И. Ф. Стравинский. Петрушка либретто

Действующие лица

Борода – директор труппы комедиантов. Костюм, видимо, заимствован у Черномора из «Руслана и Людмилы», борода – у Карабаса-Барабаса  но осветлена гидропиритом.
Мальвина – просто Мальвина. Кукла.
Обезьянов – неудачная попытка профессора Преображенского сделать что-либо человекоподобное из человекообразного. Страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата (диагноз – раскоряка тазобедренных суставов).
Петрушка (Петруччио) – якобы главное действующее лицо произведения. Кукла. Выполнен из тряпок. Характер нордический. Холерик.

Картина первая

Картина первая предназначена в основном для знакомства зрителя с характерами героев и демонстрацией труппы театра, задействованной в массовке. В самом сюжете нельзя отметить чего-либо примечательного и это готовит зрителя к тому, что ничего примечательного он в последующих картинах и не увидит, что само по себе, без всяких сомнений, уже есть чрезвычайно удачная режиссерская находка.
Сюжет схематично можно нарисовать так: Петрушка сохнет по Мальвине, Мальвине все до лампочки, Обезьянов больше занят проблемами своего опорно-двигательного аппарата, а Борода пытается хоть как-то с такой труппой заработать бакшиш.

Картина вторая

Картина вторая раскрывает основной лейтмотив постановки, а именно, тяжелейшие переживания главного героя, вызванные абстинентным синдромом. Авторам  очень удачно удается в музыкальной теме и пантомимических аллегориях изобразить процесс страдания Петруччио и заставить зрителя страдать вместе с ним, испытывая мучительные мышечные спазмы в плечевых, локтевых суставах и области десятого-двенадцатого позвонка . 
Действие начинается гневной реакцией Бороды на злоупотребление Петрушкой слабоалкогольными напитками (судя по цвету костюма – кефиром, но редкие темные пятна заставляют подозревать пагубную страсть и к русскому квасу) и возникшей на этой почве привязанности к Мальвине. Все это, естественно, не может не сказаться на качестве выступления главного героя перед публикой и вызывает фатальное обмеление и без того худосочного денежного ручейка, которого едва хватает на скудный рацион комедиантов. Вполне  вероятно, что трагедия и берет свое начало именно из-за хронического недоедания хозяина, а так же и самих кукол. Это подтверждает нездоровый румянец на лице Мальвины, так как ее милый фарфоровый интерфейс предстает зрителю в малиновой палитре, что нехарактерно для предприятия изготовителя этого вида кукол.
Естественно, и хозяина пугает изменение окраски лица Мальвины – его центрального персонажа, и он вынужден отделить Петрушку от прочих кукол в самой темной гримерной, что бы хоть как-то оздоровить атмосферу в коллективе театра. Петруччио, конечно же, возмущен этим, по его мнению, самоуправством хозяина и даже пытается противодействовать такому «заточению», но из-за разных весовых категорий проигрывает Бороде маленькое единоборство. Видя в попытке сопротивления со стороны Петрушки полное непонимание  своей вины, Борода приводит к нему Мальвину, дабы указать провинившемуся на худосочный вид его возлюбленной, коему халатное отношение Петруччио к своим обязанностям и есть первейшая причина. Но даже малиново-красное личико Мальвины не шокирует Петрушку, а наоборот – возбуждает в нем самые низменные инстинкты. Этого Борода вынести уже не может и оставляет пленника в одиночестве, лишая его и Мальвины и кефирно-квасных коктейлей.
Вот здесь-то начинается самое интересное – эта часть представления и есть его кульминационный момент. Движения Петрушки пронизаны болью и зрительный зал замирает с первыми аккордами чарующе-рваного ритма музыкальной темы.  У главного героя во всем великолепии начинается абстинентный синдром, сопровождаемый конвульсивно-эпилептическими судорогами, что в народе называют «падучая». Как же его колбасит!  Как натуральны движения! Правда, стоит заметить, критика отмечает определенные хореографические  помарки в картинах конвульсивного танца Петрушки. Все дело в том, что его колбасит «вовнутрь», а не  «наружу», что было бы более логично, поскольку источник вожделения и возбуждения находится далеко, и до него еще надо дотянуться. А так, вытянутые вниз, словно струны, руки Петрушки могут ввести зрителя в заблуждение, что страдания связаны с частичной утратой или некоторой дисфункцией ног героя, поскольку тянется он именно к ним. Но, несмотря на этот маленький недочет, вторая картина смотрится на одном дыхании и логически завершается попыткой самоубийства главного героя путем засовывания верхней части тела в русскую печь. Однако, печь является нефункциональной и действо, к большому удовольствию зрителей, продолжается третьей картиной.


