Колдун-садовник глава седьмая

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Фатана замолчала. Свой рассказ она окончила и теперь сидела безмолвно, видимо, предаваясь горьким воспоминаниям ушедших дней. Фоловер не осмеливался нарушить тишину, да и сам он задумался о судьбе своего короля. Так прошло несколько минут, пока Фоловер не выдержал и спросил:
- Фатана, а что потом случилось с Варгардом и малышом Илаи.
- Ах да! Видимо, я совсем забыла рассказать тебе самое главное! Неужели я успела настолько состариться, чтобы проявлять такую забывчивость?! - воскликнула старая фея, положив себе руку на лоб. - Ну так вот - слушай. Ребёнка Илаи, который остался круглой сиротой, приютила у себя группа бродячих циркачей. Руководитель цирка дал ему имя Фоловер...
- Ух ты, как у меня! - вырвалось у карлика. - А я то думал, что моё имя одно из самых редкостных.
Фатана ничего не ответила, она лишь пристально и как-то с грустью взглянула на Фоловера. Он же, не придав этому значение, продолжал говорить.
- Если честно, я никогда не слышал, чтобы ещё кого-то так звали. А вообще, у нас с этим малышом много общего, я ведь тоже сирота и всё мое детство прошло в кругу бродячих циркачей, странные порой бывают совпадения, - произнёс он задумчиво, - наша жизнь с ним настолько похожа, что можно подумать будто он и я - один и тот же человек. Ведь даже имена одинаковы!
- Фоловер, - вздохнув, произнесла Фатана, - я понимаю, насколько тебе будет трудно мне поверить, но это не совпадение, ты и был тем самым младенцем. Твои родители - Тайх и моя дочь Илая...
- Получается... получается моё рождение по сути стало причиной смерти моих же родителей, а добрый волшебник превратился в злого колдуна! - недоумевающи воскликнул карлик, пытаясь поверить в произнесённые им слова. - Да, весело! А я и не знал, что я такой особенный! В конечном же итоге принцесса Ирондель и король Деспар - мои родственники, а ты, Фатана, - моя бабушка! В общем мы все - большая, весёлая семья!.. Неужели ты думаешь, что я смогу во всё это поверить? Да и почему я собственно должен это делать? Может король Деспар и правильно поступил, изгнав тебя, любой бы нормальный человек сделал бы это, услышав подобные рассказы!
- Я понимаю, как в данный момент тебе всё кажется абсурдным и неправдоподобным, - спокойно произнесла старая фея, - но постарайся и ты понять, что правдоподобна только ложь, правда же всегда невероятна, в неё трудно поверить, она не всегда приятна и нередко ей страшно взглянуть в глаза, поэтому люди и обманывают себя, веря во что-то более рациональное и осмысленное. Но на самом же деле, правда - не такая уж страшная вещь, когда к ней привыкнешь!
- К такой правде я очень долго буду привыкать! - пробурчал Фоловер.
- Это естественно. Поначалу я тоже не могла целиком воспринимать то, что открывалось моему сознанию, ко многому пришлось привыкнуть. Просто удивительно, как я не сошла с ума!
"Это ещё никому не известно!" - подумал про себя карлик.
- Это известно мне, Фоловер, - улыбнувшись сказала Фатана, - мне всё известно, даже то, о чём ты думаешь, не забывай об этом.
- Если это так, то ты должна знать, как сделать этот мир без воин, насилия, страданий и лжи, сделать так, чтобы каждое существо было счастливо! - произнёс Фоловер иронически. - Но что-то не видно, чтобы ты стремилась это осуществить. Может ты не хочешь, а может быть твоих знаний или способностей для этого не хватает?
- Ты не прав! Представь себе, что есть некоторые люди, которые счастливы участвовать в войнах, нести за собой смерть, что же они будут делать в мире, где нет насилия? Каждый счастлив по-своему и у каждого есть выбор: быть таковым или нет. Если человек выбирает быть счастливым, то он готов пережить любые страдания, пройти любые испытания, ведь просто так ничего не даётся. Если же он не готов заплатить такую цену, то он довольствуется малым. И те и другие свободны в своём выборе, мне же незачем принуждать кого-то быть счастливым, если он не хочет за это бороться.
