Чаша терпения

     Резко запиликал мобильник: "Ти-ли-ли!". Она вздрогнула от неожиданности и, схватив аппарат, включила его: "Слушаю вас!".
     - Алло, это я! - Произнес до боли знакомый голос.
     Она слышала этот голос каждый день на протяжении последних одиннадцати месяцев. Голос был частью ее жизни, но так и не стал родным и близким. Она сжалась, не в силах вымолвить ни слова.
     - Алло, это я! Ты слышишь меня? - Трубка булькала, словно с трудом пропуская слова.
     - Да, я слышу тебя... - Устало произнесла она. 
     - Жду тебя сегодня в восемь. - Голос ухмыльнулся, и в трубке зачирикали гудки отбоя.
     Она обреченно закрыла лицо руками.
     - Наташенька, что-то случилось? - Взволнованная сотрудница тронула ее за плечо.
     - Нет, все в порядке. - Наташа обреченно махнула рукой. - Ничего такого.
     Сотрудница покачала головой и вернулась за свой стол, что-то бормоча о несчастной любви и покрасневших глазах.
     Наташа работала на этой фирме почти два года. Она никак не выделялась среди остальных, стараясь держаться в тени, и никто, разве что за исключением близкой подруги,  не знал о ней ничего. Лишь обрывки ее телефонных разговоров могли немного высветить кусочки ее личной жизни, но она старалась говорить по телефону как можно реже, а если и разговаривала с кем-то, то делала это еле слышным шепотом.
     Она была одинока, и даже подруга не могла помочь ей. Она боялась людей, боялась сделать им больно, боялась, что они сделают больно ей. И это одиночество было настолько острым, что ей казалось, что нет в мире более несчастного существа, чем она. Но тем не менее улыбка очень редко сходила с ее уст, и почти никто не знал о ее внутренней опустошенности, о ее одиночестве.
 
