О брате нашем, Иисусе Христе
И так ли существенно, историческое лицо Иисус Христос или нет? Христос - тот, кто создал Христа. Может быть, Он создал Себя Сам. А может быть, Его выдумали другие. В любом случае, если человечество Его создало, значит, оно достойно Его.
Слова Иисуса Христа, а не чудеса, доказывают Его существование. Их мог сказать один человек, и не могли сказать несколько, приписав одному, выдуманному.
Атеист. Но почему Иисус Христос не написал книги, не оставил ни одной строчки?
В. Он творил Жизнь. Жизнь стала высочайшим, непрерывным Его Творением. Одни пишут книги, музыку или картины, создают творения рукотворные; другие оставляют после себя хотя бы детей... Каждым мгновением Он создавал Себя - и остался!.. Он растворился в мире, дополнив Его Собою!
А. Согласен с Вами. И самое главное: Христос - первый полномасштабный факт космического сознания. Он первый осознал свое вселенское происхождение. Именно поэтому Он стал истинным Сыном Отца Своего.
Будучи рожден человеком, Он осознал Себя неотделимым от Бога, органической частью Его, причем частью активной, первым назвал Себя Его Сыном. Тем самым Он правильно понял Свое положение в мире и не побоялся сказать всем об этом. Он первым отождествил Вселенную с Богом. Но, увы, Он не смог осознать Себя высшим деятельным началом Вселенной, на которое Отец Его возложил огромную ношу ответственности, и которой Он подарил удивительнейшую и счастливейшую из всех других роль: быть сознательным движителем развития, которое может быть бесконечным! И именно потому, что Христос не исполнил до конца Свою Миссию: будучи "званным и избранным", избрал смерть, а не жизнь на земле, - Бог от Него отвернулся, "оставил Его".
В. Много было послушных Ему, но мало тех, кто ничего не просил, никогда не сомневаясь в себе и Отце своем. Был лишь один. И он воистину был Его Сыном! Но умер, как человек, потому что, умирая, пожаловался Ему, отделив Себя от Него.
И все же, дана была Ему жизнь вечная, ведь и такой был - один на земле...
А. Многие думают, что тяжело умирать... Но жить - намного труднее!
В. Все мы - Дети единого Бога, прозреваем Его и творим, каждый - в меру сил и по-своему. Только, увы, пока мы осознали себя и собственное значение в мире много меньше Христа. Блудные сыновья и дочери, мы не узнаем Отца своего. Считая себя брошенными в сей мир неизвестно кем и непонятно зачем, на самом деле, мы стоим прямо перед Отцом своим и в упор не видим Его. И, не видя Его, отчаявшись, равнодушно, а иногда даже в злобе, наносим Ему страшные раны. Надо очистить сердце и разум от шор суеты эгоистических наслоений и увидеть Отца своего - Он вокруг нас и в нас, - осознать это и обнять Его радостно, вернуться к Нему. Не неразумными и злыми детьми, но возмужавшими, обретшими цель и смысл жизни, любящими сыновьями и дочерьми - вернуться!..
В жизни человечества так много страданий из-за того, что люди не поняли еще своего назначения в мире. Не исполняя назначенного, мы мучаемся, не понимая от чего происходят наши мучения, не видим смысла жизни своей, не получаем от нее никакой радости или получаем много меньше возможного - ровно столько, насколько мы все же используем свои творческие возможности. Мы причиняем напрасно вред друг другу и миру вместо того, чтобы радовать Его и друг друга плодами нашего творчества.
Животные страдают много менее нас потому, что правильно исполняют мировое свое назначение. И они страдали бы еще меньше, если бы не то зло, которое безрассудно вносят в мир люди - имеющие в отличии от животных сознание, умеющие выбирать, но неправильно избравшие путь...
Христос - лишь один из нас, но Он - лучший. Не по рождению, а по внутренней работе собственного ума, осознавшего место Свое в этом мире, единство всего сущего. Он осознал Себя Сыном Его. То же самое может каждый. Каждый, но только сам!
"Никто не хочет становиться Христом. Ну, что же..." - Вот фраза, которую я хотел бы услышать. Может быть, даже и от себя. Или Вас... И чтобы закончить ее до конца!
А. Вы уверены в этом? Я - нет! Думаю, миру не нужны повторения...
Да, Он был лучшим. Но ведь и у Него были ошибки. И ошибки - соразмерные по значению для человечества с величием, масштабами Его личности. Надо рассмотреть эти ошибочные или, может быть, неверно интерпретированные другими людьми идеи.
Например, смерть Христа - вряд ли пример для общего подражания. Она слишком похожа на самоубийство. Наиболее развитые части единого мира в максимальной мере ощущают свою избранность и одиночество. Жить - больно! Но надо жить здесь, на земле. Мы, дети Его, созданы Господом для строительства новой Вселенной, материальной и духовной одновременно, реальной, очевидной - очам видной - Вселенной, а не какого-то мира иного, тем более ясно, что не загробного!
