Выборы как феномен городской жизни
- Дмитрий Владимирович! Только что стартовала компания по выборам в депутаты городской Думы и областного Законодательного Собрания. Окончательные результаты мы будем подводить только в конце марта. Но мне бы хотелось поговорить об этих выборах не столько с точки зрения каких-либо прогнозов, а немного приподняться и посмотреть на это крупное мероприятие как на уже ставший традиционным феномен нашей городской жизни. Как на способ изменения сложившейся конфигурации политических сил в Череповце, как на определенную форму экономического и социального поведения различных профессиональных групп и сообществ города, как на механизм воспроизводства старых и появления новых социальных и выборных технологий, как на бизнес – своеобразный локальный рынок идей, личностей, их политических, экономических и социальных программ, наконец. Вот для затравки: интересен нынешний феномен выдвижения в политические деятели журналистов. Раньше я что-то такого просто и не припомню.
- На федеральном уровне это уже было – вспомним «взглядовцев» в Верховном Совете, Невзорова в Госдуме и др. Профессия журналиста, как я ее понимаю, связана, прежде всего, с обработкой различной социальной информации. Человек, который много лет находится внутри этого потока, с течением времени начинает ощущать, что знает узловые проблемы городской и областной жизни, хорошо понимает все связанные с ними подводные течения, ориентируется в среде основных игроков и групп влияния на этом поле, получает доступ к эксклюзивной информации, недоступной простым смертным, приобретает определенный нематериальный общественный вес. А вес, как показывает опыт, вполне может конвертироваться в ощутимый политический статус. Почему же в определенный момент журналисту, который имеет столь уникальный ресурс, не может прийти в голову идея подняться по социальной лестнице немного выше? Решить, что он вполне готов не только комментировать, но и принимать серьезные решения?
В нашей конкретной ситуации мы ведь еще и имеем дело с журналистами, принадлежащими к разным поколениям, имеющими разный профессиональный и жизненный опыт, возможно диаметральные взгляды на жизнь, находящимися в совершенно различной предвыборной ситуации. Специфика журналисткой деятельности их объединяет, а все остальное разводит по различным «углам», предвыборным ориентациям и блокам.
- Если брать все предшествующие предвыборные компании, начиная с конца 80-х годов, то нетрудно, например, заметить одну генеральную линию их развития. Если в те годы они были, несмотря на низкий профессионализм почти всех участников, все-таки демократическими по существу (народу хотелось почувствовать – что же такое демократия!), то в дальнейшем они резко коммерциализировались. Какие бы еще линии движения в истории городских и областных выборов вы бы отметили?
- Те же, что и для российских вообще. Выборы в законодательные органы власти пока в России пользуются значительно меньшей популярностью, чем выборы исполнительных органов власти. В сознании избирателей укреплена идея, что реально, стратегически могут влиять на экономические и социальные процессы только те, кто обладает персональными рычагами власти: президент, губернатор, мэр города. Печальный и несправедливый образ законодателей – «ничего не решающие болтуны». Хотя, если разобраться, чем они должны заниматься? Обсуждать существующие проблемы, искать причины их возникновения, предлагать варианты решения. Основной инструмент, которым они при этом пользуются – принятие различных законодательных актов, контроль за расходованием финансовых средств и иных ресурсов.
- Надо полагать, что если нынешние выборы по своему статусу чисто представительские, то они рискуют как бы пройти мимо избирателя?
- Пока все проведенные опросы свидетельствуют именно об этом. Предстоящие выборы интересом потенциальных избирателей пока не пользуются. И есть риск, что они вообще будут сорваны из-за недостаточной явки. Помните, с каким трудом были проведены в городе выборы 94 года – избирательной комиссии и аппарату мэра пришлось изрядно потрудиться, чтобы явка на повторные выборы перевалила через нужный 25 процентный барьер. Газеты тогда еще насмехались над неудачливыми кандидатами «первой волны»: «Ваша песня хороша, начинай сначала!»
- Хорошо! Давайте попробуем теперь разобраться с основными мотивами участия в выборах различных профессиональных групп и сообществ, общественных и политических сил. Мне кажется, из этого анализа можно вынести массу интересных наблюдений.
