Верным аллюром идете, товарищи!

Предисловие к началу первой в новом тысячелетии избирательной кампании

Медленно сдвинулся и начал набирать обороты «локомотив» первых в 21 веке и новом тысячелетии выборов в представительные органы нашего города и Вологодской области. По старой доброй русской привычке, наши кандидаты медленно запрягают. Но, далеко не все. Кое-кто явно стремится обогнать своих соперников уже на старте…

В каждой кампании есть свои особенности…

Эта предвыборная кампания имеет некоторые характерные особенности и свои отличия. Во-первых, действующий «Избирательный кодекс Вологодской области» не дает некоторым кандидатам, ввиду того, что основные СМИ в городе принадлежат небезызвестному холдингу, монопольной возможности манипулировать общественным мнением, так как им того хочется. Остальные кандидаты тоже имеют доступ в СМИ и, следовательно, могут более сильно и интересно играть на этом информационном поле.
Во-вторых, само это поле уже не представляет собой монополию. Основные газетные средства массовой информации, к которым относится газеты «Речь» и «Голос Череповца», несмотря на то, что имеют своего достаточного верного и устойчивого читателя, малотиражны и имеют серьезных конкурентов и по уровню аудитории и по степени доверия к себе. Доля «протестного электората» в городе достаточно велика и у этой части газетной аудитории есть свое издание – «Спутник-Череповец», явно пользующийся в городе повышенным спросом и даже делающий небезуспешные попытки идеологически возглавить «протестующие массы». Единственным конкурентом ему уже на этом поле может быть только «Курьер». Но это издание принципиально внеидеологическое и рассчитанное исключительно на обывательские интересы. Мало того, многие кандидаты в депутаты на время ведения избирательной кампании активно бомбардируют выбранные ими территории печатными продуктами «сока своего мозга» и обслуживающих их пропагандистских штабов.
В-третьих, некоторые депутаты в реальной практике ведения своей избирательной кампании перестают слепо подражать генералам армии США и вместо бешенного бесконтактного и не всегда точного «артналета» бросают в череповецкие дворы, школы и дома престарелых вооруженный до зубов спецназ, который активно обрабатывает бабушек и дедушек, а также мужчин и женщин среднего возраста, пытаясь завербовать данный контингент в собственные ряды. Хотя бы на один день – 24 марта 2002 года.
В-четвертых, в списке избирающихся есть новые и довольно интересные имена. Для меня, например, это, если брать только список кандидатов в Законодательное собрание области, Леонид Малыгин, Николай Левичев, Алексей Канаев и Александр Клименков. Более того, их острая предвыборная борьба с уже известными и имевшими громкие победы людьми, создает нынешней кампании немалую интригу, что, без сомнения, может стимулировать и интерес, и реальные ответные шаги, в виде участия в выборах со стороны населения города. Тем более, никаких других выборов давно не было и народ по ним уже, как показывают опросы, немного соскучился.

