О расширении границ человеческого

Атеист. Вы воспаряетесь ввысь, взлетаете от "грешной земли", обыкновенных дел, мыслей и судеб людских... А были ли Вы на дне, на самом дне низости? Пробовали ли Вы пройти ту часть пути, которая, может быть, большая среди всех путей человеческих, превзойти в этом себя и других?

 Верующий. Зачем же уподобляться тварям и гадам?

 А. Никакие животные не заслуживают сравнения их с отдельными экземплярами человека. Самые из них неприятные и опасные, надо признать, не способны на подлость, предательство или убийство в тех мерах и способах, что может совершить человек. Многие разновидности зла ввел именно человек. Не было в мире такого до человечества.

 В. Но я не понимаю, когда Вы говорите о расширении границ, что же, Вы хотите еще далее отодвинуть грань мыслимого зла, расширить ему пространство? Зачем это? Зачем искать зла, изощрять и множить его?

 А. Все надобно перепробовать. Чем ниже падешь, тем выше окажется планка подъема. Интересно сравнить! Представляете, с самого дна - да под облако, выше, и выше! А потом - опять вниз... Весь мир - в сердце и разуме: сверху и донизу, во все стороны, в глубины и - до беспредельности!

 В. Да ведь, сорвавшись вниз, можно разбиться и мучительно умирать израненным на дне, среди грязи. А как сделать и пол шага наверх, если вязнешь в болоте? Или Вы ставите только мысленный эксперимент? Тогда, конечно, в облаках витать можно сколько угодно. Но Вы ведь считаете себя практиком?

 А. Необязательно быть активным источником зла. Можно не бежать зла, среди зла находиться. Можно его провести через сердце и разум, узнать его и понять, что это такое, и разложить зло до атомов зла; и, наоборот, понять все зло целиком, как оно, зло, работает, соотнести его с высшим.
 Как можно рассуждать о Боге, не зная что такое есть зло, по собственному именно опыту? Нельзя выйти к Богу, ни разу не повстречав дьявола. Нельзя различать добро, не ведая зла. Ведь если абстракция зло, то и добро - только абстракция! Или у Вас свои представления о зле и добре, почерпнутые из собственной именно жизни, или представления Ваши - чужие, ну, например, книжные. В последнем случае - кто Вы сами тогда?..
 Нет, надо испытать зло на себе, надо пройти через зло, не утратив ясности разума и любви сердца. Не переставая, наоборот, все более становясь человеком, а не слугою или марионеткой. Пусть даже Господа Бога!

 В. Но где же грань между исследованием, как Вы предлагаете, зла, только присутствием во зле и собственным Вашим участием в этом, наблюдаемом Вами, зле? Ведь если Вы наблюдаете, значит, активно не вмешиваетесь, т. е. не боретесь против зла. А когда против зла Вы не боретесь, то вот Вы уже и пособник, или злодей, говоря простыми словами.

 А. А Вы уверены, что борьба против зла - добро?

 В. Позвольте, но как же? Если на Ваших глазах станут насиловать девочку, что же Вы будете сей процесс спокойно исследовать, расширяя круг мыслей и ощущений, "развивая в себе человека", и не вмешаетесь?..

 А. Зло нельзя истребить злом. Да ведь и Вы, не станете же и Вы убивать человека, пусть даже злодея. Ведь Вы же не способны тронуть никого пальцем. Ну а я, конечно, набью морду этому негодяю. Однако вряд ли сие переменит в нем подлеца. Плюс здесь разве что в том, что будет спасена девочка - на какое-то время, конечно; надолго ли только?
 Ваш пример хорош для иллюстрации вот чего. Вхождение в среду зла зланежелающего, наоборот, желающего уменьшить его, включение, проникновение в область зла разумной силы, имеющей знания законов движения, развития, результатов зла, может уменьшить и относительный, и абсолютный вред от неизбежного; изменить направление основных сил зла; ввести действия его в определенное русло, где последствия ограничены и известны заранее.
 Вот я набил морду этому подлецу, принадлежащему, к прискорбию нашему, однако же, к роду людскому, к нашему с Вами роду. Ударил я человека, может быть, даже выбил ему зуб или сломал челюсть, зло сие? Да, это зло, и я его совершил, я, зланежелающий. Однако, своим злом я уменьшил общее возможное в данный момент зло в мире; то, что могло произойти, не останови я этого подлеца, не произошло. Жизнь девочки могла бы быть искалечена. А так, можно сказать, я ее спас; зуб же этого подлеца в расчет можно не брать. Вряд ли что изменит в характере его количество наличествующих зубов, но урок будет полезен - в следующий раз задумается, быть может, о не безнаказанности замышляемого им зла и взвесит: стоит ли подлость еще одного зуба? Зло-то в нем будет сидеть, но сидеть тихо и не высовываться.

 В. Э, братец! Что ж, в любой момент это зло вылезет. Нет, надобно так устроить жизнь, чтобы зла не было вовсе.

