Робин Гуд, предводитель Лесных Разбойников. Правда или вымысел?

Робин Гуд, Предводитель Лесных Разбойников,
Правда или вымысел?
(Информация к размышлению)

Анхесенпаатон Ра
      Думаю трудно найти на свете человека, который ни разу в своей жизни не слышал имени Робин Гуда.  Не слышал, хотя бы краем уха, об его дерзких смелых вылазках, отчаянных и полных глумления нападениях на сильных мира сего. Шутка ли, ведь в наше время имя Робин Гуда стало уже именем нарицательным, воспринимаемым как синоним бесшабашности, храбрости, юмора и презрения к социальным нормам и правилам. Редкий ребенок не выводил из себя несчастных родителей лазаньем по лесам, с самодельным луком, своими ободранными коленками и жалобами соседей на залетевшую к ним в окно шальную стрелу, запущенную под видом штурма замка шерифа Ноттингамского.

    Кто же такой, этот Легендарный предводитель шайки лесных разбойников? И не слишком ли он хорош для того, чтобы существовать на самом деле?

Попробуем разобраться, что из этих легенд может быть правдой, а что нет.

 Робин Гуд - романтический герой, который грабил богатых, чтобы помогать бедным, или кровожадный бандит, идеализированный последующими поколениями?

     А, прежде всего, откуда взялось его прозвище? Был ли это какой-то конкретный человек, под именем Робин Гуд, или скрывавший свое лицо по легенде под большим монашеским капюшоном, чем заслуживший свое прозвище (Hood - от англ. «капюшон»). Или это собирательный образ народа, подавляемого грозными феодалами, вроде нашего русского народного героя Ивана Дурака?

 Как и слово Дурак, так и слово Капюшон в общем являются психосемантически символами определенного обезличивания, проще говоря, позволяющими подставлять различные образы в одну и ту же канву. По правде говоря, ответить на этот вопрос однозначно представляется невозможным.

     В исследованиях его личности настолько тяжело отделить правду от вымысла, что любой исследователь обречен лишь более или менее умным видом высказывать свою субъективную точку зрения.

      Часть исследователей расходятся также в вопросе происхождения знаменитого разбойника. Некоторые утверждают, что в реестрах 1290 года, среди новорожденных младенцев записан некто Роберт Гуд. Впрочем в других документах упоминаются еще и Роберты под фамилиями Гоуд и Год. И вообще на самом деле не очень понятно, являются ли эти фамилии разными или просто так легло перо писаря.  Целый ряд исследователей утверждает, что он был холопом графа Уоррена. Другие утверждают, что Робин Гуд, никто иной как незаконнорожденный сын графа Локсли, отданный на воспитание семье мельника. По крайней мере, некоторые называют его Робином из Локсли, а в некоторых письменных источниках он упоминается как Robin of Loxley (ну, попробуем произнести это для большей понятности как Робин Локслевский), то есть, если смотреть на примере Шерифа Ноттингамского, судя по имени - повелителя города Ноттингэма, являлся потомственным владельцем некоего местечка, под названием Локсли. Что, как бы, свидетельствует о знатном его происхождении.

     В любом случае, сам по себе интересен тот факт, что его имя было неоднократно упомянуто в исторических хрониках семисотлетней давности. В то время, когда принято было записывать лишь имена королей да великих полководцев, когда люди погибали тысячами, когда принять участие в очередной войне было, словно бы, для нас с вами, ежедневный поход на работу. В то время, когда чума и голод, насилие и мародерство были делом знакомым и привычным, Робин Гуд, тем не менее, был отмечен особенным вниманием летописцев, как редкостный проходимец, хозяйничающий в лесах Центральной Англии.

      В 1988 году, в ответ на горы писем с вопросами о знаменитом гражданине, власти города Ноттингэма решили провести свое собственное исследование личности Робин Гуда, чтобы раз и навсегда расставить все точки над i, или, говоря русским языком, над ё. И сделали официальное заявление, приблизительно следующего толка:

     В результате тщательного изучения прошлого Ноттингэма, ряд исследователей пришел к выводу, что отважный герой, грабивший богатых и помогающий бедным, даже и не был знаком с приписываемой ему по легендам возлюбленной, девицей Мэриан. Этот персонаж появился значительно позже, примерно в четырнадцатом веке, когда жертвы моды на пасторали болели за популярные в то время романтические похождения пастуха Робина и пастушки Мэриан.  Только спустя сто лет после появления этой поэмы дева Мэриан прочно вошла в легенду о Робин Гуде.  Впрочем, еще позже, под воздействием викторианской морали, она даже снискала себе славу Непорочной Девы Мэриан. Монах Тук по их мнению и вовсе был вымышленной личностью, а Маленький Джон был злобным ворчливым и вечно недовольным человеком.

