Некоторые мысли о телефильме Таежный роман

Некоторые мысли о телефильме «Граница. Таежный роман»,
 или За такие сценарии руки отрывать надо

Этот сериал получил, по-моему, несколько телепремий, и его хвалили в прессе, а у меня он оставил чувство тяжелого недоумения. Я не буду касаться актерской игры, в конце концов, всяк играет, как может. Как сказал один наш кинорежиссер, сетуя о снижении уровня профессиональной подготовки наших актеров: «Их актеры (американские) живут на экране, а наши – талантливо изображают жизнь». Но актерская игра – дело десятое, начинается-то все со сценария, а сочинить такой, мягко говоря, странный сценарий надо было постараться. Это тем более удивительно, что режиссер фильма – уважаемый мной Александр Митта, кстати, автор весьма дельной книжки о том, как правильно писать сценарии. Неужели его ничего не  зацепило?
Старик Станиславский, вероятно, вертелся в гробу, как юла, поскольку я во время просмотра постоянно кричал «Не верю!» Такое кино могли бы снять американцы, имеющие весьма смутное представление о реалиях далеких 70-х годов в далеком СССРе. Практически весь фильм состоит из сплошной череды мелких и крупных несуразностей, откровенных ляпов и неубедительных с точки зрения элементарной логики эпизодов.
Я даже не буду упоминать такие мелочи, как, например, прилегший покурить во время учебной атаки солдат, или посыльный, подбегающий к офицеру со словами «Вам пакет» безо всякого уставного «Разрешите обратиться». Перечисление всех ляпов просто бессмысленно, поэтому остановлюсь  только на наиболее вопиющих.
Пересказывать сюжет, думаю, не надо, фильмец показывали уже раза три по разным каналам, и все желающие его уже посмотрели.

Я вообще-то всегда полагал, что границу охраняют пограничники на погранзаставах, но в фильме нет ни заставы, и ни одного пограничника вообще. Вместо заставы – огромный гарнизон, и в нем - обычные мотострелки с красными погонами и буквами СА на них.
Во время учений позади машины Голощекина раздается взрыв. «Цель надо поражать с первого раза!» - кричит он в мегафон. Второй взрыв раздается прямо у него под ногами. «Молодец!» – кричит Голощекин. Вот вам простой вопрос: кто и зачем стреляет по наблюдающему за учениями Голощекину, а главное – чем, поскольку никакого вреда эти взрывы ему не причиняют?
Весь эпизод с поимкой сбежавших заключенных просто поражает своим идиотизмом. Во-первых, колоний у границы нет и быть не может, иначе беглый уголовник через пару километров  оказывается в другом государстве. Кстати, эти киношные зеки очень странные - вместо того, чтобы драпать со всех ног, спокойно сидят в лесу и жгут костер, видно ждут, когда их поймают. Во-вторых, когда возникает необходимость срочно отвезти в больницу подстреленного этими зеками деда, выясняется, что в огромном гарнизоне в относительно благополучные (для армии) 70-е имеется только одна исправная машина. Это просто бред! Командир же части, как назло, издал приказ – пока зеков не поймают, одиночные машины из части не выпускать. Но тут очень кстати  дежурным по гарнизону в середине дня назначают сидящего на гауптвахте Жгута, которому нарушить любой приказ – что два пальца об асфальт.  Граждане! Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Дежурные не только в армии, а  в любой организации вообще, назначаются заранее, обычно по графику! Это же общеизвестно! Короче говоря, Столбов и Марина везут раненого деда в город в кузове грузовика. Не стоит и говорить, что сообразить взять с собой пару солдат для охраны  им не под силу. При этом медсестра Марина находится не в кузове рядом с умирающим дедушкой, который подскакивает на колдобинах и бьется башкой о борта, а строит глазки Столбову в кабине. Да здравствуют советские медработники, что еще можно сказать!
Когда же зеков, наконец, ловят и сажают в тот же кузов, вдруг из-под одеяла выглядывает "смертельно раненный" дедок, весело шуткует и смачно хрустит невесть откуда взявшимся огурцом. Это умирающий, которому нужна срочная операция?!!
Очень доставляет эпизод, когда Голощекин загрыз волка. Я, конечно, не зоолог, но уверен, что с таким же успехом человек способен руками задушить слона. Вот возьмите свой ремень и попробуйте его прокусить. Не получится. А думаете, у волка шкура тоньше? А может, дело в том, что Голощекин и не человек вовсе, а какой-нибудь пришелец с Альдебарана? Тогда становится понятно, откуда он узнал, то, чего вообще никто не видел - что Столбов и Марина обменялись часами и пулей.
Кстати, уровень интеллекта лейтенанта Столбова ясен по одной фразе, сказанной им, когда он дарит Марине вышеупомянутую пулю. «Это моя пуля. Она в меня летела, да мимо». Между тем, любому разумному человеку ясно, что пуля куда летит - туда и попадает, и никак иначе. Если пуля летела в Столбова, то почему не попала? Увернулся? Нет, просто она в него и не летела! Непонятно только, как она, пролетев мимо, к нему в руки попала? Ответ знают только сценаристы.
Далее. Столбов и Голощекин идут на болото, по сути – на нейтральную территорию в полном обмундировании, со всеми значками и погонами. Это очевидная глупость.
Заблудившихся женщин безуспешно ищут всем гарнизоном, а находит их Жгут совершенно неясно каким образом, просто случайно наткнулся, ага. "Бог из машины", короче говоря.
Показывать детям стрельбы (!), да еще ночные (!) – это может прийти в голову только сумасшедшему. Может, этот гарнизон был на базе местной психбольницы? Тогда многое становится ясным. В частности, только законченный кретин может поверить тому, что Министр обороны (!) по телефону (!) произвел его из рядовых сразу в лейтенанты! А почему бы не в генералы? Ну и Жгут по степени кретинизма от него не отстает - разве нормальный человек отдаст свое личное оружие(!) постороннему, рядовому, да еще и явно имеющему сдвиг по фазе?
Очередной ляп: в клубе офицеры танцуют рок-н-ролл (!) в такой отвязной манере, как могли бы танцевать разве что столичные стиляги, но уж никак не офицеры-комсомольцы да еще в глухом сибирском гарнизоне. Кстати, в 70-е за рок-н-ролл могли и из комсомола попереть.
Один из популярнейших в стране эстрадных певцов, чьи песни знают наизусть даже дети, гастролирует в сопровождении одного-единственного администратора по глухим таежным гарнизонам. Видно, из более крупных населенных пунктов его гонят пинками – надоел уже хуже горькой редьки.
Решив наложить на себя руки после крупного проигрыша в карты, Жгут пытается повеситься, что выглядит по меньшей мере странно, поскольку на ремне у него болтается кобура с пистолетом. Но жена Жгута Галя, как на заказ, оказывается потомственной шулершей и, припомнив уроки деда-картежника, с блеском обыгрывает профессиональных вагонных «катал». Это же чистый «рояль в кустах»!
Китайцы начинают палить по территории СССР из пушек в ответ на несколько автоматных очередей. Странно, что третья мировая не началась.
В конце фильма раненный в живот Жгут довольно бодро бегает, а простреленный насквозь Голощекин вообще исчезает. Куда делся? Уполз в Китай или дематериализовался и улетел домой на Альдебаран?

И это, повторяю, только малая толика всех ляпов и несуразностей из которых фильм состоит на три четверти если не больше. Это кино можно использовать для обучения сценаристов - как нельзя делать. За что же, объясните мне, ему дали столько премий???


Рецензии