и психологическую активность человека, сидящего у компьютера, стимулирует его поведение, направляет на поиск того предмета, который эту потребность таки удовлетворит. Она приводит организм в состояние повышенно возбудимости, побуждает его к включению компьютера, выходу в Сеть, ведет за собой дальше и дальше, пока сосответствующее состояние нужды пользователя Интернет не насытиться и не будет полностью удовлетворено!Естественно, пользователи как уникальные личности отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и их особым сочетанием!!!  Потребностей, как мы уже указывали выше, много. Но все их можно "пропустить" через ряд универсальных характеристик. Таких как, например, сила, переодичность возникновения, способ удовлетворения, длительность актуализации, предметность. Так, потребность в острых социальных контактах, экстремальном общении мы удовлетворяем через посещение соответствующих чатов и форумов. Чем сильнее наше желание выговориться, чем чаще оно возникает и длительнее и драматичнее протекает, тем ярче она выраженео, тем глубже представлена в структуре личности пользователя.  Вторым по своему мотивационному значению после потребностей является понятие цели. Цель в психологии - непосредственно осознаваемый желаемый результат, на который направлено наше действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель в психологии поведения человека в Сети - это наиболее ярко освещенное в его сознании место в сети, в качестве которого может выступать тот или иной ресурс. Это ближайший и ожидаемый результат его деятельности, эмоционально наиболее захватывающий, драматичный. Вспомните, например, ситуации, когда Вы хотели во что бы то не стало попасть на какой-нибудь ресурс, а Ваше законное желание познакомиться с ним остановила табличка: "Введите login и  password"! Что Вы при этом чувствовали!!!  Цель приковывает все внимание серфера, занимает весь имеющийся у него объем кратковременной и оперативной памяти (у него, а не у компьютера!). Именно с целью связаны разворачивающиеся в каждый конкретный шаг пользователя Интернета его мыслительные процессы, эмоции, переживания. 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.