       Последнее, утверждение и  вовсе потрясает своей строго научной сущностью, и подтверждается исследованиями наиболее легко. Особенно если учесть, что никто, кто мог бы дать Джону личностную характеристику не дожил до наших дней…. В общем, как это обычно и случается, исследование, обозначенное как последнее и развенчивающее легенды, только вызвало больший интерес и еще больше всех запутало.

     Прочие мнения исследователей расходятся и в главном. Одни утверждают, что Робин попросту грабил проезжих на Великой Северной Дороге в Южном Йоркшире и мародерствовал со своей бандой преступников в Шервудском лесу в тридцати милях от Ноттингэма, другие с пеной у рта утверждают, что этот романтический герой боролся за социальную справедливость и равноправие, грабил богатых и раздавал награбленное беднякам.

      Летописец шестнадцатого века Джон Стоу утверждал, что Робин Гуд был разбойником времен Ричарда I, Ричарда Львиное Сердце. Он возглавлял шайку изгоев, которые великолепно владели луком и стрелами. Хотя они и промышляли грабежом, все же, Робин Гуд «не допускал притеснения или иного насилия над женщинами. Он не трогал бедняков, раздавая им все, что отбирал у святош и богатеев».

     Противники истории о графском сыне-бунтовщике, насмотревшегося на народное горе и возглавившего восстание, рассказывают другую легенду о том, что заставило Робина ступить на разбойничий путь.

      В 1322 году Робин Гуд, он же Гоуд или Год, перешел в услужение новому хозяину, графу Ланкастерскому.  Когда граф возглавил бунт против Эдуарда II, Робину как и другим слугам графа ничего не оставалось, как взяться за оружие. Но восстание было подавлено, Ланкастер казнен за измену, владения конфискованы королем, а все участники бунта объявлены вне закона.

       Единственное, в чем сходятся все без исключения исследователи, так это на том, что Робин Гуд хозяйничал в глухом неприступном Шервудском лесу в Йоркшире.  Шервудский лес занимал территорию более 25 квадратных миль и примыкал к Йоркширу. Через Шервудский и Барнсдейлский лесные массивы проходила проложенная римлянами Великая Северная Дорога. Дорога являлась одним из центров сообщения в тогдашней Англии, следовательно, можно предположить, что движение по ней было достаточно оживленным. А соответственно и привлекательность Шервуда для разбойников – очевидна, ибо, в любом случае, не природой же любоваться они, в конце концов, забрались в глухой непролазный лес.

     Существует множество легенд и смешных историй о  смелых похождениях и проделках лесных разбойников. Одна из них объясняет, почему один из дубов в Шервудском лесу носит имя Епископский Дуб.

    Однажды, епископ Хетсфордский, по пути в Йорк наткнулся в лесу на Робина и его друзей, которые жарили оленину, добытую в королевских охотничьих угодьях. Он по недомыслию принял их за обычных крестьян, и обрушил на них всю мощь своего гнева, приказав схватить, и привести ему того, кто убил оленя.

    Разбойники невозмутимо отказались, объяснив епископу на пальцах, оленя, де, уже не воскресить, а голод, между прочим, не тетка. Епископ приказал своим стражникам окружить дерзких холопов. Разбойники умоляли о пощаде, но епископ был непреклонен. Наконец Робину надоели словесные препирательства. Он подал знак, и из леса подоспела остальная шайка. Ошарашенного епископа Хетсфордского взяли в заложники и потребовали большой выкуп.

    Любивший поглумиться над сильными мира сего Робин Гуд мстительно заставил епископа плясать джигу вокруг этого самого дуба, на потеху разбойникам. Видимо, сам не зная того, положив начало столь популярному в наше время шестовому стриптизу.

    Естественно существует бесчисленное число легенд, приписывающих Робину и его стрелкам невероятную меткость и ловкость. Народная молва гласит, безусловно преувеличивая, что он попадал в муху за тысячу шагов, ну или по крайней мере мог без труда выстрелом  расщепить стрелу, попавшую в мишень. Рассказывают, что однажды Робин Гуд в сопровождении своего лучшего друга Маленького Джона, посетили аббатство в Уитби. И Аббат попросил их продемонстрировать свое легендарное мастерство. Они стреляли по мишеням с крыши самой высокой монастырской башни. И ничуть не посрамили своей народной славы.

     Существует легенда и о встрече великого разбойника с королем. История, передаваясь из уст в уста обросла бесчисленным количеством подробностей, и в общем имеет разночтение даже в составе участников. Некоторые утверждают, что Лесные бандиты повстречались с Ричардом Львиное Сердце, возвращавшемся инкогнито из  одного из своих походов на Ближний Восток. Некоторые даже приписывают шайке Робин Гуда нахождение в ней нескольких арабов пленников Ричарда, отличавшихся виртуозным владением холодным оружием. Некоторые же придерживаются мнения, что встреченный Робином король был Эдуард II, переодетый в монаха и самолично пришедший в Шервудский лес, чтобы посмотреть на причину творящихся там безобразий и резко сократившегося количества дичи в королевских охотничьих лесах.