     Случилось это почти год назад, ранней весной. Стояли теплые мартовские дни, природа пробуждалась после длительной спячки, воздух прогревался и волновал молодую кровь. Она гуляла по парку, подставляя лицо теплым лучам, и улыбалась своим мыслям. Вот показалась река, все еще холодная, несущая свои воды куда-то вдаль. И тут она увидела на мосту одинокую фигурку; это был высокий худощавый парень, он стоял с внешней стороны ограды, цепко ухватившись за поручень. Носки его туфлей нависали над пропастью, волосы растрепались под порывами ветра, а напряженное лицо ведало миру о боли, скопившейся внутри.
     Она подбежала к нему и схватила за курточку. Он дернулся, словно очнувшись от тяжких дум, его нога соскользнула и он чуть не свалился, с большим трудом удержавшись на краю.
     - Что вы делаете?! - Воскликнула она и вцепилась в его куртку обеими руками. - Что же вы делаете?
     Он повернул голову и, сделав недоуменное лицо, пожал плечами.
     - Собираюсь покончить с жизнью. - Он поднял лицо к небу. - Сегодня отличная погода для смерти, вы не находите?
     Она ошалело смотрела на это напряженное лицо и никак не могла понять, шутит он, или нет. Но он занес ногу над пропастью, чем сразу же развеял ее сомнения. Да, что-то произошло в его жизни, что раз и навсегда обесценило ее, лишив мечты и подрезав крылья.
     - Но зачем? Почему? - Только губами прошептала она. - Я не понимаю...
     - Зачем? - Он снова повернул к ней голову. - Вы когда-нибудь любили? Скорее всего, нет, так как поняли бы меня. А я любил. Нет, я люблю. Но моя любимая ушла к другому, лишив мою жизнь надежды на счастье. Она была единственно близким человеком. Все дело в том, что я сирота. Мы встречались очень долго, но в один прекрасный день она мне сказала, что уходит. Как я ее ни умолял, что ни говорил - все было тщетно. Она выбрала другого, а мне остается только это. - И он кивнул на реку, бурлящую на камнях у опоры моста. - Что ж, идите дальше, я не могу делать это при посторонних. Смерть, знаете ли, дело одинокое.
     Но она только сильнее вцепилась в него и изо всех своих слабых сил старалась втянуть на мост. Он вяло, словно нехотя отбивался. А она тянула его и тянула.
     - Разве вы не понимаете, что жизнь не строится только на любви. - Она говорила с жаром, не выпуская из рук его куртку. - В мире есть так много хороших вещей, о которых вы, возможно, даже не задумывались, но которые могут сделать вашу жизнь счастливой. И даже если она ушла, значит, она недостойна такой сильной любви, значит, она не поняла, что быть любимой - лучшее из чудес. И смею вас заверить, она не последняя женщина в мире. Оглянитесь вокруг, они рядом с вами, они хотят нежности и ласки. И, если вы умрете, кто же будет их любить?
     Она перевела дух после такой длинной речи, а он повернулся к ней и принялся заинтересованно разглядывать.
     - Честно говоря, - с чувством произнес он, - я вижу лишь одну женщину. И это - вы. И вы мне очень нравитесь, и я мог бы попробовать полюбить вас.
     Она уставилась на него с немым удивлением - такого поворота она не ожидала. Он легко перепрыгнул через ограду и встал рядом с ней. Заметив ее ошарашенное лицо, он коротко рассмеялся.
     - Вы спасли мне жизнь. - Он галантно склонил голову. - И самое малое, что я могу сделать в знак благодарности, это жениться на вас. - Он снова рассмеялся.
     - А... - Она запнулась. - А, вдруг я замужем?
     - Нет, что вы! - Он снова засмеялся. - Если бы вы были замужем, вы бы не стали меня спасать. Редкие жены продолжают пылко любить мужчин вообще и своих мужей в частности уже через несколько лет совместной жизни. Они чаще готовы придушить их, чем ласкать. - Он снова рассмеялся.
     - Не кажется ли вам, - она неприязненно отстранилась, - что вы чересчур циничны, вернувшись с края небытия? - Она строго глянула на него и тут же отвела взгляд.
     - Нет, не кажется. - Он дерзко смотрел на нее. - Вы меня так сильно убеждали, что я не смог воспротивиться. - Он улыбнулся и неожиданно спросил. - Как вас зовут?
     - Что? Ах, ну да... Наташа... - Тихо произнесла она, потрясенная такой резкой переменой в стоявшем рядом с ней молодом человеке.
     - Боже, какое прекрасное имя! - С жаром воскликнул он. - Готов поспорить, что такая красивая девушка может носить только такое прекрасное имя! - Он склонил голову, откровенно любуясь нею.
     - Не такое уж и красивое оно... - Смущенно пробормотала она, опуская глаза. Но, несмотря на напористость, слова незнакомца очень понравились ей. - А вас?
     - А меня - Игорь. Давайте пройдемся? - Предложил он. - А то здесь несколько неуютно... - Он поежился и, взяв ее за руку, потянул с моста. - В парке должно быть лучше.
     Она шла за ним, смущенная и растерянная. Но вместе с тем в душе ее росла радость - только что она спасла человека. О смерти она знала не понаслышке - еще жива была память о том дне, когда умер самый близкий человек, ее отец; она точно знала, как это больно, когда умирают люди.
 
     Они встретились в том же парке несколько дней спустя. Солнце сияло вовсю, на небе не было ни одного облачка, он ждал ее на скамеечке у входа, держа в руках огромный букет роз.
     - Моей спасительнице! - Торжественно произнес он. - Эти цветы не столь прекрасны, как вы, но пусть они будут небольшим довесочком к вашей красоте! - Он поклонился и шаркнул подошвой по асфальту.
     Они гуляли до самого вечера и говорили обо всем на свете. В этот вечер она чувствовала себя невероятно счастливой и благосклонно дала ему свой телефон.
 
     Они встречались в выходные дни каждую неделю. Лето закончилось, и между ними установились очень теплые и дружеские отношения. Наташа была благодарна, что Игорь не спешил познакомиться ближе, хоть это слегка и настораживало ее. И, словно почувствовав ее настроения, в одну из сентябрьских встреч он пригласил ее к себе домой. Она согласилась почти без колебаний. 
     Они сидели на кухне, пили чай и, перебивая друг друга, рассказывали всякие небылицы и хохотали. Внезапно он взял ее руку, приблизил к своему лицу и легонько прикоснулся губами к ладошке.
     - Ты прекрасна! - Чуть слышно произнес он. - Лучше тебя никого в мире нет!
     Наташа прикрыла глаза и откинулась на спинку дивана. Игорь продолжал целовать пальчики, затем стал взбираться вверх по ее руке, задержался на плече и лукаво заглянул ей в глаза. Но она ничего не замечала, крепко зажмурив глаза и чему-то улыбаясь. Он признался ей в любви, но она промолчала, лишь ласково улыбнувшись в ответ.
     В эту ночь она впервые познала мужчину.
 
