Зимняя сказка часть первая

(в соавторстве с Анной Гамаюн)

Падал снег. Больше хлопья, похожие на белых пчёл, кружились в холодном декабрьском воздухе. Всё в городе покрылось снегом - мостовая, крыши домов, деревья, решётки городского сада, головы и плечи прохожих, даже памятник Некрасову на проспекте стоял украшенный пушистой белой шапкой.
Митя выскочил на крыльцо школы, втянул носом пролетавшую мимо стайку снежинок и закричал:
- Ура-а-а-а!
И в самом деле было отчего кричать "ура". В тот день занятия в школе закончились рано и начались каникулы. А Митя очень любил каникулы, особенно зимние, потому что они было длинные, и все его друзья в это время были в городе (не то что летом, когда все разъезжаются на дачи), к тому же Новый год приходился на время зимних каникул, а с ним ёлка, пироги и подарки.
Зимние каникулы означали снег. А Митя любил снег больше всего на свете. Он любил в снеге всё - цвет, запах, вкус. Любил лепить из снега зайцев, кататься по нему на лыжах, оставлять таинственные следы, любил есть его как мороженое. Вот поэтому-то Митя закричал "ура".
И вот сразу после школы он побежал домой, бросил портфель под кровать, надел свои любимые красный шарф и красную шапку и помчался к Кириллу. Кирилл жил в том же подъезде, только на другом этаже, и они с Митей были лучшими друзьями.
- Та-да-та-да-да! - забарабанил Митя в дверь кирриловой квартиры. - Кирюха, пошли в снежки играть!
Кирилл вышел уже одетым, словно знал, что Митя придёт звать его на улицу, и спросил:
- Может Марусю позовём?
Митя задумался на секундочку и кивнул. Вообще-то он не любил играть с девчонками, но Маруся была исключением. Она дралась снежками по-настоящему, без жеманства и бросала очень метко. К тому же она никогда не плакала, даже если ей попадали снежком в глаз.
Они сходили за Марусей и втроём стали играть в снежки. Им было так весело, что они даже не заметили, как день пролетел и наступили сумерки. Наконец ребята утомились от снежной войны и сели на скамеечку, раздумывая что бы ещё такое сделать, пока не позвали домой ужинать. И тут они увидели Максима. Максим жил в их дворе. Он был на два года старше ребят, но не зазнавался, и за это его все уважали. Максим был капитаном школьной хоккейной команды, и сейчас как раз возвращался с катка. На ногах у него всё ещё были коньки, на голове шлем, а в руках клюшка.
Ребята окружили Максима.
- А мы сегодня с 28-ой школой играли. - сказал Максим.
- Ну и кто выиграл? спросил Митя.
- Мы конечно. - важно ответил Максим. - А на следующей неделе будем играть с 63-ей. Придёте болеть?
- Придём. - пообещали ребята.
- А ещё я сегодня научился делать прыжок. - важно сказал Максим.
- А зачем тебе прыгать? - удивился Кирилл. - Ты же не фигурным катанием занимаешься, а хоккеем.
- Чтобы избежать столкновения с упавшим игроком. - пояснил Максим.
- Покажешь? - попросила Маруся.
Максим отошёл назад на несколько шагов, разогнался и покатил по обледеневшей улице с клюшкой наперевес. Ребята побежали за ним. Вот Максим промчался вдоль стены розового дома и подкатил к закоулку. И тут из-за угла появилась какая-то тётка с кошёлками.
- Ты-дыш!
Максим налетел прямо на тётку, и они оба упали в снег. Кошёлки тоже упали, и в одной из них что-то жалобно звякнуло. Митя, Кирилл и Маруся подбежали к Максиму, сидевшему в сугробе и недоумённо потиравшему лоб.
- Ой, извините. Я нечаянно. - сказал Максим.
- Кажется молоко разбилось. - грустно ответила тётка, глядя на запорошенные снегом кошёлки. Собственно, подойдя поближе, ребята разглядели, что это была никакая не тётка, а просто девочка. Она была всего года на три старше их. Просто она была худая, высокая, и лицо у неё было очень серьёзное, поэтому они сначала приняли её за взрослую.
- Что же мне теперь делать? - всё также грустно сказала девочка. - Профессор обязательно меня прогонит или, ещё хуже, будет на мне делать свои опыты.
Ребята переглянулись.
- А кто он такой этот профессор? - робко спросила Маруся.
- Профессор Вассер - знаменитый учёный. Он живёт в том доме, а я у него работаю. Вернее, это моя мама у него работает, но сегодня она заболела, и я её подменяла - убирала у профессора квартиру и ходила в магазин за продуктами. Как же я теперь ему скажу про молоко? Он наверное ужасно рассердится.
