Человек со звезды
В 16 лет он выдвинул себе программу-максимум: стать поп-идолом, чем немало позабавил любящих учителей и одноклассников. Первым шагом на тернистом пути к намеченной цели стало приобретение саксофона, после чего началось длительное и, увы, бесплодное скитание честолюбивого отрока по безвестным ритм-н-блюзовым группам.
Первый луч надежды заблистал в 1967 году, когда известный в Лондонских богемных кругах продюсер Кен Питт взял милого юношу с пикантно-разноцветными глазами под свою опеку.
Вскоре Дэвид понял, что Джонс — не самая подходящая фамилия для очень модного певца,
коим он собирался стать. Случайно узнав, что "джаггер" по староанглийски — "нож", он назвал себя в честь популярной марки охотничьих ножей. На свет появился Дэвид Боуи... Одноименный диск, вышедший в 1968-м, не нес в себе ничего похожего на рок-н-ролл и включал полтора десятка сентиментальных песенок в ритме танго и вальса.
Спустя год как в музыке, так и во внешнем виде Дэвида Боуи произошел первый резкий поворот. Лохматая светлая шевелюра, потертые джинсы и неизменная гитара сделали бывшего стилягу похожим на тогдашнего кумира молодежи — Боба Дилана. Альбом "Man Of Words / Man Of Music" тоже наводил на мысль если не о плагиате, то, мягко говоря, о некоторой вторичности музыкальных идей. Впрочем, одна вещь с альбома была хороша, понравилась публике и сопровождала в теленовостях первые шаги Нила Армстронга по Луне. Она называлась "Space Oddity" и повествовала о героическом космонавте, который улетел в открытое пространство и не вернулся. Астронавта звали Майор Том. Это имя закрепилось и за самим Боуи... До выхода следующего альбома.
А вышел он в начале 1971 года. Пластинка носила напыщенно-философское название "The Man Who Sold The World", а с ее обложки смотрела эстетского вида блондинка с длинными локонами. Блондинкой этой был сам Дэвид, хотя идея одеть его в женское платье принадлежала его супруге, некоронованной королеве светских тусовок, знаменитой Энджи, которая, помимо всего прочего, говорят, вдохновила "роллингов" на создание одноименной песни. Новый альбом был выдержан в стиле, который тогда назывался "хэви метал"; тексты были исполнены декадентства, дадаизма и ницшеанства. Одна из рецензий на него содержала единственное слово: "шизофрения". В том же году вышел диск, названный простенько и со вкусом: "Полный ништяк". По стилю он тяготел к арт-року, а в текстах содержались посвящения идолам 60-х — Энди Уорхолу и Бобу Дилану, напутствие новорожденному сыну Зоуи и обсуждение животрепещущего вопроса "Есть ли жизнь на Марсе?". Альбом был украшен присутствием "йесовского" клавишника Рика Уэйкмана.
...Музыка, туш! Долгие годы творческих исканий и тесной дружбы с Игги Попом сделали свое дело. В 1972 году Дэвид Боуи разродился своим самым эпохальным и эпатажным произведением с громоздким эпическим названием — "Взлет и падение Зигги Стардаста и Пауков с Марса". Все было просто: Земле грозил Апокалепсис, благородный марсианин решил ее спасти, а в качестве орудия воздействия был избран, конечно же, рок-н-ролл. Но, увы! (мхатовская пауза). Человек со звезды не вынес земных искушений и прочей гадости, морально разложился, опустился и, кажется, покончил с собой. Диск несколько лет не вылезал из хит-парадов, а из имиджа Боуи того времени родились Джонни Роттен, Энни Леннокс, "Bauhaus", Милен Фармер и добрая половина брит-поповцев: рыжие, торчащие дыбом волосы, ярко выделенные глаза и совершенно безумный взгляд в сочетании с ужасающей худобой и неопределенной сексуальной ориентацией.