- Но неужели, чтобы быть счастливым, нужно обязательно бороться и страдать, неужели без этого никак нельзя?
- Счастье - понятие относительное, ты никогда его не сможешь полностью ощутить, не испытав несчастья, так как тебе не с чем будет сравнивать.
Фоловер задумался. Помолчав некоторое время, он спросил:
- Значит, счастье - это какое-то пройденное испытание, прожитая трудность или горесть? И каждый из нас выбирает: проходить это испытание или же всю жизнь уклоняться от него?
- Да, можно и так сказать. Только порой бывает так, что уклоняться и избегать невзгод и трудностей, сложнее, чем их принимать и переживать.
- И каждый способен пройти все испытания и быть после этого счастливым?
- Нет, не каждый! Это сделает только тот, кто знает, что он всё пройдёт и выдержит, верит в это вопреки всему. Абсолютно счастливым он станет только в том случае, если до этого точно знал, к чему шёл и ради чего всё это делал.
- Всё так сложно... - вздыхая произнёс Фоловер.
Они оба затихли, каждый задумался о своём. Первой заговорила Фатана:
- Кажется, мы с тобой немножко ушли в сторону, я же ещё не рассказала, что случилось с Варгардом после гибели Илаи.
- Да... это было бы интересно услышать. Не каждый день узнаёшь, как добрые волшебники превращаются в последних негодяев.  Я весь во внимании.
- Ну так вот. После того, как моя дочь бросилась с утёса, Варгард исчез на несколько дней. Никто его не видел и не знал, где он находится. Его искали, но всё было напрасно. Вскоре все жители Страны Эльфов, были уверены в том, что это он был виновен в смерти Илаи и Тайха. Никого не интересовало, почему садовник так поступил, каждый проникся к нему ненавистью, забыв о том, сколько добра он совершил. Тайх же стал героем, ведь он предупреждал о злых намерениях Варгарда, его смерть стала этому доказательством. После появление исчезнувшего колдуна Страна Эльфов вспыхнула негодованием, колдун-садовник был изгнан и отвергнут. Но Варгарду это как раз и было нужно, он сам отрёкся от всего мира, возненавидев его; самое же печальное было то, что больше всего он возненавидел себя.
Взобравшись на тот роковой утёс, колдун-садовник достал зелённый шнурок с прозрачным кристалликом, который подарила ему Илая, и закопал в землю. Три дня и три ночи он неподвижно сидел возле того места, где был зарыт его бесценный подарок. Постепенно над утёсом начала образовываться чёрная туча, которая, становясь всё больше и больше, довольно быстро его полностью окутала. Из неумолимо растущей тучи время от времени сверкали молнии. Картина была довольно ужасающей, поэтому никто не осмелился приблизиться к утёсу и как-то помешать колдуну. Все были напуганы и готовились к худшему. По прошествию трёх дней огромная туча бесследно рассеялась. Но невысокого утёса уже не было, на его месте возвышалась ужасная чёрная скала, на вершине которой торчали тонкие башни мрачного замка. И по сей день вид этого дивного строения заставляет всех содрогаться от страха.
Но на самом деле этот замок ужасен лишь снаружи. В самой его середине находиться прекрасный сад, где растут цветы необычной красоты, такие же, как были в саду Варгарда и Илаи. В центре этого сада растёт цветок. Его размеры по сравнению с другими цветами впечатляющие. Огромные треугольные листья, стебель длиной в человеческий рост, мягкие сиреневые лепестки и выглядывающие из-под них золотистые тычинки величиной в кулак заставили бы каждого взглянувшего на это растение застыть на месте от необыкновенной его красоты. Варгард даже дал этому цветку имя - Флюрелит. Напоминает он огромный тюльпан, только вот его лепестки по краях закручены в трубочки. Вырос Флюрелит из того кристаллика, в котором по словам Илаи хранилась её душа. Это всё, что осталось у Варгарда после смерти моей дочери, всё, что стало ему дорогим, поэтому он и возвёл свой мрачный замок, пряча в нём этот цветок. Оставшись прежде всего садовником, Варгард не смог не вырастить и других цветов. Так у него впоследствии образовался целый сад.
