Психогеометрия для череповецких депутатов
Совсем недавно избранные нами депутаты городской думы и Законодательного собрания области приступили к работе. Основная задача депутатов – анализ и рассмотрение важнейших вопросов жизни региона и принятие взвешенных решений, имеющих, как правило, далеко идущие последствия.
Внешне деятельность народных представителей выглядит достаточно просто. Посмотрел документы, выслушал экспертов и заинтересованных лиц, поднял (или отпустил) руку в ответ на требование ведущего заседания «спикера» проголосовать. Однако все не так просто, как кажется. И свои решения депутаты принимают под воздействием самых различных факторов: от состояния температуры за окном и принадлежности к той или иной «партии», группе депутатов, до особенностей личности. Первые два фактора это сфера компетенции метеорологов и политологов. А вот последняя – удел лиц, относящих себя к племени психологов. Поэтому, давайте посмотрим на наших представителей и законодателей глазами последних. По крайней мере, одного из них.
В одной из отраслей психологии, изучающей деловое поведение, существует любопытная «психогеометрическая» теория, описывающая личности людей, принадлежащих к руководителям, исповедуемый ими тип коммуникаций с окружающими и способы принятия решений. Методика считается очень надежной и описывает все многообразие человеческого материала с помощью пяти фигур, известных еще из курса школьной геометрии: квадрата, треугольника, прямоугольника, круга и зигзага.
Считается, что «квадрат» - это своеобразный аналитик, который ориентирован на детальное рациональное восприятие и изучение информации. Треугольник – это тип делового человека, ориентированный на смысл происходящего, который быстро схватывает суть происходящего и не желает вникать в детали, домысливая их. Прямоугольник – это вечно колеблющийся тип, воспринимающий информацию как значимую только для себя. Круг – это мягкий, стелющийся «коммуникатор», предпочитающий «живые» источники информации, общение с людьми работе над бумагами. Зигзаг – это инновационный, интуитивный, взрывной тип для которого характерна импровизация, оригинальность, нетрадиционность предлагаемых решений и высказываний.
Понятно, что в одном конкретном депутате всегда найдется место для всех предполагаемых вариантов типологий, но, как правило, какой-то из них преобладает (и иногда очень ярко!) над другими. Попробуем «разобрать» наших посланцев по тем или иным «психологическим квартирам».
Наиболее ярким представителем «зигзагообразной» психогеометрической ориентации является депутат ЗакВО Николай Мельников (в кулуарах власти – Коля Громыхало). Туда же я бы отнес депутата гордумы от «Северстали» Подволоцкого и его коллегу Галину Павлову. Принимаемые ими решения (особенно решения первого из них) очень часто выглядят как спонтанный акт – все решают тут же, не сходя с места, импровизируют на ходу, перестраивают характер и конструкции как своих, так и чужих предложений, всегда видят иную альтернативу, продолжение. «Это не работает. Надо вот так» - вот наиболее типичное для них суждение. Ничего удивительного, что принимающие решения с такой скоростью и без оглядки на других депутаты, очень часто вступают в зримые и незримые конфликты с окружающими. Чужую точку зрения они воспринимают с трудом. Впрочем, как с трудом другие депутаты воспринимают и их точку зрения.
К наиболее продвинутым представителям психогеометрической ориентации кругового типа следует отнести опять же депутата ЗакВО Наталию Рябову. К ней мы без тени сомнения можем присоединить так же Александру Баданину, Алексея Канаева, Александра Чернова. Нетрудно понять, что этот тип личности и ориентаций более женский, гуманитарный, так как предполагает мягкое изучения мнения окружающих, демократизм, ориентацию на не силовое решение возникающих проблем и спорных вопросов. Главные внутренние установки этих депутатов нам представляются нам следующими: «Главное – это люди», «Все вместе – мы сила», «Я отвечаю за людей» и т.д. и т.п. Ясно, что для депутатов, относящихся к этой категории, характерен компромиссный, примеряющий тип коммуникаций.
К «прямоугольным», колеблющимся типам депутатов, я, однако, с большой долей сомнения, отнес бы бывшего (нынешнего?) спикера ЗакВО Николая Тихомирова. Мне кажется, что для решений принимаемых им в высокой степени характерна очень драматичная внутренняя борьба. Поэтому он больше предпочитает не вмешиваться, а наблюдать за ситуацией со стороны, как бы спрашивая своих сторонников: «А что вы думаете, по этому поводу?», «Нам нужно все изучить и взвесить?». Впрочем, по поводу типологической принадлежности этого человека я до конца не уверен.
Теперь о «треугольниках», типах волевых, подчиняющих. Депутатов, решения которых надо выполнять быстро, энергично, «с огоньком». К наиболее ярким представителям этого психологического клана я бы отнес Игоря Журавлева в Череповце и Григорий Шевцова в Вологде. К ним бы я присоединил еще Николая Ерохова. Возражений они не любят, всех потарапливают, сроки выдерживают строго. Для них характерны высказывания типа: «Это не может долго ждать!», «Уже прошли все сроки!», «Надо успеть!».
И, наконец, к последнему типу с «квадратной» психогеометрической ориентацией я бы отнес уже бывшего депутата городской думы Павла Дмитриева (но он еще и «круг!»), а также, местами, «зигзага» Мельникова, который выделяется на фоне остальных и по этому параметру, своей въедливостью. Для такого типа депутатов характерен долженствующий тип коммуникационного поведения и стиль принятия решений. Кредо: «Я должен!». Соответственно и по отношению к «чиновьему люду» наблюдается определенная пристрастность и требовательность: «Вы должны найти время, проанализировать все и предоставить нам необходимую информацию!», «Вы должны следовать духу и букве Закона» и т.д. и т.п.
Свидетельство о публикации №202041200068