Николай Мельников Доходы и расходы областного бюджета должны быт
- Вы, Николай Константинович, в политической жизни нашего города и региона далеко не новичок. За 13 лет «вращения» в этом котле много повидали, многое попробовали. Могли бы вы дать какую-то краткую, сжатую характеристику тем политическим партиям и движениям, которые делают «политическую погоду» в Вологде, у нас в Череповце?
- Думаю, что мой взгляд на существующие партии и движения как у нас в области, так и в стране, в целом, будет не совсем традиционным. Я считаю, что у нас «погоду» делает только одна политическая партия – коммунистическая. Но у нее есть разные ответвления. Первая партия – ее можно назвать РКП. Эту аббревиатуру, конечно же, можно расшифровать, как Российская Коммунистическая Партия. Но точнее будет – Российская Консервативная Партия, потому что от коммунистической в ней мало что осталось. Люди, которые эту партию собой олицетворяю, тянутся к старому, советскому. Почему? Потому что электорат у них – это люди преклонного, пожилого возраста, живущие прошлым. Вторую партию я называю РПП. Это Российская Партия Перебежчиков. Еще варианты - Российская Президентская Партия, Российская Правящая Партия. Если будет не Путин следующий президент, то эти все, кто были в том же «Единстве» они перебегут все в другую партию. У нас в области и городе представителей этой партии «много-много». Чьи она интересы поддерживает? Она поддерживает интересы чиновников. Чиновники сами себя защищают через эту партию. И третья из существующих партий – это РОП – Российская Оппозиционная Партия. Примером ее функционера может служить, например, Анатолий Ясин. При любой власти он будет в этой партии состоять. И все – больше у нас никаких партий нет!
- Хорошо, пусть будет по-вашему! Теперь коснемся вашей сегодняшней ситуации. Вы – кандидат в одну из ветвей представительной власти – областную думу. В народе, однако, существует устойчивый образ представительных органов, как места, где депутаты впустую «протирают штаны». Зачем нам такой орган власти? И зачем он Вам?
- Давайте оттолкнемся от такого момента. Надо сразу задаться вопросом – в каком государстве мы хотим с вами жить: в демократическом или авторитарном? Сотни лет, и при царе, и при советской власти мы жили в авторитарном государстве. Последние десять лет стремились сделать демократию. Не очень получается и, вроде, опять стремимся вернуться к авторитарному государству. И я допускаю, что и наши правители, и наш народ к демократии не готовы. Моя точка зрения поэтому – надо сделать полудемократическое государство. В чем оно заключается? Губернаторов и мэров надо назначать. Сверху. Но также точно определить как и сейчас – на два срока и не более. Президент пусть выбирается всенародно, а все нижние этажи власти – только назначать. Но как назначать? Вот депутаты, если мы берем городскую и областную власть – они должны не назначаться, а выбираться. Президент, или губернатор предлагает местным депутатом свою кандидатуру для утверждения. А мы можем ее утвердить или отклонить. При этом может соблюдаться принцип, действующий на уровне Государственной Думы – если третью кандидатуру депутаты отклонят, то такую думу можно «разогнать к чертовой матери».
- Но депутаты тоже люди зависимые. При этом принцип представительства от различных групп и сословий территории нигде не соблюдается, если не сказать больше – попирается!
- Правильно вы говорите. И у меня на это ваше замечание есть свой ответ. Вообще говоря, в депутаты должны выбираться люди заслуженные. Можно сказать – старейшины.
- Лет за девяносто?
- Нет, лет, скажем, за пятьдесят. Почему? Вы заметьте, ведь все действующие сейчас у нас депутаты – люди в той или иной степени зависимые. Меньше всех зависимы пенсионеры – им нечего терять, никто на них не может серьезно повлиять. А врачам или учителям каково? Они же кормятся от бюджета. Кто из них в здравом уме и ясной памяти против исполнительной власти в каком-либо вопросе пойдет? Мигом без средств к существованию останутся. А депутаты от крупных предприятий. Ведь все хорошие мужики! Но, если предприятию на местном уровне надо какие-то вопросы решить, например, с землей или налогообложением, эти депутаты никуда не денутся и будут голосовать как надо.
