Умирающая оранжерея провинциальной журналистики
Признаюсь, попал под его фальшивое обаяние и я - мне он тоже как-то раз ... Но я не пошел ни в милицию, ни к "бандитам", а просто рассказал ВТ небольшую футурологическую притчу о том, что настанет еще тот день, когда подписав один-единственный экземпляр последнего номера сделанного рукописно собственной кровью (не будет денег, чтобы заплатить за типографию и чернила), он, в полной темноте (свет тоже отключат за неуплату), играя зубами "Варшавянку" (за теплые батареи, черт возьми, опять же - надо платить!), выберется на крыльцо перед зданием газеты и прикрепив ватман (а что же еще!) завалявшимся подзасохшим пластилином вытащенным из широких штанин, кусочком угля выведет рядышком предсмертное граффити: "Газета "Речь" больше не выходит. А написал это я - Вовочка!"
К тому времени, кстати, некогда 100 тысячная газета уже "сползла" до тиража в 26-28 тысяч экземпляров. Правда некоторые, тогда еще патриотично настроенные работники этого издания (ныне, кстати, или уже покойные или почти все уволившиеся во время сообразив, что были не правы!) с пеной у рта доказывали, что резкий процесс падения тиража в нынешних условиях вполне закономерен. Мол, времена такие. В ответ же на реплику о том, что у других эти тиражи, кажется, назло всему, растут, только отмахивались: "Ну, ты, недоумок, еще будешь мне (нам) "профи" своего дела рассказывать!"
Однако, сползание тиража вниз с окончанием той эпохи не прекратилось. Известно, что редакция газеты долгое время гнало своим читателям и рекламодателям "настоящее фуфло". Человек, плативший на разный манер журналистам деньги, внизу 4 страницы газеты неизменно читал: "Тираж - 23000 экземпляров". Однако, близким к череповецкой журналистике было известно - это неправда! Тираж "Речи" был всего лишь 8-10 тысяч экземпляров!!!
Не правда ли - здорово! Очень напоминает методы работы шулеров в поездах дальнего следования: покажи какой ты "толстый, солидный, кредитоспособный" и все деньги сидящего перед тобой человека, считай, уже весело хрустят у тебя в кармане!
Но вот к руководству уже "переструктурированной и укрупненной" конторы под названием "Издательский Дом "Череповецъ", внутри которого оказалась и историческая неудачница газетного бизнеса, пришел новый человек - Илона Спасова. Казалось бы, торжество честного ведения дел произошло - с 1 июля на вышеназванной странице вышеуказанной газеты красовалась цифра в 8000 экземпляров! Да здравствует умница и красавица Илона!!!
Однако!
Однако, не так давно мне позвонил один (одна) журналист (журналистка) этой газеты и в разговоре, между прочим, пикантно заметил (заметила):
- А ты знаешь какой у нас сейчас ежедневный тираж?
- ?
- 2500!!!
- Не может быть! А почему эту цифру Илона на последней странице не выводит?
- Стыдно!!!
Я, конечно, не утверждаю, что нынешний тираж именно такой. За что, как говорится, купил, за то и продаю - в "грязном белье" вышеназванного издания я копаться не собираюсь. Но, боюсь, что именно так и есть.
Более того, в среде журналистов распространяются совсем уж невероятные слухи. Мол, главный редактор "Речи" Лариса Кот зарабатывает в месяц аж 3000 долларов, а администрация рангом поменьше (а это уйма народа!) меньше тысячи долларов просто уже и видеть "не хотит"!
Считать деньги в чужом кармане не самое лучшее занятие. Да и речь, вообще, не об этом. Но, дорогие друзья, прикиньте - максимальная выручка данного издания в месяц, вместе с явно "дохлой" рекламой, может составить миллион - миллион двести - пятьсот тысяч рублей (20 номеров газеты с подобным тиражом умножаем на 2-2,5 рубля "отпускной" цены). Это с оплатой типографских услуг, зарплатой персонала, гонорарами журналистов, распространением и т.д. и т.п.. Вроде пора от голода умирать, а журналисты живут и не тужат!!! Я, в своем пятилетней давности прогнозе, оказался на все 100 процентов прав, но г-н Терехин, несмотря ни на что, может только хохотать над моими недоуменными вопросами: "Жизни не знаешь, сынок!"
Понятное дело - "Речь" газета, принадлежащая холдингу АО "Северсталь". И всем редакторам, как наемным работникам этого холдинга, АО "Северсталь" платит очень высокую зарплату согласно персонального контракта. Ну, вроде бы, и пусть платит. Тем более, что глава Фонда региональных проблем, а, в первую очередь, член Совета директоров и глава социально-бытового комплекса "Северстали" г-н Шевцов Георгий Егорович вроде бы считает, что средства массовой информации это не бизнес, а всего лишь инструмент политического влияния в умелых руках. А это означает, что его надо поддерживать!
- А почему именно "Речь", ведь ее уже никто почти не читает?! - спросите вы.
- А потому, что газету "Речь" все таки еще читают некоторые начальники старше 45 лет, так как за все годы своей предыдущей жизни они ничего другого читать так и не научились!
