Этические доказательства существования Бога

 Атеист. Скажите мне, согласны ли Вы, что "все течет, все изменяется"?

 Верующий. Это аксиома диалектики.

 А. А Бог? Он - тоже "течет"? Если Бог в курсе всех дел во Вселенной, означает ли это, что Он неизменен, или Бог набирается опыта?
 Пусть действия и побуждения Его нам не ведомы, но, если Он располагает разумом, - а что же есть Бог неразумный? - пусть иным, отличным от человеческого разумом, практика Его, так или иначе, не может не означать опыта. А это говорит нам, что и Бог - развивается.
 Но, если Он не неизменен, значит, было начало Бога. Что же тогда Бог? Чем Он принципиально отличается от всего, что есть во Вселенной?

 В. Бог с большой буквы - Вселенная, бог же - вселенная. И о последней, увы, мы не знаем практически ничего. Она - то, что окружает нашу Вселенную; все, что за границей нашего понимания.
 Статичность чего-либо абсурдна. Даже и Бога. Это следует из простого здравого смысла, да хотя бы и из "всеобщего закона движения и взаимодействия". Августин полагал, что "даже изменяясь, Бог неизменен". Но у него мысль эта не доведена до конца. В незыблемых рамках устаревших догматов сие не поддается никоим образом объяснению.
 "Все изменяется." - Не надо мудрить: "все" - это в том числе и Бог или "все" - это все, но без Бога. "Все" - это все-таки все. И Бог - это все, в том числе и мы сами, меняющиеся.
 Неизменна в отсутствии мер только вселенная. Все конечное - изменчиво, рождается и умирает.
 Бог бесконечной вселенной - категория абсолютная. Меняется мир вокруг нас и мы вместе с ним по отношению к богу.

 А. Как всегда, у Вас все ясно и просто. Но кто же меняет мир? И кто нас изменяет?

 В. Человек делами своими изменяет себя и мир и строит свою Вселенную и вместе с ней - своего Бога, прозревая и творя новые Его лица.

 А. Хорошо. Значит, течет... Но, скажите мне, в правильную ли сторону?

 В. Об этом знает лишь бог - бог бесконечной вселенной.

 А. Так, может быть, человек не приближается, а удаляется от Него?

 В. Некоторые так говорят. Но кто знает?.. Человечество в пути своем познает бога. В этом - наше развитие. Но познавать можно и удаляясь. Большое-то, как говорится, видится на расстоянии. И, кстати, - все большее с увеличением расстояния. Никто не может всю жизнь идти в одну сторону. У эволюции и у Разума, как и у человека, не бывает прямых путей. Несколько шагов вперед, потом вправо, влево, наверх или вниз; можно и не заметить, как вернешься назад. Но ничто не стоит на месте. Все течет, все изменяется...

 А. А может ли человек измениться до обезьяны, так сказать, перетечь в нее обратным путем? А обезьяна - в микроба?

 В. Пути наши может знать один только бог. Но даже Он не в силах заставить всех и все повторить пути свои, потому как все мы - дети Его, но у каждого - свое "я".

 А. И каждое "я" - маленький Божок, со своим "я хочу", и "я знаю", и "я сделаю так". Человек - Бог жизней зверей, насекомых и трав. А звери - боги меньших зверей, насекомых и трав. И каждый больший - Бог меньшего. Система вложенных друг в друга богов, каждый со своею волею и возможностями. Где уж тут совладать Богу главному с подобным хозяйством?

 А может быть, все же, нет Его? По-моему, нет.

 В. На таком уровне мы с Вами спорить не будем.

 А. Не будем, конечно... Но не кажется ли Вам сегодня, на нашем уровне знаний, несколько пустоватой и недостаточно отражающей происходящие, хотя бы вокруг нас и с нами, процессы эта сакраментальная фраза: "Все течет, все изменяется"? А может быть: "Все течет, все развивается, прогрессирует"?

 В. Прогрессируют не все, некоторые деградируют.

 А. Не все, но в целом Вселенная развивается, множатся, усложняются структуры ее. Может быть, так и сказать: "Наша Вселенная развивается"?

 В. Как мы можем судить? Что мы знаем? Наши знания субъективны, а если даже предположить, что в чем-то и объективны, то относятся они к фактам местного, частного, временного значения.