 А. Нет, нет и нет!.. Наоборот, надо расширять, а не сужать поле возможной деятельности человека, исследованное уже поле. Никакой опыт нельзя исключать из памяти человечества, иначе он неизбежно когда-нибудь повторится. Зачем же повторять пройденное? Вот, скажем, концентрационные лагеря...

 В. Надо, по-Вашему, держать один на ходу для образца, чтобы не забывали?

 А. Может, даже и так. А лучше держать это в памяти, в идеальном мире, иметь в виду постоянно такую, в данный момент не реализованную в материальном мире возможность. Так, чтобы каждый - именно каждый! знал: ч т о это такое, ч т о стоило это человечеству и ч т о может стоить опять, уже - лично ему.
 С развитием мира границы добра и зла расширяются непрерывно. Можно представить это таким образом. Выйдя из некоторой, однажды возникшей точки-качества, поле деятельности живого в многомерном пространстве качеств расширяется конусообразно, и одно из измерений пространства - добро-зло. В этой двумерной проекции одна сторона луча жизни - абсолютное добро, другая - абсолютное зло. А внутри луча - весь спектр: от зла до добра. За образующими луча - небытие, нет там жизни.
 Но, где нет жизни сегодня, возможно, она появится завтра, или через миллион, миллиард лет. Пройдет череда последовательных изменений, и появится жизнеспособное там, где никто и думать не мог. Казалось бы, невозможно жить в условиях столь жестокого зла, ан нет, смотрите, теперь живут.
 Возьмите "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына. Вот что оказалось возможным в двадцатом веке! А даже в девятнадцатом, тем более ранее, сие было, конечно же, совершенно исключено, потому что жизнь и сия сторона ее, зло, не получали ранее такого развития. Не было необходимых условий.
 То же - с добром. Непрерывно оно развивается. Без сомнения, можно найти где-нибудь на Земле пример некоторого, недавно еще совершенно немыслимого добра. Сегодня вот оно, есть, а вчера еще оно было совершенно невозможно просто потому, что его еще не придумали, или же потому, что на том уровне развития мира такое добро для одних было равнозначно смерти кого-то другого. А это уже какое добро?
 И, вообще, что есть добро и что - зло? Нет действия, которое по отношению абсолютно ко всем объектам было бы добром или же, наоборот, злом. Любое действие для одних объектов - добро, для других - зло, для большинства же объектов Вселенной оно совершенно нейтрально или же весьма мало значимо. Потому что, все во Вселенной взаимосвязано, но мы все же полагаем действие любое конечным, а ее - бесконечной. Поэтому добро и зло всегда относительны объектов, участвующих или же не участвующих в данном взаимодействии. И тут можно привести массу примеров.
 Скажем, смерть. Для самого человека, конечно же, она - зло. Хотя иногда лучше, кажется, умереть, чем терпеть страдания, духовные или физические. Для родственников смерть близкого - тоже, обычно, зло; хотя все же по-разному, и бывает добром уже чаще (терпеть старого, больного, пьющего; желающие получить наследство и прочее). А для общества, для природы в целом? А если человек этот - Аттила, Гитлер?.. А, может быть, Ленин? Что здесь добро: жизнь или смерть? Для каких-то субъектов, объектов и групп действия подобного человека - добро, для других, реже или же чаще, зло. Все это очень не просто.
 Есть лишь одно, по отношению к чему любое действие можно рассматривать абсолютно. Любое действие можно классифицировать в абсолютной шкале добра-зла только по отношению ко Вселенной, ко Вселенной с большой буквы. Это наша Вселенная, центром которой является планета Земля, точка вселенной, на которой возникла жизнь.
 Что есть абсолютное добро во Вселенной и что по отношению к ней - зло? Представляется очевидным, что добро здесь - расширение границ нашей Вселенной количественное и качественное, рождение новых, более сложных и оптимальных структур; т. е. добро - развитие материи и духа в нашей Вселенной.
 Что же есть зло? Зло - противоположность добра, добро с отрицательным знаком, зеркальное отражение шкалы добра от нуля в противоположную сторону. Зло - разрушение, действие, ведущее к хаосу, сужение границ Вселенной, разложение структур материального и идеального, деградация инструмента самопознания и саморазвития материи, человека.
 Мы находимся на переднем фронте развития. Действия наши, направленные на развитие Вселенной, - добро, на разрушение ее - зло. Причем развитие Вселенной, а не сам человек - здесь мерило.
 Означает ли это, что для какого-нибудь научного, философского, социального - любого нового опыта, факта, создания новой структуры в материальном или же в идеальном позволено кому-либо загубить миллионы жизней, ну, или хотя бы одну? Нет, конечно! Человек - инструмент, средство в самопознании и саморазвитии материи во Вселенной, но он же есть и высшая цель, но цель как бы движущаяся, несущая сама себя цель. Т. е. цель - не тот человек, который сегодня, и вот уже все, и дальше ничего больше не надо, сохраним этого человека во чтобы то ни стало такого. Нет!.. Цель - живой, противоречивый, развивающийся, само развивающийся человек, как высшее ныне создание материи, предназначенное ею для дальнейшего непрерывного саморазвития и самопознания.
 Каждый человек - представитель материи.
 Каждый решает сам за себя, что есть зло, что добро. Но не за счет любого другого, объективно равноправного ему, представителя интересов материи. В этом - ограничение. Надо проблемы свои решать самому так, чтобы исключалось насилие над другими. Насилие - зло. Потому как оно - почти всегда разрушение, или же ограничение возможного, неисполнение чего-либо, желаемого кем-то.
 Любое желание - воля мира. Но мир разумный должен сам ограничивать собственные желания, непосредственно изнутри каждого "я" осознавая единство свое во множестве "я".
 Каждый человек - личный представитель материи; она его создала, наделила разумом для высших целей своих. Кто знает, какие они? Кто может сказать: "Только я знаю!"? Почему один должен ограничивать право на выбор другого? Материя хочет перепробовать все: то, и другое, и третье... Дадим же ей и себе такую возможность! И это будет добро. А коли кто-то кого-нибудь без особенной необходимости ограничивает в чем-либо, он ограничивает весь мир, а значит, и себя тоже. И это - зло.
 Мы не друг друга ограничиваем, мы ограничиваем возможности проб и ошибок, соответственно, возможности для развития. Добро - максимальная свобода для творчества всех в рамках естественных ограничений.
 Но повторять чужие ошибки - глупо, и это тоже, конечно, зло. Повторять их - означает не знать. Можно различать собственное нежелание знать и отсутствие возможности получить информацию. Или сами себя, или другие Вас ограничили. В любом случае здесь это - зло.
 Свободный представитель материи, располагающий всеми знаниями и возможностями, накопленными человечеством и природою, осуществляющий свободный поиск исследователя, творца, вот человек! Если из таких людей будет состоять все человечество, за нашу Вселенную можно не беспокоиться, она будет жить, развиваться долго.
 Развитие и познание Вселенной человечеством - продолжение естественного процесса саморазвития и самопознания материи, случайностного и закономерного, многофакторно обусловленного.

