Скит

Были с женой в Новгороде Великом, километрах в 18 от него есть скит, куда мы и отправились через пару дней пребывания в городе.
Места сказочно красивые, берег реки, вековые деревья и среди них небольшой, но такой же совершенный как творение самой природы храм.
Храм оказался закрыт, и мы уже не чаяли попасть внутрь, как вдруг из дальнего помещения появился молодой монах.
Он был очень приветлив, не поленился отыскать ключи провел нас внутрь и рассказал об истории этих мест.
Оказывается, скит был основан еще на заре распространения христианства на Руси.  Первый деревянный храм был построен на том самом месте, где когда-то был установлен древний идол, которому покланялись и вокруг которого водили свои ритуальные пляски язычники.
С приходом христиан идол был свален в речку, а на его месте отстроили храм. К храму потянулись люди.
Скит приобрел популярность. Расцвет его наступил во времена архимандрита Фотия, который очень много успел сделать для этих мест. До сих пор на территории скита сохранились деревья, посаженные его рукой. Упомянул монах и про зловещую историю графини Орловой. Оказывается в 1822 году, когда Фотий был назначен в Юрьев монастырь, что расположен недалеко от территории скита, за ним последовала графиня Орлова — дочь знаменитого графа Алексея Орлова. Богатая женщина тратила огромные средства на реконструкцию монастыря, которую вел ее духовный наставник и друг Фотий. До наших дней дошли слухи о странной смерти Орловой, котороя не надолго  пережила своего друга и умерла внезапно прямо в церкви, придя помолится к нему  на могилу.
И вот пришли советские времена. В тридцатых годах вскрыли гробницу Орловой, сделали вывод о том, что мнимо усопшая была похоронена заживо. Об этом свидетельствовала и неестественная поза тела и разорванное платье. Появилась версия, по которой, якобы монахи злодейски отравили и заживо похоронили княгиню.
Со временем на территории скита сделали базу отдыха для трудящихся. Прямо рядом с храмом залили бетонную танцплощадку, установили громкоговоритель, а  храм закрыли. Иконостас пропал, возможно, его как когда-то языческого идола отправили в Волхов, а может кто-то распорядился им более умело. О святынях вслух никто не жалел. Народ приезжал сюда отдохнуть, выпить погулять, об иконостасе никто и не вспоминал — поклонялись уже новым богам, пели другие песни, танцевали новые танцы.
И вот советские времена тоже закончились. Как рассказал нам монах, сейчас на территории скита проживают три человека, восстанавливают храм, на забетонированной площадке планируют выстроить деревянный храм, который когда-то был поставлен на месте идола, где водили пляски вокруг древнего Перуна.
«Все приходит на круги своя» — закончил свое повествование молодой монах, и в этой фразе мне почудилось, что он повторил изречение кого-то из своих старших наставников.


Рецензии
На самом деле эта миниатюра хоть и охватывает кое-как два века, но делает это неполно. Намного полнее эту историю охватывают многотомные труды исследователей и историков. Этот же рассказ - лишь взгляд вскользь по одному из уголков России. Поэтому последняя фраза несколько хвастлива - нельзя охватить многовековую историю в двухчасовой лекции (если таковая вообще была).
Кстати, в этой фразе "пляски вокруг древнего пируна" последнее слово пишется "Перуна" - это хоть и языческий, но все же Бог.

Серж Усманов   22.04.2002 17:18     Заявить о нарушении
Одно из немногих комментариев, которое полезно, потому что показывает что поправить чтобы было лучше!
Спасибо, буду рад получить ваши замечания по другим текстам.

Александр Прохоров   23.04.2002 10:51   Заявить о нарушении