Радикальное средство

               

               



                Радикальное средство.



Капитан тупо смотрел на пистолет, мирно покоящийся на столе. Духу застрелиться, естественно, не хватало. Поэтому он встал с кресла, подошёл к сейфу, достал бутылку виски и наполнил стакан.
  Корабль нёсся сквозь безмолвную пустоту межзвёздного вакуума, для прыжка скорость была недостаточна, но и управлять им было невозможно. Механик, запершийся в машинном отделении, отключил рубку. Мало того, он перекрыл подачу воды на камбуз и в жилые помещения, так что все запасы жидкости, которыми располагал Капитан, были в нескольких бутылках старого, доброго виски…
  Ссора произошла внезапно. Подобно урагану она пронеслась по кораблю, сметая всё, что не было привинчено к палубе и переборкам, затем, бессильно ударившись двумя пулями из капитанского пистолета о бронированную дверь машинного отделения, на время утихла. Конфликт приобрёл позиционный характер: Механик не мог выйти из машзала, а Капитан медленно, но верно приближался к полному обезвоживанию.
Казалось, все было оговорено с самого начала, ещё до того как они открыли своё маленькое дельце. Капитан, он же мозг компании и главный исполнитель своих замыслов: руководит деятельностью компании и кораблём. Механик, он же владелец судна отвечает за техническую сторону дела. Соответственно была распределена и прибыль: Капитан - 80%, Механик - 20% и средства на ремонт корабля. Окончательный расчёт по окончании совместной деятельности. Нормальное, джентльменское соглашение двух проходимцев…
С самого начала дела пошли хорошо. Каждая операция просчитывалась заранее и никогда не повторяла предыдущую. Подложные документы изготовлялись на высочайшем уровне, не зря Механик полжизни проработал на монетном дворе, а немалый актёрский опыт позволял Капитану надувать портовые службы по полной программе. Планетарная полиция всегда спохватывалась слишком поздно - корабль с набитыми трюмами уже совершал прыжок. Экспертам Интерпола, прибывшим на место очередного преступления, оставалось только разводить руками.
  Этот рейс должен был стать последним в истории компании, но первым по доходности. Предстояло умыкнуть прямо из Солнечной системы партию масс-реакторов. Эти устройства изготовлялись только у Солнца и только в соответствии с квотами Федерального Совета. Соответственно стоимость этих устройств на черном рынке была астрономической, а спрос - неограниченным. Кто же не хочет иметь космический корабль не ограниченный запретами Земли?
Всё прошло как по маслу, накладные, выполненные по первому классу не вызвали никаких подозрений, роботы-грузчики, под руководством Механика споро загрузили две сотни агрегатов, и корабль стартовал. Оставалось лишь запутать следы и доставить товар заказчику, после чего каждый из них мог осесть в каком-нибудь райском уголке, с хорошим чистым воздухом, тёплым морем и массой симпатичных девочек в купальниках, или без, смотря по настроению. Чёрт возьми, они могли купить планету! Присоединится к Федерации или к Лиге Неприсоединившихся Планет, со всеми правами легального членства, или плевать с высоты своего положения на весь остальной космос - теперь они могли сами решать что делать. Деньги это свобода, а большие деньги - свобода абсолютная!
Однако ж нет…
 Они уже прыгнули первый раз, когда вдруг зашёл разговор о деньгах, Механик запросил половину, а Капитан промазал. Вот спрашивается, зачем ему так много денег?!
Предаваясь этим невесёлым воспоминаниям, Капитан вытянулся в кресле, периодически прикладываясь к стакану. И тут цепь его размышлений прервал голос, исходивший откуда-то сверху:
- Оригинальный полёт в компании двух алкоголиков! Вредно так много пить, господин Капитан.
  Капитан медленно поднял глаза к потолку и увидел, что в вентиляционной отдушине на задних лапах сидит довольно таки крупная крыса.
- Некоторые допиваются до зелёных чёртиков, а я допился до говорящих крыс, - философски заметил Капитан и, осушив залпом стакан, добавил: - Привет тебе, мой серый глюк! Что новенького в моём подсознании?