Ребята постояли молча. В тишине было слышно, как Максим сопел носом. Он всегда так делал, когда переживал.
- А хотите мы с Вами пойдём? - предложил Митя. - Мы скажем профессору, что это мы Вас с ног сбили. Если ему так хочется сердиться, пусть сердится на нас.
Девочка немного повеселела.
- А вы не боитесь? спросила она.
- Лично я, - сказал Митя. - ничего не боюсь.
- И я. - сказал Кирилл.
- И я тоже не боюсь. - сказала Маруся.
- Ну хорошо, - сказала девочка. - тогда пойдёмте.
- Меня зовут Митя, это - Кирилл, это - Маруся, а это - Максим. А как Вас зовут?
- Меня зовут Наташа. - ответила с улыбкой девочка. - И не говорите мне пожалуйста "вы", а то мне неловко.
По дороге Наташа всё им рассказала о профессоре. Он жил один в большой, полу-мрачной квартире, заставленной, пробирками, колбами и всякими странными аппаратами. Видно было, что его ничего кроме науки не интересовало. От такой одинокой жизни, профессор вероятно сошёл с ума, думала Наташа, ибо вид у него был совершенно безумный - всклокоченные волосы, горящие глаза. К тому же он часто разговаривал сам с собой на незнакомом языке.
- А что он изучает? - спросила Маруся.
- Не знаю. - ответила Наташа. - Только что-то очень странное. У него в лаборатории такие удивительные машины. Наверное он что-то ужасное задумывает - какую-нибудь бомбу, например. Или какой-нибудь вирус. У него в лаборатории есть кот. Он на нём ставит опыты.
Ребята поёжились. Уже совсем стемнело, и им вдруг расхотелось идти к профессору, но они обещали Наташе.
Дом, в котором жил профессор, был тёмный и безмолвный. Они поднялись по широкой лестнице на верхний этаж, и Наташа открыла тяжёлую дубовую дверь профессорской квартиры. В квартире было прохладно и почему-то пахло снегом. Ребята на цыпочках прошли за Наташей в самую дальнюю комнату, служившую профессору лабораторией. Профессор сидел за столом у окна и что-то писал при свете настольной лампы. Время от времени он останавливался и, не отрывая глаз от рукописи, бормотал что-то на непонятном языке.
Тут Максим, который по-прежнему был в коньках, неловко переступил с ноги на ногу и клюшкой задел колбу, стоявшую на краю стола.
- Дзинь!
Колба упала на пол и разбилась на тысячу кусков.
- Ой! - сказала Наташа и закрыла лицо руками.
Профессор сурово посмотрел на ребят и нахмурил густые брови.
- Извините нас, - поспешно забормотала Маруся. - мы нечаянно. И молоко тоже мы разбили. Не ругайте Наташу. Она просто шла по улице, а Максим показывал нам как избегать столкновения с упавшим игроком.
- Какое молоко? - удивлённо спросил профессор. - Какой игрок? И почему он упал?
Ребята молчали в испуге. Профессор встал из-за стола и подошёл к ним поближе. Он был очень высокий и плечистый. У него были густая коричневая борода и горящий взгляд огромных чёрных глаз, глядевших пытливо сквозь стёкла очков. Он посмотрел на ребят ещё суровее и недовольно хмыкнул.
Тут Наташа, совсем испуганная, всхлипнула носом и тихонько завыла. От этого звука профессор вдруг как-то уменьшился, дикие его усы и борода грустно повисли, а лицо обмякло. На нём появилось виноватое выражение.
- Что случилось? -спросил он. - Почему Вы плачете?
- Она боится. - пояснил Кирилл. - Пожалуйста не делайте на ней опытов.
- Каких опытов? удивлённо спросил профессор.
- Химических или физических, тех что Вы делаете на коте.
- Опыты на коте?! - возмущённо закричал профессор. - Да за кого вы меня принимаете? Я - учёный. Я настоящий учёный, а не какой-нибудь шарлатан. Я не ставлю опытов ни над маленькими девочками, ни над котами, ни над крысами, ни даже над тараканами. Я уважаю жизнь в любой форме, и если мои изыскания потребуют экспериментов, я буду ставить их только над собой! Придумают тоже! Над котом!
Ребята помолчали, ошеломлённые его речью. Наконец Митя осторожно спросил:
- А зачем Вам кот?
Профессор улыбнулся:
- А зачем людям коты и собаки? Зачем людям друзья и приятели?
- Тёпа, Тёпочка, кис-кис-кис. - позвал он.
Маленький серенький кот с мяуканьем показался в дверях. Он легко вскочил на стол, а оттуда вскарабкался профессору на плечо и принялся тереться щекой о профессорову бороду.