      Так или иначе, несмотря на то, что король тоже сильно пострадал от неуемного чувства юмора лесных братьев, он был очарован разбойничьей прямотой и кодексом чести, либо те споили до потери сознания, так что он простил им все прегрешения перед законом, обязав явиться ко двору для службы, когда он их позовет.

     Легенда выглядит маловероятной, но, удивительно то, что в хрониках двора Эдуарда II, неоднократно, в течение нескольких месяцев упоминается факт нахождения там самого Робин Гуда. Но, в скором времени он вдруг исчез из королевского дворца, чтобы опять объявиться в лесу и в народной молве.

    Легендарные похождения разбойника закончились предположительно в  1346 году. Считается, что он умер в Керклесском монастыре не без помощи местной настоятельницы, лечившей его от воспаления легких обильными кровопусканиями. Обессиленный и обескровленный, он так и не смог справиться с недугом.

      Впрочем, и до и после этого времени, возможно найти упоминание большого количества людей, носивших имена, каким либо образом связанными с легендарной личностью. В 1261 году был объявлен вне закона некий Вильям, сын Роберта Смита. В судебных документах он назван Вильямом Робингудом. Да и в общем, если просмотреть хроники того времени, людей по фамилии Робингуд будет найдено немало. Интересно, что практически все они преступники.

     В общем, можно сделать вывод, что либо как всегда наказали невиновных и наградили не участвующих, либо это имя стало нарицательным  уже тогда, либо преступники скрывались от властей, прикрываясь чужим именем.

    Но вернемся к легендарным друзьям Робина, Маленькому Джону и Монаху Туку.

Найденная могила Джона в Хейзерсейдже, вскрытая в 1784 году и найденные кости показали, что он действительно был крайне рослым и крепким при жизни. Поэтому, с тех пор и было решено, что называли его Малышом скорее в шутку.

     Малыш Джон, правая рука Робина, был способен на жестокие убийства. История свидетельствует о том, что именно он убил монаха, заподозренного в предательстве Робина. Затем он обезглавил молодого парня, слугу монаха, как свидетеля убийства.

   Ему же приписываются неоднократные освобождения Робина из застенков шерифа Ноттингэма. Самым известным случаем является, пожалуй, посещение Робином церкви Святой Девы Марии в Ноттингэме. Служитель церкви узнал Робина и сообщил шерифу. Робина смогли схватить только после того, как он своим мечом в одиночку сразил более дюжины солдат.  Маленький Джон организовал дерзкое нападение и вернул разбойничьей братии их вожака.

    Ну, а потом, для восстановления полной справедливости выследил и убил того самого монаха.

      Относительно личности монаха-весельчака  мнения ученых опять же расходятся. Одни говорят о том, что этот образ объединяет в себе двух человек, другие свято верят в существование жизнерадостного выпивохи.  Есть мнение, что реальным прототипам явился Роберт Стаффорд, священник из Суссекса, любивший иногда, отдохнуть от священных обязанностей и  поучаствовать в похождениях лесной шайки.

     С другой стороны, принято считать, что некий Роберт Стаффорд, орудовал в пятнадцатом веке, спустя столетие поле Робин Гуда, как жестокий убийца и грабитель, сколотивший свою собственную шайку, в двухстах милях от Шервуда.

    Известный в своих разоблачениях и строгих моральных убеждениях профессор Кембриджского университета Джеймс Холт, утверждает, что в действительности брат Тук был весьма далек от безобидной веселости, ибо разорял и сжигал очаги своих врагов. А сам Робин Гуд слыл отъявленным мародером и носил капюшон наподобие монашеского, и что всеми этими человеколюбивыми подробностями  народная молва наградила его только после его смерти.

    Короче говоря, те же яйца, только в профиль. Бьюсь об заклад, что исследователи будущего будут спорить о том, был ли Владимир Ильич Ульянов Ленин, вождем Пролетарской Революции и Народным Освободителем или гнусным террористом, совершившим военный переворот и обманом захвативший власть в стране и насадивший режим репрессий. Скорее всего, правда состоит в том, что он был и тем и тем. Вопрос скорее в том, каким  мы бы хотели его воспринимать, как личность.

    Робин Гуда, же, Атамана Лесных Разбойников, вслед за легендами мы предпочитаем видеть в романтической роли благодетеля, защитника угнетенных и бесправных, бесшабашного и бесбашенного отважного и веселого атамана, то и дело утирающего нос чванливым и чопорным зазнавшимся властям.

     И если бы его даже и не существовало на свете, его все-таки стоило бы придумать. А каково ваше мнение на этот счет?

 

******

 

Дорогие читатели, комментарии и мысли, вызванные данной информацией, прочую интересную информацию, не упомянутую здесь, а так же вольное, и более чем вольное художественное изложение легенды о знаменитом разбойнике и его друзьях присылайте, пожалуйста по адресу anhesenpaton@mail.ru


Рецензии