Кьеркегор о природе женщины
Это «бытие» женщины (слово «существование» слишком широкое понятие, так как она не существует сама по себе и для себя) лучше всего назвать «благоухающей прелестью» жен-ского существа: выражение это вызывает представление о растительном царстве, а женщина ведь вообще похожа на цветок, как любят говорить поэты, в ней даже духовное ее содержа-ние растет, развертывается, как почка растения. Она всецело подчинена определению, при-сущему самой природе, и свободна только в эстетическом смысле, в действительном же
смысле становится свободной лишь тогда, когда освободит ее своей любовью мужчина. И если только он влюблен в нее, как следует, не может быть и речи о выборе с ее стороны. Это не значит, впрочем, что женщина совсем не выбирает, и она выбирает отчасти, но нельзя же представить себе, что этот выбор является результатом долгого обсуждения, подобный вы-бор был бы не женственным. Оттого получить отказ от женщины — позор для мужчины, это значит, что он возмечтал о себе слишком много, вздумал освободить женщину и не сумел. В самих отношениях между мужчиной и женщиной, с момента ее освобождения его любовью, кроется, однако, глубокая ирония. То, что существует лишь для другого, получает вдруг пре-обладающее значение: мужчина признается в любви — женщина выбирает; женщина по са-мому существу своему есть лицо побежденное, мужчина же — победитель, и тем не менее победитель преклоняется пред побежденной... И все-таки, все это, в сущности, настолько естественно, что надо быть очень грубым, глупым и ничего не смыслящим в делах любви, чтобы вздумать игнорировать то, что раз навсегда установилось так, а не иначе. В основе та-ких отношений лежит глубокая причина: женщина ведь непосредственное бытие, мужчина — размышление, потому она и не выбирает сама по себе; она может выбирать лишь тогда, когда мужчина уже признается ей в своей любви. Таким образом, объяснение со стороны мужчины — вопрос, выбор женщины — лишь ответ на этот вопрос, так что, если в одном отношении мужчина стоит, пожалуй, выше женщины, зато в другом — бесконечно ниже.
Итак, самая сущность бытия женщины для другого состоит в ее чистой девственности, по-следняя же, как сжатию, понятие отвлеченное и становится действительностью лишь тогда, когда отдается другому, т.е. перестает существовать, исполняя свое назначение. Если же она захочет проявиться в жизни в какой-нибудь другой форме, то единственно возможной явля-ется в таком случае форма прямо противоположная: абсолютная неприступность. Но эта же самая противоположность доказывает, что существование женщины —«бытие для другого». Диаметральная противоположность тому, чтобы отдаться всецело, есть полная девственная неприступность, которая в своем истинном значении существовала лишь в виде отвлеченно-го понятия, не поддающегося никаким объяснениям и представлениям, но зато и не перехо-дящего в жизнь. Если такая девственность пойдет дальше, то проявится она уже в форме от-влеченной жестокости, которая представляет собою карикатурную крайность истинной дев-ственной неприступности. Этим объясняется, почему мужчина никогда не может быть так бессознательно жесток, как девушка. В мифах, народных сказаниях и легендах — везде, где только изображается стихийная сила, не знающая пощады в своей бессознательной жестоко-сти, она олицетворяется девственным существом. Сколько, например, бессознательной жес-токости в рассказах о девушках, которые безжалостно дают погибнуть своим женихам! Ка-кой-то сказочный «Синяя Борода» убивал своих жен на другой же день после свадьбы, но ему ведь не доставляло наслаждения убивать их — напротив, наслаждение уже предшество-вало убийству; жестокость совершалась, следовательно, не ради самой жестокости, а вслед-ствие особых причин. Возьмем затем Дон Жуана. Он обольщает девушек и бросает их. но и для него наслаждение не в том, чтобы бросить, а в том, чтобы обольстить — и здесь нет при-знаков упомянутой отвлеченной, девственной жестокости.
Словом, чем больше я думаю о существе женщины, тем более убеждаюсь, что моя практика вполне гармонирует с моей теорией. Практика моя основана на убеждении, что женщина есть «бытие для другого». Поэтому минута приобретает здесь бесконечное значение: «бытие для другого» исчерпывается одной минутой. Может пройти много или мало времени, преж-де чем минута эта настанет, но раз она настала — абсолютное бытие прекращается, перехо-дя лишь в относительное, а затем и конец всему! Я знаю, мужья много говорят о том, чтго женщина есть «бытие для другого» в высшем смысле, что она для них — все в продолжение всей ид совместной жизни. Что ж? Приходится простить этим добрым людям их заблужде-ние, хотя, правду сказать, я думаю, что они, утверждая это, только отводят глаза друг другу. Во всяком обществе существуют ведь известные установленные обычаи, в особенности же известные «обманы»; к последним относится, между прочим, и этот взаимный отвод глаз. Уморить минуту, понять, что она настала, впрочем, не легкая задача, и нечего удивляться, если профаны навязывают себе, благодаря тугому соображению, скуку на целую жизнь. Ми-нут — все, и в эту минуту женщина также — все; последствий я вообще не признаю. Мало того, одного из таких последствий, детей, я (хоть и считаю себя последовательным мыслите-лем) даже представить себе не могу, не понимаю даже возможности его — для этого, веро-ятно, нужно быть женатым.
