Что делать, если на вас рычит собственная собака?

За последние годы в прессе появилось совершенно необъятное количество статей о покусах со-баками собственных хозяев, но последней каплей лично для меня стала статья о питбуле, за-грызшем 10-летнюю дочь своего хозяина. Мне сложно обвинять в чем-то саму собаку, а вот от-ца следовало бы привлечь к уголовной ответственности, поскольку смерть девочки лежит на его совести.
Я была удивлена тем, что в убийцах значился питбуль, а не ротвеллер, кавказец, среднеазиат или на худой конец бультерьер, шарпей или мастиф. Люди часто заводят серьезных собак, как игрушку, машину или ребенка, не умея и не зная, как ее надо воспитывать, но и стафы, и питбу-ли выводились из собак наиболее дружелюбных к людям. Ведь это бойцовые породы, их пред-ставителей передавали из рук в руки, а во время боя люди часто перелезали через ограждение, чтобы подбодрить своих любимцев – такие собаки должны были быть крайне агрессивны к сво-им сородичам, но даже помышлять не могли укусить человека. Из доброй сотни знакомых мне стафов и питов лишь 6-8, когда их окончательно доставали, скалились на хозяев, 3-4 кусали, и лишь один одинаково обожал и людей, и собак.
Возможно, вас удивит авторитет, звучащий в этих строках, особенно если я скажу, что мне не-давно исполнилось 19 лет, но опыт моей жизни сам по себе уже весьма далек от среднестати-стического. А посему – вот
Моя история
Первая собака в нашем доме появилась около 45-50 лет назад, и с тех пор мы никогда не жили больше полугода без собаки. В сем есть и практическая причина, кроме простой любви к этому четвероногому племени: к сожалению, в наше время в доме с садом без охранника не обойтись. По рассказам дедушки и мамы, я знаю, что кроме одного колли, фокстерьера и немецкой овчар-ки до меня у нас жили сплошные боксеры. Это замечательные собаки-компаньоны крайне редко проявляют агрессию к членам своей стаи, поэтому появившийся у нас уже на моей памяти вос-точноевропеец Джим мигом занял лидирующее положение. Его злоба и трусливость привели к тому, что покусанными оказались не только члены семьи, в том числе и я – тогда еще ребенок, но и практически все гости и знакомые. И неудивительно, что он вырос таким, ведь в моей се-мье издавна считалось, что собаку нужно кормить первой, кость отнимать нельзя, прогонять с дороги не надо, а на своем месте собака вообще вольна делать, что хочет, даже если мгновение назад она выхватила у вас из рук палку дорогой колбасы и, сладострастно чавкая, скалит свои белые зубы. В 10 лет Джим умер от ожирения сердца…   …а мы, поплакав и погоревав, купили щенка немецкой овчарки. Назвали Филиппом, холили и лелеяли его, обожали и разве что в поп-ку не целовали. Но вот удовольствие дрессировать его, выгуливать и воспитывать практически полностью перевалили на мою совесть – совесть 13-летней девочки-подростка. В три года он впервые укусил меня, и хотя получил отдачу по полной программе, белые пятнышки шрамов видны на моих руках до сих пор. И это было только начало… До 6 лет Фил покусал меня шесть раз, причем в шестой практически сразу после кастрации и законченных (на «отлично»!) курсов воспитательной дрессировки и защиты хозяина. Вот тут-то я не выдержала и раз и навсегда (на-деюсь!) пресекла его попытки занять место вожака, которое, как я твердо решила, отныне в на-шем тандеме будет принадлежать мне. После всех этих экзекуций Фильчик наконец-то зауважал меня и по-настоящему полюбил – ведь собаки уважают силу – а я поняла цену его любви и сама теперь не представляю жизни без моего черномордого пушистого «солнышка».
Метод, которым я привела его к «общему знаменателю» кому-то может показаться чересчур жестким, но по мне гораздо более жестоко просто бить собаку, пока она не начнет вжиматься в землю от любого вашего резкого слова или движения. А от наказания все равно не уйти, ведь если ваша собака хотя бы раз огрызнулась на вас или ваших близких, перед вами открываются только
Три пути
Путь №1– застрелить, усыпить, отдать или выбросить на улицу собаку; №2 – пожертвовать здо-ровьем, а возможно и жизнью – своей или близких; №3 – раз и навсегда поставить агрессора на его законную самую низшую ступень и закрепить за собой статус лидера.
