Пепел твоего дыхания. 1 глава
Вот, Ты дал мне дни, как пяди,
и век мой, как ничто перед Тобою.
Скажи мне, Господи, кончину мою
и число дней моих, дабы я знал,
какой век мой.
ПСАЛОМ 38 (Давида)
Семь штук умещалось на его ладони . Они соприкасались гладкими округлыми боками - аккуратный рядок сверкающих братцев-близнецов . Семь пуль, которыми он собирался застрелиться . Хотя , наверное, хватило бы и четырех . Чтобы уже точно наверняка . Он заметил, что его пальцы начинают дрожать – чуть-чуть , и семь блестящих цилиндриков на его ладони несколько раз звякнули друг о друга . Сталкиваясь своими звонкими стенками, запаявшими внутри себя его смерть . Или жизнь – может быть, еще семь дней, которые он надеялся у нее выиграть . Семь закатов и семь рассветов – и семь ночей . Много это или мало – по сравнению с вечностью , которая криво ухмылялась ему изнутри каждой из семи лежащих на его ладони еще неразорвавшихся бомб ? Интересно , почему начинаешь по-настоящему ценить время только тогда, когда оно является к тебе вот так - намертво запаянным в холодно поблескивающие капсулы - которые можно пересчитать по пальцам ?
- Раз , - тихонько сказал Антон , и осторожно позволил соскользнуть со своей ладони на стол первой ампуле с морфием …
1. Дед.
Дед учил его рисовать . Он водил маленького Антона в Русский музей смотреть Айвазовского , а потом, гуляя с внуком вдоль Невы, или по влажному песку возле залива – в Солнечном или Репино, - указывал узловатым пальцем на воду .
- Смотри , Антошка . Прежде чем браться за грифель и краски, ты должен научиться видеть. Смотри, вон волна – выныривает из глубины , из темноты, торопится, жадничает, сьедает остальные волны , несется к берегу, приседает, как кошка перед прыжком – смотри, вот теперь , бросается на берег - и вот в этой точке пугается – и начинает отступать – устало и расстроено . Смотри, как она меняет цвет и меняет настроение , попробуй почувствовать себя так, как будто ты сам стал этой волной - и тогда ты сможешь нарисовать ее . Только тогда . Бумага плоская, а волна живая, и быстрая, и сильная, и звонкая - это изумрудный пульс моря, Антошка, и почти волшебство , когда ты заставляешь его биться на обыкновенном листке бумаги .
- Как Айвазовский ? – благоговейно спрашивал Антон, увлеченный словами деда и его блестящими глазами .
- Как Айвазовский, - соглашался дед.
А в следующий раз они смотрели Шишкина или совсем незнакомого Антону художника со смешной птичьей фамилией Сорока . И дед опять увлекался, и хмурил брови , и размахивал руками , рассказывая Антону про крепостного деревенского паренька , рожденного рабом и всю жизнь – тщетно - вырывавшегося из своего рабства . А Антон с удивлением , перенимая дедово волнение и восхищение - разглядывал чудесные, добрые картины художника, которого никто не учил рисовать.
А еще они с дедом ездили на этюды , и дед учил его раскладывать мольберт и смешивать краски, и переносить на безжизненную плоскость бумаги движение, и обьем, и игру солнечного света , порывы ветра , и точность и полноту цвета . И это было самым сложным, потому что сначала нужно было увидеть в рисуемом предмете краски своей палитры и направление движения кисти, а уже потом - смешать эти краски и перенести их на бумагу - абсолютно точными мазками , ни разу не ошибившись , потому что акварель должна быть прозрачной . Измучившись с тенями и обьемами на своем натюрморте , который с каждым движением кисти становился все более плоским и затертым , Антон сердился на деда, заставлявшего его писать всякую скукотищу .
- А вот Айвазовский яблок не рисовал ! – гневно упрекал он деда .
- Рисовал, - не соглашался дед . – Рисовал все – пока учился . И пока искал свое море .
- Искал море ? - удивлялся Антон .
- СВОЕ море, - поправлял его дед и, прищуриваясь, чуть-чуть трогал кистью Антонов набросок , собирая разваливающиеся мазки в одно целое. Антон с досадой и восторгом наблюдал за дедовыми манипуляциями и мучительно размышлял над его словами .
- Значит, - делал он вывод , - для того, чтобы стать как Айвазовский . . ну настоящим художником – нужно найти свое море ?
- Да, - кивал дед . И Антон, скорбно вздыхая , возвращался к проклятущему яблоку - и так, в общем-то, до конца не улавливая таинственной связи между натюрмортами и морем . Своими соображениями после некоторых раздумий – и окончания фруктового этюда, он торопился делиться с дедом .
