Хроники Теночтитлана

(перевод с др. мексиканского)


д-р С. Ипсе.

г.Краков










                В Городе



“Послание славному Ахуисотлю от его преданного слуги, военного коменданта Дальней страны, генерала Ицчемаля.

Великий Император, рад сообщить тебе, что наши верные войска под моим предводительством и с именем нашего миролюбивого бога Уицилопочтлти на устах, присоединили к Твоей империи Дальнюю Страну. Не передать словами с какой радостью нас встречали жители Дальней Страны, оно и понятно, ведь теперь они под твоим покровительством, о великий Ахуисотлю. Пусть наши поэты и философы в Тескоко воспоют эту победу в своих гимнах, а главное, пусть расскажут всю правду о гуманных и миролюбивых ацтеках.

С безграничным повиновением, к тебе обращался генерал Дальней Страны, доблестный Ицчемаль.


                Писано в 19 году
                Правления имп. Ахуисотлю,
                16-го месяца дня Травы”





-И что ты думаешь об этом послании, Тламотинкоатль? И в правду наши границы все дальше и дальше, глядишь, под нашим покровительством скоро окажутся все пределы мира!
-Когда доходишь до предела великий, всегда оказывается что за этим, как казалось пределом, что-то есть. И вполне возможно, что у этого чего-то есть предел – и так до бесконечности, все дальше и дальше  от света,… но Ты прав Император, это послание является доказательством нашей бесспорной силы и, как следствие, правоты. Только правые дела становятся великими, а наша победа воистину великая! Но кажется мне, что за слоем рафинада и сиропа генерал что-то скрывает. Тескоко скажет свое слово, философы воспоют гимны, но полная правда нужна нам! Дальняя Страна очень далеко, новости доходят плохо, но доходят, слухи доходят.
-Твой загробный пессимизм, философ, только омрачает мою радость! Если тебе что-то известно, то немедленно доложи мне… а в прочем не сейчас, настало время молитв, народ любит молитвы – очень зрелищно. Тебе же приказ, подумать, что сказать народу.
Император схватил корону и быстрым шагом удалился из Тронного зала, но Ахуисотлю отправился не на молитву, а на войну. Философ же постоял в одиночестве, посмотрел на пустой трон, усмехнулся, и отправился в свои покои обдумывать ситуацию.

Оставшись один на один с собой, Император погрузился в раздумья.
Как обычно.
В нем шла борьба между правителем и человеком.

“Я правлю, потому что так пожелали боги – и наша страна является избранницей богов! Наша святая цель и обязанность – нести свет и знания другим народам, нести гуманность, цивилизацию.… Но почему эти народы все время восстают и бунтуют против нас? Очевидны дикость и не цивилизованность в основе этого, или…
Мы, Теночтитлан, обладаем самой большой и сильной армией, у нас больше всего денег, жрецов, купцов. Наш народ не голодает, наши города цветут – ни это ли символы богоизбранности и величия. И это мы хотим дать другим народам – вечное процветание!
Но какой смысл в этом бесконечно и неумолимо богатеющем обществе? Ведь в идеале, настанет день, когда у каждого будет все что он пожелает: любая вещь, любая услуга, любой бит информации. Что тогда? Чем займемся?  Чем богаче становится мир, чем насыщеннее вещами – тем меньше счастья и удовлетворенности у людей этим миром.
Вот мы и ищем Дальние Страны.
Но не надо обвинять этот мир, он индифферентный нам, людям. А вот человек совсем другое, вот кто автор всего окружающего. Тогда зачем люди увековечивают себя в вещах? Облепляют себя услугами, домами, растворяются в коврах, технике и бесконечных развлечениях?
Да, зачем? По поводу развлечений один мудрец в будущем скажет:
 «Но ведь развлечение – наибольшая среди наших бед, ибо отбивает привычку размышлять о нас самих и неотвратимо влечет к погибели. Без этого мы впадаем в скуку праздности, а тоска толкает искать нечто сильнодействующее… Живем играя, из-за страха остаться наедине с собой, осознать свою ничтожность.»(1)
Мир замыкается, замыкается, и нет этому названий и определений, ибо любые названия и определения суть убегания – они не дадут истины.
Мы богаче и богаче, наши развлечения, пустота в основе которых, все изащренее. Убегая от смысла жизни – а он тоже пустой, нам приходится строить свои Вавилонские башни: все громче новости, все откровеннее шоу, все дороже и зрелищнее фильмы. У нас все приобретает размах и широту – лишь бы уйти от пустоты, перед которой все шоу и экстримы – тени.
Чем больше развивается наш мир, тем больше и острее нам требуется впечатлений от окружающего. Мы не верим (или верим с некоторым но) в существование кого-то Другого, ибо душу человек променял на загородный домик, но это приобретение не закроет пустоту, и пустота терзает, требует остроты, толкает на то, чтоб залить ее кайфом нового и неиспытанного – толкает на войну!”

