Глава 9

          …Ох, как умеешь ты, Россия, детей талантливых губить…

Как бесконечно жаль, что городские власти, если и поняли значение С. Городецкого как поэта, литератора и гражданина в судьбе России, всю ту ценность, которую представляет его дом-дача,  не сделали в нем музей. Ведь нельзя забывать о том, что если бы не С. Городецкий, наш великий русский поэт С. Есенин мог бы и не состояться, остаться не замеченным. А  С. Городецкий принес с собой и  дух поэзии Есенина на обнинскую землю. Насколько велико значение С. Городецкого в истории нашего государства говорит такой факт: 15 июня 1999 г. ,волею судеб, я в редакции калужской областной газеты “Знамя”, встретила некоего Нисея, сына Каюма Мифтахова, знатока Средней Азии,  который разыскивал следы знаменитого  Сергея Городецкого, По его рассказу, его отец, Каюм Мифтахов, спаситель киргизского эпоса “Манас”, в свое время, в двадцатых годах, был дружен с С. Городецким и, будто бы, у поэта находился даже архив Мифтахова. Я, не веря такому совпадению, взяла у Нисея  автограф.
Но мне кажется, что Нисей перепутал год общения С. Городецкого с его отцом с годом переезда его в Калужскую область. Ведь Городецкие-Бирюковы поселились в Буграх в 1946 г. А там, кто его знает, может Сергей Митрофанович планировал раньше побывать в Калужской области? Но, я дала Нисею  координаты внучки С. Городецкого в Москве - Натальи Бирюковой - Барановой. Ничего удивительного в том, что поэт мог интересоваться киргизским эпосом. Творчество С. Городецкого многогранно и велико по объему!
Из 83-х прожитых лет, более 60-и он отдал творчеству. Его сердце было отдано поэзии. Он увлекался живописью, поддержанный Репиным. С.М. Городецкий не растерял дара и мастерства в рисунке и живописи. Его талант акварелиста отмечал не только И. Репин, но и другие ценители, такие как К. Сомов, Н. Сапунов. Он даже участвовал в совместных выставках с Л. Гудиашвили, С. Судейкиным, С. Сориным. Сергей Митрофанович был прекрасным портретистом, в двадцатых годах рисовал плакаты, оформлял книги А. Ахматовой и О. Мандельштама. Любил писать пейзажи маслом и акварелью. Кроме того он был автором множества шутливых рисунков.
 Он также беззаветно и преданно служил музыке. О значении музыки Городецкий писал в статье “Пути русской музыки” в 1918 в газете “Кавказское слово”. А сколько сделал Городецкий для оперного искусства, написав множество либретто для советских и классических опер. Одними из самых замечательных были либретто опер «Иван Сусанин» И. Глинки и «Чародейка» П. Чайковского, «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Феронии». Сколько замечательных стихов посвятил поэт музыке, наделяя её волшебной силой:
Она поёт, что Родина
Едина и крепка.
И будет обезвожена
Кровавая река!

И музыка, подруга нам,
Зовущая в поход,
Она к земле поруганной
С утехой тихо льнёт!

Приведённые здесь стихи «Шотландской застольной песни», написанные  на музыку Бетховена, ещё раз подчёркивают многогранность его таланта и роль его творчества в музыке:
1.
 Друзья!
Сумрак зарёй засиял.
Пир наш шумел да утра.
Налейте последний бокал!
Расставаться пора.

Прощай! Прощай!
Пусть этот бокал вина
Откроет сердца!
Чем душа молодая полна,
Говори до конца!

Друзья!
Сумрак зарёй засиял.
Пир наш шумел до утра.
Налейте последний бокал!
Расставаться пора.

2.
                Друзья!
Кони стоят у ворот.
Время поход начинать!
Когда-то судьба приведёт
Повстречаться опять!

Прощай! Прощай!
В семье дорогих друзей
Пусть каждый из нас
Обещает подруге своей
Не забыть этот час.

Друзья!
Кони стоят у ворот.
Время поход начинать!
Когда-то судьба приведёт
Повстречаться опять.

3.
                Друзья!
Клятву святую даём:
Дружбу прославить свою
В далёком пути боевом
И в победном бою.

Прощай! Прощай!
Разлуки тоску в сердцах
Пусть гасит любовь,
Чтоб друг друга на новых пирах
Нам встречать вновь и вновь!

Друзья!
Клятву святую даём:
Дружбу прославить свою.
В далёком пути боевом
И в победном бою!
 