- Деда, а деда, - теребил он, чувствуя себя озаренным – как Ньютон после злоключения с пресловутым яблоком . – Деда, значит, чтобы стать художником , нужно нарисовать свое море ?
- Да, - соглашался тот , улыбаясь.
- Или Нотрдам ? – уточнял Антон , и видел , как вздрагивал дед .
- СВОЙ Нотрдам, Антошка, - поправлял дед , улыбался , и эта улыбка дрожала, не слушалась, и он сердито поджимал губы, хмурился и отворачивался , и Антон вдруг замечал, какие у деда удивительные глаза – светлые и очень печальные - как у художника со смешной птичьей фамилией Сорока на автопортрете . Крепостного художника , который всю жизнь пытался вырваться на волю , и, когда наконец, усталый и отчаявшийся , получил уже нежданную - и, наверное, уже ненужную - свободу – не знал, что с ней теперь делать - и повесился через несколько дней этой, подачкой кинутой , свободы.
Нотр-Дам висел у деда в комнате - на странице из какого-то огромного красочного календаря и на многочисленных открытках - новеньких цветных и старых черно-белых, с потрепанными уголками . Дед мечтал нарисовать Нотр-Дам . А сначала он мечтал увидеть – и потрогать кружево его белокаменных стен .
Дед ушел на фронт с первого курса художественного училища безусым круглолицым улыбчивым парнишкой , ясная безмятежность глаз которого – на довоенных дедовых фотографиях - поражала Антона своим почти иконописным покоем – и сиянием . В дедовом вещмешке лежал недочитанный роман Гюго, - и злоключения легконогой Эсмеральды и страдания отвергнутого всем миром уродливого звонаря перемешались для деда с первыми днями его армейской жизни – и помогли пережить ему эти дни . И, собственно, помогли пережить ему всю войну – и грязь, и страх , холод , и безнадежность - все эти долгие зимние месяцы в окопах по колено в ледяной воде и грязи – под пулями , и плен , и головокружительную близость смерти , а потом побег – и госпиталь, где сшивали из кусочков дедову раскроенную снарядом ногу , которую он никак не позволял отрезать. “Мне же еще до Нотр-Дама нужно дойти , до Нотр-Дама, понимаешь ? “ – уговаривал он, и хирург чертыхался и выходил из себя – и соглашался . “Под твою ответственность, ты , чокнутый , понял ? “ – “Понял”, - говорил дед, и улыбался . Хромота у него осталась на всю жизнь, а пересказ этой дискуссии Антон слышал от самого хирурга - десятилетия спустя . “Уговорил же, черт, а ?!” – восхищался полысевший старичок-доктор, хлопая по больной ноге деда , которого он помнил еще упрямым - и чокнутым – двадцатилетним мальчишкой . “Ну и что, дошел ты до своего Нотр-Дама ? “ – интересовался он, оглядывая дедову комнату , пропахшую красками и растворителями, с незаконченными холстами в углах , и открытками Нотр-Дама на стенах . “Дойду, “ – упрямо говорил дед, доливал опустевшие рюмки , и его глаза сухо блестели .
Дед умер , так и не увидев Нотр-Дама . В тот год , когда Антон поступил на физико-технический , поддавшись на уговоры родителей . “Твой дедушка”, - говорила мать , неловко улыбаясь, : “ Ну он же старый человек, Антоша. “ “Скажи еще – маразматик”, - раздраженно думал Антон , и понимал , что она не скажет, хотя, наверняка, что-то подобное думает – и, что самое скверное, он сам, кажется уже начинает думать что-то подобное . Не то, чтобы родители настраивали его против деда - но некоторое противостояние все-таки было . Родители работали, дед возился с маленьким Антом , родители ездили в командировки или в отпуска – в санаторий или в какой-нибудь турпоход со своей еще студенческой компанией , а дед с Антоном уезжали на лето в деревню – или к морю . Антон возвращался загоревший, свежий, с вымазанными краской пальцами и блестящими глазами. “Ой, как ты подрос, Антошка!”, - изумлялась мама , и обнимая так незнакомо повзрослевшего сына , замечала, как настороженно напрягаются его плечи под ее руками . А потом родители вдруг заметили, что сын от них уже почти отвык - и испугались . И стали за него бороться . А дед не сопротивлялся . Мальчику интересно сьездить в Москву – ну и хорошо, мальчику интересно пойти в поход – просто здорово –“Ты не забудешь альбом для набросков , Антоша ?” - мальчику нужно записаться в спортивную секцию – конечно, нужно – “Только пусть он не бросает художественную школу . У него способности. ” “Ну и где ты сам с этими способностями ? “ – горько спрашивала мама , вроде как тихо , чтобы Антон не слышал – а на самом деле так, чтобы он услышал . Дедова неудавшаяся жизнь и навязчивая - и совершенно нереальная - идея сьездить в Париж , были под негласным запретом для обсуждения – но опять же, вроде как – вроде как, чтобы не травмировать деда, а , с другой стороны – чтобы Антон был в курсе . Родители боялись - он понял это значительно позже – они просто панически боялись, что их сын пойдет по стопам деда . Дед был неудачником - и эту истину родители исподволь , аккуратно, но настойчиво старались вбить в непутевую голову своего ребенка, когда вдруг с ужасом заметили, что занятия живописью выходит за рамки обычного детского увлечения рисованием , а дед – вдруг оказался для Антона самым близким человеком .
