Несколько слов о домашних любимцах

Роман уже давно привык, что все, кому не лень, обращаются к нему за помощью. Это было обусловлено спецификой его работы в рекламно-издательской фирме, где он отвечал за рабо-ту со сканерами. Фирма была достаточно крутая и солидная, и поэтому на его попечении кроме довольно распространенного планшетного сканера был еще и барабанный, позволяю-щий сканировать изображения со слайдов с очень высоким разрешением и качеством. Они оба были в Ромкиной епархии. Этим и пользовались его многочисленные друзья и знакомые, а также знакомые друзей и друзья знакомых. Ведь далеко не каждый человек имеет доступ  к сканеру, к тому же к хорошему сканеру. Как правило, просьбы ограничивались лишь текста-ми, которые нужно было перевести с бумаги в электронный вид, либо фотографиями люби-мых собак, кошек и детей. Ромка вообще не особо умел отказывать, да и начальство смотрело на все это более чем снисходительно, ценя его за высокую квалификацию и ту же безотказ-ность, так что кроме работы он был по самую макушку завален всевозможными просьбами.
А недавно руководство вообще решило выпендриться и купило совершенно новую модель - Topaz II, который позволял сканировать оригиналы толщиной до 20 мм. Классный, можно сказать, уникальный агрегат. И Рома вообще стал пропадать на работе денно и нощно, стараясь освоить все его возможности. Во время одного из таких вечерних бдений и позво-нила ему бывшая однокурсница Ленка Горбачевская.
- Слушай, Ромочка, выручи! - после короткого приветствия попросила она.
- Ну?
- Говорят, ты «Топазом» разжился. Отсканируй мне одну ерундовину, а?
- А откуда ты узнала? - удивился он.
- Грош был бы мне цена, не обладай я информацией. Так отсканируешь?
- Так у тебя в офисе тоже ведь вроде сканер есть?
- Есть, но мне объемный объект отсканировать нужно, так что без твоего «Топаза» не обойтись.
- Делать тебе нечего, - проворчал Роман. - Ладно, приезжай, я все равно его сейчас в разных режимах гоняю.

* * *
Настроение у меня было более чем прекрасное. Все-таки Ромка - человек! Зануда, ко-нечно, не без этого, побурчит-побурчит, но в просьбе никогда не откажет. Только бы вопро-сов задавать не стал, в честь чего я приперла на сканирование букет. Тоже мне, ценность, с точки зрения нормального человека. А для меня он действительно дорог. Потому что мне по-дарил его Санька. В свои двенадцать лет он заработал первые в жизни денежки - получил за спортивные сборы - и сделал маме подарок. Конечно, ничего особенного этот букет не пред-ставлял, какие-то меленькие красно-желтые цветочки, я даже названия их не знаю. Но они мне так понравились, да еще сам факт подарка от сына! Короче говоря, мне захотелось сде-лать из них заставку для экрана, пока не завяли.

* * *
- Ну, давай сюда свое сокровище, - проворчал Ромка.
- Вот... Только разрешение поставь поменьше, а то мне пачка дискет понадобится!
- Ну, ты даешь, мать! Из-за каких-то цветиков тащиться через полгорода! Ты что, не могла в библиотеке взять какую-нибудь картинку? - бурчал он, тем не менее аккуратно укла-дывая цветы в сканер. - Не поймешь вас, женщин!
Механизм слегка заурчал, и через несколько секунд изображение уже было на экране. Цветы были словно живые! Чудо техники не подвело, даже сам Ромка восхитился. Только в уголке было какое-то темное пятно. Роман дал увеличение.
- Смотри-ка, да это же шмель! - удивился он.
- Ой, давай его выпустим!
Открыв крышку сканера, Рома стал размахивать газетой, выгоняя незадачливое насе-комое в открытое окно. А шмель басовито гудел, словно обижаясь. Наконец, он поддался «Аргументам и фактам» и исчез среди зеленой листвы.
- Надо же, а я даже не видела, что он в цветы забрался! - сказала Лена.
- Что, удалить его с изображения? - неохотно предложил Роман.
- Не надо, сама дома справлюсь! Запиши на дискеты, и я поеду, у тебя же и без меня дел куча, - у Ленки вдруг проснулась совесть.

