Патриотизм или национализм
Любовь к Родине – чувство иррациональное. Никакими рассуждениями не докажешь отличие канадской березы от российской. Разницу эту можно только почувствовать. Но просто любить Родину мало. Любовь чувство взаимное, только тогда в ней есть смысл. В любви к женщине неразделенное чувство не утрачивает своей глубины и силы, однако заметно теряет в полноте и разнообразии. Кроме того, отсутствие действий заставляет нас сомневаться в истинности чувства этого человека. Поступок – вот мерило человеческого сознания. Нечто, что может быть оценено другими людьми. Оценка может быть различной, но вне поступков любое чувство замкнуто само на себе.
Рассмотрим три формы отношения к Родине:
1) Патриотизм
2) Национализм
3) Безразличие
Патриотизм – это осознанная и подтвержденная на деле любовь к Родине, когда как национализм – это несознаваемая ненависть к ее предполагаемым врагам. Национализм не является выбором разума, более того, это не выбор разумного.
Национализм подразделяется на три взаимообразующие структуры: бытовой, политический и государственный. Зарождаясь на уровне кухонь обывателей, он продолжает свое развитие через общественные политические объединения и в конце концов внедряется в государственные учреждения, добираясь порой до высших эшелонов власти. Структуры эти часто переплетены и активно взаимодействуют между собой и пассивной частью общества. Борьба с этим атавизмом цивилизации очень трудна и требует напряженной работы по всем трем направлением. Успешное подавление националистических тенденций возможно только в комплексе.
Бытовой национализм – наиболее древний и живучий. Страх перед всем отличным от привычного уклада, перерос в убеждение, что свой обычай, дом, род и племя – единственно уникальные и превосходные. Тезис этот положительно влияет на развитие нации, за исключением одного пункта. Единственность идеализированных характеристик – вот слабое место подобных тезисов. Инстинктивная ненависть к любым контактирующим ксеноформам не имеет рационального объяснения и доказательства. Но сила его велика и усыпленное сознание легко скатывается во власть древней привычки. А она в свою очередь изменяет механизмы восприятия.
Ряд наблюдений типа “ЭТОТ еврей - плохой”(1) рождает обобщенный тезис: “ВСЕ евреи - плохие”(2). Обыденная оценка вещей легко воспринимает тезис, из-за заманчивого (но неверного) следствия “ВСЕ русские – хорошие”(3). Доказать оба последних “общих” тезиса невозможно из-за существенной неоднородности обоих оцениваемых классов. Но имея на руках достаточное количество наблюдений типа первого, можно УБЕДИТЬ массы в истинности тезиса №2. C другой стороны, следствие 3 часто принимается как данность и потому доказывать его нет особой необходимости. А людей, свято верящих в истинность этого следствия, легко убедить и в тезисе 2. Готова платформа для бытового антисемитизма.
Но бытовой национализм, как правило, пассивен без внешнего влияния. Наиболее убежденные националисты создают политические структуры. Это дает им силу, власть, влияние и уважение, питаемое массовым психозом бытового национализма. Единственное препятствие на пути такого движения – закон.
Но в государственные структуры, такое движение становится всевластным и неподсудным. Примеры – черносотенцы, поддерживаемые царизмом, гонения на евреев при сталинском режиме, вся история Киевской Руси и России вообще.
Немного о безразличии или даже ненависти к Родине. Можно по всякому трактовать подобное мировоззрение (например, Чаадаев) и иметь свои веские доводы на этот счет. Возможно все. Одни просто физически не могут любить кусок земли под воздушным куполом, другие жестоко пострадали от государства, которое Родину призвано олицетворять. Кто-то просто встал на позиции нигилизма и отрицает все и вся. Но, как говорил Иосиф Бродский - “Безверье – слепота, но чаще свинство “. Как правило, люди подобного толка обыкновенные негодяи и лишь иногда мыслители с оригинальным взглядом на вещи. Отношение к Отечеству – мерило любви к людям.
<Vick Romanoff>
http://www.proza.ru:8004/author.html?rocket
Свидетельство о публикации №202051300034