Зигмунд Фрейд и психоанализ

   Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. в городе Фрейберг в Австро-Венгрии (ныне Пршибор, Чехия). Почти всю свою жизнь Фрейд прожил в Вене. В 17 лет он с отличием закончил гимназию, осенью 1873 г. стал студентом Венского университета. В марте 1876 г. Фрейд получил стипендию, которая позволила ему провести месяц в лаборатории в Триесте, на Адриатическом побережье (в то время Триест принадлежал Австрии). Профессор Карл Клаус, организовавший эту лабораторию, дал задание Фрейду исследовать половую жизнь угря и, в частности, определить, есть ли у самца угря семенники, что науке еще не было известно.
   Далее в Вене Фрейд стал работать в лаборатории Эрнста Вильгельма фон Брюкке (1819 - 1892) (в свое время там стажировался И.М. Сеченов). Он исследовал нервные клетки спинного мозга рыб и продемонстрировал, что они близки к клеткам нервной системы высших животных; также он изучал нервы слюнных желез собак. В 1877 г. появилась первая научная публикация Фрейда, позже он опубликовал еще несколько работ по гистологии, анатомии и неврологии.
   В 1878 г. Фрейд знакомится с врачом Йозефом Брейером, влияние которого на Фрейда и на идеи психоанализа было огромным. В 1881 г. Фрейд сдает экзамены на степень врача и становится доктором медицины.
   В 1884 г. Фрейд изучает действие кокаина и одним из первых открывает его анестезирующее действие. В июле того же года в венском медицинском журнале появляется публикация Фрейда - статья «О коке». В ней автор доказывал полезность применения кокаина не только во врачебной практике, но и в повседневной жизни; уверял, что кокаин не вызывает «абсолютно никакого пристрастия». (Однако в 1887 г. вышла статья Фрейда, где он признает, что кокаин может быть опасным.) В 1885 г. Фрейд становится приват-доцентом Венского университета.
   В 1885 - 1886 гг., благодаря помощи Брюкке, Зигмунд Фрейд работает в клинике Сальпетриере под руководством Ж. Шарко. Шарко исследовал такие болезни, как рассеянный склероз, афазия, сифилис нервной системы и считался одним из лучших неврологов. В область его научных интересов попадала и истерия - заболевание, которое медицина того времени считала лишь «притворством» больных. Однако Шарко эту точку зрения не поддерживал: в частности, он продемонстрировал, как под воздействием гипноза больные истерией воспроизводят симптомы, которые не могут быть объяснены с анатомических позиций. Например, такой неврологический симптом как анестезия может возникать строго по средней линии, разделяя тело на две половины, или изолированно - в кисти руки, что никак не соответствовало анатомическим зонам иннервации. Фрейд понял, что истерия с ее органическими проявлениями является психическим расстройством и требует прежде всего психологического объяснения (вообще, в конце XIX в. истерия была, что называется, «модным» заболеванием (примерно как сейчас - депрессия) и сопровождалась удивительно яркими симптомами (слепота и глухота, например, были полными, паралич совершенно обездвиживал  и т.д.) Шарко приходилось часто сталкиваться с зависимостью нервных заболеваний от сексуальных факторов, поэтому в одной из бесед с молодым Фрейдом он мимоходом заметил, что источник многих симптомов больных неврозами таится в особенностях их половой жизни. Эта мысль глубоко запала в память Фрейда.
   В феврале 1886 г. Фрейд навсегда попрощался с Шарко, а весной вернулся в Вену. В октябре 1887 г. на конгрессе Венского общества врачей он делает доклад о мужской истерии: он рассказал о работах Шарко и сообщил, что истерия - это именно заболевание, а не уловка симулянтов. Венские врачи холодно отнеслись к докладу Фрейда.
   Нервные заболевания в то время лечили разнообразными и дорогостоящими средствами: массажем, гидротерапией, диетой, электротерапией. Фрейд выбрал последнее и около двух лет лечил своих пациентов именно электротерапией.
