Неуниформные технологии в образовании как инструмент устойчивого
Образование как процесс предполагает наличие активного элемента (субъекта обучения) — учащегося и пассивного элемента (объекта обучения) — учителя, преподавателя (несмотря на то, что многие работники образования склонны менять эти элементы местами). По разным причинам обычно учащихся больше, чем учителей, а общий объем знаний непомерно велик, что приводит к всё большей специализации объектов и к бурной технологизации образования, которая нередко идет неэффективным, линейным путем (в то время как объем знаний растет нелинейно).
Характерными чертами линейных (униформных) технологий являются следующие:
1) стремление свести количество объектов к единственному в каждый момент времени (смотри в рот учителю!);
2) стремление достичь максимальной однородности группы субъектов (возрастные группы в яслях, садиках и в школах, единоролевые группы в спецклассах и на факультетах вузов).
Вместе с тем, одной из главных черт человека, дарованных ему от рождения, является разномодальность — способность учиться постоянно, воспринимая различные потоки информации со всех сторон, всеми органами чувств и, если можно так выразиться, всеми фибрами своей души и ума. Обреченная на информационный вакуум в замкнутом мирке однородных субъектов, разномодальность приводит, в конце концов, к пагубным психологически и социально последствиям типа неконтролируемых вспышек жестокости, дедовщины в армии, взаимного непонимания отцов и детей, затухания или “замирания” перспективных научных направлений, а также других факторов неустойчивости развития общества.
В последние десятилетия информатика встряхнула общество, принципиально поставив под вопрос униформный подход, поскольку, кроме учителя, в обучение на законном основании вторгся еще один объект процесса познания, обладающий собственной линией человекообразного поведения — компьютер. Сразу оказался отвергнутым пункт 1 униформности, и процесс образования приобрел некоторые черты объемности, что совершенно выдвинуло информатику из ряда других дисциплин, поставив ее на особое и, казалось бы, недосягаемое место.
Вместе с тем, к разряду неожиданных открытий можно отнести результат, который, казалось бы, непосредственно с компьютеризацией не связан: целенаправленный отказ от пункта 2 униформности приводит к еще большей объемности и, следовательно, эффективности образования. Это происходит за счет того, что один и тот же элемент процесса может одновременно являться его субъектом и его объектом. «Коэффициент полезного действия» и коммуникативность (от communicate — сообщать) обучения многократно увеличивается путём целенаправленного формирования принципиально разнородных групп обучаемых. По существу, создаётся модель успешного творческого научного коллектива, где коллеги разных возрастов и разного опыта, эффективно сотрудничая, постоянно обучаются и обучают друг друга. В этическом и социопедагогическом плане можно вспомнить первый бал Наташи Ростовой, на котором присутствовали и непрерывно обменивались информацией все — от 80-летней княгини и до 16-летней девочки. В самом деле, чему можно научиться от постоянно окружающих, «давящих» на тебя сверстников (кроме расписывания стен в подъездах, поджигания кнопок лифта и тому подобных «подвигов»)? Грустно видеть, как генеративное (от generation — поколение — то есть, ориентированное на изоляцию возрастных групп) развитие образования в течение многих десятилетий неизбежно приводит к дегенеративному (от degenerate — вырождаться), неустойчивому развитию общества.
Сейчас активно развиваются и входят в моду дистанционные формы обучения. Не отвергая в целом прогрессивность таких форм, хочется предостеречь от впадения в другую крайность — в «схлопывание» неуниформности, объёмности образовательных технологий в их новую униформность, линейность — разве что с заменой комментария в пункте 1 «смотри в рот учителю» комментарием «смотри в рот компьютеру».
Разработанная автором концепция неуниформных технологий была опробована им и его учениками на кафедре системного анализа и управления Международного университета природы, общества и человека «Дубна», а также в других образовательных учреждениях Дубны (филиал МИРЭА, школа–колледж «Родник», муниципальный лицей №6, муниципальная гимназия № 8 и др.).
Основные идеи неоднократно обсуждались на научных форумах и в литературе, например:
1. Мазный Г.Л. Неуниформные технологии в образовании и концепция устойчивого развития общества // Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Выпуск VII. — М.: МИДА (Московский институт делового администрирования), 2001, с. 95-98.
2. Мазный Г.Л. Субъекты и объекты в поле образования // Реальность и субъект (Санкт–Петербург), 2000, том 4, № 3, с. 83-86.
3. Мазный Г.Л., Власова А.С. Компьютер как инструмент нелинейности в образовании // VI Международная конференция «Экология и здоровье человека. Экологическое образование. Математические модели и информационные технологии». — Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2001, с. 218.
4. Мазный Г.Л. Неуниформные технологии в образовании и место информатики в ряду учебных дисциплин // В сб.: Информационные технологии в образовании. VII Международная конференция-выставка. Секция 1. Содержание и стандарты высшего и среднего образования по информатике. — М.: МИФИ, НПП БИТ про, 1998, с. 46-47.
5. Мазный Г.Л., Власова А.С. Неуниформные технологии и задачный подход в школьной информатике // В сб.: Информатика, образование, экология и здоровье человека. Тезисы докладов V Международной конференции. — Астрахань: изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, ИПЦ “Факел”, 2000, с. 134.
6. Мазный Г.Л. Тезисы к обучению computer sciences в Дубне // Компьютеры в учебном процессе, 2000, №9, с.39-44.
7. Мазный Г.Л., Бараней Л.В., Власова А.С. и др. Опережающее компьютерное образование студента как основной компонент непрерывной информатизации общества // В книге: Математика. Компьютер. Образование. Сб. научных трудов под ред. Г.Ю. Ризниченко — М.: МГУ, 1998, выпуск 5, часть I, с. 43-47.
8. Мазный Г.Л., Черемисина Е.Н. Вместо предисловия: Первый бал Наташи Ростовой или значение неоднородности творческих групп в обучении // Компьютеры в учебном процессе, 1998, №3, с.5-6.
Свидетельство о публикации №202020500098