* * *
Придя домой, я сразу же засела за компьютер. Не терпелось отредактировать и загру-зить новую заставку. Файл, конечно, был не маленький и ресурсов требовал много, но дело того стоило. Цветы просто хотелось потрогать.
Сначала я решила шмеля вырезать, даже удалила его в буфер. А потом смотрю - совсем не то. Мало того, что фон все-таки не совсем белый был и сейчас образовался пустой квадра-тик, так и как-то скучнее стало без этого мохнатого толстяка. И я вставила его обратно. «Рабо-чий стол» был просто на загляденье!
В этот момент пришел Санька и прямо с порога заявил:
- Мама, давай заведем ручную крысу!
У меня почти всегда жили дома животные. Черепашки, хомячки, коты, птицы. Причем последние при нормальном воспитании очень даже неплохо соседствовали.
Особенно интересно было, когда у нашей кошки, любимицы всей семьи в целом и Саньки в особенности, родились котята. Маленькие, шустрые, смешные такие! Саня, помнит-ся, очень любил с ними возиться, кормил их, даже для этого молочко грел в кастрюльке.
В общем, всякую живность я любила, сколько себя помню. И Санькиной просьбе я нисколько не удивилась. Правда, энтузиазмом по поводу крысы, пусть даже самой что ни на есть ручной, не загорелась. Ну не люблю я их! Пришлось пуститься на обходной маневр.
- Все нормальные детишки в наше время просят у родителей купить томагочи, а ты - крысу! - решила я поддеть сына.
- Да ну, - воспринял он мои слова всерьез. - Томагочи - барахло!
- Почему же? - продолжала я гнуть свою линию.
- Потому что ерунда это полная. У нас в классе нескольким девочкам родители купи-ли, так они не знают сейчас, что с этим томагочи делать. Представляешь, ее к доске вызыва-ют, или мы контрольную пишем, а «динозаврик» в этот момент проголодался и начинает во-пить на весь класс. Так наша Настя так своего закормила, что он у нее еле в дисплее помеща-ется!
По этому вопросу я была полностью согласна с сыном. Неудобства, конечно, эта иг-рушка создает огромные, постоянно напоминает о себе, когда надо и когда не надо, все время что-то требует, капризничает. Но на самом деле всей заботы с ней - надо лишь вовремя на-жать соответствующую кнопку. Не нужно убирать землю из разбитых шаловливым котенком цветочных горшков, сокрушаться из-за погрызенных щенком любимых тапочек, тащиться че-рез весь город в зоомагазин за кормом для попугайчика. Зато никогда не почувствуешь под ладонью мягкую упругую шерсть, тебя не встретят радостным лаем, не заберется с довольным урчанием на колени пушистый комок.
В общем, общения как такового нет. Суррогат. Запищал - получи. Ты - мне, я - тебе! Даже не по себе становится, что будет, когда вырастут детишки, воспитанные этими томаго-чи, а не живыми собаками и кошками, которые рождаются, играют, болеют и умирают по-настоящему, а не понарошку. Не превратятся ли их взаимоотношения с окружающими в игру по принципу: запищал - нажми кнопку?
Между тем Санька продолжал:
- Мы как-то на перемене устроили игру в томагочи. Нарисовали на доске какого-то ду-рацкого человечка и подписали: «Макс». А снизу нарисовали несколько кнопок: кормить, ле-чить и прочее. Играли мы втроем: один рисует самого Макса, другой выбирает кнопки, а тре-тий все это озвучивает. Сделаем ему грустную физиономию, значит - болеет, надо лечить. Ответственный за звук стонет и охает. Рисуем огромный шприц, воткнутый ему куда надо. Ответственный за ор озвучивает так, что слышно за квартал от школы. При этом полагается соответственно изменить выражение его физиономии. Потом он выздоравливает и спит. Ну и так далее. Так и развлекались всю перемену. А что это у тебя на экране? - наконец-то заме-тил он.
- Как что? Твой подарок увековечен!
- Ух ты! А шмель откуда?
- Сама не знаю. Вместе с цветами попал, заодно и отсканировался.  Ладно, пошли ку-шать!
Я закрывала приложения, когда поступил запрос:
«Буфер обмена содержит большой графический фрагмент. Сохранить его?»
А почему бы и нет, решила я. В этот момент Санька закричал с кухни:
- Мам, кастрюля кипит!
- Ну, так уменьши огонь, - ответила я, что-то там быстренько сохранила, даже не пом-ню, в какой каталог и под каким названием, и выключила компьютер.

* * *
А через несколько дней начались просто чудеса. Естественно, первым обнаружил это явление Санька. В одной из его игрушек вдруг стал появляться совершенно незапланирован-ный сценарием шмель. Огромный, толстый, мохнатый, с забавной красной попкой, он был совершенно неуместен в развалинах древнего замка. И, тем не менее, регулярно появлялся перед игроком, летал некоторое время рядом с ним по коридорам, а потом заворачивал в ка-кой-нибудь проход и исчезал. Причем это была не плоская картинка, а объемное изображе-ние, которое поворачивалось в разные стороны, словно давая зрителю возможность рассмот-реть себя со всех сторон.
Проверка на вирус всеми доступными программами не дала совершенно ничего.
А еще через некоторое время этот самый шмель стал появляться практически во всех мультимедийных приложениях - энциклопедиях, демо-версиях, даже в виртуальных концер-тах. Особенно забавно было смотреть, как он со всех сторон облетал ничего не подозреваю-щих музыкантов «Агаты Кристи».
Естественно, шмеля я узнала сразу. Тот же самый, который тогда, во время сканирова-ния, нечаянно попал в букет. Только как получилось, что он сейчас путешествует практически по всем программам? Я так и не смогла вспомнить, где же я его сохранила, а разных файлов, хорошую половину из которых давно следовало бы уничтожить, накопилось огромное коли-чество. И я решила позвонить Ромке, может быть, он что-нибудь путное скажет.
- Слушай, подруга, а не обратиться ли тебе к специалистам? - спросил он, терпеливо выслушав меня.
- К каким?
- К соответствующим. То ты прибегаешь какой-то дурацкий букет сканировать, то у тебя шмели по компьютеру летают...
Да, похоже, мой статус в глазах бывшего однокурсника заметно понизился.

