Психология киберпространства

Психология киберпространства
по публикациям списка рассылки VIRTPSY, 1996 г.
 
 
Мужчины, женщины и компьютерные игры  Восприятие насилия  Катарсис / мимезис Кибераддикции  Терапия в киберпространстве
 
   
      С приходом компьютерных средств коммуникации изменится восприятие людьми друг друга. Оценив возможности Сети, люди начнут стремиться к социальным контактам в первую очередь через "киберпространство", существование в котором станет новым источником силы, статуса и самоуважения для миллионов. Нашим детям будет проще вступать в контакт с себе подобными, сидя за своими терминалами, чем заговорить на улице.
      Киберпространство - что это? Расстояние между нашими терминалами или просторы сознания? Область, которая раньше принадлежала ученым, исследователям и компьютерщикам, теперь оккупирована американским средним классом. Когда это начиналось, все были заинтересованы только тем, что полезного можно извлечь из возможности общаться при помощи компьютера и сколько на этом можно заработать. Теперь пришло время посмотреть на происходящее как на социальный процесс, запущенный новой фазой информационной революции, процесс, в который вовлечены миллионы людей.
      Обмен информацией теперь не ограничивается традиционными средствами "масс медиа" - ТВ, радио, прессой. Парадигма "масс медиа" - "от одного к многим", парадигма Интернет - "от "многих к многим". Никогда еще в истории цивилизации каждый отдельный человек не мог доносить свои мысли до такого огромного количества своих собратьев. Мы еще не знаем, как коммуникация такого типа повлияет на индивидуальное и социальное поведение индивидов, но можно с уверенностью сказать, что это влияние будет заметным. Первые признаки этого уже мы уже видим. Участвуя в жизни киберпространства, обретают силу и влияние социальные меньшинства, организуются разные движения, страны третьего мира совершают огромные информационные скачки вперед.
      Социальным психологам стоит обратить внимание на тот факт, что общение в киберпространстве - это общение при помощи текста. Здесь нет интонаций и мимики. Однако это не значит, что здесь нет чувств. Многие киберпространства рождаются, когда какие-то люди или человек желает обсудить какую-то идею. Эмоциональная вовлеченность в обсуждаемую тему преодолевает холодную и чисто "интеллектуальную" сущность медиума - компьютера - и люди устанавливают эмоциональные отношения. Люди в киберпространстве влюбляются и ссорятся, радуются и переживают. Воображение заполняет пустоты, оставленные ощущениями. Изреченное, а точнее набранное на клавиатуре, слово становится медиумом.
     В отличие от социальных отношений в материальном мире, где порядок регламентируется помимо конвенциональных норм еще и законами, в Интернет, которая принадлежит всем и никому, царит анархия. Это требует от обитателей киберпространства принятия индивидуальной ответственности за социальные отношения в среде, где не существует внешнего авторитета, который сделал бы это единолично.
      Степень вовлеченности в жизнь киберпространства колеблется в зависимости от индивидуальных способностей к взаимодействию и самораскрытию. Одни люди просто читают, что пишут другие, другие лезут с парой своих слов куда только можно. Но так или иначе очень немногие существуют только в одном киберпространстве, остаются пользователями только какого-то одного ресурса Сети - одной телеконференции, одной электронной доски объявлений, одного списка рассылки. И в каждом пространстве роли, исполняемые индивидом, разные. Как в материальном мире люди обладают множеством идентичностей для множества ситуаций, так и в киберпространстве у пользователя существуют разные идентичности для разных "подпространств".
Storm King 
 
 
ПАТОПСИХОЛОГИЯ КИБЕРПРОСТРАНСТВА
Патопсихология интересуется Интернет в следующих контекстах: социальная и эмоциональная изоляция психические расстройства информационные перегрузки индивидуализм и отчуждение.
      В киберпространстве, по-видимому, проявления патологии носят насколько иной характер, чем в реальной жизни. В киберпространстве вы можете действовать инкогнито. Эта анонимность в коммуникации может подтолкнуть людей, которые никогда бы не повели себя каким-то неподобающим образом публично, реализовать свои деструктивные фантазии в Сети.
      Люди с легкостью способны находить единомышленников в киберпространстве, какими бы экзотическими, странными и даже девиантными ни были их интересы, и создавать на основе этого группы, которым нет аналогов в реальной действительности. Поэтому коммуникация с киберпространстве для таких людей является крайне притягательной и стимулирующей - в этой среде им удается избегать фрустраций, связанных с реализацией их патологических желаний, и даже удовлетворять последние.
 