Несмотря на абсолютно неудавшуюся, по убеждению Антоновых родителей , жизнь , деду все-таки , наверное здорово повезло . Потому что все могло быть значительно хуже . После войны его затаскали по допросам - из-за двух недель плена , и не посадили и не расстреляли – просто по чистой случайности . Дед был везучим . Немцы не достреляли, рана не прикончила, дотащился-таки , полумертвый, на одной ноге , до своих . Ну и свои – свои вот – тоже не сгноили в тюрьме за излишнее жизнелюбие. Ограничились клеймом в анкете – и на всей дедовой жизни . Поэтому в Академию его так и не приняли , несмотря на бесконечные попытки ( напоминавшие безнадежные попытки крепостного Сороки и учителя его, Венецианова выклянчить для Сороки вольную у самодура-человековладельца) и о Союзе художников и речи не было – и, соответственно о каких-нибудь выставках , и за границу деда так и не выпустили . Какой там Париж . А переучиваться дед не стал , может из упрямства, а , может просто не хотел – потому что , несмотря на то, что дед так и не увидел Парижа, свой Нотр-Дам он все-таки нашел . И не стал искать ничего другого . И так и остался при своем незаконченном среднем художественном . Он рисовал картины, которые почти никто так и не увидел, и подрабатывал то грузчиком, то сторожем , то хранителем в музее . А потом учил внука рисовать море . И рассказывал ему крепостного художника Сороку . И про Ван-Гога , умершего в нищете .
Они чувствовали себя виноватыми, и на похоронах деда отводили друг от друга глаза . Наверное , люди обречены на эту вину перед своими умершими – вину оставшихся в живых . За свое дыхание и свою жизнь , за свое бессилие удержать эту жизнь и это дыхание для того , другого , кто уже не дышит , за то, что даже и не пытались - удержать . Антон смотрел сквозь слезную муть, как сухие комочки земли стукаются о деревянную крышку гроба, и пытался вспомнить, когда в последний раз говорил с дедом . По-настоящему . Все времени не было . Учеба, экзамены , друзья, белые ночи , девчонка , с которой Антон на этих белых ночах и познакомился . Да мало ли чего - можно было придумать в оправдание . А что было бы проще, подойти как-нибудь к деду и сказать”А давай, дед, сходим в Русский, как раньше , а?” Дед свое общество не навязывал , сидел в своей комнате - может, рисовал, может перебирал книги и старые наброски , гулял один по набережной – однажды Антон увидел его издалека – и его вдруг больно резануло одиночество и хрупкость дедовой сгорбленной фигуры - хотел было догнать, но они с друзьями торопились на футбол – в противоположную сторону . Так и не догнал .
Антон не знал, о чем думали родители , смотрел на их лица – растерянное отцовское , заплаканное - мамино , и ему казалось , что они думают примерно о том же, что и он . Как однажды не окликнули деда, когда он был совсем рядом . А теперь уже не окликнешь . В последнее время дед как-то потускнел , поскучнел , и стал отдаляться от них потихоньку . Уходил . А они не замечали . Наверное, он стал чувствовать себя ненужным – с тех пор, как Антон окончательно забросил живопись, и начал готовиться в технический . Потерял своего единственного – и неблагодарного – ученика . И самое скверное – вместе с учеником – потерял своего внука . А внук и не заметил . Это было несправедливо . Антон кусал губы и ему хотелось расплакаться . Это было несправедливо , что он так поздно это понял . И так и не успел поговорить с дедом . Сначала Антон был маленьким , а теперь, когда вырос - не успел . Так и не успел толком с ним поговорить . Это было несправедливо . И было несправедливо, что дед так и не увидел Нотр-Дам .
Наверное, это было его самой первой мыслью о несправедливости – и самым первым осознанием этой несправедливости . “Нет ничего глупее, “- подумал Антон , глядя, как во второй ампуле отражается его лицо , -“Нет ничего глупее , чем ждать от жизни справедливости . Потому что все всегда происходит совершенно не так, как ты ожидаешь . Совершенно не так”.
- Два, - сказал он , и осторожно скатил ампулу с ладони - под бок к первой , сестре-близняшке .
Свидетельство о публикации №202021400113