- Извини, но я не галлюцинация, - крыса пожала плечами, - И тем более не психоаналитик.
- А кто же ты? - спросил человек, протягивая руку к бутылке.
  - Крыс, - совершенно серьёзно ответил зверёк, - То есть крыса мужского пола.
- Ну да, а я папа римский! - Капитан криво усмехнулся. - Вот только говорящих крыс не бывает, тем более на космических кораблях.
- В этом, положим, ты ошибаешься, - крыс проворно спрыгнул на стол и, отодвинув пистолет подальше,  устроился на толстом томе звёздных карт. - Видишь ли, эволюция - процесс непрерывный и разум, а также вторая сигнальная система, свойственная ему, вырабатываются природой постоянно. А то, что этот дар достался моему народу - чистая случайность. Так же, как и то, что обезьяна, упав с дерева, стала человеком.
- Хм…Ну да, скажешь ещё…, - капитан снова налил и выпил. - Мои предки были великими воинами, поэтами и изобретателями, а твои? Вечно прятались, воровали и из-под тишка гадили. И вообще, кыш, глюк!
- До чего же вы, люди, чванливы! -  Крыс экспрессивно махнул хвостом. - Воображаете себя пупами Вселенной, а по сути как были обезьянами, так обезьянами и остались. Хоть вы, конечно, не самые приятные существа во Вселенной, однако и с вами можно жить. И если откинуть некоторые издержки, то вы в избытке снабжаете нас пищей, строите дома и помогаете расселяться по Миру.
На некоторое время в рубке царила тишина, изредка прерываемая бульканьем переливаемого, из бутылки в стакан, виски. Капитан смаковал древний напиток своих ирландских предков, а крыс молча наблюдал этот процесс.
- А хочешь, я тебя укушу? - вдруг предложил крыс.
- Зачем? - изумился Капитан. - Разве я тебе чем-нибудь тебе навредил?
- Завтра, когда проспишься, увидишь укус, - крыс пошевелил усами, - Пораскинешь мозгами и поймешь, что я реальность, а не галлюцинация.
- Озверел, что ли? - Капитан почесал затылок. - А давай! Ты всё равно мой глюк и, следовательно, никакого вреда причинить мне не можешь.
Крыс подошёл к полупустому стакану, поднатужившись, наклонил его и, хлебнув изрядную порцию виски, прополоскал себе рот. Проделав эту нехитрую операцию, он тщательно прицелился и, белыми блестящими зубами, тяпнул Капитана за протянутый указательный палец.
Реакция последовала бурная и незамедлительная. Сначала человек молча смотрел, как  на кончике пальца набухает капелька крови, затем он зарычал, вскочил и, практически целиком засунув повреждённую руку в рот, другой потянулся за пистолетом.
Но крыс не стал дожидаться развития событий. Он быстро запрыгнул в вентиляционное отверстие и исчез со словами:
- Когда придёшь в себя, мы ещё поговорим!..
Голова трещала ужасно. Это сказывался бесконечный гул компрессоров, щёлканье переключаемых золотников, жужжание аналоговых машинок и ядовитая вонь перегретой изоляции. Кондиционер работал с перебоями, поэтому стрелка термометра упорно держалась у отметки в сорок градусов. Наверное, как только на кораблях стали появляться паровые машины, так там появилось и собственное пекло - машинное отделение.
Ничего, собственно, не изменилось за века технического прогресса. Механик прошёлся вдоль компрессоров, проверил показания приборов…
Все бы хорошо, да только душ за пределами досягаемости, а влажность почти семьдесят пять…  Механик почесал волосатую грудь. Но зато здесь есть вода и кое-какие припасы. Механик криво усмехнулся. Он всегда расчитывал на худший вариант, как и любой нормальный инженер, поэтому и подготовился, даже звёздную навигацию изучил… А этот надутый болван, возомнивший себя боссом, сдохнет через пару дней и тогда…
Тут взгляд человека упал на ящик с ветошью. Крышка была закрыта и на ней, сидя на банках из-под солидола, две крысы азартно резались в кости. Механик остолбенел. Замерли и крысы. Человек потянулся к гаечному ключу, крысы, вопя страшные ругательства, метнулись к вентиляционной отдушине. Маты смолкли вдали. Механик перекрестился.