Нам дана свобода воли. Пользуясь ей, мы должны затратить усилия, дабы найти в себе, проявить вложенную в нас миром Идею, которая самым естественным образом оказывается нашей Мечтою. Реализовывая собственную Мечту, мы исполняем назначенную нам Миссию, мировое свое назначение, и в этом обретаем высшее счастье. Наша свобода воли состоит в выборе: искать, обретать, исполнять свою Миссию или же нет; жить полною жизнью или существовать как-нибудь, не зная зачем, до послед- них дней каждый миг ожидая и боясь смерти.
Для ясного осознания Миссии требуется огромная внутренняя работа по самопознанию; для ее исполнения - огромная работа по самореализации. Преждевременная смерть обрывает усилия на какой-то части пути. Потому каждый свой путь должен пройти до естественного конца. И здесь добровольная смерть Христа - пример слабости, а не силы, главная Ошибка Его. Или, возможно, учеников, описателей и трактователей Его жизни. Подлинная жертва, приносимая людям и богу, целому миру, - не в ранней смерти, пусть самой мучительной, но в долгой жизни, полной труда, поиска и страдания. Потому как человек, всю жизнь создавая собственную Мечту, не может не страдать, видя отсутствие в жизни своего идеала. Но по мере наших страданий - т.е. по глубине нашего самопознания и, соответственно, зоркости видения мирового несовершенства, а с другой стороны, по мере наших личных усилий в реализации Миссии, - мы обретаем счастье свое, видя плоды осмысленного и благословляемого миром и Богом собственного труда.
Ложная концепция жертвы, не имеющая под собою вразумительного обоснования и ведущая в большинстве случаев к неоправданному прерыванию жизни людей, должна быть заменена концепцией полноты бытия, естественно включающего в себя и счастие, и страдание. Долгого, полноценного бытия, позволяющего использовать все дарованные нам миром возможности.
Мы остаемся в том, что сделали в мире материальном и в мире духовном. Не смерть страшна - не реализация; оставь - и останешься. Люди, привнесшие в мир нечто новое, проявившие новое, остаются в памяти людей века и тысячелетия. Это подлинное бессмертие, очевидное, не требующее слепой веры в какие-либо "иные" миры, которые видели за всю историю человечества только несколько "избранных". Ведь эти единицы могут быть еще и не всегда честны, даже перед самими собою...
Все видят сны. Некоторые видят их наяву и желают даже заставлять себя как можно чаще наблюдать что-то, обычно невидимое. Но мало кто все-таки имеет такое самомнение и такую бессовестность, что отваживается заявлять, что именно его сны, а не другого какого-то, может быть, не менее хорошего человека, - и есть подлинная реальность: что-то столь высшее, что узреть именно это должно мечтать все человечество.
Человек, реализовавший собственную Мечту и, соответственно, исполнивший Миссию, спокойно уходит из жизни, без страха и без отчаяния. Он сделал то, что хотел, и то, что должен был сделать.
Потому еще раз скажу: Христос ошибся, избрав для Себя в физическом мире смерть раннюю и насильственную. Или ошиблись последователи Его, таким образом интерпретируя Его смерть. Вместо очевидного блага предложено благо вовсе не очевидное. Все "эзотерические" смыслы последнего - нужно признать красивою сказкой, иносказанием. Может быть, и возвышающим своей недосказанностью отдельные наивные души, но из которого, безусловно, вовсе не следует необходимости всеобщего буквального залезания на кресты, всеобщей физической смерти с безумной надеждою "вознесения и воскрешения" где-то в мире "ином". Даже если предположить возможность подобного - допустим шанс 99 против лишь 1, стоит ли рискнуть человечеству и попробовать всем "вознестись"? Не назовут ли люди зовущего к этому сумасшедшим?..
Можно рассуждать еще так. Вознесение - это уход в иной мир или переход в иное состояние, правильно?
Если уход в иной мир, значит, - оставление этого. Если все перейдут в иной мир, - на кого останется этот? Если же вознесение - переход в иное качество, состояние, значит, Христос должен быть где-нибудь рядом с нами. Он должен был бы нам помогать... Отчего мы не видим этого? Если Он здесь и больше всех любит мир, отчего Он Себя так ведет? Отчего мы не ощущаем или ощущаем так редко Его присутствие в мире и слишком часто видим примеры не любви, совершенства и красоты, но злобы, грязи и ужаса?
Если все мы уйдем в иной мир, то оставим все этот. Если все перейдем в иное какое-то состояние и будем пребывать в ином качестве, то не сможем действенно влиять на сей мир, который без нас придет в запустение и возвратится в хаос. А это случится всенепременнейше, потому как мир не может далее развиваться без человека. А мы все - будем лишь наблюдать за этим. Из рая или из ада? - Думаю, что из ада! Зачем нам такое иное состояние? В чем тогда смысл вознесения? Получается, это - не добро, но зло.
Для того ли Бог нас явил в этот мир, чтобы вдруг выдернуть из него куда-то обратно?
В. Ну, а что Вы думаете об "искуплении"?..