   На мысль о создании психоанализа Фрейда натолкнула история Берты Паппенгейм, пациентки Брейера, которая упоминалась под именем «Анна О.» в совместной монографии Фрейда и Брейера «Этюды по истерии», вышедшей в 1895 г. и с которой, собственно, и началась карьера Фрейда (помимо случая Анны О. в «Этюды» также вошли описания различных случаев истерии, с которыми Фрейд работал с 1888 по 1893 г.). Впервые Фрейд узнал о Паппенгейм от Брейера в ноябре 1882 г. Болезнь ее, начавшаяся в июле 1880 г. в возрасте двадцати одного года, выражалась в зрительных галлюцинациях и хронической усталости; вскоре после манифестации болезни Паппенгейм парализовало руку и присоединился тяжелый кашель. С декабря 1880 по апрель 1881 г. она пролежала в постели с головными болями, нарушениями зрения, параличом и периодическими изменениями сознания, когда она не могла выражаться грамматически правильно и объяснялась на смеси нескольких языков. Брейер заподозрил органическое заболевание (туберкулезный менингит), но не смог обосновать диагноз и отнес случай Паппенгейм к истерии. Брейер посещал девушку каждый день и обнаружил, что в послеобеденное время она впадает в странное состояние, в которых рассказывала ему о своих фантазиях. Паппенгейм утверждала, что от этих разговоров ей становится лучше, и назвала такое своеобразное лечение «talking cure» (лечение разговорами) или «chimney sweeping» (прочисткой дымовых труб). Брейер заметил, что такое лечение позволяет добиться явного терапевтического эффекта: в частности, у Паппенгейм был симптом, выражающийся в затрудненности глотания воды. Паппенгейм во время «прочистки труб» вспомнила, как одна ее знакомая англичанка позволяла пить своей собачке («отвратительному существу») из стакана. Рассказав про это Брейеру, Паппенгейм избавилась от симптома (см. первую лекцию Фрейда по введению в психоанализ). Фрейд был очень заинтересован этим случаем, тем более, что, в конце концов, правда, через довольно длительное время (подсчитано, что Брейер занимался с ней в общей сложности более тысячи часов) Паппенгейм излечилась. Случай Паппенгейм можно назвать необычным, у него нет аналогов. Ни у одного человека ни до этого, ни после не наблюдалось подобных симптомов. И тем не менее историю Анны О. считали классическим случаем истерии, а ее саму - глубокой невротичкой, управляемой бессознательными силами, которые манипулировали ею и всеми, кто ее окружал (именно она потребовала назначения «лечения разговорами», а не Брейер). Этот случай уникален во всей литературе по истерии. Многие ученые говорят о том, что такая исключительность сводит на нет полезность случая для теории.
   В январе 1893 г. в медицинских журналах Вены и Берлина появилось сообщение Фрейда и Брейера о случае Паппенгейм, где впервые использовался термин «абреакция» - т.е. процесс избавления от неприятных переживаний с помощью «катарсиса» (терапевтического очищения). Статья была посвящена травматическим воспоминаниям, которые подавляются невротическим пациентом. В 1894 г. Фрейд опубликовал статью «Неврозы защиты», в которой утверждал концепцию защитных механизмов как сопротивления неприемлемым для человека идеям, которые вследствие этого подавлялись и уходили в бессознательное. Таким образом разум стал разделяться на отдельные области. Механизм защиты, считал Фрейд, приводится в действие большей частью сексуальными проблемами, так как сексуальная жизнь содержит больше всего неприемлемых идей.
   24 июля 1895 г. считается в истории психоанализа датой перелома. Именно в ночь на 24 июля 1895 г. в пансионе «Бельвью» Фрейду приснился сон, который натолкнул его на мысль о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В истории психоанализа теория сновидений, как писал Фрейд в своих «Лекциях по введению в психоанализ», «занимает особое место, знаменуя собою поворотный пункт; благодаря ей психоанализ сделал шаг от психотерапевтического метода к глубинной психологии. С тех пор теория сновидений является самым характерным и самым своеобразным в этой молодой науке, не имеющим в наших прочих учениях участком целины, отвоеванным у суеверий и мистики». В июне 1900 г. Фрейд в письме к своему другу Флису размышляет, будет ли когда-нибудь висеть на здании пансиона мраморная табличка с надписью: «В этом доме  24 июля 1895 г. доктору Зигмунду Фрейду открылась тайна снов». И действительно, в 1977 г. на месте, где стоял пансион, установили на пьедестале табличку с этим текстом.