Конечно, люди иногда сходят с ума и в этом, в общем-то, рядовом явлении нет ничего удивительного. Но в то, что это может произойти и с тобой как-то не особо вериться, вот и Механик не верил, однако факты упрямая вещь…
 Медленно подойдя к ящику с ветошью, он огляделся. Крышка была всё так же закрыта, а банки из-под солидола мирно валялись чуть поодаль. Тут его взгляд привлёк какой-то блик, приглядевшись, Механик опознал горлышко пластиковой бутылки. Из него, извиваясь как два белых червя, тянулись изоляционные трубки, явно содранные с какого-то провода. "Малкольм Лагер", значилось на этикетке. Глядя на полупустую бутылку любимого пива, Механик со сдавленным стоном опустился на ящик с ветошью…
- Пусти воду, гад, - увещевал Механика Капитан, - Ты ж без меня не сможешь управлять кораблём. Даже то, что ты таскал у меня диски по астрогации тебе не поможет. Думаешь, я зря два года пыхтел на курсах штурманов? Черта лысого! Только дипломированный штурман имеет право на приобретение навигационных программ!
- Это вот этих, что ли? - Механик поднёс к камере интеркома блестящий иридиевый диск в пластиковой коробке. - Тебе серийный номер зачитать, или так поверишь?
- Ну хорошо, - не сдавался Капитан, - Положим, ты справишься с управлением, но куда ты полетишь? Кому ты собираешься сдать груз? Это ведь я договаривался с клиентом, а не ты.
- Масс-реакторы - ходовой товар, как-нибудь пристрою, - Механик из чистого садизма медленно налил в стакан минеральной воды и выпил, краем глаза наблюдая за реакцией своего компаньона. - Что, пить охота?
- Сволочь! - Капитан отвернулся от экрана интеркома.
- А что делать? - Механик пожал плечами. - Ведь это ты в меня стрелял, когда я завёл разговор о пересмотре договора.
- Зато ты первый в меня табуреткой запустил. - Капитан поморщился. - Слушай, давай мириться, а то оба пропадём…
На некоторое время разговор умолк сам собой. Им было о чём подумать, у каждого в рукаве имелось по козырному тузу, но вот кому выпал джокер до сих пор оставалось неясным.
- Слушай, а ты крыс на корабле не видел? - поинтересовался Механик.
- Каких крыс?
- Ну такие, серые, в общем, с хвостом, очень наглые и … - Механик замялся, - Ещё матом ругаются.
В мозгу Капитана промелькнула быстрая, как, ядерный взрыв цепочка воспоминаний, и он уже собирался рассказать всё Механику, но рука с забинтованным пальцем сама собой спряталась за спиной. Приняв, позу он назидательным тоном сказал в интерком:
     - Знаешь, никого я не видел, ни крыс, ни мышей, ни ёжиков. - Капитан потёр свой изрядно заросший подбородок. - У тебя уже глюки пошли от долгого сидения в машинном отделении, так что давай выходи…
- Ну да, чтоб ты меня пристрелил из своего пистолета? - перебил его Механик. - Нет, я уж лучше подожду пока ты не сдохнешь!
Интерком со щелчком отключился. Капитан некоторое время молча смотрел на потухший экран. Он был зол. Зол на Механика, запершегося в машинном отделении, зол на Интерпол, гонявшийся за ним вот уже десять лет, зол на этот чертов корабль, управлять которым был не в состоянии. Но изменить что-либо, несмотря на всю свою злость, он был не в состоянии.
Капитан налил себе виски и плюхнулся в кресло. Вот всегда человека губит доброта. Механика надо было прихлопнуть сразу после взлёта и никаких проблем, а он пожалел и теперь сам того и гляди загнётся. Капитан достал сигарету, но закурить у него не получилось…
На столе сидела вчерашняя крыса и маникюрной пилочкой полировала себе когти. Капитан от изумления открыл рот, сигарета выпала и укатилась в неизвестном направлении.