В другой комнате великолепного дворца философ мучился и боролся с собой: что важнее, правдивая информация для императора или правдивая информация для народа? И вообще, существует ли правдивая информация?
“Приходится думать, что, сколько людей столько и мнений, причем мнения некоторых более истинны и желанны. Так, по крайней мере, должно быть ради блага народа и государства. И даже если мнение ложное, но направленно на сохранение стабильности и процветания, то нужно принять эту ложь. Как сказал один император: «Лучше один за всех, чем все за одного». Можно соглашаться или не соглашаться с тем, что говорят правители и те, кто разносит новости, но надо признать одно – простой кухарке незачем знать о закулисных интригах, если они, в конечном счете, принесут ей прибыль. И факт продажности новостей не является чем-то ужасным: купить новость и сообщить ее в новом свете может только богатый человек, а его интересы направлены на сохранение стабильности, а не на хаос. Новость о том, что случилось в далекой стране, честно говоря, второстепенна, и кто ее расскажет не суть важно.
Да, можно с полной уверенностью сказать, что ради сохранения стабильности и экономического процветания информация должна готовится и находится в руках немногих – ради всех. Сознательно опускаю слово правдивая, так как это слово абсурдно, существует полезная информация, отсюда и правдивая.
В наше время идет война истин и новостей – есть истины у побежденных и победителей, истины купцов, жрецов и черни, притом каждый считает, что именно он прав. Ну а мне что делать? Крутится между этими «правдами» или говорить свою? Но это будет только моя правда, а где же истина? Вот он вечный вопрос, откуда я знаю, что это правда, а это ложь, если каждый прав по-своему. Как там было у древних мудрецов:
«Ангел приказал Аврааму принести в жертву своего сына. Все обстоит хорошо, если это на самом деле ангел пришел и сказал. Но каждый вправе себя спросить: действительно ли это ангел и действительно ли я Авраам? Чем мне это доказывается? У одной сумасшедшей были галлюцинации: с ней говорили по телефону и давали ей приказания. Врач спросил ее:
-Но кто же с вами разговаривает? Она ответила:
-Он говорит, что он бог.
А в самом деле, чем ей доказать что это был бог? Если ко мне придет ангел, чем доказать что это на самом деле ангел? И если я услышу голоса, чем доказать что они с неба, а не из преисподней, или из подсознания…? Чем доказывается, что я действительно предназначен для того, чтобы навязывать человечеству мою концепцию человека и мой выбор? У меня никогда не будет никакого доказательство, чтоб в этом убедится»(2)
А нужно ли оно.
Да, ничего нельзя толком сказать, ничто нельзя принять за истину, все разбегается и уплывает. Возникает следующее умозаключение: если у каждого своя истина и правда, то получается что у каждого своя картина мира, свое восприятие мира, свой мир. И тогда точно получается, что: «Вопрос о том, существует ли мир вообще, и какова вероятность доказательства бытия этого мира, лишен смысла»(3)
Из всего выше сказанного получается, что истины общей нет, правды общей нет, единой картины мира нет, а если развивать эту тему дальше, то и меня, в общем-то, нет, а это грустно. Поэтому ради единства и стабильности нужно отдаться единой воле, истине, правде. Жрецов, купцов, императора – не важно, нужно сделать распространение новостей привилегией, как сказано, так оно и есть! Есть война, нет войны - не важно, важно как подать эту новость. Теночтитлан запутался в потоке новостей, но это поправимо – можно манипулировать ими и все в порядке, главное, правда, не забывать о самых главных новостях – попрание мечты Теночтитлана и все ацтекских ценностей – такие новости будоражат народ и позволяют воевать с кем угодно и когда угодно!”

С заходом огненного Солнца перестало трепетать последнее жертвенное сердце, утомленные и перепачканные в крови жрецы отправились по домам, мусорщики принялись убирать священные трупы жертв, от дневной жары начавших вонять, а знатные Теночтитланцы готовились устраивать клубные пиры и вечерины.
Теночтитлан окунулся в ночную жизнь.
Вынырнув из жизни дневной, Император вернулся в тронный зал и был готов вынести свой вердикт касаемо Главной Новости.
Помимо Ахуисотля в зале присутствовал все тот же философ, Тламотинкоатль, и главная жена императора – блистательная Сихуачапуль. Стояла приятная вечерняя прохлада, на стенах потрескивали факелы. Философ грыз ноготь, Сихуачапуль играла со своим кольцом из янтаря, воинственный Император разглядывал фрески на потолке. Там, на потолке, верховный бог Ометекхутли в своем дворце Дождя принимал Уицилопочтли, Тескатлипоку и Кецалькоатля – решалось, кому править землей, богу войны, богу жрецов и ученых, или богу который все знает на перед? На месте сцены выбора художник оставил серый, не раскрашенный, кусок потолка, и кого выбрали, осталось неизвестно.
                Бамц!
Император вздрогнул, это упало янтарное кольцо его жены. Кольцо упало ребром, как будто немного подумало, и покатилось к ногам Ахуисотля.
-Что ж, начнем заседание нашего совета, тлатокана. Я так понимаю нашего вечно занятого сына, принца Илхуитепека сегодня не будет на совете, и вместо него пришла наша сиятельная супруга. Итак, первым пусть выскажется наш уважаемый философ. Тема: говорить или нет.
-Да Император, я раздумывал над твоим вопросом, и пришел к выводу, что народу стоит объявить новость. Ибо в противном случае поползут слухи и молва – а они страшнее землетрясения. А что утаить, что недосказать – это твой выбор.
-Вечно ты со своим выбором, надоел уже. Вон, послушайте, как гудят пиры у знатных вельмож, там сейчас играют флейты, танцуют прекрасные невольницы, весело! И никто не думает о выборе, никого не заботит.…А посмотрите на фрески, вот удел властителей, верховный бог то же стоит перед выбором, какого бога-сына выбрать?
-И кого он выбирает? Ведь здесь пропущено…
-Да, кого…, задался Ахуисотлю вопросом и, задумчиво вертя янтарное кольцо, начал изучать фрески. Философ и верховная жена чтоб не рассердить правителя то же посмотрели на потолок.
                Бамц!
Император вздрогнул, это упало янтарное кольцо его жены. Кольцо упало ребром, как будто немного призадумалось, и покатилось к ногам Сихуачапуль.
-А что скажет наш Сын в облике жены?, спросил после минутного молчания Император.
-Будет говорить жена от имени сына. Новость о том, что закончилась война, безусловно, обрадует народ, но она не обрадует мудрых людей. Как сказано в древности: «Становится известно как стойки сосна и кипарис лишь с наступлением холодного сезона»(4) , и для страны наступил холодный сезон, так как мы узнаем, как порочен и безрассуден наш народ. Надо помнить, что внешний враг сплачивает и заставляет забыть о внутренних неурядицах, и как только он исчезнет, все вспоминают о плохом у себя дома!
Эта новость нас погубит, хотя в наших силах превратить ее в спасение, ведь конец войне – конец пирам и победам, конец победам и славе.
-Да императрица, вы воистину мудры, и наверняка не забыли, что было так же сказано: «Народ можно принудить к послушанию, его нельзя принудить к знанию»(5)
-Ой, философ, не забывайте: «Увлеченность чужими суждениями приносит только вред!» (6)
-« Древние предпочитали помолчать, стыдясь, что могут не поспеть за словом»(7)
-«Он прежде видит в слове дело, а после – сказанному следует»(8)
-Хватит! Закричал взбешенный Император, устроили здесь соревнование эрудитов, молчать! Я должен принять решение, и я его принял, а вам следует научиться уважать того, кто, если захочет, может лишить вас ваших длинных языков.
Итак, я подготовлю специальное сообщение об окончании победоносной войны с Дальней Страной. Будут торжества. Но за Дальней Страной появился еще один враг, который угрожает Теночтитлану и все ацтекским ценностям – этот враг использует террористические методы, следовательно, мы будим защищаться, и т.д., т.п. Пусть эту новость огласят на всех площадях страны, и никто более не должен сообщать об этом. Ни один жрец в храме, ни один купец на рынке не должен рассуждать и говорить что-то новое, не входящее в дозволенные свободные рамки! Все!
                Бамц!
Это упало янтарное кольцо.