- Основной ведущий мотив все возможных участников этого процесса, наверное, такой же, как и в предыдущие годы. «Попадание» в число депутатов городской Думы и Законодательного собрания необходимо этим группам для лоббирования отраслевых интересов. Например, участие в выборах представителей бюджетной сферы: медиков, образования, связано с тем, что в отличие от промышленных групп единственный, по существу, источник их существования – бюджет. И «верхушка», лидеры этих своеобразных профессиональных «кланов» города, представленных, например, Ассоциацией городских медицинских учреждений, считают начавшуюся избирательную кампанию, важным, если не важнейшим для выживания и развития сферы мероприятием.
- Но, посмотрите, выборы совершенно игнорируют представители культуры и спорта? Они что, лучше живут, чем медики и учителя?
- Скажем так, пока представители этой сферы городской жизни своего окончательного слова еще не сказали.
- Но ведь и в прошлые избирательные кампании они были достаточно пассивны. Следовательно?!… Но вспомним первые избирательные кампании, тот же «Культурный фронт». Может быть, степень мотивации участия в выборах внутри этих сообществ недостаточно велика на сегодняшний момент?
- Не думаю. Мне кажется, что «культурники» сейчас слишком раздроблены, не консолидированы как одна профессиональная корпорация: есть «музейщики», «библиотекари», работники дворцов и домов культуры, музыкальных школ и т.д. Это достаточно обособленные друг от друга группы.
- То же самое, видимо, касается и предпринимателей. Их избирательная активность не так уж и высока и весьма разрознена.
- Можно сказать, что эта группа населения города еще не совсем осознала уникальность своих интересов, отличие от всех остальных слоев населения. Не состоялась пока как класс, способный целенаправленно и последовательно бороться за свои интересы.
- Вспомним хотя бы недавний эпизод с конфликтом на вещевом рынке. Казалось бы, на волне протеста должны появиться политические лозунги, лидеры, их персонифицирующие. Но ничего подобного не произошло! А каковы интересы наших промышленных «монстров»? В чем они заключаются?
- Безусловно, интересы крупных промышленных предприятий на предстоящих выборах проявятся. Ведь они основные налогоплательщики и им небезразлично как расходуются заработанные ими средства. Кроме того, и городская Дума и Законодательное собрание имеют возможности определенного влияния на изменение величины налоговых ставок и т.п. Другое дело, что, например, та же «Северсталь» уже не стремится непременно завоевать все депутатские места в представительных органах. На этот раз она предпочитает договариваться с другими группами горожан, с иными предвыборными блоками, учитывает их интересы, делит сферы влияния. Интересен феномен участия в избирательном процессе нового директора АО «Аммофос». Он ведь по происхождению, как принято говорить, «варяг». И желание стать депутатом важный знаковый момент, означает, что он хочет укорениться в политической и экономической жизни региона. С другой стороны, участие промышленных предприятий в региональном политическом процессе, это еще и стремление «держать руку на пульсе», отслеживать и прогнозировать этот процесс.
- Кроме всех перечисленных групп, есть еще выдвиженцы от общественных организаций и политических сил.
- Здесь, традиционно, активны коммунисты и ЛДПР. Первые, скорее всего, выставят своих кандидатов по многим округам, а вторые – по нескольким. Есть еще третья серьезная политическая сила – партия «Единство». Но она своих кандидатов, скорее всего, выставлять не будет, а поддержит кандидатов из уже «проявившихся» лиц. Нетрудно предположить активное участие в выборном процессе представителей таких общественных организаций, как «Пенсионер», с темой ЖКХ, как ведущей. Есть еще неформальные кандидаты в депутаты, которые идут на выборы, как бы от себя и никого не представляют. Это, что называется, «Клуб любителей выборов». В Череповце есть лица, для которых участие в предвыборных кампаниях является своеобразным тонизирующим жизненные силы событием или, даже, хобби.
- Раз вы говорите, что степень явки избирателей ожидается достаточно невысокой, нетрудно предположить, что среди тех, кто придет на избирательные участки, будут преобладать пенсионеры. Следовательно, лозунги, которыми будут оперировать кандидаты и их избирательные штабы будут следующие: социальная защита, льготы, снижение коммунальных тарифов. А будут ли среди избирателей представители каких-нибудь других городских слоев?
