Сергей Городецкий в Обнинске. Глава 1

     Я бесконечно горжусь тем, что мне удалось открыть эту неизвестную страничку в истории русской литературы, а именно: пребывание поэта серебряного века Сергея Городецкого на обнинской земле. В своей творческой биографии самобытного художника С. Городецкий знал взлеты и падения. Но сколь бы не были серьезны неудачи, постигавшие поэта в различные периоды его многотрудной творческой биографии, он всегда оставался верен России и народу. Хотя сегодня некоторые маститые литераторы упрекают его в “чем-то” советского периода, что он “что-то” против кого-то подписал, но мне не удалось этого отыскать. Единственно, что я в 1999 г. услышала по областному Калужскому радио, во время передачи о творчестве А. Ахматовой, что будто бы он пригвоздил ее словами: “Анна Ахматова решительно  обратилась в контрреволюцию ...” Но это слова, документальных подтверждений и фактов я не нашла, и неприятие его отдельными литераторами и забвение его - мне не понятно. А ведь сегодня, в год А. Пушкина, можно по праву сказать, что в начале нашего века, Городецкий, подобно А. Пушкину в 18 веке, вернул нас к русскому народному языку, пробившись сквозь толщу акмеизма, футуризма, символизма и , издав в 1907 г. свою первую книгу стихов “Ярь” ,  имевшую  большой успех. Недаром, его друг, великий русский поэт С. Есенин, говорил: ”Ярь” Городецкого открыла ему глаза на то, как можно и нужно писать стихи...”. А другой его друг, знаменитый художник, Николай Константинович Рерих, даря Сергею Митрофановичу Городецкому свой том собрания сочинений написал: « Дорогому Сергею Митрофановичу Городецкому, автору особенно близких для меня песней; ведуну русского слога; чуткому художнику и сердечному человеку с чувством доброжелательности и сердечной преданности. Н. Рерих. 20 ноября 1913 года». Символично, что обложку и концовку к первой, самой знаменитой, книге С. Городецкого «Ярь» - делал Н. Рерих. А во втором сборнике С. Городецкого «Перун» Н. Рерихе посвящено стихотворение «Проводы», насыщенное славянской языческой образностью:
Порок, позор -
Жена в ладье,
Перунов вор -
Жена в ладье.

Скорее жрец
Зажги костёр,
Кричит птенец
Кремень остёр!
Два этих имени: художника и поэта, по праву стоят рядом в русской культуре начала двадцатого века, два ярких представителя художественного течения опирающегося на национальные традиции. Их общим девизом была мысль: «... не знающий прошлого, не может думать о будущем».
       Но всегда, в веках, даются противоречивые оценки творчества великих людей, так же как и противоречивы воспоминания о них современников.  Не избежал этой участи и С. Городецкий, в том числе и в воспоминаниях жителей города Обнинска.
  Да, да, нашему молодому городу науки необычайно повезло: только что грянул приказ об образовании Лаборатории “В” (XII-1945), как весной 1946 г. ,С. Городецкий вместе со своим зятем композитором Юрием Бирюковым купили у Трояновских - Анны Петровны (дочери Петра Наркизовича Обнинского) и Ивана Ивановича маленький флигель в т.н. Буграх, ныне именуемых Кончаловские горы. Маленькая дача, продувалась со всех сторон ветрами, но сад вокруг неё был прекрасен.
Когда Сергей Митрофанович, приблизительно в 1907 году, поссорился и разорвал свои связи с Олимпом символистов, Анна Алексеевна Козельская, студентка Бестужевских курсов, начинающая актриса, которая по словам поэта «...помогала его самосознанию» - стала его женой. Анна Алексеевна участвовала вместе с Сергеем Городецким во всех его литературных делах и когда он был «отцом» акмеизма, и встречалась с членами «цеха» поэтов: А. Ахматовой, О. Мандельштамом и другими. После двадцатого года Городецкий порвал и с акмеизмом.
Он очень любил свою жену, свою Нимфу. Умерла она в 1945 году и после её смерти, в статье «Мой путь» (гл.17) он напишет: « ... в 1945 году я потерял жену, вернейшего друга и соратника всей моей творческой жизни...».
На Обнинской земле, в Буграх, он поселился в 1946 году вместе со своей дочерью Рогнедой Сергеевной Бирюковой. Всю оставшуюся жизнь он печалился и оплакивал уход своей жены в мир иной. До конца своей жизни оставался вдовцом, а в память о Нимфе посадил возле дачи берёзку. И так много посвятил ей посмертно грустных стихов. Вот например:
...Мы нашли друг друга в буре,
Грозы стлали ложе нам,
Как Петрарка о Лауре,
О тебе я пел векам.

И когда-то где-то кто-то,
В бесконечности людской,
О тебе, над песней этой
Загрустит твоей тоской!
И действительно, читая эти строки я грустила о Нимфе, о её безвременном уходе и восторгалась бессмертию любви Городецкого к ней.  


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.