  Кстати, одно из последних написанных им стихотворений “Арфа” также обращено к душе любимой им музыки. Оно посвящено артистке Вере Дуловой (подруге Рогнеды Сергеевны).  После того, как она дала концерт на дрейфующей станции “Северный полюс”, он посвятил ей еще одно шутливое стихотворение.

“На Северный полюс
Ты вдруг улетаешь
Я беспокоюсь, что там ты растаешь.
Опасность другая грозит всей Европе,
Что струны строгая,
Ты полюс растопишь!”

Сергей Митрофанович очень был дружен с юмором, это видно и из этих строк, и из автографов, посвященных Ноне Петровне Романовой.
Истинный патриот своего отечества, он, действительно, вместе с Россией пил всю чашу ее тревог и горестей до конца, тем обиднее его забвение  и в конце жизни, и посмертно. Ведь 18 января 1999 г, ему исполнилось 115 лет.  Но фанфары и славословия не звучали. А, жаль! «Почему же, почему?» - тщётно искала я ответ. Ведь в начале двадцатого столетия, с выходом книги «Ярь», стихи С. Городецкого буквально сразили так называемых символистский Олимп, публику весьма знающую требовательную. Сразил он своими стихами и участников знаменитых сред на Петербургской «башне» Вячеслава Иванова, стихами свежими, уходящими корнями в славянский фольклор, в традиции народной поэзии и глубины языческой Руси. Книгу «Ярь» высоко оценили и В. Брюсов, и А. Блок, и И. Репин, и многие другие. На стихи Городецкого писал музыку И. Стравинский. С. Есенин утверждал, что «... книга «Ярь» научила его писать стихи!» и он, как и В. Хлебников считал Городецкого своим учителем.
Но С. Городецкий был человек большого поэтического дарования и неумного общественного темперамента. «...С. Городецкий без устали организовывал всякого рода литературные кружки, движения, диспуты, читал лекции, выступал как критик, публицист, без оглядки бросился в «созидательную революционную работу», сначала в Закавказье, а затем в Петрограде и Москве. Он создал «кружок молодых» при Петербургском университете, где назрел его разрыв с символизмом: вместе с Н. Гумилёвым  стал основателем нового литературного течения - акмеизма, давшего русской литературе О. Мандельштама, А. Ахматову, Е. Кузьмину - Караваеву, В. Нарбута, М. Лозинского, М. Зенкевича. Организовал общество крестьянских поэтов «Краса», создал Петербургский, Тифлисский, Московский, Бакинский «Цех поэтов», организовал плакатную мастерскую в Баку и т.д. и т.д.
Пошла ли вся эта бурная деятельность на пользу творчеству? К сожалению нет. ...вместе с тем, стихи таких книг, как «Перун», «Ива», «Цветущий посох», «Четырнадцатый год» позволяют говорить о Городецком, как об одном из ведущих поэтов первых двух десятилетий двадцатого века» - Владимир Енишерлов, журнал «Наше наследие» стр. 139 «Опасное право быть судимым по Законам для немногих».
И даже к этим работам С. Городецкого со стороны А. Ахматовой было чисто пренебрежительное осуждение «... А. Ахматова, чей голос в поэзии Городецкий считал «честным и чистым» (он писал об этом в рецензии на сборник «Белая стая» в 1920 году), уже в шестидесятых годах не раз возвращалась в «Записных книжках» к имени Городецкого. И раз от разу писала о нём всё хуже и хуже. Её даже, по видимому, раздражало, что Древняя Русь по своему свежа и оригинально переосмысленная С. Городецким в 1990 годах стала основной темой для многих художников: «Языческая Русь - отмечает несколько пренебрежительно Ахматова в записной книжке №4 (осень 1959 - весна 1960) - начала двадцатого века: Н. Рерих, Лядов, Стравинский, Городецкий, Хлебников. Я к этим игрищам опоздала».
А в набросках балетного либретто она пишет «... видно как Городецкий, Есенин, Клюев, Клычков пляшут русскую». Оказывается ей, Анне Ахматовой, не по душе «русская» направленность творчества поэтов?!! Вот в чём корень разгадки начала неприятия и забвения С. Городецкого. И я полностью согласна с написанным В. Енишерловым, а именно: «... эту «русскую» направленность творчества либеральная интеллигентка не простила Городецкому и, после выхода патриотической книге стихов «Четырнадцатый год», развернула настоящую травлю поэта. А там ведь были и очень сильные трагические стихи. Но тенденция в глазах либеральной критики, в который раз в нашей истории, заслонила искусство».