* * *
А шмель летал по-прежнему.
Хотя с другой стороны, компьютер работал отлично, никаких сбоев не было и в поми-не. В «серьезных» приложениях, а тем более в математических программах папы семейства насекомое не появлялось, и все даже начали привыкать к тому, что в любых программах мультимедиа присутствует это забавное существо.
Даже обнаружились некоторые его особенности. Больше всего любил шмель какие-нибудь биологические или географические энциклопедии, где было много сюжетов живой природы. С видимым удовольствием летал между цветочками и деревьями, а то и просто на фоне голубого неба. А вот Санькины игрушки со всевозможными стрелялками шмелику явно не нравились. Даже если он и появлялся на экране в момент разборок с какими-нибудь нек-романтами, это было ненадолго. Покружившись минутку-другую вокруг призраков и скеле-тов, он недовольно разворачивался и скрывался за ближайшим деревом.
Это, кстати, тоже было его особенностью. Он всегда появлялся из-за какого-нибудь объекта, изображенного на экране, и так же улетал. Разве что не жужжал при этом, а так - са-мый настоящий шмель, ни дать, ни взять.
В общем, через некоторое время все семейство не только смирились с его присутстви-ем, но и стало воспринимать виртуального шмеля, как что-то само собой разумеющееся, даже, загружая какую-нибудь энциклопедию цветов или бабочек, ждало его появления.
И вот однажды Санька принес очередной диск с играми. Одолжил у кого-то из класса.
Действие игрушки разворачивалось на какой-то другой планете, где колонию бес-страшных разведчиков с Земли атаковали целые полчища местной фауны. В числе прочих особо скверным характером отличались огромные насекомые, вроде шершней. При этом за-дачей колонистов было своевременное разбрызгивание каких-то репеллентов, от которых гигантские шершни благополучно падали лапками кверху.
Шмель не замедлил появиться. Увидев этих шершней, он бросился к ним навстречу, почувствовав, видимо, родственников. И надо же такому случиться, что именно в этот мо-мент Санька, защищая разведчиков, привел в действие разбрызгиватель яда.
В ту же секунду погас экран компьютера. Что такое? Неужели какой-то конфликт? Че-рез несколько секунд появилась надпись «Программа выполнила недопустимую операцию и будет закрыта», и возникло изображение рабочего стола. С пресловутыми цветочками. Сань-ка решил снова загрузить игру, но не тут-то было. «Программа выполнила...», и хоть ты трес-ни.
- Попробуй другой диск, - посоветовала ему Лена.
Все прекрасно, все работает. Но ведь Санька хотел не другой, а именно этот, с колони-стами. Вставил его снова.
«Программа выполнила недопустимую операцию и будет закрыта».
«Программа выполнила недопустимую операцию и будет закрыта».
«Программа выполнила недопустимую операцию и будет закрыта».
После очередной попытки экран замерцал, и появилась другая надпись:
«Действия программы не отвечают требованиям экологии процессора».
«Невозможно запустить программу».
- Ну почему, мама, что с ним такое происходит?
Тут странная догадка поразила Лену. Объяснение происходящему было, но настолько невероятное, что она вначале отказалась в это поверить. Но чем больше размышляла, тем ло-гичнее ей казалось это несусветное истолкование.
- Ты знаешь о том, что шмели - близкие родственники шершней?
- И что с того? - не понял Саня.
- А то, что на них действуют одни и те же яды, - ответила Лена. Видя, что сын так до конца ее и не понял, она добавила: - Эта программа несет угрозу шмелю. Похоже, компьютер просто пытается его защитить.
- Как это? И почему?
- Потому, что любит его, а значит, заботится. Вспомни, ты ведь тоже всегда защищал свою кошку.

Минск, 26 июля 1998 г.


Рецензии
…Вот прочитал, и вдруг отчетливо понял, как давно я не играл на компе ни во что вообще… Несколько лет… Ужас, ели подумать. А еще больший ужас, если бы это подумать эти самые несколько лет назад… Переел…
А тут просто все, а очень хорошие ощущения остаются… (теперь даже и не знаю что и сказать, вроде даже чересчур все просто, но эффект то есть, на читателя действует…)

PS
Добрые у вас вещи. Такая редкость на сайте…

Тиль   30.11.2002 04:02     Заявить о нарушении
:))))
Спасибо большое!
Этот рассказик написан был довольно давно,четыре с лишним года назад. Мой "главный игрок" с того времени вырос, школу окончил. И тоже играет крайне редко - оказалось, что существует масса более интересных вещей :)
Ну, а я сама никогда особо играми не увлекалась. Так что это - как бы взгляд его глазами.
И, надо сказать, один из моих самых любимых рассказов :)

Горбачевская Елена   30.11.2002 21:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.