Флюрелит, как и многие из цветов колдуна, был наделён не только своей необычной красотой, но и другими волшебными свойствами. Пыльца этого растения, превращала любой предмет, любое живое существо, в то, чем оно в действительности являлось, раскрывало его внутренний смысл, преобразовывая в иные формы. Так Флюрелит мог даже превращать живую материю в неживую и наоборот. Как раз таким образом у Варгарда и появился его незаменимый помощник - орёл Минд. Он возник из простого огнива, из которого колдун-садовник хотел вырастить цветок.
Однажды от нечего делать Варгард высекал огнивом искры, наблюдая, как они разлетались в разные стороны. "Странно, этот камушек чем-то подобен мысли, он высекает искры, словно мысль высекает идеи, - подумал садовник, вертя в руках огниво. - Из него должен получиться необычнейший цветок!"  Охваченный своем намерением, Варгард отправился в сад. Он решил вырастить из этого обычного камушка цветок рядом с Флюрелитом, но с огромных тычинок растения на огниво случайно упало немного пыльцы, превратив его в птицу.
Сравнив огниво с мыслю, Варгард наделил его особым смыслом, поэтому неживой предмет внутри стал чем-то иным. Волшебная пыльца же материализовала его внутреннюю форму воплощением в живого орла. Так колдун открыл для себя это чудеснейшее свойство цветка Флюрелита.
Именно волшебная пыльца превращала многих героев-храбрецов, пытавшиеся победить злого колдуна, в монстров. Их сердца были полны ненавистью к Варгарду, жажда мести и желание беспощадно убивать делало их внутри чудовищами. Колдуну-садовнику стоило лишь воспользоваться силой ветра, чтобы перенести пыльцу Флюрелита и обсыпать ею каждого, кто осмеливался проникнуть в его замок. Превратившись в монстра, все люди лишались своего интеллекта и впоследствии подчинялись лишь своим животным инстинктам. Варгард не удерживал их в своём замке. Чудища, очутившись на воле, инстинктивно возвращались к себе домой, но дома никто из родных и близких их не узнавал. При их появлении люди были напуганы до смерти, стоило им было из далека увидеть монстров, как они тут же их безжалостно атаковали. Защищая себя, чудовища вынуждены были убивать, хотя ни у одного из них таких намерений никогда не было, большинство было безобиднее овечки. Чтобы выжить, каждому монстру приходилось постоянно сражаться за свою жизнь, безустанно спасаться от облав и всегда быть готовым к неожиданным нападениям. Нередко чудища возвращались в замок колдуна, находя себе там убежище. Варгарду удалось их как-то сгруппировать и организовать, после чего они защищались вместе.
Время шло, стаи монстров становились всё более многочисленнее. Вынуждены убивать, чудища постепенно к этому привыкали и в последствии сами начали нападать на сёла и города. Им нечего было терять; ни дома, ни семьи у них не было, ненависть же людей заставляла монстров быть к ним жестокими и безжалостными.
После похищения принцессы Ирондель количество чудовищ резко возросло. Их стало настолько много, что колдун Варгард уже был не в состоянии всех содержать у себя в замке. Поэтому монстрам пришлось оккупировать Ситонеджский лес. Он стал идеальным пристанищем для чудищ, которые там себя могли чувствовать в полной безопасности, возможно даже, что это было единственное место, которое они могли называть домом.
Мне, живущей на острове Айдал, мало-помалу пришлось как-то уживаться с монстрами Варгарда, ведь хотя мой остров и находиться в центре достаточно большого озера, многие из чудищ были отличными пловцами, поэтому они без особого труда добирались ко мне. Я потратила немало усилий, чтобы найти с ними общий язык, так как говорить они вообще не умели. Но, знаешь, у этих монстров всё-таки осталось одна главная особенность человека - учиться новому и учить этому себе подобных. Некоторых, таких как Ящер, я как-то смогла обучить человеческому языку, также мне удалось сплотить их неуправляемые стаи, превращая это огромное стадо в некое примитивное общество, в котором были введены свои законы, права, обязанности, привилегии и порядки.