Следующий альбом, "Аладдин Разумный", был присыпан уже не звездной пылью, а кокаином, что отнюдь не мешало ему быть чрезвычайно эстетским и приятным для слуха. У Боуи в то время начались разные причуды. Так, например, 3 июля 1973 он вдруг заявил: "Сегодня — последнее наше шоу. Прощайте, мы вас любим!" Правда, потом хитрый Козерог заявил, что похоронил он не себя, а только Зигги Стардаста...
Осенью вышел его альбом "Постеры", полностью состоящий из кавер-версий всяких бравых шестидесятников: "Ху", "Пинк Флойд", "Кинкс" и т.д. Странным образом туда же попала песня романтичного француза Жака Бреля "Амстердамский порт". Критики начали тихо злорадствовать по поводу творческого кризиса, который, казалось, был налицо.
"Не дождетесь!" — подумал Боуи и выдал на-гора очередной шедевр: "Алмазные псы", этакую глэм-роковую сюиту по мотивам Оруэлловского "1984". Существует версия, что интерес к тоталитарному обществу у артиста возник после шестидневной поездки на поезде "Владивосток-Москва".
В 1975 году Дэвид прочно обосновался в Штатах. Там он перестал красить волосы в оранжевый цвет и одеваться в псевдокосмическом и псевдопиратском стилях. Взамен он записал диск "Молодые американцы", сильно отдающий белым блюзом и музыкой соул. Глэмщики удивились, металлисты сматерились. Однако была и ложка меда. Совместное распитие виски с Джоном Ленноном вылилось в довольно забавную версию "Across The Universe" и совершенно новую вещь под названием "Fame". Тогда же Дэвид снялся в милой его сердцу роли инопланетянина в фильме Николаса Рёга "Человек, упавший на Землю". Эта роль до сих пор заслуженно считается лучшей в его кино-арсенале. Секрет успеха был прост: Боуи был настолько обдолбан наркотиками, что абсолютно не ощущал себя принадлежностью мира сего. Когда же ощущал, в нем неожиданно появлялась симпатия к нацистской эстетике. Это можно довольно легко проследить по его выступлениям того времени и, отчасти, по альбому "От станции к станции" (в переводе со сленга — "от дозы до дозы"). В том же году Дэвид вызвал международный скандал, поприветствовав своих поклонников на лондонском вокзале Виктория нацистским салютом. “Я им просто помахал”, — оправдывался он впоследствии.
В конце 1976 года Штаты Дэвиду окончательно опротивели, и он перебрался в Западный Берлин. Там он поселился в бедном турецком квартале, в маленькой квартирке на чердаке. Вместе с ним жили: его верная ассистентка Коко Шваб, абсолютно непривлекательная, но зато безраздельно преданная, пятилетний сын Зоуи и известный музыкант-альтернативщик и продюсер Брайан Ино. Поговаривали, что их отношения были не только профессиональными, но и глубоко личными.
Так или иначе, в период с 1977 по 1979 год Боуи и Ино выпустили вместе три диска - Low, Heroes и Lodger, названных позже "берлинской трилогией". По мнению критиков, тяготеющих к авангардному и прогрессивному року, эта трилогия — лучшее из творений Боуи. Тогда же имел место первый всплеск интереса Дэвида к живописи. Именно тогда им были написаны одни из самых известных его картин: "Автопортрет" и "Ребенок в Берлине".
В 1980-м Дэвид проходит, наконец, курс лечения от наркомании и уезжает отдохнуть в тихую Швейцарию, где он приобрел особняк на берегу Женевского озера. Похоже, он образумился. Никаких наркотиков, никаких гомосексуальных связей, никаких инопланетян. Он даже расстался с Энджи — человеком, лучше кого бы там ни было знавшим все его прошлые закидоны. Альбом Scary Monsters — откровение рефлексирующего и здравомыслящего мужчины, достигшего возраста Христа. Откровение, положенное на добротную музыку, в духе времени щедро аранжированную электронными инструментами. В 1981-м в той же Швейцарии он встречает старых знакомых — группу Queen, и неожиданно для себя и для них записывает совместный сингл Under Pressure, взлетевший на самые верхушки хит-парадов. Отдав дань своему старому увлечению театром, он заслужил похвалы критиков и коллег, сыграв главную роль в "Человеке-слоне" на Бродвее.