                За Городом


Все главные общественные события происходили на рыночной площади, находившейся за стенами Теночтитлана, в экологически чистом районе. Здесь же оглашали новости.
Что может быть прекраснее рыночной площади – сердце Города, информация и деньги. В центре этой торговой Мекки возвышался памятник героям Теночтитлана. В честь, каких именно героев поставлен этот памятник и когда, сейчас уже никто не знал, но как бывает приятно после удачной покупки посмотреть на этот величественный монумент – яркое доказательство того, что в стране есть герои, или, по крайней мере, были! Народ нуждаются в героях, они его успокаивают, так же и этот памятник – он внушал Теночтитланцам трепет и гордость за свою страну, повышал самооценку и покупательскую активность.

-Слушайте, слушайте, слушайте жители Теночтитлана послание Великого императора Ахуисотлю, и не говорите.
Теночтитлан закончил войну с Дальней Страной великой победой. Но на наши все ацтекские ценности напал новый враг, и поэтому нам придется снова воевать, чтоб защитить их! И вот послание императора «…

Все: торговцы, покупатели и мелкие воришки, жрецы и охранники, короче вся пестрая публика была готова внимать словам гонца. Глаза толпы людей наполнились собачье-человечесим вниманием – сейчас можно было говорить все, поверят и примут. Только одна женщина-старуха, прорицательница и гадалка, отвернулась, сплюнула и принялась ворожить на костях черепахи.
   
    женщина-старуха в первый раз кинула кости

«Война необходима! Только мечтательность и прекраснодушие могут ожидать от человечества еще многого (или даже особенно многого), когда оно разучится вести войны. Доселе же нам не ведомы иные средства, которые могли бы так же сильно и верно, как всякая великая война, внушать слабеющим народам такую глубокую походную энергию, такую глубокую безличную ненависть, такое хладнокровие убийцы со спокойной совестью, такой общий организованный пыл в уничтожении врага, такое гордое равнодушие к великим потерям, к своей собственной жизни и жизни близких, такой глухой, подобный землетрясению, трепет души; пробивающиеся здесь ручьи и потоки, которые, правда, катят с собой камни и всякий сор и уничтожают поля нежных культур, позднее, при благоприятных обстоятельствах, с новой силой приводят во вращение механизмы духовной мастерской. Культура отнюдь не может обойтись без страстей, пороков и злобы»(9)
Поясняя данный абзац, оратор, говорил, что задача Теночтитлана спасти молодые культуры от ужасов войны, спасти высокой ценой, воевать с агрессорами самому. Далее шло раскрытие темы войны.

   женщина-старуха во второй раз кинула кости

«Дабы понять природу нынешней войны – а, несмотря на перегруппировки, происходящие раз в несколько лет, это все время  одна и та же война, - надо, прежде всего, усвоить, что она никогда не станет решающей…»(10)
Император передавал, что, победив врагов внешних, Теночтитлан не остановится, и будет воевать с бедностью, болезнями и экологическими нарушениями.
женщина-старуха в третий раз кинула кости

«Война, как нетрудно видеть, не только осуществляет нужные разрушения, но и осуществляет их психологически приемлемым способом. В принципе было бы очень просто израсходовать избыточный труд на возведение храмов и пирамид, рытье ям, а затем их засыпание.… Однако так мы создадим только экономическую, а не эмоциональную базу … общества. Дело тут не в моральном состоянии масс – их настроение роли не играет, - а в моральном состоянии (правоверного Теночтитланца – прим. Имп.). Другими словами, его ментальность должна соответствовать состоянию войны. Неважно, идет ли война на самом деле, и, поскольку решительной победы быть не может, неважно, хорошо идут дела на фронте или худо. Нужно одно: находится в состоянии войны!»(11)
На площади воцарилась тишина.
Такое сообщения, надо сказать, было первым в практике рыночной площади, и поэтому народ можно понять, файлы зависли – молчали долго. И в этой волнующей и трепетной тишине, наполненной патриотическим отупением, раздался каркающий голос старухи:
                Беда!
                Беда!
   Кости три раза сказали о беде!

-Ну-ну, старуха, какая беда может случиться с Теночтитланом и его верными войсками? Кто нам может угрожать, нищая гадалка?
-Ты прав, глашатай, никакой беды не случится ни с Теночтитланом, ни с его смертным войском. Беда уже случилась, и угрожает нам страшный враг – мы сами!  В твоих глазах я нищая, у меня нет дома и одежд из перьев диковинных птиц, но я богаче всех жителей гордого Теночтитлана. Я могу сомневаться в услышанном, могу говорить что думаю, а не что слышу.
-Глупая старуха, у нас каждый может говорить что думает, каждый может делать то, что ему нравиться!
-О да, гонец Императора, каждый может, у нас даже есть «экстремисты», не согласные с жизнью Города – только они не согласны в определенных, удобных, рамках. У нас все такие открытые и говорливые, но только в определенных рамках, рамках приличия. А все что выходит за эти рамки называется подрывом свободы, безвкусицей и просто аморальным делом. Вполне прилично захватить другой город, разрушить его и разграбить, а вот забросать камнями убийцу у нас считается «нарушением прав».
«Мы перестали нуждаться друг в друге. Отчуждение есть факт. Современный человек страдает от чувства отчуждения, которое  в течении последних столетий возрастало в интенсивности и объеме. Оно стоит в связи с определенными изменениями человеческого общества, со скученностью миллионов людей в больших городах, отрезанных от природы, и вообще с тенденцией к коллективизации, которая возникает неизбежно. Земные пророки вещают нам, что эта тенденция во всяком обществе, должна неумолимо вести к окончательному обезличиванию людей»(12)

Три раза кости сказали о беде, так оно и есть, не мое дело убеждать вас. Слава гордого Города воссияет еще ярче, а затем угаснет на всегда!
-Так рассуждают только паникеры, враги государства и глупые старухи, ты кто? Наш город будет вечно процветать, и богатеть, пока… Я все сказал, Император все сказал, больше некому говорить, дальше будут только толкования – а они ложны. Готовьтесь к празднику, и чтоб не было печали и грусти на лицах, это признак дурного тона.




                В Городе



“Послание славному Ахуисотлю от его преданного слуги, военного коменданта Дальней Страны, генерала Ицчемаля.