А. Я не понимаю, почему смертью своей Христос искупил все грехи человеческие. На какой конкретно момент Он их искупил, если и искупил? И в момент Его смерти, и после нее люди непрерывно продолжали грешить - так кого же Он "спас", а кого нет? Все это странно и непонятно...
Можно было бы сказать - нелогично. Но этого мало! Сей догмат также не только не получается объяснить логически, он вызывает, несмотря на многократные попытки проверки его всем внутренним опытом, устойчивое отторжение в целостной, непротиворечивой среде идеального на уровне моего подсознания. И чисто интуитивно он также никоим образом не проходит!
Разве после смерти Христа в мире стало меньше страданий, меньше пролитой крови, хотя бы на каплю? Так в чем же тогда искупление, в чем оно проявилось реально, что оно дало людям? Надежду? На что?!.. На то, что однажды, когда-нибудь случится "апокалипсис" и настанет для всех "конец света", мы все перейдем в иной мир, полезность которого только что мы разбирали?
Искупление грехов всех через Его муки и смерть, все это - какой-то беспомощный и дешевый обман! Не "искупление грехов", а вобожествление человека, осознание божественной роли каждого - вот главное!
Таким образом, вторая ошибка неразрывно связана с первой. Это идея об искуплении грехов всех, путем гибели одного, лучшего. Здесь - двойная ошибка. Во-первых, со стороны "всех" это слишком похоже на языческое жертвоприношение. Что сегодня - и, кстати, давно уже - классифицируется однозначно: просто-напросто как преступление. Кроме того, с другой стороны, надежда искупить собственные грехи за чужой счет - чести не делает никому. Каждый сам "грешит" или же не "грешит" и должен сам "искуплять" собственные "грехи", решать собственные проблемы. Которые, кстати, в случае доброй и искренней воли, обыкновенно, есть также и мировые проблемы. Каждый сам за все отвечает. Такова позиция не пассивного созерцателя приживальщика, слепо верящего во что-нибудь рекомендуемое большим коллективом и потому считающего себя образцовым членом сообщества, но человека самостоятельного, дееспособного, меру веры разумно сочетающего с мерой сомнения.
Во-вторых, надежда, путем собственной показательной смерти - еще раз спрошу: почему же не жизни?! - облагодетельствовать всех раз навсегда, окончательно, со стороны "лучшего", т.е. самого жертвователя, если он действительно на это рассчитывал, - гротескное преувеличение собственного значения и оскорбительное для нормального человека отсутствие веры в силы всех остальных людей.
Далее, третья ошибка. Претензия на корону "царства небесного", как позитивную альтернативу "царству земному", - другая сторона все того же безмерного желания властвовать. Только уже не над телами и землями, а над умами и душами. Разве это не еще более страшная вещь?!.. И надо честно сказать, что за последние пару тысячелетий это новое желание властвовать, уже именно над умами, принесло страшные бедствия человечеству! И природе всей в целом.
Для чего нужна власть над умами? - Да для того, чтоб полнее получить власть над телами - изнутри самих тел! Этим и кончалось всегда. Все религии, идеологии, провозглашаемые "единственно верными", служили средством достижения именно этого.
Бог не личностен, но множественен. У Него нет одного "Я", которое по природному естеству своему предназначалось бы для управления всем и всеми. У Него бесконечность разно великих, малых и больших "я". От атома до человека - все мы дети Его. И в каждом из нас Он ищет Свой Путь по-Своему. Потому, ни один человек не должен иметь абсолютной власти надо всеми другими, ни в мире материальном, ни в идеальном, духовном. И желание таковой власти однозначно говорит о неправильности Пути. Какие бы сверх возможности не были бы даны миром этому человеку, желая властвовать один надо всеми, применяет он их неправильно. Каждый сын Бога может быть в чем-то Первым, иметь свою сферу влияния. И иметь ее именно в том, что он обозначает себе своею Мечтою, которая определена Миссией, проявленной самим человеком.
Итак, надо отдать Христу должное и признать ошибки Его. Главная ошибка в том, что Он служил людям смертью Своею, а надо служить - жизнью.
Христианское учение помогает человеку жить на земле, путем подготовки его к жизни загробной, устрашения "смертным грехом" и "мученьями вечными". - Очень хорошая помощь!.. Однако, видимо, ранее люди не умели найти лучшего идейного обоснования необходимости соблюдать заповеди, через которые толь- ко и можно было сохранять и развивать социум, общество. Человечество искало смысл своей жизни и, даже не находя его, бес- сознательно оберегало себя.
Лучшие строили веру осознанно, дабы оградить большинство от хаотического беспредела волений, направить всю совокупность проявлений воли людей в какое-то более-менее позитивное русло. И здесь были все способы хороши. Среди хорошего всегда находится лучшее. Таковым среди прочих религий в последние два тысячелетия оказывалось христианство. Теперь же, когда появляются новые позитивные идеи, объясняющие нашу роль во Вселенной и, соответственно, смысл человеческой жизни, об истинных причинах необходимости многовекового устрашения "апокалипсисом" можно и нужно сказать открыто и честно.