- Ваша точка зрения по поводу избрания мэра не кажется мне убедительной. Мэр олицетворяет собой местную власть, интересы территории. И он должен избираться…
- Ни в коем случае. Вот представим себе, что выбрали мы мэра. А через два года выяснилось, что он дурачок, что у него «крыша поехала». И попробуйте потом от него освободиться. Невозможно. Наоборот, найдутся подхалимы, которых этот «дурачок» будет устраивать. Все равно как при Брежневе – пусть будет хоть какой, лишь бы наши интересы не задевались. А при назначении мэра, хоть губернатором, хоть депутатами всегда будет возможность его снять.
Вот мы говорим, что коммунистическая партия в свое время всем мешала. Но исполнительную власть она контролировала превосходно. Система контролирующая была отлажена: над исполнительной властью в городе – горком КПСС стоял, да еще народный контроль, да еще ОБХСС. А сегодня мэра избрал народ – он черт те, что делает: или вино «жрет» или с потусторонними силами общается – и ничего с ним не сделать. Хорошо, что у нас мэр не такой, а вон как в других городах. Во Владивостоке целый «дурдом» сделали. Мы всего этого уже наелись. Поэтому исполнительная власть должна четко знать или понимать: будут какие-то «минусы» в ее работе – ее всегда могут снять или заменить!
- Если я вас правильно понял – интересы территории по вашей схеме могут защищать только депутаты? Если возникнут разногласия, например, межу Президентом и мэром города, то будут превалировать интересы государства, а не территории?!
- Президент гарант Конституции. Его должно интересовать все, что происходит на территории государства. Но должно быть четкое разграничение полномочий – кто за что отвечает. И если, Президент или губернатор будут назначать мэра города, а депутаты его утверждать, то мэр будет защищать и интересы государства и интересы территории.
Но проблема то, я могу сказать, в чем сегодня заложена. Каждый кричит, что у него мало полномочий. Каждый хочет иметь свой «кошелек». Да побольше! Да чтоб никто не контролировал! А сегодня все дошло до того, что исполнительную власть и контролировать то никто не может. А если есть Счетная палата в городе, то, что толку – это счетная палата, получается, абсолютно зависимая от исполнительной власти. «Карманная» Счетная палата! Нет сегодня контроля над финансами. И не только над финансами, но и над другими вещами!
Мало сегодня таких «нахрапистых» как я. А остальных все равно: или покупают, или заставляют, или «еще как»! Сегодня ведь не только депутаты молчат. Но даже предприниматели молчат. Попроси, например, я сейчас, чтобы кто-нибудь мне из спонсоров помог. Ведь не один не помог! Говорят: «Если мы тебе, Николай Константинович, поможем, то и без бизнеса можем оказаться!?
- Неужели?! Я никогда не считал, что вы относитесь к депутатам «маргинального» уровня, к «неприкасаемых»?!
- Ничего подобного, так оно и есть!
- Понятно. А зачем лично вам областная дума. Вы, я вижу, в этот раз дома не отсиживаетесь, решительно готовитесь, настроены на результат!
- Вы знаете, по поводу областной думы, я могу сказать следующее. Я финансист, человек много работавший и имевший дело с деньгами. А в областной думе нет ни одного человека имеющего профессиональное отношение к финансам. И я знаю, что без денег -никуда!
И на городской думе, когда вопрос касается денег, и если я чувствую, что начинают «лапшу» на уши вешать, я мгновенно встаю и не соглашаюсь! Другие депутаты смотрят, слушают меня, а потом, как правило, начинают меня поддерживать. Потому, что доверяют, что я чувствую, что это – «туфта»! В Законодательном собрании будет много приниматься и законодательных и нормативных документов, касающихся денег. Поэтому – вот из-за чего я иду. Я знаю, где деньги лежат!
- Про финансиста – это мне понятно. Это вы себя так в представительной власти позиционируете. А ваша то личная мотивация какова? Зачем мучаться то?