   Мысль о том, что неврозы могут иметь сексуальную этиологию оформилась у Фрейда к 1890-м гг. (Поначалу он считал, что подавление половой функции вызывает накопление в организме отравляющих веществ, которые и вызывают симптомы - такие, как несварение желудка, тревога, усталость и т.д.) В марте 1896 г. Фрейд в статье, опубликованной во Франции, впервые применяет изобретенный им термин «психоанализ». Фрейд сделал секс основой своей новой системы и заявил, почему люди заболевают истерией или психоневрозами: все больные в детстве были совращены. Эта теория получила название «теории совращения» (от которой Фрейд позже частично отказался). В «Этюдах по истерии» уже затрагивалась тема совращения малолетних: в частности, Брейер упоминает о двенадцатилетнем мальчике, у которого постоянно болело горло и которому трудно было глотать. Брейер считал, что это истерическая реакция на случай в общественном туалете, когда какой-то мужчина попросил мальчика заняться с ним оральным сексом (в то время совращение малолетних не считалось серьезной проблемой: в Англии инцест был признан преступлением лишь в 1908 г.; что касается изнасилования, то чаще обвиняли жертву, чем насильника. Родители, а точнее, отцы среднего класса, были моральным каркасом общества. Поэтому если между ребенком и взрослым происходило половое сношение, то это считалось отвратительным отклонением, которое старались замалчивать).
   4 ноября 1899 г. в свет вышел фундаментальный труд Фрейда - книга «Толкование сновидений», самый обширный его труд. Книга начинается с обзора научной литературы, затем автор переходит к методам толкования сновидений. Фрейд описывает метод «свободных ассоциаций», направленный на стимулирование «критического самонаблюдения», которое происходит легче, если пациент находится в расслабленном состоянии (отсюда и кушетка, на которой пациент лежит во время сеансов психоанализа). В последней главе книги Фрейд представляет «психологию процессов сна». Сон - это символическое удовлетворение желания, исходящего из бессознательного. Фрейд создал теоретическую основу, которую в последствии изменял, но от которой уже не отказывался: он называл «первичным процессом» бессознательное, «вторичным процессом» - сознательное мышление, которое осознает реальность и необходимость регулировать поведение, в отличие от жадного бессознательного, которое хочет немедленного удовлетворения своих желаний. Противоречия между желаемым и действительным делает психику человека неустойчивой, находящейся в постоянном движении, в состоянии, когда постоянно необходимо осуществлять компромиссы между ее взаимоисключающими силами.
   В книге также впервые затрагивается проблема детских инцестуозных наклонностей и разрабатывается теория т.н. эдипова комплекса, впоследствии ставшая центральной концепцией классического психоанализа. По Фрейду, эдипов комплекс - это форма взаимоотношений, которая складывается между мальчиком на определенной стадии своего психосексуального развития (в возрасте 3 - 5 лет) и его родителями (эдипов треугольник). Мальчик бессознательно желает сексуально обладать своей матерью и устранить отца как своего соперника. Комплекс был назван Фрейдом «эдиповым» по имени мифического царя Эдипа, который женился на матери и убил отца, не ведая, что творит. «Как Эдип, мы живем, не сознавая противоморальных желаний, навязанных нам природой; сознав их, мы все отвратили бы взгляд от эпизодов нашего детства», - писал Фрейд («Толкование сновидений»), подчеркивая, что возникновение эдипова комплекса у ребенка неизбежно и нормально; главная задача мальчика - преодолеть этот комплекс и перейти на следующий этап развития (вопросами психосексуального развития Фрейд занимался более подробно позже). Неразрешенный же эдипов комплекс (фиксация на матери) вызывает невротические расстройства.
   Осенью 1902 г. Фрейд послал открытки четверым врачам с предложением встречаться у него и обсуждать вопросы психоанализа. Этими врачами были: Вильгельм Штекель, Альфред Адлер, Рудольф Райтлер и Макс Кахане. Так организовался первый психоаналитический кружок.