- А ты, я вижу, все-таки решил бросить курить, - сказала крыса, на секунду оторвавшись от своего занятия. - Одобряю.
Из онемевших пальцев человека выскользнула рюмка и с мягким шелестом упала на пол.
- Ну, ты ещё и пить бросил! - обрадовалась крыса. - Совсем молодец.
Капитан смотрел на неё во все глаза, как будто видел не вполне заурядную крысу, а джинна из "Тысячи и одной ночи".
- Что с тобой? - обеспокоено спросила крыса. -  Успокойся, ничего страшного не происходит, подумаешь - говорящая крыса, а ты уже разволновался, вон, даже посуду роняешь. Вселенная велика и мало ли чего удивительного в ней происходит, и если все принимать так близко к сердцу, то вполне можно заработать инфаркт. Меня всегда, например, удивляло то, что вы, люди, до сих пор друг дружку не перебили. - Крыса посмотрела на Капитана. - Вот и ты не знаешь… А давай познакомимся? Меня зовут Кенрик IV, а как мне обращаться к вам?
- К-ка-питан, - только и смог вымолвить человек.
- Вот и хорошо, вот и умница, - крыс ободряюще подмигнул человеку. - Так вот меня, как я уже говорил, зовут Кенрик. Номер можно для ясности опустить. Я являюсь уполномоченным представителем своего народа и прибыл для установления двусторонних, обоюдовыгодных отношений. Надеюсь можно обойтись без вверительных грамот?
Капитан почти окончательно пришел в себя. Всё ещё подрагивающими пальцами он извлёк из пачки новую сигарету. Кенрик предупредительно щёлкнул зажигалкой.
- Но какие могут быть между нами отношения? - после нескольких затяжек спросил Капитан.
- Самые что ни наесть деловые. - Крыс пристально посмотрел в глаза человеку.
- Но что вы можете предложить мне, - Капитан выпустил клуб дыма в потолок. - Да и я, признаться, ничего не могу для вас сделать.
- Не совсем, - Крыс встал и, заложив руки за спину, принялся прохаживаться по столу. - В обычной ситуации ты бы и не знал о нашем существовании, всё-таки твои предки тысячелетиями пытались уничтожить моё племя. Нас травили ядом, жгли керосином, ставили бесчеловечные опыты… И это тогда, когда вы считали нас животными, а теперь если выплывет, что мы обрели разум, неужели человечество не все свои колоссальные силы на то чтоб раздавить нас?
- Не знаю, - Капитан как будто съёжился под пристальным взглядом Кенрика. - Вряд ли,  возможно… наверное…
- Вот видишь, ты сам сомневаешься в так называемой гуманности. Что произойдёт, если ты сам попадёшь в руки своих сородичей? -  Кенрик несколько секунд помолчал в ожидании ответа. - То-то, а нам совсем нет резону попадаться людям. Поэтому Семейный Совет и решил предложить тебе сделку: мы нейтрализуем Механика, а ты, со своей стороны, обязуешься привести корабль к указанной нами планете и высадить нас там.
- И всего-то? - Капитан несколько истерично хохотнул. - Но только есть одно маленькое "но". В одиночку я не в состоянии управлять кораблём, по крайней мере в машинном отделении кто-то должен быть во время прыжка. Да и потом, как вы заставите Механика выйти?
- Мы изучили устройство корабля и справимся с его машинами. А что касается Механика…, - Кенрик пристально посмотрел в глаза человеку, - В самом деле, не всё ли вам равно?
- Как это - всё равно?! - Капитан даже привстал от возмущения. - Пускай он скотина, но всё же человек, а поэтому вы не должны причинять ему вреда.
- Разве ты сам не собирался вышибить ему мозги с помощью этого приспособления? - Кенрик указал маленьким розовым пальчиком на пистолет, мирно покоившийся возле тома звёздных карт. - Сильно сомневаюсь, что тебя замучает совесть, если Механик преставиться раньше времени. Так какая разница, кто это сделает: ты или мы?
