Литература - это конкретный предмет

НА КОТОРОМ КОНКРЕТИНИЗМУ УЧАТ.

Звенит звонок, и сразу на тебя обрушивается ностальгия по ушедшей в небытие перемене. За окном хорошо – ранняя осень, а тут литература. Один конкретинизм да и только. Смотришь за окно, а там ребята, которые предпочли не идти на уроки, радостно играют в баскетбол. Думаешь о том, почему не можешь уйти домой к любимому компьютеру и книгам. Но побыть в забытьи тебе не удается, потому что голос Примерного Зла врывается в любые думы, прожигая их насквозь, испепеляя. Настроение сразу же ухудшается, хочется куда-нибудь убежать, но понимаешь, что тебя никуда не пустят.
Приходиться оторваться от окна и играющих ребят, которые постоянно переругиваются и шумят так, что слышно даже в классе. Осматриваешь класс. Всего семь человек и среди них учитель. Примерное Зло: нечто ужасное и непонятное ученику, призванное его учить и постоянно мучить. Осматриваешь каждого, кто предпочел радость и привлекательность осеннего утра, холоду школьных стен и строгости учителей. Их пятеро, но ты знаешь, почему они сделали этот выбор. Одного ты не можешь понять: почему я здесь? Тебе не нужно поддерживать репутацию отличника, которую создавала Катя; тебя не так волнуют твои оценки, как Игоря; ты не пришел в школу из-за родителей, как Настя; тебе не грозит не аттестация, как Вите; кроме того, ты не пришел на уроки ради прикола, как Санек.
Вскоре на глаза тебе попадается Примерное Зло, так похожее на всем известную старушку, и не сулящее ничего хорошего. Смотря на это странное порождения неизвестных сил, сразу же вспоминается странный свод её же незыблемых законов. Космические законы – вот новая библия школьника. Он должен знать их и жить по этим законам. Жить по ним сложно, потому что это не законы, а всего лишь закономерности мира, выведенные Примерным Злом. Запомнить их не сложно.
Человек свободен – гласит первый закон. Но, взирая на Примерное Зло, понимаешь всю абсурдность этого закона. Если я человек, значит, я свободен. Но что же я делаю здесь в этом плену конкретенизма и условностей, старый, отживших свое, мнений и предрассудков? Непонятно… Скорей всего, нарушаю этот закон. Странно, но выполнять его же мне мешает создатель этого закона, который вещает нам про жизнь и про великие идеалы мира.
Кровь не молчит – гласит второй закон. Это еще абсурдней. Сколько людей погибло, сколько умерло во время войн, но ни один из них не был отомщен, ни одна капелька крови не вскрикнула. Может, этот закон и действует в мире литературных персонажей, как и в американских фильмах: хорошие парни выигрывают, но в реальном мире это не всегда так.
Опыт не передается – гласит последний закон. Странно, тогда зачем же школа, зачем уроки, если учителя никогда не смогут нам передать свой опыт, то есть не смогут нас чему-либо научить? Получается, что одиннадцать лет мы тратим сорок два часа в неделю на полную бессмыслицу, от которой ужасно устаем, которая является смыслом жизни для нас. Это все очень странно…
Убеждаясь в очередной раз в абсурдности Космических законов, до тебя начинают доходить великие мысли Примерного Зла. О чем оно может говорить? О многом, хотя в основном говорит о жизни. Наконец, доходит  и смысл слов.
- Антихрист Ленин и его шайка, - громогласно заявляет Примерное зло. Почему-то сразу всплывает простая мысль: «Ну, зачем, опять тревожить душу и так бессмертного вождя?». Смысл последующих слов странно ускользает.
Вскоре слова опять приобретают смысл, только Ленин уже забыт. Теперь мы узнаем подробнейшую биографию Примерного Зла, которая пестрит неточностями и неясностями. За считанные секунды рисуется образ отца, который в сорок третьем спасал это чудовище изо льдов сибирских рек. Через несколько мгновений обрисовывается отчим, нейрохирург, который погиб с последние дни войны под Берлином. Не пройдет и минуты, как из пучины воспоминаний Примерного Зла выйдет дед, который заведовал золотыми приисками на Урале. В довершении истории появляется родственник, который воспитывал Зло, пока родители были в ссылке. Родственник каким-то образом оказывается заведующим репертуаром МХАТа. История более чем путанная, но ее приходиться воспринимать, потому что другого не дано.
Конец истории воспринимать почти невозможно, потому что разум, тот маленький остров рассудка, который должен анализировать происходящее, сотрясается неведомой силой и медленно уходит в морскую пучину. Ты погружаешься в какое-то бессмыслие, из которого не можешь выплыть. Остается надеяться на звонок, который, к сожалению, еще не скоро.
Конкретинизм продолжается, только теперь мы перешли на литературные примеры. Примерное Зло дает не сложное задание, которое не обязательно выполнять. Что же нужно делать? Достать из тетради план, который всегда главенствует над каким-либо содержанием, потом появляется книга – то самое содержание, что мы будем подробнейшим образом анализировать. Жаль, нас никто не научил это делать, но мы это делаем уже второй год. Ученик удивительно гибкое существо. Его можно ломать и прогибать, но он постоянно, изгибаясь, преодолевает те препятствия, которые ставят перед ним. При этом не важны знания – важно умение быть извертливым и гибким, которого порой так не хватает.
Мучение медленно, но продолжается. Больной разум порождает сумасшедшие идеи, которые не приснятся и в самом ужасном кошмаре. Но нужно высидеть эти несколько минут, нужно преодолеть себя. Разум давно пасовал перед ситуацией, организм в изнеможение, в голове странная напряженная пустота, которая вот-вот взорвется и поглотит собой все. Но этой искусственной пустоте не суждено вырваться на волю.
В самом конце, когда неизвестность пугает тем, что все может продолжаться бесконечно, все достигает наивысшего напряжения. Пустота, переродившаяся во что-то неизвестное, рвется наружу, пытается убежать. Ждет своего часа.
И настает это долгожданное время. То, чего ждет неизвестность и вся твоя сущность, обрушивается заглушающим все ревом. Потухает голос примерного Зла, заглушается игра ребят на улицы. Пустота постепенно выплескивается наружу, уносимая этим долгожданным ревом. Этот звук призван очистить мир от зла, или хотя бы попытаться на несколько секунд оградить. И на секунду ты забываешь о том, что несколько секунд назад ты был на гране, что ты почти не выдержал. Хотя остается одно – странные конкретинизм, который почти нельзя выбить из этого кабинета, потому что на нем все и держится.


Рецензии