Глава 8

Я снова на даче Городецких-Бирюковых.

  А я снова на даче Городецких-Бирюковых. И вот надо же случиться такому совпадению , что 21 сентября    1998 г., в день рождения Есенина по старому стилю, мне посчастливилось вновь побывать  в многократно знаменитом флигеле  в Буграх, принадлежащем когда-то Городецким-Бирюковым. Я с трепетом вошла в сад, где некогда буйствовали в цвету или стояли, отягощенные плодами, яблони. Но теперь ни яблонь, ни чудесных пионов, ни известных всему миру хозяев нет. Рогнеда Сергеевна еще жива, живет в Москве,  но не может похвалиться своим здоровьем. Ей уже за 90, но до сих пор отличается ясностью ума. Покоятся на кладбищах Сергей Городецкий и Юрий Бирюков, некогда вкусившие известности и славы, но оба, в разное время и по разным причинам, в последние годы жизни прожившие в забвении, особенно - Сергей Митрофанович.

          А необыкновенно могучая красавица - липа (такую липу я вижу впервые) и не менее могучий дуб, стоящие друг против друга, живы! И не только живы, но и находятся в самую пору расцвета их жизни. Что они символизируют, деревья, которые так любил Сергей Городецкий? Дружбу ли двух великих поэтов - Сергея Есенина и Сергея Городецкого  при жизни? И теперь стоят, утопая в зелени, как живые памятники им? Или - это вечная память любящим супругам: Сергею Митрофановичу и Анне Алексеевне?  Эти два дерева,  постоянно глядящие друг на друга.  Или это - памятники поэту С.Городецкому и композитору Ю.Бирюкову? Трудно сказать, это тайна природы. Несомненно одно: природа компенсирует равнодушие людей к памяти великих земляков. Одно из этих деревьев посажено руками С. Городецкого. Росла и береза возле самого дачного домика, посаженная руками С.М. Городецкого в честь его любимой жены-Анны Алексеевны. Но ведь береза куда меньше дуба и липы, и сильные ветра ее стали ломать и крошить. И пришлось ее срубить, чтобы она не обрушилась на дачный домик. Была эта береза необыкновенно красивая и стройная. Ну как не подумать о “потусторонности” и волшебстве природы. Ведь та, которой она посвящалась, тоже отличалась необыкновенной красотой.  Уцелел и домик. Кстати, назвав его дачным домиком, я унизила его достоинство.  Это скорее добротный дом, сделанный в стиле богатых домов русских деревень. Купленный флигель из одной комнаты и веранды был перестроен самим Сергеем Городецким в роскошный одноэтажный дом-раскладушку, где бывший флигель был превращен в кухню с русской печкой. Печка  существует и поныне, но не то переделана, не то реставрирована новым хозяином сада и дачи - профессором МГУ  Колесовым Василием Петровичем. Колесов купил сад и дачу у Городецких - Бирюковых приблизительно одиннадцать лет назад. К так называемой “кухне” -флигелю примыкает знаменитая веранда, на которой многие из обнинцев, москвичей и других гостей участвовали в чаепитиях у гостеприимных хозяев.

              Три комнаты, пристроенные С. Городецким к флигелю, являют собой образец художественного строительства. Дом построен из бревен, и так тщательно подогнано каждое бревно к бревну, что залюбуешься. Все прошпаклевано, навека. Недаром С.М.Городецкий был сыном архитектора и сам был художник.
Построил  Сергей Митрофанович и вторую веранду,  деревянные колонны которой украшает затейливая резьба.
В самой большой комнате дома стоял беккеровский рояль, который был куплен Юрием Бирюковым в момент взлета его славы и материального благополучия.
При расставании с обнинской землей Рогнеда Сергеевна и Наталья Юрьевна, не смогли его взять с собой.  Не позволяли размеры московской квартиры. Как известно, этот рояль-великан,  столь знаменитый рояль, который так украшал многие музыкальные вечера в  Буграх, на котором столько играли и под его аккомпанемент пели многочисленные гости, был однажды погружен на огромный грузовик и вывезен В.П. Колесовым, с согласия его прежних хозяев. Правда, по свидетельству Ольги Александровны Петровой(1) и Елизаветы Павловны Самсоновой, рояль был очень расстроен и продать его Городецким-Бирюковым было бы сложно.
В комнате, именуемой гостиной, сохранился комод, принадлежавший Городецким-Бирюковым.
В третьей комнате, очевидно совмещающей спальню с кабинетом, стоял и стоит стол, за которым работал С.М. Городецкий. Когда-то он был покрыт зеленым сукном , но теперь я его увидела обнаженным, так как от времени сукно истлело. В этой же комнате находился очень романтичный камин. Но сделан ли он Городецким или последующим владельцем - мне выяснить не удалось. В домике остались еще кое-какие предметы, принадлежавшие прежним хозяевам — Городецким-Бирюковым.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.