   Процесс психоаналитического лечения к тому времени уже был вполне оформлен: пациент лежит на кушетке, аналитик сидит у изголовья так, чтобы пациент не смог его видеть. Пациент старается говорить как можно более свободно, «о том, что приходит в голову» (метод свободных ассоциаций; в письме к писателю Стефану Цвейгу от 7 февраля 1931 г. Фрейд отметил, что «техника свободных ассоциаций рассматривалась многими как самое важное достижение психоанализа»). По ходу рассказа аналитик замечает, что пациент старается избегать каких-либо тем или, наоборот, возвращается все время к одной и той же теме. Для психоаналитика, в первую очередь, важны: содержание, последовательность и блокировка высказываний. Вытесненные в бессознательное переживания, вызывающие невротические симптомы, выражаются в аналитической беседе символически, поэтому задача психоаналитика понять, что скрывается за тем или иным высказыванием или формой поведения пациента и, когда пациент будет готов, предложить ему их рациональную интерпретацию. Слишком поспешное предложение интерпретации, без всестороннего исследования и подготовки пациента, Фрейд называл «диким психоанализом». После осознания подавленного материала защитные механизмы, удерживающие вытесненные в бессознательное переживания, будут уже не нужны, исчезнет напряжение, неправильное распределение либидо в психическом аппарате и, в конце концов, невротические симптомы. Новые знания, которые получает пациент о себе, содержании своего бессознательного и механизмах, приведших к возникновению невроза, интегрируются в психику пациента - этот процесс происходит автоматически и неизбежно при качественно проведенном психоанализе; Фрейд называл его психосинтезом.
   В психоаналитическом процессе неизбежно у пациента возникает т.н. невроз перенесения (перенос, трансфер, трансференс), т.е. проецирование на аналитика чувств, вызванных в свое время другими значимыми для пациента людьми (в основном, родителями). Неврозом это явление названо потому, что восприятие пациентом аналитика в таком случае неадекватно. Перенос поощряется специально позицией психоаналитика: невмешательством, отстраненностью, закрытостью, нейтральностью, чтобы психоаналитик был как бы зеркалом, в котором пациент отражает и, в конце концов, наблюдает свои чувства. Перенос является формой сопротивления, т.е. бессознательного сопротивления пациента переживаниям, которые для него не приемлемы. Сопротивление выражается и в таких формах, как юмор, молчание пациента, его ошибки (например, опоздания на сеансы) и т.д. и может быть проанализировано с целью выяснения, чему пациент сопротивляется. Существенным в анализе сопротивления является не именно преодоление сопротивления как психологической защиты (т.к. защита необходима), а его осознание. Со стороны психоаналитика может развиваться и проекция чувств, обусловленных его прошлым опытом, на пациента, т.е. контрперенос, который, по Фрейду, недопустим и затрудняет аналитический процесс.
   В 1904 г. отдельным изданием вышел труд Фрейда «Психопатология обыденной жизни» (с 1901 г. отдельные места из него и наброски к нему появлялись в психиатрической периодике), в которой объясняется, что т.н. «ошибочные действия» людей (оговорки, описки, очитки, забывание, неправильные поступки) так же, как и сны, вовсе не бессмысленны, а могут быть рационально объяснены; они являются точным свидетельством противоречий между бессознательным и сознанием. Согласно Фрейду, бессознательное, не зная о морали, стремится проникнуть в повседневную жизнь человека, напоминая ему о темной стороне личности. Если в снах темные мысли подвергаются цензуре, чтобы спящий не обеспокоился и не проснулся, то в дневное время такие мысли могут досаждать нам. (Кстати, в 1950-х гг. наука смогла выделить два вида сна: один - практически лишенный сновидений, второй - перемежающийся с периодами активности мозга, связанной со снами. Эта схема не соответствует теории, согласно которой сновидения - хранители сна. Мы видим сны не для того, чтобы спокойно продолжать спать, а скорее для того, чтобы они нам помогли переработать информацию, накопленную за день.)