Секс и насилие в киберпространстве
“Студент Мичиганского университета арестован по обвинению федеральных властей в распространении общественно опасных материалов за то, что послал в телеконференцию alt.sex.stories рассказ, в котором фигурировало действительное имя одной из его сокурсниц. В его истории рассказывается о мучениях прикованной к креслу женщины, которую истязают раскаленным железом и подвергают содомическому надругательству.
      Арест был опротестован такими правозащитными группами как ACLU и EPIC, заявившими, что таким образом нарушено право на свободу слова. Исполнительный директор Electronic Frontier Foundation заявил: “Этот молодой человек послал сообщение в конференцию, которая кишит подобными историями. Оно было принято посколько не нарушало стандартов данной группы Usenet.”
The New York Times 2/11/95
 
Восприятие насилия
В течение нескольких десятилетий проводились исследования влияния телевизионных сцен насилия, результаты которых можно обобщить следующим образом:
· Влияние сильнее сказывается на мальчиках сильнее, чем на девочках, на детях сильнее, чем на взрослых. Влияние сильнее сказывается на индивидах с большим относительным уровнем агрессивности
· Чем “реальней” выглядит насилие, тем сильнее его воздействие
· Даже сцены насилия в мультфильмах увеличивают агрессивность дошкольников и детей младшего школьного возраста
· Влияние насилия на ТВ - реальность, связанная с восприятием сцен насилия, эта связь может быть продемонстрирована и не сводится к статистическим флюктуациям
· Восприятие насилия влияет на отношение к насилию - люди начинают относиться к нему как к общепринятому явлению и как к приемлемому способу решения проблем
Очевидно эти данные верны и по отношению к насилию в виртуальной реальности.
Neala S. Schwartzberg, Ph.D. <nealas@PANIX.COM>
 
Два греческих слова - “катарсис” и “мимезис” - использовались для объяснения влияния художественного изображения насилия в произведениях искусства. Слово “мимезис” относилось к процессу научения детей через наблюдение и восприятие. “Катарсисом” называлась эмоциональная разрядка зрителей во время представления трагедии.
Будет ли наблюдатель художественной сцены, изображающей насилие, испытывать катарсис, изгоняя из своей души атавистические антисоциальные демоны и становясь менее агрессивным после представления? Или динамика примет форму мимезиса - и зритель, выбежав на улицу, начнет воспроизводить и тиражировать сцену насилия, которую только что воспринял?
Виртуальная реальность очевидно обладает потенциально большим катартическим воздействием по сравнению с традиционной драмой - это интерактивная среда. Впрочем то же касается и мимезиса. Вы можете быть убийцей в какой-нибудь кровавой мистерии в ВР и, выбрав “мышью” среди прочих доступных вам инструментов старый добрый "45-ый, вышибить мозги мистеру Плохому Парню.
Stan Bernstein <sbernst@PANIX.COM> 
 
ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ ИГРАЮТ В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ БОЛЬШЕ ЖЕНЩИН
Потому что:
· большинство компьютерных игр создано мужчинами и для мужчин;
· подобно многим видам спорта компьютерные игры воспринимаются большинством людей как “занятие для мужчин”, и женщины не получают в этой области социального подкрепления;
· мужчины обладают в среднем более развитыми пространственными навыками, а многие компьютерные игры рассчитаны на использование этих навыков. Играя в среднем лучше женщин, мужчины получают подкрепление в виде более высоких очков. Женщины, не преуспев в игре в самом начале, не получают подкрепления и теряют интерес.
Mark Griffiths, <mgriffiths@argus.plymouth.ac.uk>
Psychology Department, University of Plymouth
 