 А. Так Вы считаете, что человек ничего не знает, и все знает бог; но человек делает, а бог - не делает ничего. Хорошее разделение!.. Зрячий выбирает в поводыри слепого, и слепой водит.
 В. О, Боже! Велика глупость человеческая! И все увеличивается. Вам, видимо, хочется вывести меня из себя.

 А. Да, может быть, и хотелось бы... Мне давно противно смотреть на Вашу благоверную образину. На ней не видно чувств человеческих, одна благостность. Видимо, тем, кто верит, людские чувства, слабости и сомнения - не обязательны.

 В. Чувства человеческие надо соотносить с Богом и сомневаться в себе, а не в Нем. Человек слаб. Но служитель Бога должен быть твердым, чтобы помогать слабому, даже когда тот думает, что силен.
 А вывести Вам меня из себя не удастся потому хотя бы, что мое "я", даже слушая Вас, не перестает общаться с Богом; и разговор наш - разговор с третьим, который - Первый из нас!..

 А. О, как Вы отбрили меня! Славно, славно... Значит, первый из нас - Бог, ну а кто же второй, - видимо, Вы? Прямо троица. Не сообразить ли нам чего на троих? - Предлагаю униженно, как третий, наиподлейший простейший...

 В. Не юродствуйте! Бог - един, единствен и абсолютен.

 А. А мы все относительны Него, верно.

 В. Всякая часть относительна другой части, лишь к Целому она абсолютна.

 А. И в любое мгновение жизни, в обществе или наедине, каждый из нас перед Богом как голенький; и никакой части единого организма не бывает за себя перед ним стыдно - так, что ли?

 В. Как раз и бывает! Стыд перед Богом - есть совесть. Она наличествует у многих. Но только Целое может знать всю, истинную картину.

 А. Да знает ли? И знает ли верно?..

 В. Независимо оттого, знает или же нет, - у нормального человека есть и совесть, и стыд. И то, что совесть присутствует у людей, может быть, как раз и доказывает единство всего сущего в мире и существование Бога! Бога единой нашей Вселенной.

 А. Это что же, Ваши доказательства бытия Бога?

 В. Если хотите. Конечно, бытие Его невозможно доказать математически. Но, руководствуясь самыми общими этическими подходами, можно сформулировать следующие аргументы в пользу существования Бога, который и есть - весь наш мир в своей совокупности. Можно считать эти аргументы и доказательствами.
 1. Наличие в мире любви.
 Не могут любить друг друга части (объекты, субъекты), не имеющие единой первоосновы и не являющиеся частями именно чего-то единого Целого.
 2. Наличие у людей совести.
 Совесть - стыд перед Богом, перед миром единым, которого каждый из нас - малая часть. Если бы все мы не были в основе своей едины и не являлись бы частями одного Целого, не было бы ни у кого совести.
 3. Наличие альтруизма у людей и высших животных.
 Существование альтруизма доказывает нам единство человечества и природы, а вместе с ними и всего мира, в том числе, и мира неорганического. Все мы - части единого Бога, существование которого, т.е. существование Целого, для каждой части этого Целого, естественно, много важнее жизни ее самое. Если не будет Целого, не будет частей Его, нас. А раз мы есть, значит, есть и Оно, Целое, Бог. И жизнь Его - самое для всех важное.
 Если бы мы не были частями чего-то Целого, вряд ли было бы возможно наше существование. Потому, само бытие наше доказывает бытие Целого, а Оно и есть Бог.
 Наше бытие доказывает бытие Бога. Однако бытие Бога еще не означает обязательного существования человечества. Частями Его может быть и что-то другое.
 Любовь, совесть, альтруизм - объединяющие мировые начала, способствующие развитию на высших ступенях иерархии. Они - необходимые внутренние законы существования Бога. Без них высшие иерархии не могут присутствовать в мире.

 А. Значит, без любви, совести и альтруизма невозможно существование и развитие нашей Вселенной?..

 В. Да, именно так.

 А. С течением времени пространственно Вселенная стремится слиться с бесконечной вселенной.

 В. А Бог в развитии своем - с богом.

 А. Все большие пространства вселенной охватываются Разумом Вселенной, который качественно поднимает осваиваемую материю на все более высокие уровни иерархии.

 В. Так слабоструктурированный бог вечности и бесконечности обретает Лицо Свое в Боге-Вселенной!..


Рецензии