- Значит вы не будете нас ругать за молоко? - спросила Маруся.
- Какое молоко?
- Которое Наташа купила для вас в магазине, и которое я разбил. - объяснил Максим.
Профессор изумлённо вскинул лохматые брови.
Я вообще не просил покупать мне молоко. Я не пью молоко. Ваша мама каждый день покупает мне бутылку молока. Я ничего не говорил ей, боялся обидеть, но в моей квартире скоро негде будет повернуться из-за бутылок с молоком. Даже в холодильнике с реактивами молоко.
Профессор открыл стоявший тут же маленький холодильник и показал ребятам ряды бутылок с молоком, уже превратившимся в простоквашу.
Я не пью молоко. - повторил профессор. - И мне совершенно не жаль что вы его разбили.
- А что же Вы будете пить? - спросила Наташа.
- Воду. - ответил профессор. - Самый простой, самый вкусный и самый здоровый напиток.
При этих словах профессор приподнял в воздухе колбу, полную прозрачной жидкости, и выпил залпом её содержимое. Он постоял недолго, прислушиваясь к тому, как воду булькает у него в животе.
- Простую воду? - разочарованно произнёс Кирилл. - Но ведь это скучно.
- Скучно? - переспросил профессор. - Да знаете ли вы, что вода - самое таинственное вещество в мире? Всё, что есть на земле произошло из воды. Миллиарды лет назад в мире ничего больше не было кроме воды. Огромный безбрежный океан покрывал землю. И вот как-то раз в его недрах зародилась первая живая клетка, от которой затем произошли другие микроорганизмы, рыбы, лягушки, потом появились звери, а потом люди. Знаете ли вы, что первые девять месяцев своей жизни человек живёт в воде? Знаете ли вы, что ваше тело и теперь на семьдесят процентов состоит из воды?
Профессор ткнул пальцем Кириллу в грудь и вопросительно посмотрел на него. Кирилл покачал головой.
- А вместе с тем, так оно и есть. - сказал профессор. - Это удивительное вещество - два атома водорода на один атом кислорода - залог жизни на земле. Без него всё прекратит своё существование.
- Так это вы воду изучаете? - догадался вдруг Митя, оглядев ещё раз пробирки и колбы.
- Совершенно верно. - сказал профессор. - И могу вас заверить, это совершенно фантастический предмет. Вода - чуть ли не единственное вещество, которое может принимать такие многочисленные формы. Она может быть жидкой - бежать ручьём или лежать смирно озером, может стать твёрдой - льдом на озере или градом, а может превратиться в пар, газ, в облако, похожее на верблюда или ванильное мороженое. Смотрите.
Тут профессор подошёл к одной из машин, стоявших у него в лаборатории. Машина походила на маленький серебряный ткацкий станок. Профессор налил воды в отверстие в основании станка и щёлкнул выключателем. Станок слегка вздрогнул и начал ткать прозрачное белое кружево. Поначалу оно походило на тесьму или ленточку, но постепенно, по мере того как микроскопический серебристый челнок двигался снизу вверх между рамками станка, кружево начало принимать форму круглой салфетки, вроде тех, что кладут на изголовье кресел. Узор салфетки был причудливый и неповторимый. Ребята долго смотрели на белые узоры, как вдруг Маруся ахнула:
- Это же снежинка!
И в самом деле, это была огромная снежинка, и как только станок закончил свою работу, она оторвалась от рамки и полетела легко и торжественно вокруг комнаты.
- Ух-ты! - восхищённо сказал Кирилл. - Это Вы сами изобрели эту машину?
Профессор кивнул.
- Это ещё что, - сказал он. - посмотрите-ка на это.

Он снял чехол с другой машины, походившей на гигантский серебряный пылесос. Только вместо пластмассовой насадки для пыли, к машине была приделана кисточка. Вытащил из-за шкафа огромный кусок стекла и закрепил его на стоявшем тут же мольберте. Затем он наполнил "пылесос" водой и включил его. Машина тихо зажужжала, и профессор принялся водить кисточкой по стеклу. И о чудо! Из под кисти появились морозные узоры, такие, что покрывают окна ранним утром в январе. Под рукой профессора изморозь принимала восхитительные формы - зимний лес, свежий наст и белые сани, запряжённые тройкой белых лошадей, бегущих по дороге.
Ребята смотрели на картину, заворожённые. Профессор закончил рисовать и спросил:
- Ну как?
- Здорово! - выпалили ребята.
Профессор удовлетворённо кивнул и сказал:
- Я мог бы вам рассказать тысячи удивительных историй о воде, но сначала давайте заварим чай, а то что-то тут стало холодно.
