Мемуар про поездку на Пушку
Моя эрудиция (такой уж у нее уровень) не позволяет свободно оперировать фактами, а лишь кидает те или другие намеки, да и то не всегда к месту. Но смутно помню, жил какой-то восточный правитель - так он платил докторам лишь пока был здоров. Несколько громоздко даю параллель. Советская Армия была хорошей армией, и войн не было. Даже сама возможность войны среди нас, офицеров части ПВО на берегу губы Малая Волоковая, не рассматривалась всерьёз. А платили нам прилично.
Я это к тому, что съездить в соседнюю часть, Пушку, и купить там ящик коньяку с зарплаты - это было обычное дело, не нарушающее боевую готовность.
"Я" - это звучит гордо. Реально же я был еще зеленый "двухгодичник" и ответственных поручений мне не давали. В то же время из незанятых офицеров оказывался самым трезвым.
Начальник штаба зашел в офицерское общежитие, нашел сделанный из одеял кокон со мною внутри и распорядился: хватит дрыхнуть, бери солдат, ГТТ (гусеничное транспортное средство) - и на Пушку, в магазин коньяк завезли. Метель, видимость слабая, ехать вдоль телефонной линии.
Около общежития в свете прожекторов стояла тень ГТТ. Этакий низкий железный бункер, пассажиры вжимаются между горячим дизелем и промасленной наружной стенкой. Тепло, но если "вразнос пойдет" - трудно выскочить. Я был старшим, то есть за все отвечал, мало чего умея. Зато солдатиков придали ушлых - и гусеницы натянуть, и торсион законтрить...
Выкатились за угол общежития. Попали в турбулентность. Одного солдата я посадил держать в луче фары-искателя провода телефонной линии. Подстроили азимут - и вперед. Я для солидности еще и скомандовал водителю: не трожь рычаги!
Через секунду нырнули вниз, на лед озера. Быстрый ровный ход, но фара-искатель потеряла провода. Снаружи - только полосы снежинок по стеклу и смутный отсвет половины киловатта, отнимаемого фарами у дизеля. Впрочем, до следующего телефонного столба метров 30, там подправить направление - и дальше!
Прошло 5, прошло 10 секунд - а столба нет. Я проявил бдительность.
- Стоп!!!
Открыли люк в потолке, пошарили фарой. Ничего. Видимо, на льду нас слегка повернуло ветром. Но география простая: озеро небольшое, метров 50, с одной стороны - домики части, с другой - склон вверх, с противоположной - обрыв вниз; в сторону Пушки - столбы и банька.
Решил послать солдат на разведку. Но для начала вышел сам. Ветер валил с ног, но глубокий снег позволял надежно заякориться. Темнота усугублялась непроницаемостью для света атмосферы, состоящей из снежинок с небольшой добавкой воздуха. А эти дураки свет выключили! Впрочем, не выключили. Сняв очки, с трудом почувствовал некий градиент. И понял, что отойди на два метра - и потеряешься.
Мое решение было такое: из солдат и обрывков канатов сделали связку, эта конструкция была запущена по радиусу с центром в ГТТ. Луч повернулся почти на полный круг и остановился. Канат дергался, а что там случилось - непонятно. Теперь уже я отправился вдоль каната наощупь. Канат привел точнехонько ко входу в баньку.
Остальное было делом техники. ГТТ забросили, личный состав эвакуировали в теплую избушку. Через пару часов метель утихла, нашлись столбы с телефонной линией. Мы подключились к проводам и доложились. О нас уже беспокоились. Я с глубокой душевной теплотой выслушал ругань командира. Вызвался продолжить путь или вернуться в подразделение. Командир мне запретил и то, и то.
Это мое путешествие в качестве старшего ГТТ оказалось "рекордом" дальности части - 50 метров. Вызволили нас через 6 часов после начала эпопеи.
2002
Свидетельство о публикации №202022800037