Он снова снимается в кино; 1982-й принес ему целых две удачных роли — вампира в "Голоде" и английского военнопленного в Японии в "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс". Но с музыкой дело обстоит хуже. Альбом Let"s Dance неплохо покупается, но этого недостаточно, чтобы покрыть многочисленные долги музыканта. Кроме того, его резкий крен в сторону популярной музыки многим не нравится.
1983 год застает его в обширном мировом турне; кредиторы наседают, продюсеры — тоже. Символ и зеркало этого периода — China Girl, написанная в тесном сотрудничестве со старым дружбаном Игги Попом аж еще в 1977 году! Особенно нравится она девушкам в Восточной Азии, и это, наверное, закономерно. В остальном мире диско-Боуи особого восторга не вызывает. Однако Tonight 1984 года идет в том же танцевально-попсовом направлении, и даже дуэт с милейшей женщиной Тиной Тернер не спасает положение. Правда, этот год подарил миру любимый клип Артемия Троицкого — Loving The Alien. Потом — фестиваль в помощь Африке, куда Боуи заманил неугомонный "Святой Боб" Гелдоф и веселый дуэт с другом юности Миком Джаггером (Dancing In The Streets).
В 1986 году Боуи, по уши сидящий в музыкальном кризисе, активно вернулся на съемочную площадку и засветился аж в трех фильмах: мюзикле "Абсолютные новички", сказке "Лабиринт", где он сыграл Короля Гобблинов, и неоднозначном творении Мартине Скорсезе "Последнее искушение Христа". Кстати, в этом последнем ему предлагали заглавную роль, но он предпочел "умыть руки" и сыграл Понтия Пилата.
На следующий год — еще более жесткий провал. Альбом Never Let Me Down обруган критиками — хуже некуда. Даже масштабное театрализованное турне с сильными музыкантами и талантливой танцевальной труппой не в силах привлечь к Боуи внимание подрастающего поколения слушателей.
И он с свойственной себе маневренностью пошел ва-банк, круто развернувшись на 180 градусов — собрал группу Tin Machine, затерялся в толпе из четырех человек и начал играть довольно профессиональный, умеренный и смертельно скучный хэви-метал. Скучный до того, что ни одна уважающая себя фирма грамзаписи не согласилась выпускать их второй альбом. Дотошный Дэвид все-таки выпустил его, но этого, похоже, и вовсе никто не заметил. Разочаровавшись, звезда указала "Машинистам" на дверь. Всем, кроме одного — гитариста Ривза Габриеля, занявшего место его ангела-хранителя и правой руки, которой в начале 1970-х был Мик Ронсон, безвременно умерший от рака в 1993 году.
К началу 1990-х 44-летний Дэвид Боуи пришел с большим багажом славного прошлого и при полном отсутствии творческих мыслей. Оставался один выход, суливший, с одной стороны, шквал насмешек журналистов и прочих умников, с другой — некоторый проблеск надежды. Разумеется, Дэвид им воспользовался. Я говорю о мировом турне Sound & Vision, в котором звезда исполнила все-все-все свои хиты периода 1970-1987 годов.
Идея себя в принципе оправдала. Старые поклонники оказались верны кумиру своей молодости и исправно посещали его концерты. Настроение Дэвида улучшилось. Кроме того, он переживал большую, но чистую любовь к 37-летней чернокожей супермодели Иман, известной широкой публике по клипу Майкла Джексона Remember The Time. В апреле 1992-го любовь привела к свадьбе. Семейная жизнь повлияла на Дэвида весьма благотворно — в нем снова проснулся музыкант.