Когда я, повторяя слова Гришина В.К., говорю, что собака по положению в стае должна быть «ниже черепахи», многие смеются, а зря, ведь по логике, если собака выше черепахи, значит она может быть и выше кота, а если выше кота, то и выше старенькой немощной бабушки, а если выше бабушки… Однажды она доберется до вас. Поэтому лучше сразу объяснить ей, что путь вверх по кастовой лестнице для нее закрыт.
Мне лично знакомы десятки людей, которые до последнего момента не верили, что их любимая собака может укусить собственного кормильца, пока это не происходило. Поэтому не машите руками и не говорите что это не ваш случай, а прислушайтесь к моим словам.
Ни в коем случае нельзя забывать, что собака, как и любое стайное животное, глубоко иерар-хична. Ни в одном животном сообществе нет двух равных по правам особей, даже на курином дворе каждая курица знает, кого она может клюнуть, а кому обязана уступить дорогу.
Я не утверждаю, что любая собака будет пытаться занять в семье лидирующее положение, но практически в любом помете есть1-2 щенка-лидера, 2-3 – это «золотая середина», и как мини-мум один щенок-изгой.  Так что о равноправии со своим четвероногим «другом» можете за-быть: либо вы выше, либо ниже, а если ниже – ждите агрессии. И не говорите, что у вас такая порода, которая не кусается: любая собака – это потомок волка, на генетическом уровне у нее осталось гораздо больше волчьих поводок и поведения, чем мы можем догадываться, поэтому и среди собак - компаньонов (лабрадоров, ретриверов, сенбернаров, ньюфаундлендов, долмати-нов, риджбеков и т.д.), и среди комнатных пород собак попадаются личности с очень сильным характером. Между прочим, практически все цверг-шнауцеры, ягд-терьеры, болонки и француз-ские бульдоги кусают и попросту терроризируют своих хозяев. А ведь в любом стайном живот-ном на генетическом уровне закреплено четкое разделение всего мира на «своих» и «чужих»: вожак и члены стаи – неприкосновенны, отношение к чужим – совершенно отдельный разговор. Например, мой Филипчик боится, любит и уважает меня, но при этом всегда готов защитить меня от любой опасности.
Люди обычно стесняются признаться, что их покусала собственная собака, я же сую свои испо-лосованные шрамами руки под нос каждому, кто говорит о равноправии с животными.  Я доб-ровольно играю с ними в их же игры, имя которым – жизнь. Я приняла их правила. Спросите, откуда я узнала о них? Да вот - работа у меня такая, отвечу я вам. Помните, как у Фарли Моуэта:
Не кричи, волки!
Я приглашаю всех на свою работу – в Лензоопарк. Кроме воскресенья и понедельника вы легко можете увидеть девушку в рабочей одежде, замершую у клеток с волками, почти прижавшись к решетке – это я. Приходите, я назову вам их имена, расскажу о характерах, привычках, повадках и истории каждого, поведаю об их отношениях и языке. Вы и не подозреваете, как много может  увидеть человек, если пошире откроет глаза! Вам кажется, что уж о волках-то вы знаете доста-точно. Не обманывайтесь, мы не знаем об этих замечательных умнейших животных практиче-ски ничего. Ведь волк – это волк. Десятки тысячелетий естественного отбора вывели не совер-шенную машину-убийцу, а полу разумное существо с развитым языком, системой коммуника-ции и полными непосредственности и нежности близкородственными отношениями.
Собаки после столь длительного и тесного общения с людьми очеловечили язык и жесты своих предков – ведь человек не обременен излишней проницательностью, и бедной собаке приходит-ся до смешного утрировать эмоции и чувства, чтобы быть понятой. У волка все гораздо аристо-кратичней и тоньше: нюансы их «речи» порой настолько велики, что даже после длительного наблюдения и общения с ними я не всегда могу понять, что они хотят «сказать» мне и друг дру-гу тем или иным звуком, жестом или телодвижением.