Вчера мы с Корделией были в гостях в одном знаковом семействе, живущем на даче. Обще-ство почти все время проводило в саду, занимаясь различными играми. Играли. между про-чим, в серсо. Я воспользовался случаем занять место одного господина, игравшего с Корде-лией. Какую бездну женственности и грации проявила она в бессознательном увлечении иг-рой. Какая чудная гармония отражалась во всех ее движениях, воздушных и легких, как тан-цы эльфов при лунном свете! Какая смелость, энергия, какой вызывающий взгляд! Самая сущность этой игры кольцами представляла для меня особенный интерес. Корделия же, по-видимому, не догадывалась об этом, и вскользь брошенный мною одному из партнеров на-мек на прекрасный обычай обмениваться кольцами поразил ее как молния. С этой минуты игра осветилась каким-то особенным внутренним светом, получила глубокое значение... для нас обоих. Энергия самой Корделии все разгоралась... Вот наконец я схватил оба кольца и немного подержал их оба на своей палке, разговаривая с окружающими... Она поняла эту паузу. Я перебросил кольца к ней, она схватила их и как бы невзначай взметнула оба сразу прямо вверх, так что они разлетелись в разные стороны и мне нельзя было поймать их. Дви-жение это сопровождал взгляд, полный безграничной отваги.
Рассказывают об одном французском солдате, участвовавшем в походе на Россию, которо-му надо было ампутировать ногу вследствие гангрены: когда мучительная операция окончи-лась, он схватил ногу за ступню и... подбросил ее вверх с криком: «Vive fEmpereur!». Такой же вдохновенный порыв охватил и ее, когда, прекрасная и торжественная, бросив оба кольца вверх, она воскликнула про себя: «Да здравствует любовь!»... Я счел одинаково рискованным и последовать за ней в этом сверхъестественном разбеге ее души, и предоставить ей увлечься этим душевным движением одной: за таким сильным возбуждением следует обыкновенно упадок душевных сил. Потому я счел за лучшее успокоить ее своим равнодушным видом, притворяясь, что ничего не заметил и не понял, и игра продолжалась... Подобный образ дей-ствий придаст ее силам еще большую упругость.
***
Если бы в наше время возможно было ожидать сочувствия к подобного рода исследовани-ям, я назначил бы премию человеку, сумеющему ответить на вопрос: кто, с эстетической точки зрения, более целомудрен — молодая девушка или новобрачная, несведущая или све-дущая, и кому из них можно предоставить поэтому большую свободу? ...Но, увы. Подобные вопросы не занимают никого в наш серьезный век. Вот в Древней Греции такое исследова-ние возбудило бы всеобщее внимание, взволновало бы все государство, особенно — самих молодых девушек и женщин.
В жизни замужней женщины есть две эпохи, когда она бывает интересна,— в самой первой молодости и затем мной» лет спустя, когда сделается гораздо старше. Есть, впрочем. в ее жизни минута, когда она бывает милее, прелестнее молодой девушки, внушает к себе боль-шее уважение. К сожалению, такая минута случается в действительной жизни очень редко, место ей скорее в воображении... Представьте себе женщину — молодую, цветущую, пыш-ную... Она держит в руках ребенка, в созерцание которого ушла всей душой. Это самая чуд-ная картина, для которой только может дать сюжет действительная жизнь,— это какой-то поэтический миф! Но поэтому его и нужно видеть лишь в художественном изображении, а не в действительности. На этой картине не должно быть других «фигур, никаких декораций — все это только мешает впечатлению. В церкви, при крестинах, например, часто можно встретить мать с ребенком на руках, но окружающая обстановка, не говоря уже о раздра-жающем крике ребенка и о беспокойных лицах родителей, встревоженных мыслью о буду-щем крикуна, сводит впечатление к нулю... Особенно мешает в этом случае присутствие от-ца — один вид его уничтожает почти всякую иллюзию, а как увидишь затем (страшно ска-зать даже) целое войско кумовей и кумушек — что же останется тогда?! Картина же матери с ребенком на руках, рисуемая воображением, прелестна, и, случись мне наблюдать ее в дей-ствительности, признаюсь, у меня не хватило бы ни духу, ни безумной дерзости отважиться на эротическое нападение — я был бы обезоружен...
Свидетельство о публикации №202013000038