Такова оказывается сила читательской инерции!!!
И все же, что то плохо вериться, что Мордашов и его команда, исповедующие в бизнес - культуре своего подхода к делам идеологию интенсивно разрабатываемых "крупных плантаций" (УАЗ - одна плантация, ЗМЗ - другая, Костомукша и Оленегорск - третья и т.д. и т.п.) будет долго терпеть столь убыточное и бесперспективное предприятие у себя под носом, только потому, что данная "шайка-лейка" старых и видавших виды хитропопых журналистов может в нужном месте и в нужное время скандировать необходимые политические лозунги. Конечно, это не московские "рэкитиры" из экс - НТВ и на своих хозяев они никогда не "накатят". Но очень это все напоминает сюжеты из бессмертного творения Антона Палыча под названием "Вишневый сад", в котором выходящие "в тираж" бывшие помещики - дворяне молят своего нового кредитора не уничтожать единственное, что у них осталось, т.с. - оранжерею их когда-то прекрасной и безпроблемной жизни.
Правда, в случае с "Речью", "вишневого - то садика" уже давно нет, да и не было. А вот психология растений "оранжереи" осталась и активно воспроизводиться.
- Жизнь идет рядом. Жизнь шумит за окном, проходит мимо. А мы - дружная "шатия - братия" журналистов самого популярного издания у обитателей зареченского кладбища, ничего этого видеть не хотим. Ведь мы такие хорошие, такие верные, такие - растакие и этакие ...
Другие издания холдинга, да и Череповца, тоже звезд с неба не очень то и хватают. А кому сейчас легко? Но эти то, хоть "рыпаются", не сдаются, копают и копают свои "грядки" нежно сдувая пыль с каждого нового "колосика" (то бишь - читателя). А в "Речи" или все по-прежнему или имитация творческой деятельности и сумасшедших, захватывающих дух предпринимательских проектов, катастрофическая несостоятельность которых навевает на мысль о ... полном крахе по крайней мере "газетной политики" АО "Северсталь". То, что делается в художественно-театральной сфере, не вызывает никакого сомнения. Но то, что получилось со СМИ (а ничего хорошего не получилось!) заставляет задуматься примерно вот о чем.
Бюрократическая, сформированная годами и огромными размерами предприятия, организационная культура металлургического комбината, означающая, что каждый "болтик и винтик" должен знать свое место (и вполне, с некоторыми допусками, приемлемая для больших предприятий со стандартной повторяющейся технологией работы), транслируемая на творческие журналистские коллективы дает явные сбои. Журналист, по природе своей, человек свободолюбивый, со своей позицией, с творческим и политическим кредо, в ситуации "комедии положений", когда алгоритм и ощущение твоей деятельности тебе прямо или косвенно навязываются начальником, который делает мало и плохо, а получает много и хорошо, теряет свою привлекательность. "Поющий по заказу" (в том числе - негласному или вообще согласно ложному представлению) в журналистике ничего, а тем более мощного прорыва совершить не может. Хорошо, если еще такой журналист фигу в кармане держит. А если уже и держать нечего?!
Вот и живут в "Речи" "творческие и административные работники" и только посмеиваются: мы тут сидим, ничего не делаем (или столичные журналы переписываем, либо пресс-релизы про увеличивающееся на том или ином предприятии количество производимых болтов с левой резьбой), а денежки идут! А покажется денег маловато, так мы, свободные страницы газеты, на которых кроме как перепечаток их Газеты.ру или Страны.ру или Вашингтон Пост, мы по своему статусу самой респектабельной газеты и ставить ничего не хотим, "понапишем" своего. Посмотрим в воскресенье передачу Сванидзе или какого - нибудь Кознера, не согласимся с ними так на 5-7 процентов, вдохновимся и заработаем лишние $$$. Будет на что новых московских журналов купить!
Так и вижу сцену достойную пера русских классиков. Встречаются, например, вечером после тяжелой смены (надо было "Северсталь восхвалять, спать было некогда!), в баре на ул. Металлургов представители "новостийного цеха" АО "Северсталь" (а такой эвфемизм от чиновников АО "Северсталь" я уже слыхал!) г-н международный обозреватель газеты "Речь" Терехин и г-н международный обозреватель газеты "Речь", лауреат всевозможных премий и немного того г-н Бегляк и ведут беседу примерно следующего плана:
Терехин:
- Ты знаешь, Серега, я вчера весь вечер "Коммерсантъ" читал, да так зачитался, что от руки весь журнал в виде собственной статьи переписал. Сегодня Ларисе Кот (нынешнему редактору) для публикации отдал. Она от восторга прямо вся извизжалась. Да, трудно ли женщину такому умному и в меру упитанному мужчине до состояния довести.
Бегляк:
- Ты, Вова, молоток. А у меня вот нескладуха получилась. Только я хотел вчера Киселева в "Итогах" изложить, да чего то прямо и заснул по - мертвецки холостяцким сном рядом с телевизором. Теперь чего - откуда переписать прямо не знаю. Может ты чем, Вова, подсобишь?