- Вы знаете, я могу сказать так: «Характер у меня такой!» Не могу я на месте сидеть, когда что-то в жизни не по мне. Я еще, помню, в 89 году, когда выборы в Верховный Совет СССР проходили, заявление написал, что от КПСС хочу депутатом стать. Мне тогда еще пальцем вокруг головы крутили, говорили, что я – сумасшедший. Мол, «посмотри, сам Валентин Купцов первым номером идет, а ты, куда со свиным рылом, да в калашный ряд». Ведь не остановили – не дали идти по спискам от КПСС, так я от профсоюзов пошел. Только на области меня и скинули.
- Вы хотели привести какой-то интересный пример?!
- Да. Как вы думаете, откуда губернатор достал деньги на милицию, для закупки лекарств? Ведь в областном бюджете на этот году эти деньги не были заложены!
- ?
- А это означает, что доходная часть бюджета была представлена не полностью. Какие-то деньги просто не показали. Или по области ходят федеральные деньги, но никто их, кроме губернатора, не видит!
- Еще вопрос, Николай Константинович. Являются ли депутаты командой? Должны ли они быть командой, т.е. группой людей четко представляющей цели города или области и строго спрашивающей за исполнение этих целей с исполнительных органов власти?!
- Никакой команды не должно быть. Все должны быть разные. Депутаты собираются для того, чтобы разумно сформировать и поделить бюджет. Согласно представленным сметам только от тех организаций, которые сами на себя заработать не могут или не должны. Если я ничего не понимаю в здравоохранении, то я доверяю тем людям, тем депутатам, которые там работают. Если я ничего не понимаю в ЖКХ, то обращаюсь за советом к тем депутатам, которым эта сфера знакома лучше, чем мне.
- Но ведь деньги выделяются под какие-то цели, под какие-то программы бюджетных сфер города и области. А если они не разумны, если они ориентированы только на интересы верхушки этих организаций? Но ведь депутаты – люди не заинтересованные кровно в том, как наиболее разумно потратить бюджетные деньги. Да, им доверили, их выбрали, наделили определенной ответственностью. Но ведь это не та мотивация для серьезных решений!?
- Я знаю одно. Люба команда в политике – это монополия, которая проигнорирует интересы всех остальных.
- Николай Константинович, как вы относитесь к различным городским программам мэрии. Например, к программе по развитию туризма?
- Я считаю, что таких программ вообще не должно быть. Отдайте всю эту сферу частникам, они все сами сделают. А мы идем опять к 17 году, ко времени существования в России «чиновничьего капитализма». Можно подумать, что чиновник лучше всех видит куда нужно идти. Отдайте все территории по берегу Шексны предпринимателям, хотя бы в долгосрочную аренду и вы увидите, что будет: вся инфраструктура сама собой поднимется за несколько лет.
- То же самое касается программ подготовки бизнесменов Агентством городского развития?
- То же самое. Где, спрошу я вас, эти бизнесмены? «Профукали» денежки. АГР – это антирыночная структура, чья-то кормушка, которая принципиально не может эти вопросы разрешить. Как могут люди никогда не занимавшиеся бизнесом готовить предпринимателей, да еще и на казенные деньги. Да этих агентств должно быть много. Но вот не буду хвастаться – все эти инкубаторы давно уже у нас в городе существуют. Любой известный предприниматель десятки других предпринимателей подготовил. И состоятельных, а не просто так. Только мы всех этих вопросов не афишируем и денег от бюджета не получаем!
- А куда вообще, на ваш взгляд, должен развиваться город, область?
- Я думаю, что сейчас у нас развивается рыночная экономика и никуда мы от нее не уйдем. Только что, на мой взгляд, и мне это нравится у коммунистов, эта рыночная экономика должна быть социально ориентирована. Конечно, как у китайцев, у нас уже не получится, но что то среднее между Европой и Америкой мы создать, пожалуй, сможем.
- На уровне города и области?
- Я вообще говорю!
- Могли бы вы сформулировать ваше политическое кредо?
- Вообще то у меня их несколько. Но если брать Законодательное собрание области в случае, если я стану депутатом, то буду выступать за то, чтобы доходы, как и расходы области были реальные, гласные и честные. Чтобы избиратели могли знать, сколько и как область зарабатывает, а также куда, почему эти деньги направляются и с какой эффективностью расходуются!
Свидетельство о публикации №202030400016