И в самом деле, из-за экспериментов со снежинкой и изморозью в лаборатории стало прохладно. Профессор и Наташа принесли с кухни чашки, кипяток и печенье, и вся компания стала пить чай и слушать профессора.
Профессор был очень умным и интересным, и ребята просидели у него допоздна, слушая о воде и её свойствах. А потом профессор рассказал им, что только-что изобрёл аппарат, который позволит ему создавать трёхмерные морозные узоры, и на следующее утро профессор собирался испытывать этот аппарат в парке. Он пригласил ребят пойти с ним, и они с радостью согласились.
Уже прощаясь, Митя задал профессору последний вопрос, мучивший его, так же как и остальных ребят:
- Профессор, - спросил Митя. - а что это за таинственный язык, на котором вы разговаривали?
Профессор улыбнулся:
- Это, друзья мои, латынь, -сказал он. -язык древних римлян. Советую выучить, если будет время.
- Но ведь римляне давно уже умерли. - сказал Кирилл. - Зачем же учить их язык?
- Римляне умерли, - подтвердил профессор Вассер. - но их язык жив, и до сих пор это язык учёных всего мира - химиков, физиков, врачей, лингвистов, историков. Изучив латынь, вы сможете прочитать книги, которые никто и никогда не читал, и кто знает, какие тайны вам откроются.
- А теперь, друзья мои, спокойной ночи и до завтра.
Ребята разошлись по домам, и долго в ту ночь не могли уснуть взбудораженные рассказами профессора и теми чудесами, которые увидели у него в лаборатории.
На следующее утро Митя проснулся рано и, даже не позавтракав, побежал к Кириллу. Маруся уже была там, и все трое поспешили к профессору Вассеру. Дверь им открыла Наташа. У неё был растерянный вид. Она впустила ребят в переднюю и сказала:
- А профессора нет дома.
- Как же так? - удивился Митя - Ведь он обещал пойти с нами в парк, чтобы испытывать машину.
- Я и сама не понимаю, что случилось. - ответила Наташа. - Я пришла сегодня утром, чтобы приготовить ему завтрак, но его уже не было. Он так внезапно исчез, даже записки не оставил. К тому же его пальто на месте. Не понимаю, куда он мог пойти без пальто. На улице такой холод.
Ребята посмотрели на вешалку возле зеркала. на ней и в самом деле висело огромное пальто.
- И это ещё не всё. - сказала Наташа. - Посмотрите, что творится в его лаборатории.
Она провела ребят по коридору в знакомую им уже комнату. Они приоткрыли дверь и ахнули. И в прошлый вечер вещи в лаборатории профессора Вассера были в изрядном беспорядке, но теперь в комнате царил настоящий хаос. Колбы и пробирки были перевёрнуты, ящики столов - открыты, бумаги - разбросаны. Снежинко-ткацкий станок валялся на полу.
- Профессора ограбили! - воскликнула Маруся.
- Но ведь ничего не пропало. - сказала на это Наташа. - Да у профессора и красть нечего. Разве что книги и бумаги.
- Вот именно. - сказал Кирилл. - Грабители охотились за его бумагами. Вернее за его изобретениями. Это наверное иностранные шпионы.
- Тогда почему они не взяли его аппараты? - спросил Митя.
Все посмотрели на снежинко-ткацкий станок и изморозь-рисовальную машину. Грабители их действительно не тронули.
- Я знаю, что произошло. -повторил Максим. - Если шпионы не взяли изобретения профессора, они наверное захватили самого профессора.
- А ведь верно. - согласились ребята. - Гениальная голова профессора лучше всяких чертежей.
- Что же мы теперь будем делать? - подумал вслух Митя.
- Надо идти искать профессора. - сказала Маруся.
- Мы же просто дети. - ответил Кирилл. - Что мы можем против банды международных преступников? Надо сообщить в милицию.
- В милиции нам не поверят. - задумчиво сказал Максим. - Решат, что мы всё выдумали. Подумаешь, человек пропал. Может он в деревню поехал, к тёте. Нет, милиция ищет только тех людей, которые больше полугода пропадают. А за полгода, похитители увезут нашего профессора куда-нибудь далеко-далеко. Нет, нам надо самим его искать.
- А как? - спросили все разом.
Ребята задумались. Митя думал, молча, сидя на краешке письменного стола. Кирилл ходил взад и вперёд по лаборатории. Максим сопел, по свойственной ему привычке. Наташа села в уголок на стульчик и с надеждой смотрела на ребят. Маруся стояла у окна и глядела на улицу. И вдруг она сказала:
- Я знаю. - и даже в ладоши хлопнула от радости.


Рецензии