Терехин:
- Да подсоблю, Серег. Я ведь совсем недавно из Москвы вернулся. Журнальчик тут один привез про металлургию тиражом "только для своих". У нас в городе его, наверное, еще никто не читал. Почитай, вдохновись, перепиши все это как думаешь
Бегляк:
- Ну, Вовка, ты настоящая морковка!
Терехин (довольно усмехаясь):
- А ты думал! Я весь из себя сплошной штатив - креатив!
...
Все это было бы очень смешно, если бы не было так грустно. "Комедия положений" постепенно эволюционирует в "комедию абсурда" и специфический товар - газета, в нашем конкретном случае - старейшая в городе, постепенно начинает предлагаться покупателям не сама по себе, как некое "духовное орудие", а в качестве приложения к канцтоварам, тетрадкам, мылу, прокладкам и т.д. и т.п. - чего там "Издательский Дом" предлагает...
Конечно, всякий человек может ошибиться. И, приняв неправильное стратегическое решение, можно в ответ получить массу неприятностей. Но главное ведь в таких, а особенно в творческих, человеческих "бизнесах" не отдельные частные решения, а целостные личности, люди, со своими жизненными ценностями, устремлениями, открытыми и скрытыми способностями. Они могут ошибаться и колебаться. Но ведь найдут, если ищут! Я, например, не очень верю, что в городе нужна ежедневная, якобы "новостная" газета. Может быть я не прав. Но, братцы дорогие, взгляните какие и для кого там новости печатаются изо дня в день. Да там ничего "живого" нет!
Журналисты - соседи из "Голоса Череповца" местами "жилы рвут", но стремятся познакомить своих читателей с новыми и актуальными для них аспектами городской жизни. Деньги, образование, жилье - да мало ли животрепещущих тем ради которых можно и копья ломать и здоровьем рискнуть. Чувствуется неуспокоенность, командная жизнь. А в нашей "Речи" из номера в номер "молотят и молотят" прескучнейшие новости, изобилующие сплошными общими местами и никому неинтересными. Точнее интересными только тем, чья жизнь заключается в том, чтобы все контролировать. Чтобы ничего светлого: "Дави в зародыше!", "Жми на психику!", "Дави на слезу!"... И полнейшее самодовольство и самоуспокоенность. Тоже мне - "английские лорды"!
Раз начал, надо б и закончить. Надеюсь, что Терехин, все-таки, последний номер своей газеты собственной кровью подписывать не будет. Да и я не кровожадный - дам ему авторучку, скотч, все что нужно для этого богоугодного дела. Но мое убеждение таково, как в бородатом анекдоте: "Если бабушка умерла, то уж - умерла!" Делать ставку на людей и исповедуемый ими тип организационной культуры и организационного поведения, который за 10 последних лет абсолютно себя дискредитировал, поведения глупо и бессмысленно - надо менять команду и не слишком церемонясь выводить ее в тираж.
Мне опять могут сказать, что я "такой эдакий садист и даже фашист". Но на это я отвечу. Известен закон Паркинсона о том, что "человек стремится к уровню своей некомпетентности". Этой вот некомпетентности, по моему глубокому убеждению, "речевская" журналисткая "команда" уже благополучна достигла и давно перевыполняет план по этому показателю. Может хватит?
- А что с ними делать будем? - спросите вы.
А им мы объясним, что списывая их "в тираж" за черту жизни мы их вовсе не выводим. Вот в свое время, почувствовав давление молодых тогда Крупенникова, Ненастьева, Кот ушла в "Череповецкий металлург" тогдашняя команда журналистов: Шкловский, Минин, Минина, Гагарина. В зарплате не потеряли, а жить стали спокойнее. Не состоялся Ненастьев как редактор - ничего, сделал правильный выбор: каждую неделю теперь надевает каску на голову и бороздит океаны череповецких производств - делает им правильный PR. А чем не работа? Иногда даже его за особые заслуги в монастыри мужские и женские на задание посылают! Тоже самое и для этих. Раз пришло новое время, а адаптироваться к его экономическим требованиям просто нет сил - ищите себе более спокойную и сытую нишу. Одну могу, например, подсказать: пресс-служба регионального отделения партии "Единства". Организаторские способности у вас не утеряны, листовочку сносную намалевать туда-сюда вполне способны, мероприятице какое-никакое организовать тоже в силах вполне. А будет ГЕШ недоплачивать - можно и на "шабашке" заработать - там ЛДПР или КПРФ помочь (у них - кадровый дефицит), да и новая старая "Речь" всегда с удовольствием напечатает материальчик старых "речевцев" под заголовком: "А помнишь как бывало..."
Да помню, помню я ваши...
Герой Андрея Миронова в "Стариках -разбойниках" говорил своему визави философско-поэтически: "Нам время цвесть, вам время - умирать". И старик-разбойник понял все правильно. Как бы, между прочим, намного пережив, к сожалению, реального артиста изображавшего молодого нахала...
Свидетельство о публикации №202011900096