Спор

Повстречались как-то раз электродвигатель с электрогенератором. Подошли друг к другу, поздоровались. Двигатель и говорит Генератору:

-Привет, двигатель!

А Генератор, в свою очередь, на это отвечает двигателю:

-Привет, генератор!

И, хотя Двигатель не был генератором, равно как и Генератор - двигателем, внешне, да и внутри, похожи они были прямо как две капли воды. Потому и обознались. Однако ни один из них не исправил другого. Генератор смолчал из вежливости, из гордости своей особенной, генераторской. (Он считал себя выше этого.) Двигатель же решил, что это такая шутка, и, рассмеявшись, предложил прогуляться немножко. Так и сделали.

Шли они вдвоём по энергетической тропе, проложенной среди буйной электронной растительности. Могучее солнце светило им в спины, от чего им было тепло и спокойно. Говорили между собой они о всяком - разном.
 
Но завязался между ними сам собой спор о смысле жизни, и Двигатель принялся с жаром дока-зывать, что самое главное на свете - постоянно крутиться. Генератор сначала мягко, потом всё более настойчиво возражал, что напротив, все вокруг стараются крутить тебя, и надо уметь оказывать сопротивление, поглощать это движение, переводя его в бесшумный поток электронов.

-Да что ты, глупый! - смеялся Двигатель, - опомнись, взгляни себе под лапы, на чём ты стоишь. Это же сплошная энергия, бери - не хочу! На всех хватит, ещё и останется. Кому нужно её производить, скажи на милость?

-Уж  извини, - язвительно зашипел Генератор, - да ты, братец, попросту нахлебник. Энергию сию вырабатывают, трудясь денно и нощно, тысячи генераторов. А ты расходуешь её в своё удовольствие, и совесть тебя не гложет.

-Ха! - обиделся Двигатель, - неизвестно ещё, кто должен стыдиться на самом деле. Движение - вот вечная цель и способ существования. Энергия только средство для него, а в большом количестве она вредит, засоряя дороги. Я и мои соратники - двигатели, выполняем возложенную на нас природой работу. Мы делаем мир быстрее и лучше, с нашей помощью перемещается транспорт, рождаются вещи. А генераторы - вот уж истинные бездельники. Они пользуются нашими же услугами, отбирают наше движение, рождая энтропию в стремлении обратить вселенную в энергетическую свалку!

-Свалка? - взвился, вне себя, Генератор, - мусор? Да это чистая пища, которую ты и подобные тебе пожирают без всякой меры, наполняя пространство суетой и шумом, портя здоровье себе, ибо движение рано или поздно разрушает всё то, с чем связано, и нам, потому что мы мечтаем о покое, дающем бессмертие, но достичь его не можем до тех пор, пока существует на свете вся эта суета и вращение, мучающее нас! И вообще, интересно, почему это ты так похож на меня? Что-то тут не так. Вы, двигатели, только внешне под нас маскируетесь, а внутри вы, наверное, другие?

-Это мы-то другие? Это мы-то похожи на вас? - Двигатель затрясся от возмущения, - да всегда мы были такими! Вот что у вас за обмотки такие особенные, если вы так странно думаете?

Так они спорили бы, наверное, долго, если бы не повстречались им по пути отвёртка и гаечный ключ. Шли они куда-то по своим делам, но согласились помочь двум противникам разобраться, кто из них на кого похож: раскрутили их на части, не нашли никаких различий, соединили всё  вновь, и озадаченно сказали, что не могут с уверенностью утверждать, кто из них двигатель, а кто - генера-тор. Возможно, добавили они, что оба вы двигатели, или наоборот, генераторы...

Что тут началось! Приятели поняли, что были неправы, и попытались сначала склонить друг друга на свою сторону.

Двигатель со всей убедительностью, на которую был способен, стал живописовать прелести вращательного движения, беззаботного шелеста подшипников и периодической смены смазки в них.

Со своей стороны, Генератор ударился в воспоминания о том, как после долгого рабочего дня приятно чувствовать, что у сволочи, которая тебя крутит, заканчиваются силы, и можно передох-нуть и набраться терпения до завтра.

Так они рекламировали себя довольно долго и, наконец, решили попробовать на время поме-няться ролями. Подключились друг к другу. Генератор на мгновение стал вращать вал Двигателя, а тот - превращать это движение в ток. Но длилось это не долго. Первым дал задний ход Генератор. Гудя всеми своими катушками, он выплюнул из себя остаточное напряжение со словами:

-Ну и гадость эта энергия! Как ею можно питаться? Тьфу! Всё внутри греется, ведь приходится ещё кого-то тянуть за собой! С ума можно сойти!

-Это я скорее лишусь рассудка, - жаловался двигатель, - позволять кому-то собой вертеть... Позор, позор!.. А каково извергать эту самую "энергию"!

-Которую невозможно есть, - добавил Генератор.

-Вот и я так думаю, о ведь приходится, - решил выделить свою значимость Двигатель, - пойми, иного выхода нет.

-Да, да. Пусть уж лучше меня крутят.

-Пусть уж лучше я буду есть эту гадость, эту дрянь!

-Вот именно. Пусть меня крутят...

Так они снова перекидывались словами очень долго, потому, что каждый слушал только себя. Когда они поняли это, им стало стыдно, и попытались они оба стать генераторами. Но ничего не вышло. Их было некому крутить.

Тогда оба попробовали стать двигателями. Напрасно: им было некого вращать.

В общем, надоели они друг другу и воскликнули в один голос - мол, ладно, ты прав, друг, только оставь меня в покое и давай разойдёмся с миром.

Разошлись, не подозревая о том, что за их спором давно следили, и миллионы пар других двигателей и генераторов задумали сделать то же самое.

Свершилось. Замолчали генераторы, и двигатели вскоре остановились. Закончилась энергия в проводах обмоток. Свернулись листья электронных зарослей. Спряталось за горизонт их могучее солнце.

Тут то все в один миг подумали о том, как хороша была жизнь, и пожалели о том, что они сделали. Лучше уж двигаться, и мучаться, и радоваться иногда, чем стыть так вот, в вечном покое.

Но, как бы теперь они не раскаивались, не сокрушались (хотя трудно сказать, чувствовали ли они вообще теперь что либо, или нет), всё равно ничего сами не могли поделать. Оставалось только ждать прихода нового дня.

           1992г.

Геннадий Игнатченко.


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.