Великий Император, рад сообщить тебе, что покорение Дальней Страны завершилось окончательно, все непонятливые усмирены. Обозы с приношениями нашему богу уже в пути: много – много золота, тканей, нефрита, благовоний и конечно пленных. Так как Дальняя Страна далеко, обозы могут задержаться в пути.

О Император, чтоб завершить покорение страны окончательно и бесповоротно, пришли мне пополнение в солдатах, новых героев для твоей славы. Как только придет подкрепление, мы сможем захватить новые города, богатые и цветущие. И не верь, о Император, слухам, распространяемым нашими врагами и трусами, мы побеждаем, и скоро победим окончательно!

                Писано в 20 году
                Правления имп. Ахуисотля,
                18-го месяца, дня Жертвенного Ножа”





Не то что бы жители Города очень интересовались внешнем положением дел и тем, что о них думает внешний мир, но все таки репутацию «сбывшийся мечты» они старались поддерживать. Раз в месяц, всегда, это неписаный закон, происходили торжественные мероприятия, заканчивающиеся пирами и гуляниями. Затем, так же раз в месяц, и по тем же неписаным законам, проходили демонстрации недовольных внешней или внутренней политикой Теночтитлана. Эти демонстрации были важной чертой общественной жизни Города, они показывали, что народ имеет право на личное мнение и активно участвует в политической жизни страны. Так как несогласным, по сути, было все равно, с чем не соглашаться, то их так и называли «Несогласные все равно с чем» - за эти мероприятия, заканчивающиеся пирами и гуляниями, несогласные получали деньги, известность и так образом решалась проблема занятости.
На всем этом фоне новость из Дальней Страны вызвал неподдельный интерес горожан, заканчивающейся пирами и гуляниями. Но перед тем как уйти во всенародное гуляние жители Теночтитлана все-таки потребовали огласить сообщение в послании Императора. А так как быть с народом стало модно, Дворец принял во внимание просьбы горожан, и принялся спокойно составлять послание. Сам император Ахуисотль общался со своими женами, был свеж и радостен, и все шло бы так дальше, если не…

-Что ты опять раскопал, неугомонный Философ, опять усложняешь реальность? Ведь сам говорил: «Не умножайте сущности без надобности»
-Великий правитель, слова конечно мудрые, но будут они сказаны через лет 100 и не здесь.… Но это не важно. Важно вот что, долго я читал послание незримого Генерала и понял, что он путает и обманывает нас! Почему он все еще при войске, а не в губернаторском дворце, если главные сражения окончены?  Почему он с начала говорит об окончательном завоевании, а затем просит еще подмогу? И ходят слухи…
-Ты слишком много веришь слухам! Генерал  в своем послании предупреждал опасаться смутьянов и трусов. К стати о трусах, вон идет наша мудрая жена, вечно прикрывающая нашего же сына. Жена?
-Как ты уже догадался, о великий муж, твоего лучезарного сына сегодня не будет, у него важные дела….
-Что?!
-которые он выполняет по твоему поручению.
-Скажи жена, что ты думаешь о послании Генерала?
-Слишком ясное и открытое письмо, как будто пытаются что-то скрыть. Послание яркое и много сулящие, а ведь говориться: «Самое яркое твориться в темноте». Либо твоим Генералом овладела «Одержимость творчеством», что он пишет такие странные письма, либо твой Генерал что-то темнит….
-Хватит, я понял твой ответ. И ты, и философ делаете все возможное, чтоб омрачить мою радость. Ну да ладно, вот вам поручение: поразмыслите, что скрыто в письме, если там вообще что-то скрыто, и что сказать народу, а меня ждут жертвы. Вот кто никогда мне не перечит, и всегда рад моему присутствию. Ясность и понятность – вот к чему надо стремится, без всяких метафорических  извращений и иносказаний. Простота и доступность, отсутствие заумности – вот идеал. Этого хочу я, хочет, естественно, народ, и конечно хотят жертвы. Не то, что вы. И  если от вас этого не добьешься, то вы и не с народ, и не со мной, и не с жертвами – тогда с кем же вы? Надо определиться. А то смотрите, чем чаще я задумываюсь над этим вопросом, тем ближе к вам жертвенный нож, хотя какие с вас жертвы? Теперь ступайте.

Из черновых записей Философа: “Что может быть скрыто в самом банальном и простом письме? На первый взгляд – ничего, все, что написано то и написано. Но неужели тогда вся суть страхов и тревог, возникающих у меня, заключается не в данном документе, а в чем-то (ком-то) другом. Во мне? Если это так, то стоит признать, что я являюсь проблемой для самого себя. Стоит признать, что я, придворный философ и мудрец являюсь носителем каких-то конфликтов, нестабильности. Из этого вытекает,  что моя душа не является спокойной, безмятежной и полной достоинства, а это означает, что грош мне цена как придворному – воплощению счастья и достатка. Признать этот вывод я не могу вследствие того, что я вхож в Царский дворец, и являюсь примером блеска и величия Теночтитлана, а блеск и величие не совместимы с внутренними тревогами и страхами. Да и может ли великий Тламотинкоатль быть человеком с проблемами? Конечно нет, репутация не позволяет!
И в свете данных рассуждений я должен признать, что в письме что-то скрыто. Чтоб уберечь и успокоить свою душу, а так же общественное здоровье, приходиться заниматься интенсивным проецированием – поиск сомнительного, страшного и угрожающего, демонического в явлениях природы (уроганы-манаяки, лавины-убийцы, вулканы-психопаты), или в поведении людей. Искать заговоры, действия тайных сил и т.д.
Но на данное письмо можно посмотреть и с другой стороны: если я хочу скрыть что-то невероятное и пугающее – лучше всего сказать об этом – все равно мало кто поверит. Лучшее оружие для лжи – правда! Тогда получается, что в письме ничего не скрыто, а все выложено как есть:
«Дальняя Страна еще не захвачена зпт. добычи пока не ждите зпт. войск не хватает тчк.»
Хитрец этот Ицчемаль – так заморочить голову мне, Императору и высшему совету.
Итак, ответ мне: даже если в письме ничего не скрыто, нужно сделать так, чтоб в нем что-нибудь скрывалось. Наполнить его тем смыслом, который не хочешь видеть у себя. Чтоб избежать падения в своих глазах, приходиться создавать иллюзию, усложнять структуру. Создавать сущности без надобности – зато так спокойнее моей душе. Да и только ли моей? Интересно, что народ почувствует в этом послании? Вот и ответ Императору: пусть он прочтет письмо народу и предложит свои безапелляционные комментарии.

Сегодня купил новую невольницу, пришлось сильно побить, чтоб не….”