Картина третья

Ничего интересного. Спим.


Картина четвертая

При просмотре завершающей части постановки зрителям настоятельно рекомендуется обратить свое внимание на оркестровую яму. Именно в четвертой картине ее наличие дает хоть какую-то возможность не впасть в меланхолию, поскольку переживания предыдущих действий балета изматывают зрителя настолько, что перед началом четвертой картины сил не остается вовсе. А ведь завершающий аккорд постановки потребует максимального напряжения всей душевной энергии и мыслительного аппарата! 
Но это будет позже, а пока – обратите внимание на контрабасы: их в классическом варианте должно быть два – смычковый и щипковый.  Но здесь то и проявляется все мастерство композитора – Стравинский с легкостью ломает устоявшиеся каноны. У Игоря Федоровича главное  не контрабасы, но контрабасисты! Как же умело вплетают они в легкое пощипывание струн неторопливую беседу сдобренную шутками и игрой мимики и жестов! К сожалению, в реконструкции балета от 2000-го года  постановщики допустили серьезную промашку: все остальные оркестранты играют слишком громко, заглушая эту беседу и не давая зрительному залу насладиться истинным юмором оркестрантов. Но вот беседа обрывается, и внимание зрителя снова готово придти на сцену, тем более, что заключительный аккорд уже близок ...
Что же мы видим? А видим мы склоненные спины массовки над бездыханным телом Петрушки. Вы можете удивиться: как же так, только что он был весел и бился в эпилептическом приступе в руках Обезьянова, а тут, вдруг, такое? Ручки, еще недавно нервно вытягивающиеся до хруста суставов, сейчас безвольно раскинулись по полу, ну а про заплетенные в узел ножки вообще картина не для слабонервных. Но загадка смерти Петруччио остается покрытой мраком, и как бы вы не жалели, что смотрели на контрабасистов вместо сцены, я вам ничего об этом не скажу!
Вернемся же к действию, так бестолково вами пропущенному. В толпу сочувствующих граждан врывается Борода и выхватывает бездыханное тряпичное существо из-под ... э-э ... спин граждан и диким вращением глазных яблок толпу рассеивает с ловкостью местечкового городового. 
На этом, собственно, и все... Ну, разве что, еще приторможу на финальной сцене, хотя она совершенно не ясна даже критике. Так вот, финита-ля-комедиа в следующем: директора труппы  начинает колбасить почти аналогично предыдущим судорогам Петрушки (видимо он все же был заразен). Борода размахивает бездыханным телом куклы над головой, пытаясь оживить ее таким интересным способом, но добивается совершенно обратного эффекта. Видимо от сильных встрясок душа Петруччио все же отлетает от тела и предстает зрителю в видимом невооруженным глазом образе. Душу Петрушки колбасит аналогично телу – зритель наблюдает те же судорожные вытягивания ручонок, косолапость и искривления шейных позвонков. Но к великому удовольствию уже уставшей публики агония длится не долго – минуты две, и завершается повисанием души на заборе в виде старой и ненужной тряпки.

Выводы.

Перед просмотром для лучшего понимания сюжета и обострения восприятия необходимо прочитать следующие главы Большой Медицинской энциклопедии: «Абстинентный синдром (похмелье)», «Остеохондроз», «Падучая». Во-вторых: обязательно прочесть Венечку Ерофеева «Москва-Петушки». Затем, но обязательно после прочтения этих произведений, прослушать «Камаринского», «Вдоль по Питерской» и «Дубинушка» в собственном исполнении. Для придания нужных интонаций своему голосу принять не менее 200-400 мл спиртосодержащих, но не менее 40-42 % этанола, жидкостей с так называемой «закуской». А после всех вышеозначенных процедур задать себе вопрос: а собственно на кой мне этот балет сдался? 


Рецензии