- С уверенностью можно говорить об участии в выборах части так называемого среднего слоя горожан. Проблемы, которые интересуют их, другие, чем у пенсионеров: городское развитие, оптимизация существующей социальной среды, архитектура, воспитание, образование, молодежь, занятие бизнесом и другие. При малой явке избирателей голос этой группы будет весьма заметным. Но основная борьба, все же, развернется за голоса пенсионеров, традиционный электорат коммунистов. Чтобы обойти их, другим участникам выборов, надо очень хорошо подумать и над психологией старшего поколения, и над аргументацией, и над способами своеобразного «торга» за искомые голоса.
- Выборы в Череповце – это еще и бизнес. Помимо того, что кто-то непосредственно принимает участие в выборах, есть еще круг организаций и отдельных лиц – своеобразных операторов этого специфического рынка, которые обеспечивают на не бесплатной основе кандидатов различными уникальными ресурсами, которые те считают важными для достижения успеха. Есть «операторы» этого рынка, которые работают довольно давно и способны не только предоставить профессиональные услуги, но и «растрясти кошельки кандидатов по полной программе». Но есть и новички. Особенно в тех «нишах», которые являются вообще новыми в избирательных гонках. Эта среда тоже становится все более конкурентной, а, следовательно, жесткой. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Ясно, что выборы это еще и избирательные фонды, а, следовательно, деньги. Законом устанавливаются «потолки» этих фондов, но, как правило, декларируемые кандидатами и их штабами цифры значительно ниже допустимых. Условно говоря, если 4-5 человек претендует на каждое место в 4 округах по выборам в Законодательное собрание и в 9 городских (то есть 50-65 человек), то при средней смете в 50-100 тыс. рублей (цифры абсолютно условны!), выборы в Череповце переварят 2,5-5 млн. руб. Это без учета бюджетных денег на организацию и проведение выборов. Это неплохой стимул для демонстрации усилий и продажи своей рабочей силы. Поэтому в участии в выборах заинтересованы очень многие: члены избирательных комиссий, СМИ, полиграфисты, «рекламщики», пенсионеры, студенты – сборщики подписей, политические технологи и т.д.
- Кстати, насчет технологий. За 10 лет все приемы и методы борьбы за статус депутата, да и вообще за власть, претерпели серьезные изменения. На что, на какой аспект предвыборных технологий, будут ориентироваться кандидаты и их штабы сейчас?
- Модно сейчас говорить о засилье «черного пиара» на выборах. Мне же кажется, что акцент ведения избирательной борьбы нынче смещается в юридическую сторону. Используя действующее законодательство о выборах, ловя противника на нарушениях, можно нанести ему огромный ущерб, вплоть до снятия его с избирательной гонки задолго до окончания.
Кроме того, важно понять, что сейчас в городе есть уже не так мало людей и организаций, которые могут сказать, что овладели азами ведения грамотных избирательных кампаний и обладают для их осуществления соответствующими ресурсами. Но стандартная схема ведения предвыборной борьбы есть схема, стандарт. А это означает, что победу смогут одержать те, кто более творчески подходит к делу, те, кто являются более креативными, изобретательными, чем их противники.
Еще один отличительный момент этих выборов, что в них могут принять участи команды профессиональных политтехнологов из Москвы и других крупных городов. В Череповце этого до сих пор как-то не практиковалось, а в Вологде – это уже состоявшаяся практика.
Понятно также, что нынешние выборы в определенном смысле промежуточные, экспериментальные. Мы в начале нового избирательного цикла, не за горами, если не случится чего-то сверхординарного, выборы в ГосДуму, выборы губернатора и мэра, а потом и президентские. Сегодня для участников будущих, главных, решающих сражений, очень важно посмотреть существующий расклад сил, их мотивацию, поведение, возможности.
- Ну и последний момент нашей беседы. Я бы хотел обратить ваше внимание на момент огромного влияния всей предвыборной процедуры на личности кандидатов в депутаты. Человек, особенно новичок, вышедший на эту «тропу», словно садиться на раскаленную сковородку. На него и компромат найдут, и обвинят в неизвестно чем. Грубо говоря, «протащат фэйсом об тэйбл». А если еще при этом ты и проиграешь? Неужели люди, зная об этом, готовы рисковать?
- Выборы, развлечение не для слабонервных. Но если человек готов рисковать, значит, это ему зачем-то нужно. Практика показывает, что участие в выборах, победа или поражение - оказывает сильнейшее воздействие на личность бывших кандидатов, изменяет сознание, образ жизни, окружение. Иногда, даже, общую линию жизни. К этому кандидатам тоже нужно быть готовым.
Свидетельство о публикации №202013100089