Интервью

- Откуда вы узнали о ********?
- Я узнал об этом из прессы; об этом сообщалось по радио и телевидению. Ещё раньше я увидел ссылку в Интернет, но по какой-то причине не «кликнул» на ней. Потом мне позвонили и сообщили об этом.
- Звонящий представился? Это был мужчина или это была женщина?
- Это было записанное сообщение. Голос был мужской. Довольно приятный.
- Какова была ваша реакция, когда вы узнали о ********?
- Разумеется, это был шок. Как сказал один мой знакомый психолог, "обратный шок". Довольно грубая формулировка, но в данном случае подходящая.
- Поясните.
- Ну, знаете, сначала я как будто ничего не почувствовал, но потом постепенно осознал. Как будто это было некое рядовое событие, подоплеку которого постигаешь гораздо позже, узнав, какие нити составляют его контекст. Нечто подобное произошло и в данном случае. Только это были не логические размышления, а чистая интуиция.
- Но сейчас вы размышляете вполне рационально. Что помогло вам преодолеть шок? Ведь прошло не так много времени.
- Год. Ровно год. Преодолеть шок... Ну знаете, шок сам изживает себя, так это обычно бывает. Как бы силён он ни был, рано или поздно включаются психологические механизмы, перерабатывающие первоначальную реакцию в простой и полезный жизненный опыт. Я не могу сказать, что не чувствую ужаса, когда мысленно возвращаюсь к тем событиям... но мне уже не кажется, что я... уменьшаюсь... исчезаю. Конечно, меня до сих пор ошеломляет чудовищность происшедшего, но я научился разделять событие и реакцию на него. То, что случилось – уже не обладает силой воздействия, креолизовалось, превратилось в неизменный объект. Я оставил его. Я более не в его власти.
- Походит на самовнушение, не находите?
- Ни в коем случае. Таковы объективные последствия, если слово "последствия" вас не пугает. А объективны они потому, что произошли с каждым, у кого-то раньше, у кого-то позже. У всех с разной степенью осознанности, в зависимости от уровня организации психики. Теперь уже очевидно, что большинство людей вернулось к норме. Что же касается структур социальных процессов, то они восстановились гораздо раньше.
- Чем вы это объясняете?
- Боюсь, я не совсем компетентен в этом вопросе, но я считаю, это связано с той "обратностью" шока, о которой я уже говорил. Возможно, в этом и был просчёт виновников происшедшего… в том, что они не учли особенностей социальной психологии, причём основных особенностей… не приняли во внимание инертность общества… Ни в коем случае нельзя недооценивать устойчивость структуры общества. Чем сложнее структура, тем больше факторов обусловливает её функционирование, факторов как внешних, так и внутренних. Видимо, события, о которых мы говорим, не затронули всех этих факторов, каким, казалось бы, глобальным ни было их воздействие. Структура пострадала, но инфраструктура выдержала. Парадоксально, но именно инфраструктура выступила в роли скрепляющего элемента.


_____________________
Факультативный финал:
- Вы очень умный человек, вы знаете об этом?
- Да, конечно. Но есть и более умные люди. Например, Мишель Фуко.


Рецензии
"То, что случилось – уже...креолизовалось" - эта мысль достойна своих возможностей. Bravo, Michel!

Аля Прошен   26.02.2003 14:37     Заявить о нарушении
Qui est Michel? жё м"апель Андре.

Putting Pain In a Stranger   02.03.2003 14:30   Заявить о нарушении