Она была не просто женщиной, она была еще и матерью, она была не просто матерью, она была еще женой Императора, она была не только женой Императора, она была еще политической фигурой при дворе Императора. Да, вот кем она была эта женщенина-змея.

От зноя Солнечного могли спасти только стены Дворца «Тысячи Дверей». В просторных и прохладных комнатах, наполненных звуками и запахами, можно было свободно заниматься своими делами, и не беспокоится о дневной жаре, так мучавшей простолюдин и стражей Города.
Не стоит беспокоиться.
Только не беспокоиться.

Рабыня, а может и нет, согнувшись в почтительном поклоне, поднесла чернила, бумагу и перо…. Это все?
Да, похоже, все. Опять все!

Мать-женщина-жена-политик -…. – недовольно посмотрела вслед уходящей рабыни, или кого-то еще, с завистью подумала о ее свободе, и принялась за поручение Императора-мужа-жреца-отца.

“От сына моего опять ни слова, ни знака, что мне еще наговорить его Отцу? О чем он только там себе думает, как будто и без него проблем у меня здесь мало. Хотя бы это письмо, не мог что ли этот вояка по четче написать? Чем дальше от цивилизованной жизни, тем меньше сдерживающих факторов, вот и позволяют себе всякие вольности и необдуманности.
Где это видано, написать послание, своей открытостью вызывающее подозрения! Хотя вполне возможно, то генерал действительно ударился в Творчество. Если дела обстоят именно так, то неужели он не мог воспользоваться уже приготовленными образцами  -  расставил бы их в живописном порядке, вот тебе и творчество. И волки сыты, и овцы целы. Когда человек, так тесно связанный с Городом отдается истинному творчеству и окунается в себя, он рискует испортить жизнь и себе и близким. Ведь сразу вскрываются некоторые неэстетические факты нашей цивилизованной жизни. Вскрываются факты, которым не очень советуют вскрываются. Нужно ведь соблюдать чувство «социальной порядочности» - не бить лежачего. И Генерал, безусловно, это знает, как ему-то не знать, видному апологету Города и цивилизации.  Я еще понимаю, если бы это не Генерал написал….? Нет, этого быть не может, потому что этого не может быть.
Но ближе к делу: письмо сухое, формальное и примитивное – «сдал – принял такого-то числа». А так как, прочитав его, народ, из-за малого количества информации и просто сухости тона, будет лишен возможности проявить эмоции и пообсуждать, данный опус нужно наделить смыслом.
Наш народ, обеспеченный лучше, чем соседние города и племена, уже пресытился обычными зрелищами и богами, ему нужна загадка, Тайна, скрытый смысл. Даже там, где все ясно и понятно, стараются найти скрытый смысл, такой же участи удостоится и это письмо. Чтобы там не говорил Император, но никак ни ясность и не простота. Либо он заблуждается, либо у него свои замыслы. Усложнение структуры, увеличение энтропии, вот к чему благоволит народ Теночтитлана. Культивируемая простота в отношениях и жизни – всего лишь фарс и иллюзия. Идет усложнение, усложнение структуры, все больше и больше действий, меньше и меньше обдумывания их причин. Не задумываясь зачем, мы стремимся в славное никуда. Чтоб уйти от обдумывания вопроса зачем, нам приходится усложнять окружающий мир и тратить время, мысли на обоснование и поддержание этой структуры. Но чем сложнее структура, тем больше в ней хаоса, неопределенности и непредсказуемости, тем дальше мы от себя. Скоро, очень скоро, буквально на днях, мы так далеко удалимся, и построим такую махину, что забудем себя как людей, мы станем сверх-людьми без почвы под ногами.  И в момент наивысшего торжества все рухнет, и погребет нас под обломками…

Так, пора затормозить, какая патетика и нравоучительность – сама же все и усложняю. Проще надо быть, проще: письмо как письмо, может и не без странностей, но зато и без словесных выкрутасов. Ясно и понятно, а если Генерал и врет, то мы этого узнать не можем – он далеко, остается жить, как живем.

Но в письме что-то скрыто, обязано быть скрыто, иначе…. Кстати, где мое янтарное кольцо со змейкой? Опять куда-то задевалось”
-Эй, рабыня, или как там тебя, а ну-ка бегом сюда.

Кольцо так и не нашли. Тронный зал. У Императора руки испачканы в крови жертв и хорошее настроение, у Философа и Жены руки испачканы чернилами и отвратительное настроение. Заметив угрюмые лица своих приближенных, Император радостно заулыбался.

-А, мои наиумнейшие, теперь я вижу, что вы поработали, поломали свои мозги. Это будет вам уроком «Не стоит портить настроение Императору», и второй урок «Счастье в неведении!». Ну что там у вас, чем вы меня обрадуете? Да, кстати, я даже и не буду спрашивать, где мой сын!?
-И правильно поступите, Император, заявила Жена, ваш сын выполняет ваше поручение.
-Все ещё?!
-Все еще!
-Ладно, опять за нашего сына выступает наша жена, даю ей слово.
-Господин, поразмыслив я пришла к выводу, что в письме что-то скрыто. А поговорив с путешественниками и купцами, мне стало понятно что именно. Вполне возможно, что Генерал и не очень то выигрывает, возможно, он потерпел какое-то поражение, поэтому он и требует дополнительные войска. И я думаю….
-По этому поводу тебе не стоит думать, жена! с помрачневшим видом произнес Император.
Теперь ты Философ, твоя очередь портить мне настроение, только не переусердствуй.
-М да, Император, не переусердствую. И так, мой ответ звучит не лучше ответа великой Жены: в письме скрыт тайный смысл. А смысл в том, что Генерал просит подкрепление, поэтому я предполагаю, что война идет, не так гладко, как было сказано в первом послании. И как советник я считаю нужным внести предложение: пошлите войска Император!
-Но что скажет народ, как он на это отреагирует? Воскликнул правитель славного города Теночтитлана.
-Народ скажет то, что мы ему объясним. И если объяснить посылку войск исходя из определенных правил, то народ примет эту весть торжествуя.
-Что за правила?
-Вот они, Император.
«Четыре рода вещей признают правомерными. Во-первых, все вещи, имеющие устойчивость, правомерны; во-вторых, все вещи необременительные правомерны; в-третьих, все вещи, приносящие пользу, правомерны; в-четвертых, все вещи, которым мы принесли жертвы, правомерны. Последнее объясняет, например, почему война, начатая против воли народа, продолжает вестись с воодушевлением, как только ей принесена первая жертва»(13)
-Ну и?! Что я должен был понять? Пробормотал Император.
-Император должен был понять, что народ не любит ответственности, любит постоянство, пользу и прибыль, и конечно любит жертв. Все это можно прямо отнести к войне. Война как явление постоянное, приносящее прибыль и требующее собственно от народа минимум ответственных решений, воспринимается добропорядочными гражданами глубоко положительно. Ну а первые жертвы вообще ценятся высоко. Так что весть о военных действиях наоборот воодушевят народ!
-Такс, значит, здесь все хотят жертв и действий, что ж, похвально, похвально. Завтра я оглашу свой указ. Это будет отеческое наставление от любящего правителя любимому народу.
Император удалился из зала, оставив Философа и Жену в задумчивости.
-Спасибо Философ, что подыграл мне, нарушив тишину, произнесла жена.
-А я то подумал, что это ты мне подыгрываешь. Как бы не оказалось, что мы подыгрываем еще кому-то.