А сколько мифов о волках мы твердо принимаем на веру! Я постараюсь развеять хотя бы неко-торые из них.
Миф 1.  Волк очень злобное, мстительное и агрессивное животное.
Полная чушь! По сравнению с десятками и сотнями тысяч ежегодных смертей от домашнего скота несколько десятков нападений волков на людей – без смертельных исходов! – по-моему, не стоят столь громких дебатов. Мы вырубаем леса, убиваем дичь, отстреливаем самих волков – а они молча отступают вместе с лесами все дальше и дальше. Вообще напасть на человека мо-жет только бешеный волк или оголодавшая за зиму стая. Волчица не защищает своих волчат – так же, как и любое животное, которое рожает каждый год по 3-6 детенышей. Медведица, яро-стно защищающая медвежат, рожает раз в 2-3 года по 1-2 детеныша, и столкновение с ней смер-тельно опасно. Человек для волка не является пищей, он враг, помеха. Волк предпочтет уйти от встречи с ним любыми способами.
Миф 2.  Волки воют на луну.
Это все равно, что сказать, что люди разговаривают только днем. Волки предпочитают выть по ночам, чтобы не привлекать внимания людей. Вой – это один из звуковых способов коммуника-ции, распространенный между волками: он несет множество значений в зависимости от интона-ции, высоты, тембра и т. п.
Миф 3.  Волки и собаки очень похожи, в лесу их легко перепутать.
Извините, но если вы лицом к лицу столкнетесь с чем-то, похожим на волка, - в 99,9% случаев можете быть уверены, что это собака.  Встретить этого зверя в наших лесах не менее сложно, чем, например, дикого слона в джунглях Африки. Они избегают человека всегда, когда это воз-можно.
Миф 4.  Сколько волка не корми…  или  Волки не приручаются.
Интересно, а что бы сказал на это утверждение знаменитый зоопсихолог Бернгард Гржимек, вырастивший в своем доме более четырех волков? Конечно, волк – это не собака. С волками жить – по-волчьи выть. Но метисы волка и овчарки считаются едва ли не умнейшими предста-вителями собачьего племени. Волки великолепно обучаются и привыкают к хозяину: ведь хозя-ин для него его стая, любимый вожак, с чего бы ему убегать от собственного вожака?
Миф 5.  Собаки и волки – кровные враги.
Конечно, если собаку притравить на волка, - это одно дело. Или если на волка охотились с соба-ками… Но нормальные отношения собаки, которая знает о волках, и волка, который знает о со-баках, напоминают разговор простолюдина с аристократом. Собака обычно чувствует себя в этом случае очень польщенной и старается вести себя соответствующе. Хотя обычно общается с собаками волк, для волчицы это унижение ее достоинства.
Волчья наука
Волчья стая формируется вокруг брачной пары, обычно образующейся на всю жизнь. Большин-ство растущих щенков остается в стае и часто скрещивается между собой, поэтому в стае очень развиты близкородственные отношения. Главные самец и самка держат под контролем соответ-ственно мужскую и женскую части стаи, любое неповиновение жестко пресекается. Два основ-ных вида наказания, которые я хочу предложить хозяевам рычащих и кусающихся собак – это
1) Вожак хватает провинившегося за шею и, придушивая, прижимает к земле, если же сопро-тивление не прекращается, он резким движением вздергивает его в воздух, продолжая душить, пока тот не обмякнет, признавая свое поражение.