Нужны ли далее злые собаки, пусть даже сидящие на цепи? Нужны ли концентрационные лагеря мировоззренческой мысли?
В конце концов, я не отрицаю принципиальную вероятность вознесения и воскресения Иисуса Христа. Но и не вижу причины, почему я должен во все это слепо поверить. Я это допускаю как неизведанную лично мною возможность. Я не могу доказать принципиальную невозможность подобного, но я не вижу в этом позитивного смысла и мне недостаточно приводимых церковью доказательств. Кто хочет, пусть верит... Почему должен верить я?
В. Может быть, это придумано для тех, кому не доступны высшие смыслы религии? Дело не в том как определить несколько новозаветных сюжетов, притчами или фактами. Для одних это догма, в которую требуется слепо поверить, а для других - глубокое иносказание, все же, полное смыслом, который каждый для себя может раскрывать бесконечно!
Скажем, можно задаться вопросом: живой Бог воскреснет... Но в ком?! И попробовать дать ответ.
А. Он может обретать Себя в каждом! Возможно, Он явит Себя во всех сразу, или же будет воскресать постепенно, в разных людях по-разному. А может быть, Он давно уже воскресает, мучительно осознавая Себя в развивающемся человечестве, и Христос был первым из воскресших воистину!
Может быть, через Него первого предыдущая, более развитая, но по каким-то причинам разрушенная - или, может, воз- несшаяся? - Вселенная начала воскресать в нашей Вселенной?
В любом случае, неужели всю бесконечность Свою мог выразить Бог в едином лице, одном человеке - Иисусе Христе? Были и будут другие Явления!..
И они с нами, вокруг нас! Христос ведал и сказал только часть истины. Точно также и мы выражаем лишь часть ее. Также и все. Каждый человек всею жизнью своею открывает новое лицо Бога, у которого - бесконечное число лиц!
В. Как объяснить чудеса Его?
Не являются ли Его сверхъестественные возможности результатом нового понимания и ощущения мира? Он осознал единение Свое с миром, и не только умом, но прочувствовал каждой клеткой Своею. И это дало Ему массу новых возможностей. Он просил Бога - а может быть, даже и не просил, а просто не сомневался в том, что Бог, вся Вселенная - материя, дух и активность - помогут Ему, исполнят Слово Его. И то, что желал Он, происходило!.. Он получил невиданную власть не только в рамках личного тела, но далеко и вовне его. Чего стоит одно только воскрешение Лазаря!..
А. И все же это не радовало Его. И слишком многое приносило страдания!..
Почему Он решил умереть? Еще раз скажу: это была главная - может быть, конечно, и неизбежная для того времени - ошибка Его. Добровольною смертью Своею Он задал неверное направление развитию мира на два страшных тысячелетия. Смерть Его дала повод думать, что служить людям и миру можно, и даже нужно, не столько жизнью, сколько смертью своею, причем смертью безропотною, смиренною, даже если и от насилия. И вот: по-прежнему жизнь не имела цены, а может быть, стала цениться и менее; смерть через насилие осталась столь же обычной, как ранее. Ничего не переменилось для людей к лучшему. Продолжались казни и войны, и смерть от руки других по-прежнему принимали тысячи и миллионы...
Да, о Нем помнили, как о чуде. Но стал ли Он истинным, позитивным примером для жизни - для такой жизни, которая объективно служила бы развитию мира? Если бы Христос жил дольше и умер естественной смертью, Он смог бы Духом возрасти еще более, еще полнее раскрыть Себя во Вселенной. Смертью же Своею Он искусственно оборвал нить... Да, Он создал образ страдающего за людей, за весь мир, активного вселенского человеческого начала, но активного - в смысле страдания. Он не смог создать идеал человека не только страдающего за мир, но и созидающего его, нашу Вселенную. Он остановился на полпути. Может быть, Он не выдержал?
Да, Он не выдержал!
В. Но это не означает, что Он был слаб...
А. Не означает! Укажите мне, кто был сильнее Его?!
Он не нашел позитивного выхода, смысла Своего не нашел во Вселенной. Он видел повсюду только страдания и нес в Себе неразделенную любовь - страдание целого мира, не осознавшей себя Вселенной.
Он не находил понимания ни внешнего, со стороны людей Его окружающих - глубокого, истинного понимания, ни внутреннего, собственного понимания смысла жизни Своей. Он видел, что Он один такой на земле. И не видел, зачем нужна Его жизнь... И Он решил умереть, может быть, полагая, что смерть Его будет полезнее людям, нежели жизнь. А может быть, это другие за Него так положили потом, когда Его уже не было. Как бы то ни было, Он согласился с насильственной смертью Своею. В этом - слабость Его и ошибка!
Несмотря на это, Христос, безусловно, заслуживает того, чтобы быть одним из главных пророков в истории нашей Вселенной, в Церкви Вселенной.