                За Городом



И опять мы возвращаемся на рыночную площадь, равнодушную ко всему  не материальному. Здесь, за прилавками, сидят истинные правители, и они владеют Истинной силой. Здесь все течет, все меняется, и вот уже становится трудно понять, спрос формирует предложения, либо наоборот.
«Вы желаете приобрести эту вещь?  Нет!? Ваша воля конечно, но только сейчас иметь эту вещь очень модно, и это является признаком тонкого вкуса…. Покупаете? Ой, у вас действительно тонкий вкус!»
Да, и музы и пушки молчат, если с ними не желают общаться финансы.

-Жители гордого Теночтитлана, услышьте обращение славного Императора Ахуисотля. Новости с Дальней Страны.
Народ недовольно повернулся к оратору, владельцы лавок заворчали об ушедших прибылях, и только уличные воришки возгласами одобрения начали поддерживать посланца правителя. Если новости приходят слишком часто, они начинают надоедать.
Постепенно собрались все, кроме бабки-гадалки и ее черепаховых костей.

-Император официально сообщает, что пришло письмо от Генерала Дальней Страны. Письмо будет оглашено на всех площадях, его текст не будет скрыт от народа! Но наш мудрый Император, предупреждая о смутьянах, которые могут сомневаться в смысле прочитанного, ссылаясь на великого мудреца, сообщает:
«Всякое сильное направление односторонне; оно приближается к направлению прямой линии и, подобно последней, исключительно, т.е. оно не соприкасается с многими другими направлениями, как это делают слабые партии и натуры в их волнообразном движении из стороны в сторону; поэтому надо простить и филологам, что они односторонни. Восстановление и очищение текстов наряду с их объяснением, в течении веков выполняемое одним цехом, дало наконец теперь возможность открыть верные методы: (прошлое) было не способно к строго филологическому объяснению, т.е. к простому желанию понимать то, что говорит автор; найти эти методы было настоящим делом, которое не стоит оценивать слишком низко! Вся наука приобрела непрерывность и устойчивость лишь благодаря тому, что достигло совершенства искусство правильно читать….»(14)
Из заявления Императора следует, что благородному Теночтитланцу следует владеть искусством правильного прочтения текстов, т.е. видеть в тексте только то, что не перечет основам государства, морали и демократическим ценностям. Нужно «понять то, что говорит автор» - но понять желательно правильно, сделать верное умозаключение, исходя из общепринятых умозаключений. Развивая данную мысль, Император заявляет:
«Искусство умозаключать. Величайший прогресс, которого достигли люди, состоит в том, что они учатся правильно умозаключать. Это не есть нечто естественное, а лишь поздно приобретенное и еще теперь не является господствующим. Ложное умозаключение в более старые времена есть правило; и мифологии всех народов, их магии и их суеверия, их право суть неисчерпаемое хранилище памятников, доказывающих это положение»(15)
На основе частного ложного умозаключения могут возникать всякие иллюзии и ложные ожидания, и что еще хуже, кривотолки и сплетни, которые могут поколебать устои общества, и тем самым привести к нежелательным последствиям. Поэтому Император призывает: читайте только то, что Написано, и только это. Все что тревожит и приводит к инакопрочтению - есть зло. Читайте простые вещи – простые мысли – простые переживания! (хотя, если текст вызывает переживания, он уже сам по себе подозрителен)
Делайте правильные умозаключения, если вам так хочется, делайте общепринятые умозаключения, но знайте и помните, что Вы можете ошибаться. А вот Знающие люди, Наделенные Властью Люди, окруженные советниками – ошибаются редко. Полагайтесь на наши умозаключения – это избавит вас от ответственности и от нежелательных  тревог. Передайте нам эту обязанность. Упростите жизнь. Так сказал Император.

«Это послание проверено на наличие антидемократических и антибожественных высказываний. Оно имеет высокоморальную и гуманистическую ценность, направленно на защиту Свободы, Демократии и Так Далее и носит обязательно рекомендательный Характер»(16)

Сделайте правильное умозаключение
Правильное умо-заключение
Умо-заключение
Заключение ума.



                В Городе


«Послание императору Ацтеков и правителю города Теночтитлан, Ахуисотльсину.
От кого – это не важно. Мое имя все равно тебе ничего не скажет, а вот мои новости тебе расскажут о многом. Приблизительно давно мы разбили твои войска, о Император, на твоей же (как ты уверен) территории. Пользуясь нашей удаленностью и пленением Генерала, мы писали тебе ложные послания, которые Ты, в свою очередь, одевал в свою ложь и отдавал своему народу. Мы водили тебя за нос, Император. Ты водишь всех за нос, Император. Граждане водят себя за нос, Император.
Но Генерал мертв, войска разбиты, нам наскучило, и мы открываем правду (хотя уверены, что она вскоре изменится). Присылайте новые войска, их постигнет та же участь – все устают. Помощи вам ждать не от куда, даже от вашего хваленого бога из-за Восточного моря.
Наследник мертв!

                Писано в 20 году
                Правления имп. Ахуисотля,
                20-го месяца, дня Движения»






Очень приятно, когда восходит Солнце, а в руках бьется еще теплое сердце жертвы. Не первое и не последнее сердце жертвы. Бесконечное сердце жертвы.

Самое прекрасное, это невысказанное.

Самое величественное, это коронация Императора.