   В 1905 г. выходит работа Фрейда «Три очерка по психологии сексуальности». В этих очерках содержатся смелые (для того времени) и всеобъемлющие идеи: к примеру, что гомосексуалисты - не «дегенераты»; что человеку, по всей видимости, присуще бисексуальное влечение; что орально-генитальный контакт - не извращение, как считалось в обывательской среде того времени и т.д. Фрейд также набрасывает психоаналитическую теорию развития: ребенок с возрастом проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется особой организацией либидо - полового влечения и универсальной психической силы. В каждой стадии либидо реализуется через различные эрогенные зоны - оральную, анальную, генитальную. Основная потребность ребенка сразу после рождения - это потребность в питании, поэтому большая часть либидо катектирована (т.е. «привязана» к определенной соматической или психической зоне) в области рта. Рот - первая область (эрогенная зона) организма, раздражение которой приносит удовольствие. Это оральная стадия развития, продолжающаяся до года. В возрасте от 1 до 3 лет особое внимание ребенок сосредоточивает на актах дефекации и уринации, и либидо катектируется в области заднего прохода. Это анальная стадия развития. С трех лет ребенок вступает в фаллическую стадию развития: он впервые обращает внимание на наличие или отсутствие у него пениса. Фрейд считал, что девочка испытывает зависть к пенису и преодоление этой зависти - важная задача ребенка. Мальчик влюбляется в мать, одновременно ревнует и любит отца (эдипов комплекс); девочка - наоборот (комплекс Электры). Выходом из конфликта является отождествление (идентификация) себя с конкурирующим родителем. Так формируется основа морали, внутренние ограничения сексуальных влечений. К 6 годам сексуальность ребенка переключается на учебу, спорт, хобби и т.д. Это - латентная стадия развития. В подростковом периоде сексуальность оживает с новой силой: сначала она проявляется в эротических сновидениях, поллюциях, онанизме, а затем либидо полностью направляется на полового партнера. Это - генитальная стадия развития. Главная задача подростка на этой стадии - полностью преодолеть прегенитальную сексуальность и выбрать сексуальный объект. Неврозы могут развиваться тогда, когда либидо взрослого человека, в норме организующееся вокруг генитальной сферы, возвращается (регрессирует) на более ранние этапы своей организации или не развивается к взрослой форме организации, а остается на более ранних этапах своего развития (фиксация).
   К 1908 г. психоаналитический кружок был довольно многочисленным: в него входило сорок два психоаналитика, в том числе и такие будущие ученые с мировым именем, как Карл Густав Юнг, Отто Ранк, Шандор Ференци, Карл Абрахам, Людвиг Бинсвангер. В апреле 1908 г. в Зальцбурге состоялся первый съезд кружка, который специально для съезда был переименован в Венское психоаналитическое общество.
   В 1909 г. Фрейд получил приглашение прочесть лекции по психоанализу в Кларковском университете в Ворчестере, США. Он прочел их с 7 по 11 сентября, и они легли в основу издания «О психоанализе. Пять лекций» (1910). Психоанализ приобретает мировую популярность и превращается из метода лечения неврозов в общепсихологическое и общефилософское учение. В 1909 г. также начинает выходить международный журнал по психоанализу. В 1911 г. организовано Нью-йоркское психоаналитическое общество. (В настоящее время влияние психоанализа в Америке наиболее велико и 90% американской психотерапии является психоаналитически ориентированной.)
   В последующие годы выходят работы Фрейда «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Из истории одного детского невроза» (1915).
   В январе 1920 г. умерла дочь Фрейда Софи - и эта смерть, как считается, повлияла на решение Фрейда написать книгу «По ту сторону принципа удовольствия», которая вышла в том же году. В ней Фрейд предлагает теорию, согласно которой психика человека руководствуется двумя инстинктами - инстинктом жизни (Эрос, либидо) и инстинктом смерти (Танатос; Фрейд не дал специального названия этому инстинкту, но часто его называют мортидо).
   В апреле 1923 г. появился очерк Фрейда «Я и Оно», последний пересмотр психоаналитической теории личности. Фрейд в этом очерке описал гипотетические инстанции психики. Одна из инстанций, Сверх-Я (Супер-Эго, Super-Ego), исполняет функции совести; она организуется в результате усвоения родительских стереотипов поведения. Я (Эго, Ego) является сознательной частью психики и существует между противоречивыми требованиями Оно (Ид, Id - бессознательная часть психики, источник психической энергии, благодаря которой функционирует весь психический аппарат) и Сверх-Я. Оно руководствуется принципом удовольствия - т.е. требует немедленного удовлетворения своих потребностей. Эго руководствуется принципом реальности и не позволит удовлетворить требования Оно, если это невозможно из-за объективных причин или ограничений, которые ставит Сверх-Я. Для обуздания желаний Оно существуют различные способы перераспределения либидо: сублимация (направление либидо в социально приемлемое русло: творчество, общественная активность и т.д.), подавление и т.д. Для урегулирования интрапсихических конфликтов (т.е. конфликтов между различными психическими инстанциями) существует большое количество защитных механизмов: например, отрицание (попытка не принимать реальное существование событий, неприемлемых для сознания; такой механизм примитивен, поскольку прямо нарушает реальное восприятие), проекция (бессознательное приписывание другому человеку своих собственных качеств, желаний и т.д.; проекция лежит в основе переноса - важнейшей составляющей психоаналитического лечения), реактивное образование (поведение, противопоставляемое желанию, - когда неприемлемый мотив вытесняется в бессознательное, а в сознании заменяется на прямо противоположный: скажем, человек, испытывающий любовь к другому человеку, может бессознательно его ненавидеть и т.д.), рационализация (когда человек якобы разумно объясняет свои неприемлемые для сознания желания и поведение) и т.д. Концепция защитных механизмов разделяется современной психологией и психиатрией. Избыточное использование защитных механизмов считается одной из причин разнообразных психических расстройств. По выражению Фрейда, «Оно - лошадь, Я - всадник» (что делает очень похожей его теорию личности на структуру души по Платону).
