Последний штрих к портрету

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ К ПОРТРЕТУ


Пусть Гамлета к помосту отнесут,
Как воина, четыре капитана.
У. Шекспир «Гамлет»


Моя смерть едет в черной машине,
С голубым огоньком.
БГ «Голубой огонек»

Кто вы такой? - спросил я. - Моя фамилия Чапаев, - ответил незнакомец. - Она ничего мне не говорит, - сказал я. - Вот именно поэтому я ей и пользуюсь, - сказал он. - А зовут меня Василий Иванович. Полагаю, что это вам тоже ничего не скажет.
В. Пелевин «Чапаев и Пустота».


…А я все пляшу на краю,
И держит меня лишь та,
Которую я люблю…
БГ «Та которую я люблю»


Был теплый сентябрьский вечер. Я сидел на чердаке Южной башни, в своем старом любимом кресле возле камина. Мне было двадцать семь. Длинные жирные рыжеватые волосы, полнота и отдышка. Предпочтение кружке эля, бокалу изысканного французского вина, хороший навык площадной брани и искренняя любовь простолюдинов. Недавно, при загадочных обстоятелствах, умер мой отец – человек, который при жизни был для меня всем, хотя последнее время мы с ним не ладили. Я думал об Офелии, о своей дурацкой жизни и об этом тягостном октябре, который сводил меня с ума. В голове постоянно крутилась одна и таже фраза: «Быть или не быть…».
Дрова в камине вспыхнули, и от противоположной стены отделился человек, которого я до этого момента никогда не видел при дворе. Зачесанные назад темные волосы с проседью, пегая борода, черные пронзительные глаза и золотая серьга в левом ухе.
- Здравствуйте принц, - улыбнувшись сказал он.
- И я тебя приветствую незнакомец. Кто ты?
- Ты сам ответил на свой же вопрос. Я – Вечный Незнакомец, я – Тот Кто Обходит Ряды, я – Тот Кто Вмешивается. Для вас, мой принц, эти слова все равно ничего не значат, так какая разница как вы будете меня называть. Зовите меня, как и все в этом мире. Мерлин. Джон. У. Мерлин.
- Зачем ты здесь, Мерлин?
- Мой милый принц, я пришел к вам, чтобы предложить то, что предлагаю всем, встречающимся на моем пути смертным уже в течении многих тысячелетий.
- Продать свою бессмертную душу? –иронично спросил я, - И за это, секрет превращения свинца в золото, вечную жизнь и вечную молодость?
- Ну, что вы принц, - сказал он с легким укором, - Уж от вас-то я этого не ожидал. Я пришел предложить вам нечто большее. Великое Изгнание, или если хотите Вечное Невозвращение. Жить, умирать и возвращаться. Очень не многие решаются на это. Но вы…
- Я не понимаю…
- Охотно верю, - перебил он, глядя на меня все с той же неуловимой усмешкой, - охотно верю. Но прежде чем говорить о Вечном Невозвращении ответьте на мой простой вопрос: «Что ждет вас здесь?» В этой тягостной унылой жизни. В этом скучном и дешевом мире. Вы в замешательстве – иного и неожидал. Тогда я вам скажу. И не перебивайте – времени это займет совсем не много. Вы ждете смерть и смею вас уверить, она недалеко. Вчера к вам приходил дух вашего отца, но и ему недолго в этом мире быть. Вас ослепляет любовь и ненависть одновременно. Вы хотите покарать убийцу вашего отца. Причем не ядом и не кинжалом в спину. Вам нужен момент истины. И вы получите его. И мне поверьте смерть, которую вы ждете, будет рядом. И к вам она придет.
- Я смерти не боюсь.
- Да кто ее боится! Ну, разве чернь…
- Зачем я вам?
- А вы мне любопытны. Ведь вы ж не лавочник, не буржуа, не мещанин безродный, не обедневший дворянин. Вы – первородный принц. Принц крови. Вы мне любопытны. Решайтесь, что вам здесь терять. Даже, казнив перед толпой отцеубийцу, вы все равно погубите всех ваших близких. Ну да, вы разыграете великолепный фарс и вашу «Мышеловку» и через пятьсот, и даже через тысячу лет будут ставить на всех подмостках мира. Я же предлагаю вам гораздо больше.
- Но Офелия… я так ее люблю…
- Ну да, как «сорок тысяч братьев»… А вас она?
- Это не существенно…
- Конечно же, конечно. Офелия умна, горда и холодна. Да что там говорить - она прекрасна. Не без тщеславия, но без воли к власти. Вы не нужны ей. Вшивую корону герцогов Голштинских, доставшуюся без лишних хлопот, она с радостью предпочтет Короне Датских Королей, за которую на карту поставить надо все. Еще немного и она вас бросит. Все больше и больше входят в моду буржуа. А с вами слишком сложно.
- Ты! Жалкий фокусник! Фигляр! Да я тебе не верю!
- Иного и не ожидал, ведь вы ослеплены любовью. И мне не нужен ваш ответ сейчас. Чтоб убедиться в правоте моей вы проживете жизнь свою до самого конца. Когда ваш смертный час придет, холодный пот чело ваше покроет, и все же вы решитесь… Скажите просто: «Дальнейшее - молчанье». Я все пойму, и я приду к вам…
После этих слов он подошел к стене и растворился. Больше я никогда его не видел. О том, что случилось позже всем известно. Даже я читал несколько раз и в первоисточнике и в разных переводах. И… мне понравилось. Все так и было.
В последний миг мне показалось, что очень глупо погибнуть так ничего и не успев. И я решился.
Я прожил бесчисленное количество жизней, но так ни одной и не дожил до конца. Наибольшее - до тридцати пяти. Сейчас мне снова – двадцать семь. Я не жалею ни о чем. Я такой же, как и раньше: полнота, эль, цинизм, ирония, порой сарказм. Единственное новое приобретенье – стал курить. Одной дурной привычкой больше.
Я уже почти тысячу лет не был в Дании. То войны, то что-нибудь еще. И до сих пор не горю особенным желаниям.
Офелия встречалась мне в других жизнях несколько раз. У нас так ничего и не получилось – я страдал.
Я сижу в этот сентябрьский вечер у камина и жду, когда сами по себе вспыхнут дрова. Когда придет человек, которого все в этом мире называют Мерлин. Я скажу ему, что устал. Хочу: «Скончаться. Сном забыться. Уснуть. И видеть сны.»
А в магнитофоне по прежнему играет моя любимая группа «Король и Шут»:
С головы сорвал ветер мой колпак.
Я хотел любви, но вышло все не так,
Знаю я ничего в жизни не вернуть,
И теперь у меня один лишь только путь!
Разбежавшись прыгну со скалы,
Вот я был и вот меня не стало,
И тогда себя возненавидишь ты,
Лишь осознав кого ты потеряла.


А. Юношев
13.10.2001-20.01.2002


Рецензии