Удивительное счастье

18.04.2002                Г. Шатов

УДИВИТЕЛЬНОЕ СЧАСТЬЕ.


Счастье  можно   разделить на две основные части:   духовную   и материальную.
С духовной все проще. Чувства, любовь, дружба, привязанность, преданность, спокойствие - одинаковы у всех людей,  и у царя, и у пастуха. Оно возможно, как факт, вне зависимости  от  социального положения  человека.

Сложнее с материальной,  которая,   пожалуй,  занимает большую, чем духовная часть.

По сути дела, что есть материальная составляющая  счастья? Это ни в коем случае не  абсолютное количество денег,  дело в другом.  В каждом обществе существует определенная иерархическая лестница и любой ее ступеньке соответствует материальное положение. Вполне естественно, что человек пытается взобраться по этой лестнице как можно выше.

Тут  есть одна особенность, которую я хотел бы отметить.
Каждый из нас хотел бы занимать материальное место в материальной  иерархической лестнице совершенно ОПРЕДЕЛЕННОГО общества. (Не какого-нибудь абстрактно).  То есть, находиться на самой вершине иерархической лестницы, но в каком-нибудь племени мумба-юмба,  которые добывают огонь  трением, наверняка  захотел  бы редкий человек.
Значит, для получения материального счастья необходимы две вещи:
1. желаемое вами общество
2. желаемое вами место  в этом обществе.

Картина меняется  в духовной части.  Пастух  не имеет  желания  стать более любимым своей  женщиной, чем владелец стада своей.  А владелец стада не станет соревноваться в силе  чувств  с  правителем города.  Людям абсолютно всё-равно, какими чувствами обладают их соплеменники.  Это является достоянием  их  внутреннего мира,   и ни чьего больше.  Не существует никакой  иерархии  чувств. Соперничество  в  объеме  духовного богатства  -  приоритет  самой  личности. 

Ситуация диаметрально противоположна с материальной частью.  Вот  тут-то от полного безразличия к обладанию твоим соседом большой любви или дружбы, мы переходим к жуткой зависти.   Мы, люди,  страстно начинаем  желать МАТЕРИАЛЬНОГО.   Более  того,  хотим  преобладать этим  в большей степени,  чем  окружающие.

Объективно, что люди по природе своей более материальны, чем духовны. Следовательно, материальное счастье - большая часть, чем духовная.   Но в любом случае  счастье невозможно  без обоих составляющих. И  не важно, что  одна из них  имеет  большую  величину,  чем  другая.   Важна сама необходимость  присутствия  обеих частей.

Вот тут и возникает законный вопрос…
Если  для счастья  столь  необходимы  две половины  - материальная и духовная.  И  в  большей его части,  материальной,  присутствует  жесткое  соперничество. 

То  (и это удивительно) куда оно  девается   в   эфемерной части.   В  духовной составляющей  счастья совершенно нет места той конкуренции, которая присутствует  (не просто присутствует, но имеет очень ожесточенную форму) в материальной части. 

Сосуществование  личных амбиций  каждого индивидуума   в  духовном  мире  принимает  наиболее  миролюбивую  форму.    Не существует  самого стремления  к  конкуренции в количестве  эмоций.   В  нем  царит  атмосфера  терпимости и отсутствия  негативных ощущений.  В духовном мире нет ЗАВИСТИ  в  той степени,  которая свойственна  материальному миру.   


Таким    образом   парадокс  сформирован:
1)  Составляющими  счастья  являются  материальная  и  духовная  части.
2)  При  удовлетворении  обеих  частей  человек ведет себя  по разному:
а) Материальная  ведет к радости в чужих неудачах (злорадство),  т.к. оно вас возвышает в обществе. И  наоборот к огорчению в случае  чужого успеха (зависть), т.к. оно вас  принижает.  К соперничеству,  неравенству и  по сути   к   страданиям.
б)  Духовная,  напротив,    ведет  к  равнодушию  в чужих душевных радостях (в хорошем смысле этого слова, т.е.  отсутствие зависти),  т.к.  у вас нет корысти от наличия или отсутствия  положительных эмоций у человека рядом.   К  участию   в  состраданиях  (сочувствие),  т.к. вам это ничего не стоит. 


Вывод:   
Удовлетворение обеих, необходимых для счастья  частей  ведет к  различному результату. 
В одном  к   отрицательному (материальный вариант) и  в другом к положительному (духовный вариант).
 
А  если   человечество движется  от отрицательного к  положительному,  (и врядли возможно иное мнение), то возможно предположить,  что  путь от материального к   духовному  есть  искомое направление    любой   эволюции  разума…

Не одна ли это  из форм  гармонии,  к которой  стремится человечество?  Не тот ли шаг,  с которого  начинается путь  в нирвану?

Развивая эту мысль можно предположить что на определенном этапе развития  разума,  как  самостоятельной субстанции,  возможна  минимальная  зависимость духовного начала от   материального.  Более того,  скорее всего,  возможен и полный  переход  от одной формы существования   (духовная+материальная)  к  только  духовному содержанию  разума,  не имеющему никакой зависимости  от материи…


Рецензии
к счастью или нет, но спорно все что связано с таким до конца не понятым ощущением, которое люди разумные (homo sapiens) называют СЧАСТЬЕ!!!

Г.Шатов   24.04.2002 18:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.