Виртуальный брак
Виртуальная среда порождает виртуальные взаимоотношения. Двое 16-летних молодых людей   познакомились в киберпространстве и решили заключить виртуальный брак. Их союз был скреплен настоящим пастором который подключился к ним online. После “венчания” пара проводила огромное количество часов у своих терминалов и общаясь друг с другом, предпочтя виртуальные взаимоотношения реальной жизни.
Все было хорошо несколько месяцев - пока юноша не увлекся другой молодой особой (19 лет). Он влюбился в нее и их чувства оказались взаимными. На этом виртуальный брак распался. Его первая девушка надолго впала в депрессию.
Брак требует значительной эмоциональной вовлеченности, и в этом смысле слово - медиум киберпространства - обладает серьезным недостатком. Кто знает, может быть теперь та девушка перенесет свой негативный опыт виртуальных взаимоотношений с мужчиной во реальные взаимоотношения с реальными людьми?..
Perry J. Lucas <plucas@vt.edu> 
 
Кибераддикции
Игровые аддикции определенно существуют. 7% детей в возрасте 12-16 лет (объем выборки 387 чел.) играют в компьютерные игры 30 часов в неделю. На что-либо другое (друзья, учеба) у них не остается времени. Можно выделить аддикции первого и второго порядка: (Griffiths, M. Technological Addictions. Routledge, 1995).
· аддикты 1-го порядка чувствуют себя в приподнятом настроении во время игры. Они любят играть группами в сети, получают позитивное подкрепление со стороны группы, когда становятся победителями и именно это является для них главным. Компьютер для них - средство получить социальное вознаграждение.
· аддикты 2-го порядка используют компьютер для бегства от чего-либо в своей жизни, и их привязанность к машине - симптом более глубоких проблем (например, физические недостатки, низкое самоуважение и т.д.).
Mark Griffiths, <mgriffiths@argus.plymouth.ac.uk>
Psychology Department, University of Plymouth 
 
 Терапия в киберпространстве
Возможность вести диалог с удаленным собеседником в режиме реального времени позволяет осуществлять индивидуальную психотерапию. Терапия в киберпространстве характеризуется следующей спецификой:
· это не контакт лицом к лицу. Терапевт и клиент взаимодействуют через текст
· клиент может исполнять роль, которая имеет мало отношения к его реальному “Я”, и терапевту может быть трудно диагностировать неконгруэнтость
· в виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, быть существом любого пола по выбору, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира
Обмен письменными посланиями, замещающий вербальную коммуникацию, - процесс медленный. У человека есть время подумать и придать своим мыслям и словам нужную ему форму. Множество информации, такой полезной для “живого” терапевта, но отброшенной клиентом в процессе набора и редактирования текста, оказывается утраченной. Хотя есть мнение, что наоборот - обмен информацией становится более интенсивным в смысле отношения содержания текста к его объему.
Для человека, стремящегося найти психологическую поддержку и помощь в киберпространстве, открыты богатые возможности обмена опытом со своими собратьями. Пример: клиент пережил стресс необыкновенной силы при каких-либо уникальных обстоятельствах. Предположим у терапевта нет подобного опыта, более того, с таким случаем в своей практике он никогда не встречался. Теперь допустим, что тот же клиент посылает сообщение в телеконференции по самопомощи. Наверняка найдется пара человек среди тысяч пользователей этой группы, переживших в своей жизни нечто подобное.
 
 
Подписка на список VIRTPSY:
Mailto: listserv@sjuvm.stjons.edu

 
PSyberLink | Центр
© Научно-учебный центр психологии НГУ 1997, 1998
Last modified  09/01/98


Рецензии
Ильюх, а чего просто линк не вставить? :)))

сам сочиняй!!! так интереснее ;)

Pure   25.04.2002 10:51     Заявить о нарушении
где бы мне время взять что бы осмыслить.. : )

Илья Евграфов   27.04.2002 00:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.