Но не нужно думать, что монстры настолько неразвитые и тупые создания, что у них нечему научиться. Множество вещей они умеют делать гораздо лучше людей и даже лучше нас, существ с волшебными свойствами. Лишены всякого внимания и окружены ненавистью, чудища как никто другой умеют ценить и лелеять любовь, да и вообще любую ласку или нежность, проявленную к ним. Мы же часто этим пренебрегаем, забываем всё хорошее, но зато помним любую неприятность или ссору. Ещё же монстры гораздо честнее и вернее, чем люди. Когда я их обучала человеческой речи, мне трудно было объяснить им, что такое подлость или предательство. Видимо, когда люди становились монстрами, они лишались не только своего интеллекта, но и множество пороков, свойственных человеку.
Бесспорно, внешне эти чудовища ужасны. Но когда узнаёшь их поближе, понимаешь насколько нежны и добры они внутри. Эти создания просто лишены всякой возможности проявлять свою любовь, и в большинстве случаев именно люди стали этому виной. Если бы можно было их посыпать волшебной пыльцой ещё раз, то практически все бы превратились в абсолютно безобидных существ: в бабочек или в птичек колибри, а некоторые, может быть, снова стали людьми. Но, к сожалению, пыльца Флюрелита может перевоплощать одну форму в другую всего лишь один раз...
- Невероятно! - воскликнул Фоловер. - Значит, причиной всех бедствий людей, связанных с монстрами, стал их же собственный страх и непонимание.
- Да! Когда человек видит перед собой что-то ужасное, он не задумывается, что это ужасное может быть добрым и безобидным. Он верит своим глазам, но не своему сердцу! - грустно проговорила Фатана.
- Понимаю, - вздохнув произнёс карлик, - я неоднократно ощущал это на себе. Увидев меня, люди всегда испытывали страх и отвращение. Независимо от моих намерений они были готовы убить меня.
День близился к вечеру, начинало темнеть.
- Ух, как быстро прошло время, - сказала Фатана посмотрев в окно, - целый день понадобился, чтобы тебе всё рассказать!
- И что же мне теперь делать? - растерянно спросил Фоловер.
- Как что?! - произнесла старая фея, бросив на него удивлённый взгляд. - Спасать принцессу Ирондель! Или ты забыл о своём намерении?!
- Да, но ты ведь сказала, что мне не удаться это сделать!
- Тогда возвращайся домой!
- Как же?.. - несколько возмущённо сказал карлик. - Я ведь обещал королю Деспару, даже если поплачусь за это своей жизнью... Пусть ты и всезнающая фея, пусть тебе известно будущее, но знай - король Деспар увидит свою дочь!
- Что ж, твоё упорство меня не может не радовать! Вижу, ты действительно готов сдержать своё обещание, чего бы тебе это не стоило. Поэтому прими от меня этот небольшой подарок, - произнесла Фатана, протягивая прозрачный стеклянный шар, на котором были нарисованы блестящие разноцветные звёзды, - он тебе обязательно пригодиться!
- Спасибо, - как-то неуверенно поблагодарил её Фоловер, разглядывая свой подарок, - но чем же он сможет мне помочь?
- Этот шар не простой, волшебный. Он достался мне от моей тётки, но так ни разу и не понадобился. В трудную минуту, когда ты почувствуешь, что ты не в силах чему-то препятствовать, просто-напросто разбей его, но до этого береги как зеницу ока, иначе случиться беда, понял?
- Понял! - ответил карлик, засовывая шар в свою дорожную сумку.
- Солнце почти зашло за горизонт! - взволнованно проговорила Фатана. - Тебе нужно уходить, довольно с меня этого пьяницы Вукара, которому случайно выпала возможность увидеть мои крылья. Всё-таки это плохая примета, и как бы там ни было, я всё ещё в неё верю.
- Значит вот почему Вукар говорил, что ты фея!
- Да, хотя этот бездарь обещал мне держать язык за зубами, - произнесла Фатана, вновь взглянув в окно. - Вот уже последние лучи солнца, тебе нужно торопиться!
- Хорошо, Фатана! Но ты не сказала мне, как проникнуть в замок колдуна и отыскать там принцессу Ирондель!
- На это нет времени! Я просто использую свою волшебную силу и ты окажешься прямо в замке Варгарда возле самой принцессы, ты же как ни как мой внук.
Старая фея взмахнула рукой и Фоловер исчез, не успев даже поблагодарить её за помощь.


Рецензии