Леня против Наташи

Основная интрига нынешних выборов состоит в противостоянии ушедшего в самостоятельное плавание бывшего «записного имиджмэйкера» АО «Северсталь, директора филиала СПБГТУ, профессора и академика Леонида Малыгина, с очень опытной и проверенной в боях ставленницей этого АО, а также действующим депутатом ЗакСобрания и директором женской гуманитарной гимназии Наталией Рябовой. Вторая по значимости и запутанности интрига – это борьба, завязавшаяся между новым генеральным директором АО «Аммофос» Николаем Левичевым, ставленником холдинга «Фосагро», штаб которого находится в подмосковном Воскресенске и опытным политическим бойцом, горластым и хитропопым владельцем почти всех удостоверений депутатов, выдаваемых в Череповце с 1989 года, нынешним депутатом гордумы и финансовым директором ЧП предприниматель Сикорский Николаем Мельниковым.
Разберем взаимоотношения и избирательные шансы первой парочки. Прошедшее политическое десятилетие у Наталии Леонидовны прошло как по маслу. Для того, чтобы стать депутатом и тем самым закрепить за собой приоритет самого успешного инноватора, по крайней мере, в среднем образовании Череповца, ей было достаточно немного порезвится на фоне симпатичных и вежливых девочек из гимназии, произнести несколько фраз по-английски с йокширско-вологодским акцентом на какой-нибудь конференции с участием сухопарых иностранцев и посидеть в президиуме какой-нибудь учительской конференции или пенсионерской «тусовки».
Нынче такие штучки не пройдут. Леонид Леонидыч тоже VIP – персона хоть куда и его жилистую волейбольную фигуру и благородный профиль мы тоже могли видеть в кулуарах самых высокий собраний города рядом с самыми выдающимися представителями современности. Но ведь он, подлец, пошел еще дальше на пути «виртуализации и масштабизации» своего образа. Мало того, что в этом избирательном марафоне он, словно сумасшедший, или олимпийский чемпион в беге на 100 метров, сразу резко рванул вперед. Он ведь еще прибег к таким приемам, ответить на которые Наталии Леонидовне просто нет никакой возможности.
Вот, например, в одном из номеров газеты «Курьер» стройный как Геракл Леонид Леонидович запечатлен с голым торсом в семейных трусах (а еще лучше бы без трусов!), поднимающий к молчаливым небесам руки, словно молящий о втором Пришествии. Это г-н Малыгин на городском пляже. Сейчас, помолившись, он стремглав, как Ихтианозавр из фильма «Человек-амфибия», броситься в холодную прорубь. Что в этом смысле может Леониду Леонидовичу противопоставить полная и малоподвижная Наталья Леонидовна?
Затем ЛЛ выставляет на поле битвы своего сына Максима. У НЛ тоже есть ребенок – девочка. Но она, почему - то, держит ее на скамейке запасных. Или мальчик лучше девочки? Все-таки он с папой «играет в волейбол, ходит на рыбалку или просто молчит», набухая потом в финской бане…
Короче говоря, Леонид Леонидович получается самый настоящий «мачо», которому и в прорубь прыгнуть, и детей головастых настрогать, и женщину ублажить, как два пальца в рот засунуть. А ведь у него еще есть почти двухсполовинной тысячная армия полуголодных студентов. Выйдет, например, Леонид Леонидович, для встречи со своими избирателями в Зашекснинском районе, на какой-нибудь рынок. А его эта двухтысячная толпа окружит и будет кричать о своих вопиющих проблемах. Нахмурит тогда Леонид Леонидыч брови – держитесь Ставровский и Позгалев – «русские люди с учебниками и вилами идут!»
Так и видится мне заключительная сцена предвыборной кампании по этому округу. 22 марта 2002 на знаменитый Октябрьский мост с транспарантами, маечками с надписью «ЛЛМ», учебниками и дипломами западного образца выходит «немерянная толпень» студентов, женщин, волейболистов и других почитателей талантов Леонида Леонидовича. Он же, сильный и волосатый как Тарзан, взобравшись на перила моста вихрем сиганет вниз, прямо в смертельно опасное пространство между проплывающими льдинами… А на одной из них будет снимать сие оператор с телевидения… И рвануться тогда с места пароходы: «Салют, ЛЛМ», и пролетят самолеты: «Салют, ЛЛМ», и пройдут пионеры: «Салют, ЛЛМ».
Нет, определенно у Леонида Л. Малыгина шансы в этой кампании есть.

Колян против Николы

Вторая парочка, которая забавляет вопиющие «пищи духовной» умы, это, как мы уже говорили, Николай Левичев и Николай Мельников. Что может противопоставить «чужак» и один из владельцев акций химических предприятий Череповца грозному предпринимателю – преподавателю – депутату (выбирай по вкусу!) уже давным - давно эпатирующий почтенную череповецкую публику мощным «рыком» и сенсационными личными заявлениями, идущими вразрез с общепринятой властью позицией.
Ставка Левичева на свой имидж крупного и ответственного директора, пришедшего к власти и немалым деньгам вопреки (и согласно!) своему «плебейскому происхождению» Теперь, выйдя на «большие орбиты» он вспоминает свое полуголодное детство и молодость и будет стремится вернуть взятое у народа в виде огромного количества разрабатываемых на предприятии и в холдинге «Фосагро» социальных программ. Благо и сам Николай Александрович есть профессиональный философ.
Мельников, известный в имиджмейкерских кругах г. Череповца и окрестностей, как редкий «жмот и скряга», в этот раз довольно активно стремится взять новую для себя высоту. Исконно доверяя в основном себе и делая ставку на интуицию, он почти «послал на хрен» всю информационную борьбу в прессе, социсследования и плотно занялся «окучиванием» той территории в городе (часть Заречья плюс район ФМК), которую хочет на четыре года «взять себе в собственность». Ставка НК делается на старушек и старичков, с которыми он, благодаря своим деревенским корням мгновенно находит общий язык. Даже на одной из его листовок НК изображен в обнимку с какой-то бабушкой - «сын, почитающий родителей своих». Ну и, конечно, в своих выступлениях по ТВ Николай Мельников начинает открыто бросать вызов сегодняшней власти. Пока только в виде Михаила Сергеевича Ставровского. Мол: «Уйдите, Михаил Сергеевич! Вы меня разочаровали!». Предвыборный девиз Николая для широкой публики: «Я отыщу в областном бюджете спрятанные от народа деньги!»
Исходя из выше написанного, в соревновании этих двух политических гигантов нашего города, пока не все ясно. Судя по выколотым глазам и «чеченскому облику» изображений своего конкурента на вывешенных плакатах, Николай Мельников идет пока впереди и от Левичева требуется немалое мастерство, чтобы этот разрыв сократить. Ведь Мельникова знают и, по всей видимости, считают, что «кашу маслом не испортишь». А Левичев все-таки, хоть и интересная, но «темная лошадка», вызывающая у публики определенный иррациональный страх – «как бы хуже не стало»!


Рецензии