На основании этого я советую одеть на ваших собак тонкие удавочки, намордник, поводок и просто спровоцировать ситуацию, когда собака огрызнется на вас. Лично я клала своего Филип-па на спину и легонько приподнимала его за лапы, чтобы он бросился на меня – ну не любил он таких вольностей. А когда услышите рык – приподнимите собаку на удавке и потрясите ее. Если вы физически слабый человек или у вас очень крупная агрессивная собака, можете перекинуть поводок через дверь. Как только собака обмякнет, - значит, она сдалась. Если вам придется ду-шить ее до обморока, не пугайтесь, подумайте о своих близких и о том, как вы любите свою собаку – а вы ее любите, я не сомневаюсь. И не бойтесь задушить насмерть, собачья шея уст-роена несколько иначе, чем человеческая, чтобы задушить собаку, надо, после того как она по-теряет сознание, держать ее на весу от 3 до 5 минут. У вас просто не хватит сил! Я вас уверяю, что хоть этот метод и жесток, но он целесообразен природно, а битье приведет к тому, что соба-ка на всю жизнь будет бояться замаха. Я своего Филиппа душила три раза до обморока, тогда как мне предлагали его отдать или усыпить. В результате цела я и цел он, и мы любим друг дру-га еще больше.
2) Когда основное сопротивление подавлено, вожаку достаточно чувствительно укусить за-рвавшегося за морду или ухо, чтобы тот все понял.
Если вы не брезгуете, можете тоже легонько укусить провинившуюся собаку за нос или ухо, предварительно сжав ее морду в ладонях. Но это можно проделывать только если вы твердо уверены, что собака не укусит вас в ответ. Зато результат появится во много раз быстрее, чем от битья.
Все это очень важно для вас, если вы неправильно выбрали породу, щенка или просто вовремя не воспитали уважение к себе. Но ведь это можно предугадать, достаточно сделать правильный выбор. В этом вам помогут простейшие
Тесты для выбора щенка
Во-первых, щенка нужно брать не раньше 1,5 мес. и желательно не позже 3 мес. С месяца до полутора щенки начинают играть с матерью и друг с другом, за это время они учатся собачьему языку, отношениям – взятый до полутора месяцев щенок не будет играть с собаками, ему будет сложно наладить «личную жизнь». А с !,5 до 3,5 мес. маленькая собака создает для себя картину окружающего мира, в это время ей надо показать все – членов семьи, взрослых собак, транс-порт, улицы, кошек… Иначе потом она будет всего бояться и ее сложно будет приучить к про-гулкам. Тем более, что в полтора месяца щенок – это макет будущей личности, и вы можете с легкостью выбрать себе друга с подходящим для вас характером и темпераментом.
1 тест.  Отношение к незнакомцу.  В незнакомой щенку комнате незнакомый человек садится перед одним щенком на корточки и хлопает в ладоши. Нормальная реакция щенка – подбежать к человеку.
2 тест.  Инстинкт следования за человеком.  В тех же условиях вы просто идете перед щенком – он должен побежать за вашими ногами. Отсутствие инстинкта следования за человеком – ге-нетический порок, приводящей к постоянным потерям собаки.
3 тест.  Боязнь высоты.  Поставить щенка на стол. Нормальная реакция – любопытство. Если щенок задрожал или описался – не берите его! Подобные пороки психики не исправляются и не проходят с возрастом, но передаются потомству.
4 тест.  Проверка на силу воли и охранные качества.  Положите щенка на спину и какое-то время удерживайте его в этом положении. Если щенок активно сопротивляется, кусается и ца-рапается – это сильная личность с охранными качествами. Если спокойно расслабился в ваших руках – он вряд ли когда-нибудь проявит к вам агрессию.
5 тест.  Проверка на лидерство.  Положите щенка на живот в позе сфинкса и удерживайте его так. По степени сопротивления можно судить о его будущем стремлении к лидерству над вами.
6 тест.  Проверка на болевой порок.  Осторожно сдавите кожистую перепонку между пальцами щенка. Если он взвизгнет – в будущем любая ранка или ушиб вызовут у него болевой шок.
7 тест.  Боязнь громких звуков.  При всем помете роняете на пол кастрюлю. Если кто-то из щенков с визгами убежит, описается, просто испугается – не берите их! Это наследственный порок. При грозе и салюте у вашей собаки будет истерика.
Надеюсь, эти простейшие тесты помогут вам в выборе друга, а сам очерк поможет решить уже появившиеся проблемы.

Юлия Магерина в соавторстве
 с директором кинологического центра «РИНГ»
 В.К. Гришиным


Рецензии
Благодарю! Полезная и нужная статья.Раньше бы её прочитать.

Брегад 2   27.04.2018 19:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.