Несмотря на ранний час, дворец блистательного Ахуисотля гудел, самое прекрасное, это жизнь во дворце.
-Всех казнить! Вырвать языки, выжечь глаза! Сломать руки и ноги! Подождите, подождите, что это за картина? Нука, нука, покажите ее, ничего!, оставьте ее здесь. Отрезать уши и носы! Я в гневе. 
Император был в гневе, его опозорили и оскорбили, но утомившись от вида казненных, пнув чью-то отрезанную руку, Император успокоился. Уходя в свой Тронный зал, он приказал убрать трупы казненных, а их имущество раздать бездомным детишкам.
Гуманность – один из столпов нашего общества, так считал Император.
-А вот и кольцо! удивленно воскликнул правитель Теночтитлана, садясь на трон. Подняв янтарную вещичку с пола, повертев  в руках, он выкинул ее в окно. Дело в том, что кольцо было бессмысленно, как впрочем, и кости черепахи, и мертвый наследник и все остальное.
-Но все можно наделить смыслом, Император, любую вещь можно наделить смыслом, и в конце концов мысли о бессмысленности станут сами бессмысленны.
-Скажи Философ, а в чем смысл бессмысленности… Стража! Позвать ко мне Философа и Главную Жену.
После нового послания, дни двигались медленно и нудно. Народ ждал. Рынок ждал.
Философ и Жена ждали.
-Войдите мои придворные. Обойдемся без приветствий. Вы наверняка знаете об этом ужасном послании: войска разбиты, боги обруганы, генерал убит. Народ волнуется, он требует заявления, но что мне сказать, как мне оправдаться? Что вы скажите?
-Любое событие, даже убежавшее молоко можно трактовать по-разному. Главное верить, верить в то, что и как трактуешь, а все остальное само обретет смысл, правду, логическое обоснование и все то, что так любят люди. Минимум использованных слов порождают максимум возможных умозаключений. Дай народу то, во что сам искренне веришь – и тебе поверят, а все остальное приложиться.
-Но они же хотят правду, люди требуют правду!
-О мой супруг, философ прав. А что до правды, то вспомни, когда наш наследник был маленьким, он очень хотел настоящий меч, но мы ведь его не давали.
-Ну, правильно, он ведь мог пораниться!
-А он все просил и просил, и тогда мы дали ему деревянный меч, говоря, что это самый настоящий и самый ценный. Так и с правдой, дай им настоящую правду, и они завопят что: «это не про нас, это про других». Дай им то, что они на самом деле хотят – веру в свою непобедимость, избранность и священную миссию.
-Хорошо говоришь, Жена, но хотелось бы по конкретнее получить совет. Вот вам задание, подумайте и дайте мне ответ достойный Императора. Удалитесь.
Заметно повеселев после слов своих слуг, Император принялся обдумывать свой завтрак, затем вдруг соскочил с трона и бросился во двор, искать янтарное кольцо в форме змеи.
Появился смысл, да и вещичка красивая.

«Как любил говорить один мой знакомый палач: «Лучше поздно, чем никогда». Его казнили. Но умный был человек, цветы любил, птичек разных…, но все-таки «лучше поздно, чем никогда». По ходу дела Теночтитлан вписался в эту фразу, ему утерли нос, де еще как! Но мы люди государственные, подневольные, из кожи вон лезем, поддерживая иллюзии типа свободы, равенства (самое смешное слово), народовластия, гуманизм – короче всего того, чем так любят забавляться примерные и законопослушные граждане. Вернусь, все же, к сути дела: нам утерли нос, войска разбиты, притом неизвестно кем. Святые мифы поруганы, Император трепещет, народ ропщет!
Структура усложняется, и как следствие, энтропия возрастает – цены растут, народ недоволен, соседи осмелели, и все это приводит к хаосу. Выход есть один – свести всю информацию к простому числу, упростить структуру. Но как?
Вполне возможно, что ответ найдется в письме, этом плевке.
Во-первых, нападать они не собираются, если бы хотели, то сделали бы это уже давно.
Во-вторых, если бы не «скука», они бы еще долго морочили нам голову. Здесь есть за что уцепиться.
В-третьих, они прекрасно знают, что нам неоткуда ждать помощи. У нас нет друзей, только партнеры, а это дело такое. Сегодня партнерство выгодно, а завтра…
И последнее, они открыто насмехаются над нашими богами, что так же можно использовать. Следовательно, исходя из II-ой Энциклики Императора к народу о «Искусстве читать и умозаключать», два этих факта можно использовать.

Им стало скучно, что за этим может стоять? Претензия на достижение цели? Одно из возможных объяснений скуки – это страх перед действием, неуверенность в своих силах. Защита такая – «скучно нам!». А вполне возможно, что наши враги как мы сами, понимают, что если они уничтожат нас, своих врагов, то они сами окажутся в опасности – общий враг сплачивает! И за этим «скучно» стоит желание оставить все как есть: они наша опасность, а мы их опасность.

Второй пункт: краеугольным камнем нашей государственности является вера – мы верим, что боги придут из-за моря! Чем цивилизованней становится наше общество, тем более упорядочиваются отношения между религией (что равно верой)  и обществом. Уже само по себе разделение религии и общества замечательно – религия не вмешивается в жизнь общества, общество в жизнь религии. Мы чтим богов – как традицию и средство утешения. Притом надо отметить, что религия вполне удачно вписывается в рыночные отношения – купцы и жрецы друг друга прекрасно понимают. Нет, не то чтобы мы атеисты: храмы всегда полны, богов чтят, им носят жертвы и все такое – но власть богов заканчивается там, где начинается частная собственность, права и обязанности человека (напоминать об обязанностях считается признаком дурного тона – фи!).
В существование богов, конечно, верят, что бы там не говорила наука, жизненный повседневный опыт нормального, рационально мыслящего существа и логические доказательства. В богов, конечно же, верят, хотя все-таки мало ли…? Исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что религия  является органической составляющей нашего общества, культуры, цивилизации – и глумление над ней это глумление над всеми выше перечисленными институтами, т.е. над нами. Этого нельзя простить – вот что нужно сказать Императору»(18)

Не то чтобы в это же время, но почти.
-Вот, ноготь сломала, что теперь будет!

Что может сделать простая глупая женщина? Все что угодно. А сделать надо не «все что угодно», но  нечто конкретное, дать совет императору.
Задачка, заданная письмом, конечно, не самая легкая, но простая глупая женщина что-нибудь придумает....

Спустя «не то что бы в это же время, но почти»
-Ответ, приходящий на ум не то что бы печальный, но радоваться не приходиться.


                Дворец Тысячи Комнат



Император в знак траура забыт подданными.