 В. Но как же, если желания одного непременно пересекаются с желаниями другого? Я хочу, чтобы здесь стояло вот это, а кто-то - не хочет, например, Вы. Я люблю женщину, а она меня - нет. Как тогда быть? Мы все живем рядом, все переплетено, как? Ведь не все же позволено?..

 А. Все то, что не запрещено правилами игры. И главное правило - запрещение ограничивать проявления разумных возможностей человека.
 Тут важно каждому уяснить, что такое эти возможности. Разум должен соизмерять усилия с вероятными результатами.
 Допустим, у меня есть тонна динамита. Если я в пустыне или в горах, вокруг никого нет и нет ничьей собственности, т. е. никому нет ровно никакого дела, могу я взорвать динамитом какую-нибудь скалу? Могу, почему бы и нет? Для дела или же просто так, оттого что мне хочется узнать результат. А если я в городе? Могу ли я взорвать эту бомбу? Тоже могу. Но перед этим подумаю и, скорее всего, не стану взрывать, зная, что это - нарушение основного закона, посягательство на права и возможности других, на жизнь и имущество. Я решу, что не располагаю такою возможностью, и решу правильно. Ну, а если я куплю в городе значительный участок земли и захочу построить на нем небоскреб, тогда - да, я сначала уберу на этом участке все лишнее; и никто мне слова не скажет, если я исполню все принятые законы и нормы. Но откуда я возьму деньги? А деньги - надо мне заработать. В рамках свободной конкуренции. Вот, если я их свободно заработаю в условиях рынка и конкуренции, тогда я смогу осуществить все, что хочу, и взорву свою бомбу!..
 Таким вот образом определяются мои фактические возможности в условиях не пустыни, а среди таких же, как я, свободных людей, обладающих равными со мною правами, но далеко не равными способностями, трудолюбием и удачей.
 Я здесь, правда, не беру во внимание этические отношения между человечеством и природою, в том числе, миром неорганическим. В принципе, они имеют точно такое же значение для сохранения и развития Целого, как и нормальные отношения между людьми.
 Талант, труд и случай в рамках конкретных граничных условий определяют фактические возможности каждого человека. То, что мы в обществе, дополнительное условие окружающей индивид среды, высшего порядка условие, накладываемое здоровым разумом на свободу волений. Это не несвобода, но свобода сознательная, в равной мере дающая всем дополнительные возможности. Ограничивая разрушение, она открывает простор созиданию!
 А если тебя не устраивают такие нормы жизни людей, уезжай в пустыню, в горы, улетай на Луну, где нет никого, в другую Вселенную или туда, где такие, как ты, и твори там то, что захочешь. Там это, может быть, будет добром, только - вряд ли.
 Помни: ты сам - собственное ограничение, которое не превзойти. Нельзя развиваться, взрывая под собой бомбы.

 В. А как же с расширением границ человеческого?

 А. Расширяй, но не рви. Твори чудо из хаоса, из простого - сложное, из несовершенного - двигающееся к совершенству. Надо строить, а не взрывать. Не бояться, и не суетиться. И границы человеческого - наша Вселенная - будут расти, вечно и бесконечно!..


Рецензии