Христианство - одна из наиболее развитых, совершенных и прекрасных религий. Но, в то же время, оно, может быть, и одна из самых обузданных и смиренных религий. Это учение, закованное в догматы. Можно даже сказать, живое учение прячут, хоронят в гробу догматов!
В. Но, как Христос воскрес, так и учение Его воскреснет воистину! И будет жить вечно! Жить - значит творить, развиваться. Вечно жить - вечно творить и развиваться. Люди должны продолжить начатое Братом своим, Христом, учение. И тогда: подлинное учение Христа воскреснет из гроба догматов!
Смелость, а не страх открывает Врата!..
А. Сегодня человечеству надо сделать еще один шаг в определении своей роли. Мы явлены в этот мир как активное начало его, не только, чтобы быть наблюдателями или переживателями независимо от нас происходящих вокруг процессов и даже не для бессистемной сострадательной помощи отдельным, случайным частям его. Нет! Мы явлены в этот мир, чтобы строить его. В этом - смысл нашей жизни, здесь наши проблемы, страдания, счастье... И, может быть, много большее счастие и страдание, чем даже страдание и любовь Христа!..
В. Некоторые, между прочим, утверждают сегодня, что Христос вовсе не умер, что с креста Его сняли живого, и "воскресение" Его было просто физическим выздоровлением. Что дни Свои Он закончил в преклонном возрасте где-то в северной Индии. И даже, как всегда, умудряются находить в доказательство этому какие-то "новые документы". Через две-то тысячи лет!.. По некоторым свидетельствам факт долгой жизни Христа подтверждают и "современные аватары", "знающие все и в прошлом, и в будущем". Такие, скажем, как Сатья Саи Баба.
Все это я говорю с чужих слов, что делать, как Вы знаете, не люблю. Однако, здесь просматривается очень знаменательная тенденция нашего времени. Думающие люди не видят более смысла в смерти Христа на кресте, соответственно, и в Его "вознесении" и в "искуплении Им грехов человечества". Богу на земле, во всех Своих лицах, более пристало жить, нежели умирать... Жить! служа миру и людям - по крайней мере, сколько возможно...
От этого выиграют все: и Вселенная, и человечество. Весьма выиграет от этого и образ брата нашего, Иисуса Христа. И даже сама религия, освободившая себя от цепей ложных догматов и свободно устремленная в будущее!
Свидетельство о публикации №202032600059
Как одинок и грустен ваш автокомментарий к этой статье :-))
ОК... поговорим.
Хотя обсуждать мотивы действий человека, которого сам никогда не видел, и о жизни которого знаешь лишь из многократных пересказов и переводов - дело неблагодарное. Но если считать что каждый сам создает для себя образ Христа - такой как его устраивает - тогда некоторый смысл поразбираться в этом есть... Попробую сформулировать свою - очень субъективную версию...:-))
Считать что его добровольный выбор смерти был ошибкой, нас в-основном заставляет фраза "Отче, зачем оставил ты меня..." Эта фраза - единственное что не вяжется ни с жизнью его, ни с выбором смерти.
Правда присутствует она только в евангелиях от Матфея и Марка...
У Луки наоборот - "Отче, в руки твои предаю дух мой"...
А вот у Иоанна - вариант который мне нравится больше всего.
Одно слово - "Совершилось"...
Трактовать его можно по-разному... Я для себя - предположу: совершилось все так, как он задумал... Удалось...
Мотивы его выбора... Это сложно. Я действительно не думала в этом направлении, так что то что пишу Вам сейчас - это "мысли вслух"...
Предположение первое: одной из его задач было - достучаться не только до современников, но главным образом для тех кто придет позже. А для этого необходимо было, чтоб жизнь его запомнили... Пробиться сквозь время. Думаю, что как истинный Сын и Божий и Человеческий, он прекрасно осознавал такую особенность человеческой психики как обостренное восприятие в условиях околосмертного опыта... Если что-то и можно сдвинуть в человеческом сознании - то момент близости смерти - не обязательно собственной - для этого наиболее подходящ... Таков человек, не с чем сравнить ему смерть, а ничто не страшит так как неизвестность...
Христос знал, что никакая даже самая совершенная жизнь не окажется для современников убедительнее чем смерть и воскрешение из мертвых... Он просто трезво оценивал ситуацию...
А почему он выбрал смерть не добровольную а именно насильственную? Вот тут предположение второе: он хотел дать возможность воплотиться человеческой ненависти... Хотел, чтоб они, "не ведающие что творят" - довели собственную ненависть до логического конца, до убийства, чтоб увидели ЧТО сделали...
Христос очень хотел помочь людям осознать неправильность их мышления... нежелание жить в любви...
Вот и подставил себя в качестве "жертвы"... "Разрядил" на себя - концентрированную ненависть человеческую. В этом контексте приобретает некоторый смысл выражение "взял на себя наши грехи"... то есть буквально - принял... без ответной ненависти. Погасил.
Смерть не могла для него быть ошибкой, слабостью, наказанием...
