Психоанализ фотоработы неизвестного мастера Портрет неизвестного

Психологический анализ фотоработы неизвестного мастера «Портрет неизвестного»

----------
При первом взгляде на фотоработу, указанную в названии этого психоанализа, мы не увидим в ней ровно ничего примечательного.

Посмотрите сами: какая-то река, неизвестно где – нет даже таблички с указанием названия; какой-то неопрятный, я бы даже сказал – неряшливый, лес; облака, больше похожие на дым от гиганта черной или цветной металлургии. И, на фоне всего этого, какой-то мужик с «лопатой» наперевес.

Еще дурацкая надпись: «Душа матроса просит моря!».

Какой матрос? Где его душа? Какое море? Короче – никакой конкретики. Но это только на первый взгляд! На самом деле – это очень тонкий, психологически точно выверенный фотопортрет, по которому можно вполне достоверно определить характер, жизненную установку, прошлую и будущую жизнь главного персонажа этого, по-настоящему, шедевра фотоискусства.


В начале обратим внимание на пейзаж, на фоне которого развернулось полное напряженного ожидания действо.

Во-первых: небо.

Небо! Как оно грозно! Какое оно оказывает давление на всю композицию портрета и, вероятно, на характер самого героя! Эти, низко нависшие облака еще освещены солнцем, но мы видим, что они уже набрякли влагой и готовы в любую минуту объединиться в огромную грозовую тучу. Вспышки молний, буквально, раздерут небо на части, грянет гром и… «разверзнулись все источники великой бездны» (См. «Бытие» гл.8:11) Потоки воды хлынут на землю и поглотят все живое.

Как смело, по-новаторски, автор подчеркнул это чудовищное состояние Неба темным мрачным лесом, чуть ли не вплотную обступившим нашего героя, плывущего по реке на каком-то утлом плавсредстве. Как он дремуч! (Лес, конечно, а не герой). Высокие стволы так и стремятся склониться над водой, густой подлесок норовит подойти к ней вплотную, но каменистый берег не пускает их полностью овладеть ею.

Камень! Вот опора! Вот твердыня! Не зря Учитель наш назвал своего первого Ученика Петром (Кифа) – Камнем (см. Ев.от Луки гл.6:14). И когда мы пристальнее вглядимся в «лицо» леса, то увидем, что это не лес! Это настоящая тайга, со своими жестокими неписаными законами («закон-тайга...»). А всем давно известно, как безжалостна тайга, как не прощает путникам даже малейшей оплошности и как бы «подкарауливает» их, чтобы тут же погубить (см. В. Арсеньев, В. Астафьев, Д. Лондон, Г. Федосеев). Вот он каков, этот, кажущийся «неряшливым», лес! Нет! Нет! И нет! Он коварен, угрюм и могуч! А в своих попытках овладеть рекой, он, я бы даже сказал, сладострастен!

А что река? Разве мы не видим, что это не наша «тихоня-речка» средней полосы России, к которой «...на утренней заре, когда еще все в мире спит...» мы убегали босиком? (см. курс Геогр. и Русс. лит. за 8 кл.) Конечно, это не бурный поток, многократно восхваленный разными классиками литературы. И правильно восхваленный, ибо в гневном и неприкрытом реве горного потока видна честная, откровенная ярость и злоба на каменные теснины, сдерживающих свободное движение воды.

То ли дело эта, с позволения сказать, «водная стихия». Она как бы спокойна и размерена, но подленький характер выдает себя неожиданными бурунами, изменением направлений подводных течений, которые тут же проявляются волнением на поверхности, хорошо заметным даже при беглом взгляде на фотоработу. В общем, река так же коварна, как и лес, и не намерена легко расставаться со своей добычей.

И вот, мы подобрались к фигуре главного героя.

Поражает, насколько точно неизвестный фотомастер своей работой подтвердил известного высказывание А. П. Чехова о сути прекрасного в человеке. На уровне подсознания, человек выбирает себе одежду для того или иного случая. И одежда, таким образом, выдает его подспудные (им самим даже неосознанные) мысли, его привычки, его психологический настрой, прошлые привязанности и будущие склонности в той же мере, в какой человека выдает его поза, движения, лицо и глаза.

Что такое «тельняшка», надетая как мы видим, на герое? Морское нижнее белье?

Нет. Это символ! Высокий символ чередования в нашей жизни «черных и белых полос», чередования удач и поражений, вознесений и падений. Судя по количеству «полос», у нашего героя жизнь сложилась весьма и весьма… разнообразно.