Ох. Уж эта «тенденция», старающаяся из глубины веков уничтожить, не принять - всё  , талантливое, чисто русское, не похожее на неё. И прав, тысячу раз прав, Енишерлов Сказавши: «Двадцатый век искорёжил жизнь этого талантливого, даже блестящего человека». Но этот век искорёжил жизнь, к сожалению, не только Городецкого, но и его друга, великого русского поэта С. Есенина, а современная «либеральная» интеллигенция по сей день искажает его образ, заставляет глядеть в «кривые зеркала» жизни гениального рязанца, лишь бы очернить, унизить.
Но и в девятнадцатом веке эта же «тенденция», пусть в другой форме, искорёжила жизнь наших великих русских поэтов А. Пушкина и М. Лермонтова.
Когда я выясняла причины незаслуженного замалчивания и забвения творчества поэта С. Городецкого, то частенько слышала от литераторов и Московских, и Калужских такие толкования: «... предал своих друзей по перу, продался Советской власти...». Возмутительные представления! Во первых, как я уже сказала, Городецкий искренне верил в Советскую власть и решительно встал на её сторону с первых дней её существования. Его натура не выносила приспособленчества и лжи. И я бесконечно рада. Что моё представление о Городецком - поэте, гражданине совпадает с мнением Енишерлова, который пишет: «... но несомненно С. Городецкий искренен в своих пристрастиях, как литературных, так и политических...».
Итак его зло критиковали за его произведения, изданные до советской власти, например: « ... под уничтожающим огнём «прогрессивной» критики, которой не нравились ни его строки, обращённые к братьям сербам, ни его стихи о патриотизме и государе, Городецкий отправляется на Кавказский фронт Первой Мировой войны». Не менее зло его критиковали и за патриотические стихи посвященные стране Советов, которые становились всё прямолинейнее и прославляли Советскую власть. Его вера в Власть Советов вызывала недоумение и негодование его бывших друзей. Ещё раз повторяюсь, что это была его искренняя позиция. Он никогда не был трусом. Талантливый, познающий - поэтому его творческий путь проходил через различные превращения: от покорителя поэтического Олимпа начала двадцатого века до поэта написавшего в 1938 году оду «Большевикам». Он, так же, как и С. Есенин, пытался вступить в партию, но поскольку власти к нему относились настороженно, его не приняли и он об этом очень сожалел. И опять его искренний патриотизм подтверждают слова Енишерлова: «... и даже в интимном дневнике обличал вредителей и троцкистов, а о пресловутом докладе Жданова, который косвенно задел и его, записал, что он «суров и справедлив» и далее «... из больших поэтов дожили до смерти Сталина - Ахматова и он. И как по разному сложились их судьбы. В нескольких строчках ( с совершенно безжалостной концовкой) сказала об этом А. Ахматова в последний год своей жизни: « ... Я отчётливо помню то собрание цеха поэтов (осень 1911 года, у нас в Царском), когда было решено отмежеваться от символистов... меня, всегда отличавшуюся хорошей памятью, просили запомнить этот день. (Записать никому не приходило в голову). Что, как видите я и сделала. Из свидетелей этой сцены жив один Зенкевич. (Городецкий хуже чем мёртв).» Вот, как в результате легли карты «солнечного юноши», которого когда - то многие  любили, которым восхищались, чьими стихами зачитывались...».
Ах. Как Вы ошиблись (на мой взгляд) Анна Андреевна. Что бы Вы сказали сегодня, глядя на нашу перестроечную Русь и прочитав творения современных писак, попирающих прошлое и всё светлое и в русском искусстве, и в нормах жизни. А впрочем приведу отрывок из современного русского шлягера Татьяны Степановой «Звезда на одну роль». В этой книге, один из её персонажей, князь (по рождению) Сергей Мещерский, отвечая на вопрос: «Богаты ли были его предки?», произнёс такие слова: « Особняк в Питере, на Фонтанке, дача в Павловске, имение под Москвой, имение в Курской губернии, имение под Пензой, рядом с Лермонтовыми, летний дворец в Крыму, в Ливадии, дача в Финляндии, оловянные рудники в Сибири... И мне ничего этого не жаль, потому что в России насчитывалось несколько десятков миллионов нищих, голодных, больных - народ умирал. Чтобы его спасти, надо было что-то делать... Революция это не случайный переворот шайки авантюристов. Это сама стихия. Слишком мало сытых благополучных, слишком много голодных истерзанных войной... Кто-то за всё это должен поплатиться. Но когда я думаю, что было век назад с той Россией, мне не жаль ничего. Всё тогда пошло ей впрок.». (Надо понимать и революция и власть Советов. Н. Э.).
Так-то вот, Анна Андреевна!


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.