Необходимое зло

Атеист. Зло "господствует" на Земле потому лишь, что добро обычно не замечают. Люди интересуются более злом, чем добром, находя его, часто бессознательно для себя, более значимым для выживания.
 Но так ли это? Не есть ли зло - лишь отсутствие необходимого для жизни добра? Отсутствие привычного сразу заметно, а когда оно есть, его не замечаешь.
 Что такое война? Отсутствие мира. Землетрясения, наводнения, засухи, все стихийные бедствия - это нарушения нормальных условий для жизни человека, природы. Однако, и отклонения необходимы для развития Целого. На нашей планете добро обычно, зло исключительно и не выходит за границы выживаемости организмов, если природу брать в совокупности. Иначе, невозможно было бы ни возникновение жизни, ни ее эволюция, ни появление и развитие человека.
 Добро - привычный и необходимый для жизни порядок вещей; зло - нарушение этого порядка. Преодоление зла - это путь к добру, путь к восстановлению нормальных условий существования. Возвращение от зла (отклонения) к добру (норме) обязательно, потому что необходимо для существования природы и человека.
 Но существует и другой путь - приспособления ко злу. Организм привыкает, приспосабливается к новым, первоначально для него опасным условиям, и потом иногда уже даже не может существовать без этих условий. Тогда исходное зло становится добром, а отсутствие этого зла - злом. В приспособлении ко злу, в преодолении зла, в ограничении и контролируемом использовании его на благо человека - путь развития, расширение сферы добра, увеличение числа измерений и расширение диапазонов среды (все более сложная среда), пригодных и уже даже необходимых для существования все более сложных структур.
 Второю причиною кажущегося господства зла является тот факт, что зло и добро чаще рассматриваются относительно конкретных субъектов. Для разных людей, кроме общего для всех зла и добра, есть зло и добро индивидуальные, когда то, что для одного является добром, для другого - зло, и наоборот. А поскольку человеку интересно зло не только относительно себя, но и других - и это естественно, потому что знать об опасных для жизни вещах каждому необходимо - еще и поэтому представляется, что зла так много. Каждый мысленно собирает и примеряет зло, распределенное между всеми, на одного себя.
 На самом деле, относительно среднего человека зла гораздо меньше добра, добро превалирует и стратегически побеждает. Это очевидно, потому хотя бы, что большинство людей доживает до старости и умирает более-менее естественной смертью.
 Самые добропорядочные и благополучные люди в разговорах, книгах и фильмах между темами зла и добра предпочитают темы о зле, оттого что касание зла волнует гораздо более любого добра. Зло, как отсутствие добра, отсутствие благоприятных, необходимых условий существования, задевает в человеке глубинные силы самосохранения, приводя в состояние возбуждения и повышенной готовности основные жизненные центры и организм в целом: опасность! опасность для жизни!!
 И более всего волнуют истории о новом, неведомом ранее зле.
 Ощущение опасности по силе и остроте ни с чем не сравнимо. И это понятно - в организме задействованы все резервы. Оно, в своем роде, ни с чем не сравнимо по наслаждению. Ведь наслаждаемся мы тогда, когда органы наши работают, и именно теми органами, которые находятся в работающем состоянии и активно передают сигналы по нервной системе в мозг.
 Как еще достичь этого состояния? Его можно испытать мысленно. Далеко не все желают испытывать себя в реальности - на поле битвы, в диком лесу, в горах, в космосе... Но даже последний трус и лентяй вряд ли откажет себе в удовольствии испытать опасности понарошку, в идеальном мире, как играющее на нервах, но безопасное зрелище или чтиво.
 Все наши переживания сводятся к работе нервной системы и мозга. И такое фиктивное их задействование - учеба, тренинг, безопасная проверка критических режимов работы.
 И все же грустно, когда видишь: почти никто не хочет замечать многочисленные примеры добра; но каждый выискивает зло, чтобы обратить на него внимание всех, отчего создается ложное впечатление, что мы живем среди максимы зла. Это - рудимент первобытного мироощущения человека, когда все мысли его были естественно со злом связаны. Тогда ему угрожало больше прямых опасностей, чем в наш век цивилизации, государственного всестороннего отстранения индивида от дикой природы.

 Верующий. Тогда вооруженное ожидание зла было необходимостью, но зачем оно человеку сегодня?