Но! Его голову укрывает каска-шлем и противомоскитная сетка системы Павловского, и это говорит о том, что герой внутренне и внешне всегда готов к борьбе с любыми превратностями судьбы, будь-то «дубина» ближнего своего или «укусы» мира, его окружающего. Солнцезащитные очки намекают на то обстоятельство, что он ничуть не боится и готов к встрече лицом к лицу, а в сочетании с густой бородой, они надежно защищают нежную и ранимую душу героя от проникновения в нее чужого и злобного взгляда.

То есть, герой знает (или предполагает, что знает) о грозящих ему ударах Судьбы и готов их встретить во всеоружии, что подтверждает увесистая «палка» в его руках (весло).

Кроме того, весло недвусмысленно повествует о том, что герой портрета не «плывет по течению», поддавшись соблазну предоставить себя слепой воле Случая, но смело и решительно вторгается в свою Судьбу и строит (или пытается строить) свою жизнь так, как угодно ему. Обратим внимание на тот факт, что весло самодельное и как бы подтверждает тезис: «Свою судьбу – своими руками».

К сожалению, тот багаж знаний, который символизируется оттопыренным карманом комбинезона на груди, явно невелик, и опытный психолог знает – герою с таким объемом знаний в жизни придется несладко. Уж лучше бы у него был рюкзак за спиной. Впрочем, само наличие комбинезона говорит о том, что его знания разносторонни, но поверхностны, поскольку комбинезон открытого типа.

Ох, тяжело будет в жизни нашему герою. Мы не видим, но чувствуем насколько зыбка опора, на которой он находится. Это то самое, пресловутое «плавсредство», по всей вероятности плот, который хоть он и устойчив («остойчив», как говорят моряки), но все-таки – это не опора. Действительно, сидел бы он на берегу, на камне, с веслом в руках и с рюкзаком знаний за спиной – горя бы не знал.

Мы еще не коснулись того-непонятно-чего белого или, даже грязно-белого, расположенного на переднем плане и занимающего довольно значительную часть композиции. Это ничто иное как, аллегорически изображенное автором, будущее центрального персонажа, неясное и какое-то нечистое, как грязный лист бумаги. Куда герой так всматривается, почему так напряжена его рука, сжимающее весло, какие слова произносятся в этот момент (мы видим, что рот слегка приоткрыт)? Ответы на эти вопросы художник оставляет за кадром, тем самым, предоставляя нам простор самим домыслить дальнейшую судьбу персонажа.

И последнее. Надпись на портрете.

Она выполнена не самим автором, а, судя по всему, была внесена позднее, видимо, владельцем портрета, который идентифицируется с основным персонажем.

Надпись говорит о глубокой неудовлетворенности ее автора последующим событийным рядом своей жизни и еще раз подтверждает, как глубоко проник неизвестный фотомастер в психологию своего героя, как искусно сумел это отобразить, а нам, слава Богу, удалось это рассмотреть.

Благодарю за внимание.


Рецензии
Конечно же, явно недостаёт в этом уединённом месте спасателя, бегущего к центральному персонажу с криком "Низзя!!!", но, я думаю, вдумчиый критик легко в правом верхнем углу точку, которая является окончанием его удостоверения, которым тот усердно размахивает, а рядового зрителя впечатлит и ни в коем случае не оставит равнодушным монументальное спокойствие героя, не обращающего никакого внимания на надуманные запреты, доставшиеся нам в наследство от проклятого коммунистического прошлого. Возможно, что его губы слегка приоткрылись, чтобы сказать: "А пошёл он ..." или "Хрен догонишь", но именно в такой недосказанности и сокрыта волшебная сила искусства. Пожелаем же лирическому герою семи футов под килем (можно и меньше - лишь бы не сел на мель, но никак не больше - а то может утонуть, лишив нас всех надежд на появление новых шедевров), а фотомастеру - новых творческих успехов и удач!

Сергей Лузан   22.08.2007 14:56     Заявить о нарушении
ПРОПУСК: вдумчиый критик легко РАЗГЛЯДИТ в правом верхнем углу точку

Сергей Лузан   22.08.2007 14:58   Заявить о нарушении
Ба, Сергей! Скоки лет, скоки зим! Большое спасибо за продолжение моего самого первого "шедевра". Причем, в том же стиле, в тех же километровых фразах. Спасибо на добром слове. Я резко почувствовал возраст и написал мемуар (один), в течение недели выставлю. Впрочем, у меня многая писанина каким-либо местом автобиографическая.
Спасибо,
СЧ

Ростислав Чентемиров   23.08.2007 00:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.