     В конце сентября Наташа намеревалась навестить подругу и уже собиралась выходить, когда внезапно позвонил Игорь и сказал, что очень соскучился по ней, и хочет ее видеть. Наташа начала говорить что-то о подруге, но он не слушал ее:
     - Теперь это называется так? - Игорь хмыкнул. - Конечно, если ты меня не любишь, можешь идти куда хочешь. - Сказал, как отрезал. Тон его был безапелляционным и не подразумевал никаких возражений. Или - или, третьего не дано. - Сегодня очень хороший день. - Добавил он. - Как раз для смерти. - И положил трубку. 
     Наташа набрала знакомый номер несколько раз, но на том конце трубку не снимали. Ей пришлось перезвонить подруге и помчаться к Игорю, пока не случилось ничего непоправимого; в ее воображении очень живо возникла картина - он падает с моста на камни, прямо в бушующую среди них пену.
     Когда Наташа приехала к Игорю, тот лежал на диване и смотрел телевизор. Встреча была несколько прохладной; он демонстративно дулся на нее. Но под конец дня Игорь вновь стал веселым и они до утра занимались любовью. Но на душе у нее остался неприятный осадок.
 
     Наступила зима. Теперь он стал звонить ей сначала через день, затем ежедневно. Игорь оставался все таким же галантным и обходительным, но не терпел, когда она хотела пойти куда-либо одна. Он требовал, чтобы она приезжала к нему хоть на часок, если не хочет его смерти от одиночества. И она соглашалась, каждый раз давая себе клятву сказать ему все, что думает, но постоянно откладывая объяснения на следующий раз. Она приезжала к нему и они занимались любовью. Но теперь она отдавалась ему лишь потому, что этого хотел он. Ей же их встречи уже не приносили ни радости, ни удовольствия. Это было словно ее обязанностью - защищать его от смерти и позволять ему насыщаться своим телом. 
     Несколько раз Наташа попробовала противиться его желаниям, но каждый раз он упрекал ее в отсутствии любви. Время от времени он показывал ей то ужасного вида нож, то веревку, которую приготовил для себя, то баночку с какими-то жуткими таблетками. И каждый раз она клятвенно уверяла его в своей любви.
 
     "Пи-пи-пи" - кнопочки телефона пружинили под пальцами и пищали, словно от боли. 
     - Приветик, Леночка! - Наташин голос сорвался. - Я не смогу приехать, извини.
     - Что, опять он?! - Голос подруги был звучным и негодующим. - Я тебе давно говорила, что он пользуется тобой, как хочет.
     - Ах, перестань, - Наташа чуть не плакала.
     - Разве ты не понимаешь, что он просто шантажирует тебя? - Зло воскликнула Лена. - Ты ушки развесила, а он пользуется твоей доверчивостью!
     - Но если на улице кто-то упадет, разве ты не поможешь ему? - Попробовала возразить Наташа.
     - Ха! Конечно, помогу! - Лена засмеялась. - Но это же совершенно другое дело! Я не буду зависеть от этого человека! Но ему, впрочем, это может понравиться и он поплетется за мной, то и дело падая и прося поднимать его снова и снова. Но я уверена, что мне это очень быстро надоест и я просто надаю ему по морде.
     Наташа нервно хихикнула, представляя эту картину.
     - Так что, Наташка, если у тебя есть хоть капля здравого смысла, бросай его, что бы он тебе ни говорил и что бы ни делал! - Закончила Лена.
     - Нет, я не могу так! - Наташа вздохнула. - Я не могу так относиться к чужой жизни!
     - Да? - Зло переспросила Лена. - Уверена ли ты, что он действительно хочет умереть? И, даже если это и так, то постоянно спасая ему его никчемную жизнь, ты лишаешь жизни себя. Пусть не физически, но морально. Разве это более правильно? И если ты так бережна с его жизнью, так почему же ты не можешь потребовать от него такого же уважение к своей?
     - Ах, все это так сложно... Ладно, извини, встретимся завтра! Пока. - Наташа всхлипнула и, быстро положив трубку, добавила: - Может быть...
 