Он знал что смерть не конец жизни а ее часть. Он не считал себя жертвой, ибо сам выбрал такой исход событий. И последнее слово его - "Совершилось" - это удовлетворение. Все получилось так, как он задумал.
Он сделал все, что хотел.
Миллионы людей, независимо от времени и места рождения, продолжали осознавать его смерть как событие, имеющее отношение к их собственной жизни... ощущали себя - к его смерти ПРИЧАСТНЫМИ. Ему удалось сотворить такую земную жизнь, чтоб раствориться в каждом, кто когда-либо слышал о нем... Он ушел почти две тысячи лет назад, а мы с вами сидим тут и пытаемся понять о чем он думал... И после
этого - утверждать что он ОШИБСЯ? :-)))
Как и любой человек, живущий в любое время - он имел право выбрать то что счел наилучшим решением задачи.
И кто знает, как повернулась бы история, не сделай он того, что сделал...
С уважением -
La Risa 12.10.2004 13:37 Заявить о нарушении
Вот некоторые мои мысли в ответ на Ваши размышления «О брате нашем». :)
Пример – смерти, не жизни! В этом есть что-то глубоко неправильное, искусственное. В конце концов, Магомет, Будда – они дали нам примеры именно жизни.
По некоторым не канонизированным источникам (например, я читал у Саи Баба) Христос не умер - уехал в Индию. И там его видели живым еще через много лет. Называлось даже имя Его, не помню сейчас. Подобные публикации в эзотерической литературе мне попадались неоднократно – лет 15 назад, когда я был увлечен этой темой и писал свои «Диалоги». :)
О смерти Христа говорит Церковь. Слова Его и поступки, опять же, она интерпретировала и возвела в догматы и ортодоксию. Какова достоверность? В чем смысл? Может быть, такая трактовка имела смысл в первом и втором тысячелетиях, а в третьем нужна другая?
Вот меня, например, абсолютно не вдохновляет смерть на кресте. Во имя чего? Показать собственные возможности – публичная смерть, публичное воскресение?..
А я думаю, если ты можешь лечить и спасать, дарить людям Слово живое, это и надо делать. Служить людям и миру жизнью своей, а не смертью.
Христос показал нам возможность ухода из этого мира. Живыми! Перехода в какой-то иной мир… Ну, и что будет, если все человечество обретет такую способность? Мы все покинем сей мир? На кого же тогда он останется? Для кого? Бессловесных животных? Их тоже, может, забрать? :) Разве для этого мы были созданы ЗДЕСЬ? Нет. Думаю, - для улучшения, совершенствования, дальнейшего бесконечного совершенствования, творения – именно этого мира. И надо становиться ЗДЕСЬ лучше, а не где-то в другом месте пытаться жить иным способом.
Разве это не очевидно? :)
Записываю по мере появления мыслей. :)
Еще раз перечитывал Ваше письмо. Вот приписки мои по тексту.
«Хотел, чтоб они, "не ведающие что творят" - довели собственную ненависть до логического конца, до убийства, чтоб увидели ЧТО сделали... Для них одно дело - ежедневно, ежечасно медленно убивать ближнего словом, мыслью, молчанием... и совсем другое - реально убить человека и увидеть кровь на СВОИХ руках...»
Убивали до и после – сотнями, тысячами, миллионами.
«Он знал что смерть не конец жизни а ее часть. Он не считал себя жертвой, ибо сам выбрал такой исход событий. И последнее слово его - "Совершилось" - это удовлетворение. Все получилось так, как он задумал.
Он сделал все, что хотел.»
А другие-то – сделали?
«Миллионы людей, независимо от времени и места рождения, продолжали осознавать его смерть как событие, имеющее отношение к их собственной жизни... ощущали себя - к его смерти ПРИЧАСТНЫМИ. Ему удалось сотворить такую земную жизнь, чтоб раствориться в каждом, кто когда-либо слышал о нем... Он ушел почти две тысячи лет назад, а мы с вами сидим тут и пытаемся понять о чем он думал... И после этого - утверждать что он ОШИБСЯ?»
Да! Ничего не изменилось реально – убивали и до, и после.
Дочитал до конца, и вот что у меня написалось еще. :)
«…не более чем мое предположение...»
Ваше «предположение» - в русле христианской традиции. Насколько я понимаю, примерно так и трактуется Его смерть – как «жертва». Добровольная смерть во имя других жизней, праведных именно жизней. Пример любви к другим, вплоть даже до смерти…
Но я рискую предположить, что совестливые люди были и до Христа. Как говорится, есть такие, которых только могила исправит, и такие, которые чужую боль чувствуют. Вплоть – до страданий целого мира. И им для этого не требуются чужие «примеры». Они просто такими родились. Тем более «примеры» самоубийства. А ведь это – самоубийство!
Христос умер для живых, для жизни и остался как бы лишь в виртуальном мире, представлениях человеческих. Вот если бы Он воскрес и остался среди людей – рядом с ними бессмертным! Помогающий людям не в их сознании, что весьма все-таки спорно, а реальными делами своими. Дал бы людям новые умения, знания… А не новую «веру», которая очень часто – слепа!