Альбом Black Tie, White Noise был назван "триумфальным возвращением на рок-сцену". Поколение МТВ с удовольствием внимало новому суперхиту They Say Jump, пиплы постарше наслаждались приджазованной версией "кримовской" I Feel Free, где Боуи впервые за много лет блеснул своим талантом саксофониста.
Обновленный и помолодевший душой и телом Дэвид мимоходом снялся в фильмах "Инцидент в Лингвини" и "Твин Пикс: огонь, иди со мной", и с новой силой отдался своей давней страсти — живописи. Именно в этот период появилась на свет большая часть из доброй сотни его т.н. "Голов номер..."
В 1995-м Дэвид, соскучившись по авангарду, на пару месяцев закрылся в одной из лондонских психушек со старым другом Брайаном Ино; результатом акции стала "готическая нелинейная драма" 1.Outside, в которой Боуи предстал целой кучей персонажей во главе с арт-детективом Натаном Адлером. Тут было все: наркотики, суицид, расчлененные девственницы и садомазохистские кожаные штаны. Совсем как в добром старом 1977-м. Только еще жестче и шизоиднее. Интеллектуалы пищали от восторга.
В довершение всего Дэвид снялся в фильме-биографии "Баскиа", где сыграл поп-артиста Энди Уорхола. Фильм понравился критике и публике (ну, довольно узкому ее кругу), и на Боуи снова посыпались предложения сняться в кино.
8 января 1997 года ультразвезда, как его называют на Западе, с помпой отметила свой полувековой юбилей. В гости он пригласил таких знаменитостей, как Лу Рид (ex-Velvet Underground), Ноэл Гордон (Smashing Pumpkins) и Роберт Смит (The Cure). "Команда мечты" исполнила несколько стареньких вещиц и пару свежесделанных. В феврале Боуи выпустил в свет диск Eart HL Ing, проще говоря — землянин. Наконец-то он в этом сознался. Альбом получился на редкость современным и сложным по стилю: и индастриэл, и техно, и джангл — все в одном флаконе.
Став на старости лет политически лояльным, бывший марсианин высказался за экологию, против оккупации Китаем Тибета и против засилья в мире американской культуры. Особенно массовой.
Потом — еще две роли в кино. Довольно забавна одна из них - стареющего гангстера-гомосексуалиста в драме "Все любят солнце" (в российском прокате почему-то названном “Понты”).
В 1999 он словно возвращается к временам "Голода", где они с Катрин Денев славно сыграли парочку вампиров, и воплощает роль некоего 400-летнего субъекта, сосущего энергию своего молодого знакомого. Фильм назван “Exhuming mr. Rice”. Альбом “hours...”, вышедший в том же году, почти довел старых поклонников до слез своими душещипательными (в хорошем смысле слова) вариациями на темы “Меня уже никто не любит” и “Вот умру я, умру, похоронят меня”.
Но 15 августа 2000 года его настроение резко изменилось к лучшему: он наконец-то во второй раз стал отцом — на восьмой год совместной жизни Иман подарила ему дочь, которую назвали Александрия-Зухра. Он радуется жизни, позирует перед фотографами, чатится в Интернете и... кажется, совсем забросил музыку. Но... он, кажется, обещал вернуться? Кажется...
За свою долгую артистическую жизнь Дэвид Боуи охотно называл себя буддистом, фашистом, маоистом, дадаистом, гомосексуалистом и популистом. Критики звали его клоуном, монстром, бездарным шутом и трахнутым хамелеоном рок-н-ролла... Ну что ж, искусство субъективно. Каждому свое.
Jeana M. Stardust
1.09.1996; 22.09.1998; 20.08.2001.
Свидетельство о публикации №202041700114
Батька Супермахно 22.08.2020 11:35 Заявить о нарушении