-Хотелось бы узнать ваш ответ, верные мои советники, что мне сказать трепетно ожидающему народу. И где, в конце концов, мой сын?
-Генерал Ицчемаль, наследный принц Илхуитепек, погиб! И я не буду говорить, кто его послал в этот поход.
-А кто его послал в этот поход, жена?! Кто его мог остановить от этого похода! «Я должен действовать! Я хочу экстремальных действий – больше жизни. Война с врагами, вот что мне надо. Славы! Славы!»
-Да Император, тут можно сказать только об одном:
“Речь идет о безудержном стремлении к славе. Когда жизнь утрачивает смысл, когда отношения и с самим собой лишены определенной уверенности, слава становится одним из средств, способных избавить человека от сомнений”
-Ну все, хватит о моем сыне, сейчас важнее другое, что сказать народу! Говори Философ.
-Я думаю, что враг не будет с нами воевать, а так как наши силы сейчас слабы, то и нам не следует этого делать, по крайней мере, самим. На это есть союзники. Но это не есть главное, главное в наших святынях. Надеюсь, Император без лишних иллюзий смотрит на мир и на мифы. Может к нам кто-нибудь и приплывет, но не будем принимать данное утверждение за неоспоримый факт. Военная катастрофа приведет к большим бедам, но культурная к хаосу – вот чего надо избегать любой ценой. Народу надо дать уверенность в избранности и величии. А то, что враг насмехается – так это из страха.
Вся сила нашей культуры в иллюзиях, они бессмертны и самообновляемы, народ невозможно лишить иллюзий вообще, но если такое происходит, то нужно срочно дать людям нечто….
-Достаточно Философ, я понял твою мысль, а что скажет моя жена, мать-скорбящая?
-Очень редко приходят простые и нужные мысли, и эти моменты надо ловить. Я вот что подумала, вся эта кутерьма толкает меня на одно – сесть, и как тот принц из Индии, посмотреть на мир с легкой полуулыбкой. Что он там себе улыбается?  Тайна! А предположений эта улыбка порождает много. Что касаемо твоего вопроса, муж, то я ничего не скажу, так как любое твое действие ничего не изменит.
-Так, так, так, все ударились в идеализм и мистицизм. Ну что ж, я дам народу послание – мне его нашептали боги!



                За Городом



Рыночная площадь. Торговые ряды. Люди. Место для сообщения готово.
Занавес!
-Сообщение Императора.
“….Кецалькоатль вступает в борьбу с Тескатлипокой. Соблазненный Тескатлипокой, который однажды явился в Таллан, старый бог нарушает свой же запрет, будучи опьяненным, он вступает в преступную связь со своей сестрой. Протрезвившись, Кецалькоатль понимает, что он натворил, и чтоб очиститься, удаляется в добровольное изгнание на край мира, за Восточное море, в страну Тлиллан – Тлапаллан. Но, уходя, он обещал через некоторое время вернуться в Великой Лодке”(19) . Когда он появиться, он покорит всех врагов Теночтитлана.

«Самое приятное для униженных и оскорбленных, это верить в отмщение, верить, что месть свершиться рано или поздно, этот факт не может не вдохновлять. А знание того, что за тебя будут мстить высшие силы, вдохновляет еще больше, сразу приходит успокоение и уверенность, что твое дело правое….
Слова, слова – слова в последнее время становятся лишенными смысла.
        “Есть, но не скажешь, что есть.
         Нет, но не скажешь, что нет”(20)
В послании Императора так много слов, но что они означают, ведь буквально у каждого слова есть свой смысл. Площадь этого, конечно, не поймет, в этом есть чья-то ирония. У площади свое понимание – «Идолы рынка» правят на площади….

Вчера я рылся в Императорских архивах и заметил интересный феномен, оказывается, что все книги, так или иначе, повторяют друг друга. Странно, загадочно и непостижимо, но в разные года, в разных местах могут находиться сочинения буквально с повторяющемся смыслом. Главное между ними нет связи. «Не убей!» оказывается, сказано на разные лады в разных странах  и временах – хотя толку мало. Не помню у кого, но мысли сходятся.
Вот у меня вопрос и возникает, зачем я Императору, если все уже сказано, написано и забыто? Мои мысли не новы и будут забыты. Может совершить «Философское самоубийство» как будет советовать один буйный француз?
И почему на ум приходят несчастные грабли, на которые много раз наступали….

Нет, я не нужен Теночтитлану, советы мои не слушают, письма мои забывают.
Надо уйти».


Посмертные записи придворного философа из Тескоко
Тламатинкоатля.

Философ ушел из жизни неизвестно где, неизвестно когда, но факт его смерти не вызывает сомнения. Это единственный факт!




                Послесловие


Уважаемые ученые историки и просто любознательные читатели. При помощи ученых-археологов в наши руки попал замечательный образец ацтекской литературы, а так же исторический документ. Перед Вами находится перевод данного манускрипта, осуществленный в Краковском Университете под моим руководством. Мы пытались, как можно точнее донести смысл текста, хотя нужно отметить, что некоторые места Хроник не поддаются дешифровке, что-то утеряно, но все же общий смысл сохранился.
Для людей не знакомых с историей Древней Мексики поясню: события происходят, как нам удалось выяснить, в начальный период правления «императора» Ахуисотля, приблизительно в 1486-89 годах. Замечу, что где-то через 30-35 лет после этих событий из-за Восточного моря (Атлантический океан) прибыли боги на Больших Лодках. Ацтеки верили, что их бог носит бороду – пришельцы то же были с бородами, боги покарали всех врагов Теночтитлана – империя Ацтеков и самый населенный город в XVI веке, Теночтитлан, были полностью уничтожены в течение какого-то десятилетия.
Боги пришли, месть свершилась.




                Д-р С. Ипсе.
                Краковский Университет.
                Польша.







                Список сносок




 1. Б. Паскаль «Дивертисмнен»
 2. Ж - П. Сартр  «Экзистенциализм и гуманность»
 3. М. Хайдеггер «Бытие и время»
 4. Конфуций
 5. Там же
6. Там же
 7. Там же
 8. Там же
 9. Ф. Ницше «Человеческое, слишком человеческое»
 10. Д. Оруэлл «1984»
 11. Там же
 12. Ф. Хейнман «Экзистенциализм: жив или мертв»
 13. Ф. Ницше «Человеческое, слишком человеческое»
 14. Там же
 15. Там же
 16. Организация по защите Свободы и Демократии граждан Теночтитлана»
 17. Из дневниковых записей философа
 18. С. Кьеркегор.
 19. БЭС. 1998г. Москва.
 20 Минамото-но Санэтомо. Японская Средневековая поэзия.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.