Как можно «верить» в то, что ты не очень хорошо понимаешь? Вот я умею ходить, и я в это верю – начинаю верить после некоторого количества опытов. То же происходит с любым нашим умением. Вера же без умения, тем более, вера не в себя самого, а в кого-то другого… тем более – мертвого!!! – не странно ли это? Не Ошибка ли? Именно с большой буквы! Т.е. не путь ли к апокалипсису?..
Да, можно, верить друг в друга. Сила и мощь не там, где люди верят в одного Бога, а там, где они верят друг в друга. Не сомневаются в поддержке, опоре… Отвлеченный Бог – подмена живой опоры на виртуальную, придуманную… кем-то. Когда нет настоящей опоры в реальном мире, придумывают не существующую. Не страшно ли это? Не дорога ли здесь в никуда?..
Вот что я думаю о религии. Кто-то когда-то – 2000 лет назад! – изобрел «веру» помогающую отчаявшимся, у которых нет точки опоры в жизни. Если у человека есть семья, свой народ, Родина – зачем ему такой Бог? Родина, народ, семья и являются его Богом. И именно такие народы одерживают победы в любых сражениях. Те же, которые сознанием своим с земли уходят на небо, при жизни для этого мира становятся мертвыми, они «не от мира сего». Может быть, с Христом, но не с миром.
Не выдумана ли эта религия, для того, чтобы уводить людей мыслями от земных бед и проблем к небесным фантазиям, дабы легче было стричь шерсть? И ничего более.
Вот к чему, на мой взгляд, приводит такая интерпретация смерти Христа на кресте и Его воскресения.
«Диалоги с самим собою» писались лет 15 назад. А поговорить было не с кем серьезно. Вы меня вернули опять к этой теме. Спасибо! Нельзя же все время вести диалоги только с самим собою… :)))
Удивительный, глубокий Вы человек!
Виталий Иванов 13.10.2004 21:40 Заявить о нарушении
Моя попытка объяснить его поступок - абсолютно субъективная... Так я пыталась бы объяснить самой себе действия... близкого мне человека. Брата например, действительно :-))
Мой ровесник... умеющий любить, очень сильный человек, знающий свои возможности... Отвечающий за свои действия...
В-общем... я просто ему доверяю. Я верю - он знал что делает :-))
Ошибиться - да, мог. Как любой человек... Но цель у него была. Не от слабости он это... и не потому что жить больно. Иначе... это просто был бы не он :-)))
Субъективно конечно :-)
Ведь МОЙ Христос - это МОЯ выдумка :-))
По поводу "неправильности" примера жизни по сравнению с примером смерти:
Такое противопоставление смерти и жизни - вполне понятно... Оно отвечает законам нашего мира... Для Целого же - смерть просто явление, а потому и не может она быть "глубоко неправильной"... Она просто есть. И в качестве примера - она ничем не хуже чем жизнь... У этих примеров просто.... разделение сфер влияния, если так можно сказать :-))
Также небесспорно утверждение, что лечить и спасать людей ВСЕГДА "правильнее"... иногда это реально мешает человеку научиться спасать себя самому.
По поводу необходимости новой трактовки:
Любая "трактовка" имеет смысл только один раз - в момент когда создается... Как только создана, завершена - смысл теряется... Поэтому - другая трактовка нужна по определению. Всегда. Независимо от тысячелетия...
О "спорности помощи в сознании" по сравнению с "реальными делами":
Если б так уж однозначно все было! :-)) Нередко чисто виртуальные события меняют человека гораздо ощутимей чем контакт с "реальным" миром... Что оказывает бОльшее влияние на сознание - то и реальнее... :-)
Но я Вас понимаю...
Знаете, по-моему Вам должны быть близки мысли Волошина о "лике" человеческом...
По поводу веры (основанной на опыте) в то что Вы умеете ходить:
Что Вы умеете ходить - Вы ЗНАЕТЕ. После "некоторого количества опытов", доказывающих это утверждение. Вера же - это принятие без доказательств... Вы верите - потому что ХОТИТЕ верить...
И чаще всего - как раз именно в то, что понимаете "не очень хорошо" или не понимаете совсем... На то она и вера...
Впрочем - здесь у нас с Вами могут быть разночтения чисто терминологические :-))) - чаще всего абстрактные понятия для разных людей значат разные вещи...
О том что верить в "другого человека, тем более мертвого" - неправильно по сравнению с верой в себя самого:
Жизнь его - для меня - это как раз пример веры в себя самого...
Спасибо за разговор. С вами интересно :-)
La Risa 14.10.2004 17:25 Заявить о нарушении
насчет интерпретации, ортодоксии и догматов - Вам виднее конечно :-) - Вы
же много лет читали и думали об этом...»
