Цель или радость?

20. Цель или радость?


Верующий. Цель философии - определить, религии - указать место человека в мире. Религия дает веру в осмысленность существования; философия, увы, очень часто, - отнимает ее. Потому как сама не верит собственным доказательствам... Она может работу дать разуму; но что же даст утешение сердцу? Человек смертен; никакая личная цель не несет в себе безусловного смысла и лишь обрекает на одиночество. Только Бог объединяет людей. Это общее как раз и указывает, предлагает религия.
 Настоящая радость возможна только в общении...

 Атеист. Ну, это не совсем так...

 В. Не замечали ли Вы, как иногда теряется чувство радости?.. И, часто, его теряют именно самые целеустремленные люди. Нет радости дни, недели... Не заметишь как - годы... И уже, кажется, нет ее и в природе. И не было никогда - не существует... Утеряна? Нами, для нас - РАДОСТЬ УТЕРЯНА!!.. Боже мой... Боже, какое страшное откровение!..
 И ясно вдруг видишь: движение подменено суетою, чувства - привычкой, мысли - жесткою схемой, и жизнь, со всем бесконечным многообразием, дарованным ею тебе, - одной целью. Может быть, - эфемерной? фантастическою? случайной?..

 А. Деловая жизнь требует интенсивности. Где же взять время? Правда, говорят: за любым делом можно своровать минутку для Бога.

 В. Украсть время? - Бог не принимает ворованного. Но человек, увидевший внутренним зрением Бога, уже не может забыть Его никогда. Бог всегда с ним, в каждом деле его, во всяком мгновении. Суетится тот, кто не нашел Бога.

 А. Цель вырастает из развития элементарного осмысленного движения. Человеку естественно полагать цели. Жизнь - сплошная цепь постановок и достижений больших целей и маленьких. У одних их очень много и все - маленькие, такие, что их даже и незаметно, и, вроде бы, вообще нету цели. А у иного - одна большущая цель, всем ее видно. Она покрывает собою маленькие, но они все равно есть, только их не видно уже ни ему, ни другим.
 Хорошо, когда в человеке непрерывный спектр целей, от обыкновенных и до великих, от личных - до всечеловеческих. Тогда, видимо, он вполне человек, "ничто человеческое не чуждо ему". И это нормально.

 В. К цели нас ведет воля, а ставит цель ум или прямые потребности организма. Но есть еще чувства. Может ли целью быть радость? Если да, то как достичь нам ее?
 Есть движения, и есть состояния. Некоторые состояния невозможны в движении. Остановиться, успокоиться, осмотреться - что вокруг, стоит ли торопиться? Не вперед посмотреть, а вокруг; не назад, а - вокруг! Сколько же везде удивительного!.. И все это ты не замечал, пока спешил к цели. Может быть, торопясь к ней, ты растратил жизнь, подаренную для чего-то другого?..

 А. Целеустремленность предполагает определенную узко направленность, заданность. Невозможно одновременно следить за всем, всем увлекаться. На чем-нибудь надо сосредоточиться, сконцентрировать силы; тогда удастся предмет познать глубже и сделать в выбранном направлении более.

 В. Но не обидно ли, упираясь взглядом в одно, может статься, всю жизнь бежать мимо всего - и ведь, наверное, по уже избитой дороге? Что, если лишь - к миражу?!..
 Меняйте направления, останавливайтесь, вслушивайтесь в себя и в симфонию мира: она - прекрасна! И опять спешите к цели своей... И - достигнете! А если сможете видеть не только ее, приобретете при том много больше.


Рецензии