 А. В каждом веке - свои опасности. Зло - тренинг наших возможностей. Чем вокруг изощреннее, разнообразнее зло, тем в лучшей физической и духовной форме находится человек. Зло мобилизует. В экстремальных ситуациях люди раскрывают те возможности, о которых никто даже не подозревал раньше. Недаром в самые кровавые, переломные времена, смуты и революции, появляется так много выдающихся личностей, гениев.
 Наверное, в каждом десятилетии рождаются люди, в среднем примерно равные по способностям. Но реализуют они способности, развивают то, что им дано от рождения, по-разному, в меру необходимого, в зависимости от состояния окружающей их среды. Чем эта среда менее постоянна и благоприятна, чем более в ней разнообразного зла, тем, соответственно, более развиваются разносторонние способности человека. Конечно, если зло не переступает грань максимальных потенциальных возможностей этого человека, данного общества, всего человечества, тогда - упадок и смерть. Тогда зло не бодрит, не развивает, но высасывает в борьбе с ним все силы, или сразу бьет наповал.
 Зла боятся и его бессознательно любят, оттого что оно сильнее всего влияет на чувства человека и его ум. Зло мобилизует ресурсы организма; добро, наоборот, расслабляет и успокаивает. Зло остается в памяти, вызывая сильные ощущения; добро же почти всегда вызывает ощущения слабые или же даже несет с собой полное отсутствие ощущений, потому оно запоминается много реже.

 В. Получается, что люди не видят и не помнят добра. Я не согласен с Вами. Не все только злопамятны. Для многих добро в жизни - главное.

 А. Конечно. Но добро-то запоминается только потому, что линия жизни нашей отклонена от идеальной прямой оптимальных условий существования, и добро это - праздник. Конечно, праздник запоминается! Но мы запоминаем лишь необыкновенные для нас праздники. А праздник всей нашей жизни многие принимают за "серые будни", чью-то над нами "насмешку", "цепь невыносимых страданий, физических и духовных"... Надо ли объяснять далее, насколько это не отвечает действительному положению дел, что это - лишь неправильное субъективное восприятие больного, ленивого, недоразвитого сознания?
 И, тем не менее, в среднем, если возможны какие-то осреднения в океане явлений, по силе воздействия, по сравнению со злом, добро почти не заметно! Утрируя, может быть, можно даже сказать, что абсолютное отсутствие зла, т.е. абсолютное добро для человека, это идеальные для него условия, полное отсутствие раздражителей, а значит, и ощущений! Это нечто типа нирваны. Именно поэтому все впечатления от добра, если они уж не слишком редки, сливаются у человека в одно. Для многих, увы, все добрые дела скучны и похожи одно на другое.
 А зло для человека невдумчивого - почти всегда оригинально. Но это не оттого, что объективно оно более разнообразное - добро бесконечно в многообразии, в той же мере, как бесконечен и человек в данных ему природой возможностях. Зло впечатляет как нарушение нормы, опасность для жизни. Соответственно, к нему больше внимания, отчего и виднее нюансы.
 Что будет, если для человечества, для каждого человека исчезнет зло в том смысле, в каком мы все его понимаем? Ведь люди трактуют зло как зло относительно них, по отношению к ним. Другое понимание зла и добра, увы, пока практически отсутствует. Так что же будет, если не будет зла?
 Ответ очевиден: очень быстро человечество выродится.
 Наверное, поэтому, когда нет внешнего зла, люди сами его изобретают и производят, как будто специально усердствуя в обманах и убийствах друг друга. В этом, возможно, проявляется объективная необходимость и неизбежность зла вообще в мире и среди человечества в частности. Здесь, видимо, срабатывает внутренне присущий сложным формам материи закон самосохранения за счет поддержания активной своей составляющей в надлежащей "спортивной форме".
 Полное отсутствие зла означает отсутствие необходимости борьбы за существование. Это отсутствие не только войны, но также и конкуренции в идеях, экономике, искусстве и прочем. Без зла, очевидно, невозможно существование ни человечества, ни природы, никакой жизни. Потому полное отсутствие зла для всех - наибольшее зло.
 Так правильно ли наше общепринятое понимание зла? Может быть, зло, как все его понимают, не зло, но добро в глобальном, стратегическом смысле?
 Верна ли вообще наша точка отсчета добра и зла, когда в центр Вселенной ставят человека и человечество?
 Может быть, добро - разумная мера зла, а самое страшное зло - добро без какой-либо меры?..


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.