   Весной 1923 г. у Фрейда была диагностирована злокачественная опухоль слизистой оболочки зева и 4 октября ему была сделана операция по удалению всей верхней челюсти и правой части неба. Фрейд с юности выкуривал большое количество крепких сигар и не переставал курить до самой смерти. Он стал носить небный протез, который причинял ему боль и неудобство. Фрейд не стал больше читать публичных лекций, но продолжал практиковать как психоаналитик. До конца жизни он перенес еще более 30 операций.
   В 1933 г. пришедшие к власти в Германии нацисты провозгласили Фрейда предателем человечества (Дарвин тоже вошел в их число), который ниспровергал «высшие качества светлокожих народов». По приказу и при непосредственном участии министра пропаганды Германии Йозефа Геббельса в Берлине были сожжены книги Фрейда. В 1938 г. уже смертельно больной Фрейд эмигрирует в Лондон с большими трудностями: ему позволили сделать это только посредничество американского посла во Франции и большой выкуп, выплаченный нацистам Международным союзом психоаналитических обществ. 21 сентября 1939 г. по просьбе Фрейда врач Макс Шур сделал великому ученому инъекцию большой дозы морфия, от которой тот впал в кому и умер в три часа ночи 23 сентября.
   Из работ последних лет жизни Фрейда стоит отметить: «Будущность одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930), «Женская сексуальность» (1931), «Анализ заканчиваемый и незаканчиваемый» (другой - более распространенный и неправильный - перевод: «Анализ конечный и бесконечный») (1937). Вообще, работы Фрейда до 1927 года занимают в Стандартном издании его сочинений 20 томов из 24.

* * *

   Зигмунд Фрейд оказал огромное влияние не только на психологию, психиатрию, философию, но и на искусство, культуру, мировоззрение человечества в целом. Психоанализ быстро превратился из чисто медицинского метода лечения неврозов в общефилософскую концепцию. После Фрейда взгляд на человека уже не мог быть таким, каким был до Фрейда. Современной наукой разделяются взгляды Фрейда на бессознательное, защитные механизмы, этиологию неврозов. Однако в целом же учение Фрейда противоречиво, в частности, психоаналитическая теория развития: не подтверждается универсальность эдипова комплекса у мальчиков, зависти к пенису у девочек и т.д. Основные слабые месте психоаналитической теории, которые подвергаются критике и пересмотру - это пансексуализм, механодетерминизм и игнорирование социальных влияний. Многие положения психоанализа не были доказаны и не доказываются экспериментально и являются в большей степени выдумкой Фрейда.
   Искусство, культуру и мысль второй половины XX в. без психоанализа невозможно представить: если не было бы Фрейда, то не было бы сюрреализма, «театра абсурда», экзистенциализма, сексуальной революции, современного кино, музыки, массовой культуры и т.д.
