FAQ по славянскому язычеству - I

А) Сколько богов ?
Приступив к изучению славянского язычества, я прежде всего задался вопросом - сколько богов было у наших предков ( техническое образование сказалось). Оказалось - один! Или, точнее, ни одного. Род - это не бог в строгом политеистическом понятии, а понятие, подобное Космосу античных философов. И остальные "боги" есть лишь его имена, нумены, воплощения, ипостаси. В традиции славянских текстов называть людей внуками Сварога, Сварожичами. Есть родство и между богами. Дажьбог-солнце - сын Сварога. Стоит ли понимать эту схему буквально, обособляя богов друг от друга, выделяя их в разнородные сущности? Я считаю, что это неверно.

Экологи любят повторять образное выражение о том, что мы дети Природы. Но какие же мы дети? Понятно, что имеют в виду авторы - человек - часть природы, одно из ее многочисленных лиц. Она рождает и питает нашу телесную оболочку, дает пищу чувствам и эмоциям, поддерживает непрерывную работу разума. Человек в свою очередь создает новые вещи, "дает им жизнь". И опять ни о каком физическом рождении, о родстве речь не идет. Это лишь словесная конструкция, описывающая и заменяющая истинное положение вещей. Обратите внимание на то, как часто корень "род" присутствует в объяснении подобного рода (опять!) связей.

Б) Во что верим?

Так в кого же верили славяне? Мой ответ - в никого. Славяне-язычники были атеистами, как это не парадоксально звучит. Верить можно только в то, чего не можешь постигнуть иными путями - разумом и чувствами. Славяне знали тайны бытия-Рода и потому получали не по вере своей, а по поступкам. Причем воздаяние определялось не некой высшей силой (ее просто нет), а самим язычником. В чём заключалась кара за "отклонение от курса" Прави? Внешне - не в чём. Но результат дисгармонического сдвига - регрессия, деградация и духовная смута.

В) Причины "живучести" язычества.
Любое учение в своем развитии обычно проходит следующие этапы:

Гипотезы - свободны для внутренней и внешней критики по отношению к автору

Теории - свободны для внешней критики

Догмы - не свободны для критики

Гипотезу выдвигают Учителя. Это люди, которые прикоснулись к источнику священного знание и наполнили им свое сердце. Правота их - только в личном авторитете и силе убеждения. Многие учения умирают еще на этой стадии. Но если этого не произошло, то у Учителей появляются Ученики. Проходят годы, умирают учителя и первые ученики. Появляются первые сомнения в словах Учителя. Учение на этом этапе требует мощной теоретической базы.

Последователи Учения активно вступают в споры и доказывают, доказывают.. Доводя свое искусство до совершенства, они фиксируют его и передают ученикам. Объем книг и трактатов растет. Самые лучшие из них вытесняют остальные, более слабые и неубедительные. Где-то на этом этапе происходит раскол в Учении. Все больше людей сомневаются, несмотря на старания книжников. А они все больше повторяют древние истины, не понимая их смысла. Замысел Учителей теряется среди миллионов знаков и слов. Книжники теряют терпение и былую сноровку. Приходит очередь догм. .

Когда слова бессильны настает время силы. Пылают костры, смерть и унижение каждому, кто выскажет вслух свое сомнение. Именно на этом этапе Учение называют религией. В этом состоянии она может находиться неограниченно долго, но Учением уже никогда не будет. Лишь новые Учителя могут оживить эту пересохшую лужу догм, бывшую когда-то великолепным фонтаном Учения. Не доверяй знание свое книгам и не наполняй душу свою одним лишь книжным знанием. Ничто не истинно вечно, вот в чем вечная истина. Осмысливай все что слышишь, что не в силах услышать, чувствуй сердцем. Эти принципы помогли язычеству прожить тысячи лет среди религий и сект. И самые жаркие костры не могли выжечь в нем тягу к Учению. .

Сила язычества - в людях, а не в книгах. Когда каждый из язычников станет Учителем, которые несет не догму, а Знание, тогда наступит Новый Век. Век обновления, век нового человека. Человека вне догматической паутины, равного другому и до конца свободному.


Г) Язычество, как философское направление.

Славянское язычество = стоицизм + объективный идеализм + сенсуализм.
а) Почему стоицизм ?.
- Всем нам от рождения выдана роль и свобода наша - сыграть ее хорошо или плохо.
- Покорного судьбы ведут, непокорного тащат. Выбери себе путь движения сам.
б) Почему идеализм?.
- Общее есть и оно первично.
- Общее объективно, т.е не зависит от ощущения воспринимающих субъектов.
в) Почему сенсуализм ?.
- Чувствуйте, потому лишь это вы умеете, ибо сие тайна великая .

Д) Фундаментальные философские понятия славянского язычества.

· Род - Онтос (бытие) - единое, всерождающее и всенаполняющее начало, все сущее, все самих существующих субъектов.
· Перун - Динос (сила)- активное воплощение Рода, сила порождающая любое движение.
· Велес - Гносис (знание) - мудрость Рода, энергия созидания и познания. Пассивное начало, фундамент для Перуна.
· Сварог - Этос (закон,мораль) - Первый закон, описывающий замысел Рода. Правила движения по путям Макошь.
· Макошь - Хите (причинность) - судьба, возможные пути развития Рода.


Рецензии
Интересная работа, хотя и субъективная. Я занимаюсь исследованием психологии язычества,и на мой взгляд, пожалуй, во многом совпал с Вашим. Хотя понятие "атеизм", по-моему, не совсем точен, все-таки вера у них была и даже имела название "Православие - "правый путь славных" (слвян) людей.
Кстати,прочитав Вашу статью, меня удивила Ваша реца на запись этнографическеского сбора "Папоротников цветок" :-) - это рассказ как раз представителя рода офеней (носители стибожьего жреческого посвящения). Жаль, что Вам не понравилось своеобразие языка этого удивительного человека - я постаралась передать его колорит.
С уважением


Рось   03.05.2002 08:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.