Мне, может быть, и несколько больше Вашего лет, но, в чтении и обдумывании не всегда важны длительность и количество. Кое-какое значение имеют и подаренные от Бога способности. Вам тут не обязательно скромничать. :))
»Моя попытка объяснить его поступок - абсолютно субъективная... Так я пыталась бы объяснить самой себе действия... близкого мне человека. Брата например, действительно»
У меня попытка, конечно же, - объективная. :)
Он и мне тоже – брат. И в этом смысле, мы с Вами родственники. :))
«Мой ровесник...»
Ага! :)))
«Не от слабости Он это…»
Что же, от силы? Употребить силы свои на смерть… Нет, как хотите, не понимаю.
Сознательная преждевременная смерть - самоубийство! Это не естественное
явление, а нарушение естественного.
Между прочим, самоубийц, вроде, запрещается хоронить по церковным обрядам… Не от этого ли – «вознесение»?
«МОЙ Христос - это МОЯ выдумка.»
Слава богу. Зачем нам - чужая? :)
Я же, собственно, об этом пишу – против навязывания всем единого мнения. Тем более, - о важнейших событиях исторических! Разве их нельзя по-разному трактовать, в том числе, относящиеся к жизни Христа и к Его смерти?
«Любая "трактовка" имеет смысл только один раз - в момент когда создается...
Как только они созданы - смысл теряется... Поэтому - другая трактовка
нужна по определению. Всегда. Независимо от тысячелетия...»
!!! И я так думаю. Спасибо! :)
«Иногда лечить - вредно. И спасать - вредно... Иногда это реально мешает
человеку научиться спасать себя самому...»
Да. Но зачем же показательно умирать? Чтобы люди не научились умирать сами?
Мне кажется, Вы тут сами себе противоречите. Спасать жизнью нельзя, а смертью - можно?
«Вы верите - потому что ХОТИТЕ верить... И чаще всего - как раз именно в то, что понимаете "не очень хорошо" или не понимаете совсем... На то она и вера...»
Вся наша жизнь, сознание наше на вере держится. «Мы умеем ходить…» - Кто знает, ЧТО делаем мы на самом деле, представляя себе, что «ходим»? :) Но такую веру-умение я «понимаю», поэтому – «верю» и «умею» одновременно. Исчезнет сия «вера» - исчезнет «умение».
Что же есть «вера» в отрыве от конкретных «умений»? – Тень от тени, и от этого умирает живое, потому что вместо воды и света получает названья - сотрясения воздуха!.. А зло - множится и царит. :)
»жизнь его - для меня - это как раз пример веры в себя самого...»
Безусловно.
Если только исключить ложь или ошибочное представление о Его смерти. :)
Новые мысли появляются благодаря Вам.
Спасибо!
Виталий Иванов 15.10.2004 19:19 Заявить о нарушении
Сознательная преждевременная смерть - самоубийство! Это не естественное явление, а нарушение естественного.
Между прочим, самоубийц, вроде, запрещается хоронить по церковным обрядам... Не от этого ли – «вознесение»?
Угу... от силы :-)
А насчет церковных обрядов... так ведь по ним хоронят миллионы самоубийц, формально таковыми не считающихся :-) - тех, кто медленно, всю жизнь, по капле убивал себя страхом, ложью, ленью, завистью... и дотянул таки до "естественной смерти", умертвив свою душу еще раньше чем тело. А человек который ЖИЛ в полную силу - нарушил "естественный ход вещей" по факту самостоятельного выбора смерти? "Ошибся"? "Преступил"?
Как хотите - не соглашусь...
Кому он тогда нужен, этот "естественный" ход событий... :-)
>> Но зачем же показательно умирать? Чтобы люди не научились умирать сами?
Мне кажется, Вы тут сами себе противоречите. Спасать жизнью нельзя, а смертью - можно?
И жизнью можно... и смертью можно. Здесь определяющим является не факт, а его интерпретация тем, кто жизнь/смерть воспринимает... Спасти можно только того кто хочет спастись... И уж если этот кто-то ХОЧЕТ - то любой пример будет работать на спасение...
А нет - значит нет...
Иными словами - дело не в событии а в его трактовке. А единых правил этой трактовки - нет. Каждый решает сам за себя... или не решает.
:-) На такую бесконечную тему можно наверное продолжать и продолжать говорить... Одно цепляет другое :-)
Но уже более-менее ясно определились и сходства и различия в наших с Вами точках зрения... радует, что общего не так уж и мало :-)
Удачи Вам!
La Risa 18.10.2004 16:46 Заявить о нарушении
Но, думаю, "спастись", утопая в вечной "Реке", можно лишь самому. Причем только собственным способом. :) "Примеры" можно принимать к сведению и нужно... однако, это - чужие "примеры", надо отыскать свой.
Творческий человек открывает новое лицо Бога, и в Нем остается навечно.
Вы правы, Лариса, эту тему можно обсуждать бесконечно.
Спасибо Вам за интересные мысли. Желаю Вам Жизни. Да… что желать, собственно? Мне кажется, она у Вас есть – удивительная, живая, глубокая, бесконечная… Чудо. Вот так почему-то мне представляется… :)
С уважением,
Виталий Иванов 20.10.2004 11:10 Заявить о нарушении