   Фрейд открыл существование целого мира - бессознательного, напомнил людям о существовании в них темных сил, которые по мере развития цивилизации не исчезают, но вытесняются. Поэтому чем сильнее развитие цивилизации, чем выше культура, тем больше подавляется естественное удовлетворение инстинктивных потребностей, тем большее напряжение создается в психическом аппарате отдельного индивидуума, тем больше склонны люди к неврозам и психическим заболеваниям. Вытесненные бессознательные силы сравнимы с пороховой бочкой, готовой внезапно взорваться в виде психических срывов. Чрезмерное давление Сверх-Я как бы провоцирует усиление мощи Оно. Пока человек живет в обществе, ему не избавиться от влияния Сверх-Я; аналогично, пока он жив и живо его тело, ему не удастся освободиться от силы инстинктов. Человеку надо найти осмысленный баланс между Сверх-Я и Оно и тем самым дать Я быть свободным, разумным и жизнеспособным. Фрейд верил, что его психоанализ поможет человеку в этом. Сам Фрейд писал: «Когда-нибудь проснется совесть общества и подскажет, что бедный человек имеет такое же право на помощь психическую, какое теперь за ним признано на спасающую жизнь хирургическую помощь. Что неврозы, далее, угрожают не в меньшей степени, чем туберкулез, и так же мало, как и эта болезнь, могут быть предоставлены беспомощной заботе отдельного человека из народа. Тогда будут созданы лечебницы или амбулатории, в которых будут работать психоаналитически обученные врачи, чтобы сделать работоспособными и душевно устойчивыми мужчин, которые в противном случае предались бы пьянству, женщин, которым грозит крушение под тяжестью лишений, детей, которым предстоит выбор между одичанием и неврозом. Это лечение будет бесплатным. Много пройдет еще времени, пока государство признает необходимыми эти обязанности» («Пути психоаналитической терапии» (1918).
   Эрих Фромм в одной из своих последних работ «Величие и ограниченность теории Фрейда» (1980) анализировал, в частности, причины заблуждений Фрейда. По Фромму, Фрейд являлся сыном своей эпохи и теория его есть, прежде всего, буржуазная, авторитарно-патриахальная, материалистическая теория. Среди несомненных открытий Фрейда Фромм называет: открытие бессознательного, эдипов комплекс, перенос, концепцию нарциссизма, психоаналитическую характерологию, осознание значения раннего детства, толкование сновидений. Фромм критикует и современный психоанализ, который «превратился из радикальной теории в адаптационную»: «К сожалению, психоанализ во многом уже утратил свою критическую направленность. Сосредоточив все свое внимание на проблемах отдельного человека, особенно на развитии ребенка, он перестал обращать внимание на социально-экономические факторы. Психоаналитики полностью вписались в систему буржуазной мысли. Они приняли философию своего класса и из чисто практических соображений сделались сторонниками общества потребления. Учение Фрейда они свели к тому, что невроз - это следствие сексуальной неудовлетворенности, вызванной подавлением (хотя Фрейд ничего подобного не говорил!), и что полное сексуальное удовлетворение является необходимым условием психического здоровья. Победа потребительства на всех фронтах!»
   Однако, в последние несколько десятилетий, несмотря ни на что, психоанализ бурно развивается и изменяется, особенно в США. Были пересмотрены основные взгляды Фрейда: концепция инстинктивных желаний стала более гибкой, эдипов комплекс и воспоминания раннего детства не играют теперь такой большой роли, зато гораздо большую роль стали играть объектные отношения, т.е. взаимоотношения пациента с другими людьми, что в определенном смысле гуманизировало психоанализ. Позиция психоаналитика в психоаналитическом процессе стала менее жесткой: пациента теперь чаще приглашают к сотрудничеству, а не заставляют думать, что они подчинятся врачу. Некоторые психоаналитики проводят сеансы лицом к лицу с пациентом, посвящают пациента при определенных условиях в контрперенос, чего ни в коем случае не мог допустить Фрейд. Психоаналитическое лечение, например, признано на государственном уровне в Германии и человек, чтобы пройти психоанализ по назначению психиатра, может воспользоваться своей медицинской страховкой.


Рецензии
Здравствуйте! В своё время из всех прочитанных мною работ и лекций Фрейда, раз уж вы напимали этот реферат, привлеклп работа "Человек и смерть"(?) - я не очень уверен в правильности названия. По каким-то причинам почти никто из жизнеописателей Фрейда не придаёт этой работе никакого внимания. Я, конечно, не сомневаюсь, что такая работа есть, но понятное дело не уверен, что она для психологии, для философии ли, значима. Вот только, что касается меня - только в этой работе я разглядел за словами и строками не основоположника психоанализа, а Человека... Потом узнал, как Фрейд - по свидетельствам - боялся смерти... но слова его были смелы для труса до крайности - чтобы вынести жизнь, готовься к смерти. :) что-то такое. забыл уже. :)
Зауважал я его - закругляюсь - после прочтения этого сочинения на тему умирания. А до этого совсем уже было поставил на нём крест :))
С уважением

Валерий Юдин   28.02.2002 15:01     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.