     К его дому она подошла без нескольких минут восемь. Почти все окна в доме светились, словно насмехаясь над февральской непогодой и пролетающим снежком. Она поежилась и вошла в подъезд. 
     Игорь был весел, помог раздеться и провел ее в комнату. Они снова пили чай, о чем-то говорили. Но Наташа была далеко отсюда, отрешенно сидя на диване, и отвечала невпопад.
     - Что-то случилось? - Внезапно встревожился Игорь. - Ты случайно не заболела? - Он прижался к ее лбу губами. - Нет, все нормально... Что с тобой?
     Но она лишь отмахнулась, мол, не обращай внимания. Он внимательно посмотрел на нее и взял за руку, намереваясь отвести в спальню, но она резко дернулась, вырвав пальцы.
     - Нет, - ее голос был тверд. - Я сегодня не хочу, я очень устала.
     Он ошарашено посмотрел на нее и сложил руки на груди.
     - Похоже, я сомневался не зря. - Он склонил голову на плечо и смотрел на нее в упор. - Ладно, покончим с этим.
     Он настежь открыл балкон и на секунду задержался на пороге.
     - Все же ты меня не любишь. - Она вздрогнула от его резкого тона. - Без тебя мне все равно не жить. Я сейчас выпрыгну, а ты потом будешь рассказывать своим детям, как не спасла единственного человека, который по-настоящему любил тебя. Прощай.
     Он вышел на балкон, а она, словно во сне, последовала за ним. Игорь открыл раму и, занеся одну ногу над пропастью, оглянулся. Но Наташа лишь молча стояла в дверном проеме и отрешенно наблюдала за его действиями, никак на них не реагируя. Тогда он перелез полностью и встал на узенькую полоску карниза, удерживаясь на весу лишь руками. Она представила его пятки, нависающие над восьмиэтажным ущельем.
     - Попрощаемся, что ли? - Голос Игоря звучал вызывающе. - Может, хоть поцелуешь на прощанье?
     С колотящимся сердцем и на негнущихся ногах Наташа подошла к окну. Она дотронулась до его замерзших пальцев, взъерошила волосы, провела пальцем по щеке. Он недоуменно смотрел на нее. И тут она схватила его за руки, пытаясь удержать на краю. Как тогда на мосту, почти год назад.
     - Игорек, милый, - она заглянула ему в глаза. - Ты ведешь себя очень глупо. Не надо, ты делаешь мне больно...
     - Я? Тебе? - Его глаза удивленно расширились. - Не смеши меня! Да ты просто выделываешься, как и все остальные!
     - Выделываюсь? - Лицо Наташи потемнело от гнева. - Хорошо... Хотя, нет, это ужасно. 
     Она приблизила лицо к нему. Он потянулся к ней губами, но она резко отстранилась. Ее руки все еще лежали на его запястьях.
     - Ты слишком часто говорил о смерти... - Задумчиво произнесла она. - Так сделай это хоть раз, но по-настоящему! - С жаром закончила она и принялась отрывать его руки от перил. - Нужно быть мужчиной и выполнять все то, что обещаешь! - Она уже кричала, то яростно колотя по посиневшим игоревым рукам, то пытаясь разжать его пальцы.
     Глаза Игоря расширились и он мертвой хваткой вцепился в поручень, тонко визжа от ужаса.      - Нет!!! - Завопил он. - Не делай этого!!! Я не хочу умирать!!! - Ужас в его глазах сменился на безумие. - Не хочу!!!
     Она отшатнулась от него и бессильно опустила руки. Игорь пытался влезть обратно, но его руки закоченели и не слушались.
     - Помоги мне, любовь моя! - В исступлении воскликнул он. - Помоги, пожалуйста!
     Наташа презрительно скривилась, но он, словно не замечая выражения ее лица, смотрел на нее с надеждой.
     - Какой же ты все-таки козел! - Она плюнула ему в лицо и ушла с балкона, собираясь покинуть это место как можно быстрее. Игорь дрожал и мотал головой. Снежинки опускались на его волосы и не таяли.
     Наташа вышла из подъезда и торопливо зашагала прочь.
     - Ненавижу тебя!!! - Неслось откуда-то из ее прошлой жизни. - Не-на-ви-жу!!!
     Но этот голос уже не был властен над ней. Отныне она была свободна.


Рецензии
А Вы знаете, Серж, я не согласна с рецензентом Тёмычем -- бывают, ещё как бывают такие "закидонистые" парни, которые умеют играть и играют на нервах других. И слова и поведение их выглядят как стопроцентный шантаж -- им доставляет удовольствие манипулировать другими себе в усладу.
Поэтому этот рассказ я считаю совершенно правдоподобным и реальным (даже если он полностью является Вашим вымыслом). Наташе -- твёрдая "пятёрка" по поведению:-)), а Игорю -- желаю семьдесят футов под балконом:-))).

С уважением.
Марчанджа.

Х-Файл   02.06.2008 21:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.