Капитан достал сигарету. В его голове, окружённой сизым табачным дымом, проносились, сталкивались и разлетались порознь отдельные, не вполне связанные мысли. Он вдруг не к месту вспомнил, что знает Механика вот уже пять лет. Потом ему подумалось о тёплом, моросящем душе способном смыть всю грязь сего давно не мытого тела… Вообще-то, если разобраться, то Механик был не плохим: чуть простоватым, но надёжным парнем. А доля его была действительно смешной, вот он и отключил воду…
- Какие вы можете дать гарантии? - севшим голосом произнёс Капитан, зло воткнув в пепельницу на половину недокуренную сигарету.
- Вы сами и есть эта гарантия, - Кенрик снова уселся на том звёздных карт.
- Не понял, - Капитан пристально посмотрел в глаза крысе.
- Как я вижу, ваш мыслительный аппарат истощился и нуждается в подпитке, - с этими словами крыса подошла к бутылке и, обхватив её передними лапками, плеснула в стакан огненной жидкости. - Выпейте, и вам полегчает.
Одним могучим глотком Капитан влил в себя виски. Алкоголь, всосавшись в кровь, начал своё путешествие по венам и, достигнув, наконец, мозга, вымыл оттуда все сомнения.
- Хм, я вам нужен чтобы привести корабль к планете и посадить его, - заметно отвердевшим голосом сказал Капитан. - Конечно, этот псих в машинном отделении не в состоянии проложить курс, а вы сами просто физически не сможете управлять кораблём во время посадки.
- Совершенно верно, - Кенрик пошевелил роскошными усами. - Кроме того Механик не склонен к контакту, излишне агрессивен, да и пахнет от него хуже.
Крыса глядела в глаза человеку с холодной, чуть нагловатой уверенностью, свойственной ворам и политикам. В карих бусинках глаз зверька не было и намёка на страх или сомнения…
- Я согласен, - выдавил из себя Капитан, опуская глаза. - Но только без крови. Если возможно.
- Лично я и мои соплеменники против насилия, - Кенрик церемонно поклонился. - А это маленький залог наше дружбы…
Крыс щелкнул пальцами и, тут же из вентиляционной отдушины вылезли две крысы, еле волочившие пятилитровую канистру с водой…
Когда Механик очнулся, было уже поздно что-либо предпринимать. Он был скручен по рукам и ногам изоляционной лентой и привязан  к полу обрывками провода.
На его груди сидела крыса и внимательно разглядывала его лицо.
- Ну вот, приятель, ты и вне игры, - произнесла она удовлетворённо. - Съесть бы тебя не мешало, да уговор, как говорится, дороже денег…
В небе появилась яркая звезда, которая затмила обе луны этой богом забытой планеты.
Едва корабль коснулся поверхности, как к нему со всех сторон устремились вооружённые люди с эмблемами Интерпола на комбинезонах.
- Ну вот и всё, - человек в форме полковника поёжился, толи от утреннего мороза, толи от неприятных воспоминаний.
- Да, преступники в ваших руках, - подтвердил механический голос, исходивший от бесформенной кучи, расположившейся неподалеку. - Главное - результат. Цель оправдывает средства.
- Возможно, -  полковник достал сигарету. - В любом случае, спасибо за помощь.
- Пожалуйста! - Существо довольно расплылось по сиреневой траве.
Некоторое время они молча наблюдали, как из корабля выводили двух измождённых, полу обезумевших преступников. Как затем дюжие оперативники выносили длинный ящик…
- Кстати, - полковник потёр свой гладко выбритый подбородок. - Моё начальство очень заинтересовано в приобретении ваших…хм… зверюшек.
- Они ваши, - Существо снова собралось в холмик, оставив после себя абсолютно голое пятно без каких-либо признаков жизни. - Моё дело закончено, и если вы сумеете их поймать…
  Полковник, недослушав, кинулся к ящику, но было уже поздно: он был пуст.


Рецензии