Все дороги ведут в Веб. Обучающий курс Web-Академии

Феликс Бобрович.
Все дороги wwwедут в Web.

Здравствуйте, уважаемые господа студенты! Я Ваш новый преподаватель. Зовут меня Бобрович. Бобрович Феликс Эдуардович. Нет-нет, я вижу, как студент из первого ряда поднимается и спрашивает меня. Садитесь, студент. Я отвечу на Ваш вопрос. Бобрович – это не отчество! Не от-че-ство! Простите, что? А, извините, я не знал, что он глухой… Как нехорошо получилось…
Я у Вас буду преподавать вебографию. Что такое вебография? Пока сам не знаю – вот, посмотрите, тут на листике написано. Все остальные преподаватели Академии говорят, что потом подробнее узнают, что такое эта вебография. А пока я расскажу Вам, что такое Интернет. Студент с последнего ряда спрашивает, когда я в последний раз видел компьютер. Не смешно, товарищ студент с последнего ряда! Я видел компьютер вчера. В рекламе… Это такая белая коробочка с лампочками и с ней телевизор компьютера. Что? Я слышу смех в последних рядах. Я сказал что-то смешное? Неужели? И что же, по-вашему, смешного я сказал? Что-то? Системный блок, а не коробочка? Слушайте, товарищи студенты, честное слово! Я тут не ерундой занимаюсь, а людей учу. Ну какие еще блоки? Это Вам не стройка! О шлакоблоках своим друзьям будете рассказывать за пределами Академии, а сейчас надо учиться. Спрашиваете, чему учиться? Как это чему? Этой… как ее… вебо… вебогра…вебографии. Вот, как тут и написано – вебографии. А Вы, молодой человек, знаете, что это такое? Да-да, Вы. Знаете? Неужели знаете? Если знаете, так и молчите себе, и не мешайте узнавать другим. Вот, умный нашелся!
Так вот, сегодня я Вам расскажу, что такое Интернет.
Интернет – это… Стоп! Что это опять за смех в последних рядах? Я вам, случайно там не мешаю? Нет? Ах, я вам не там, я вам тут мешаю? Это просто возмутительно! Что значит, не знаю ли я, где до сих пор преподаватель ходит? Я и есть преподаватель! Ах, вы сомневаетесь! Сомневаться надо за пределами Академии, а тут надо учиться! Надо бы на первое занятие позвать Цыбулю. Ничего, ничего, Вы еще его узнаете! И подружитесь! Кто такой Цыбуля? Думаю, после следующего занятия вы все поймете, кто же такой Цыбуля. Тарас Цыбуля – это майор в отставке, теперь – преподаватель веб-дизайна… Опять смех! Что означает «ума как у прапорщика»? Ума у него гораздо больше. Он майор, а не прапорщик, поэтому по уставу ума ему положено немного больше! И немного уважения к преподавателям! Как это, Вы не видите перед собой ни одного преподавателя? Слушайте, Вы начинаете выводить меня из себя! Не мешайте проводить занятия!
Так вот, Интернет. Основой этой международной компьютерной сети стала разработка американских военных. Правительство США сделало крупный дорогостоящий заказ нескольким высокотехнологическим компаниям – создать информационную сеть, объединяющую все американские военные базы. К этой сети предъявлялись необычные требования – все ее узлы должны работать автономно, независимо друг от друга, так в случае разрушения одной из военных баз, сеть все равно должна функционировать как ни в чем не бывало. Простите, что? Да, Вы, Вы, из первого ряда. Рассказать про американские военные базы? Думаю, Цыбуля Вам больше расскажет – он и соображает в этом деле лучше меня… Что? Не понял. А, Вы хотите сказать, что вообще удивляетесь, что он может соображать? Ах, скажите, какие мы шутники, как мы пошутили! Садитесь, студент, Цыбуля отучит Вас от юмора.
Так вот, у сети не должно было быть центра. Сеть была создана, и ей дали название Арпанет. Нет, никакого «Арфа-нета» не существовало. Я сказал «ARPAnet», «Ар-па». Постепенно эта сеть начала все больше и больше развиваться. Она стала достоянием не только военных, но и гражданских. Постепенно к этой сети начали подключать учебные заведения, и… Да, Рябчиков, я прекрасно знаю, что WEB-Академия – это тоже учебное заведение. Но все равно спасибо, что напомнил.
Арпанет стал прообразом Интернет. Нет, Рябчиков, слово «прообраз» не является производным от слов «прапорщик» и «дикобраз». Рябчиков, Вы что, издеваетесь, или действительно страдаете избытком ума? Нет, у дикобразов нет прапорщиков. Нет, Рябчиков, у них вообще нет вооруженных сил. Могу даже специально для Вас дать справку об этом? Ах, Вы сами создаете справочную систему? Хелпы? Опять этот молодежный сленг! Хелпы уже какие-то! Вы дельфинист? Что это еще за профессия такая? Вы, наверное, за дельфинами в зоопарке ухаживаете, да? Ну что ж, всякая профессия хороша… Что? Проги лепите? Скульптор, что ли? Что-то, Рябчиков? Жуков отлавливаете? Ого! Да Вы прямо Леонардо да Винчи какой-то! Разносторонне развитый человек! Лучше бы Вы у меня на занятиях развивались, а не насекомых мучили!
Так вот, современный Интернет совершенно не похож на многочисленных своих предшественников. Он предоставляет пользователям такие услуги, как, например, известный сервис «электронная почта», сервис www. WWW – кто не знает – это три буквы «М», перевернутые кверху ногами. Также существует возможность обмена файлами через протокол FTP. ФэТэПэ. Записали? Слово «ФэТэПэ» подчеркните. Мы будем рассматривать WWW. Что это означает? Да если б я знал! Хотя нет. Вот у меня где-то записано. А, вот. «World Wide Web». Как это переводится? Да я Вам преподаватель или переводчик, в конце концов? Я в школе только немецкий изучал, и с тех пор только и помню основные фразы, которым нас обучали – «Гитлер капут!» и «Ферштейн?». Правда, на экзамене мы умудрились не завалить его, умно комбинируя перед экзаменаторами эти слова. Были тогда времена! Что? Рябчиков, что Вы хотите сказать? Ах, Вы хотите сказать, что экзаменаторы сами, наверное, не знали немецкого? Ах кто его тогда знал, Рябчиков? Конечно, двое экзаменаторов знали французский и китайский, и только третий являлся партизаном, который во время Второй мировой героически завел отряд немецких фашистов в чистое поле, и обрек их на вечные скитания. Опять с заднего ряда! Как Ваша фамилия? Ферштейн?! У Вас, случайно, в роду не было немцев? Нет? Как раз наоборот, не-немцы? Да не картавьте Вы как Ленин после похмелья! Ах, Вы спрашиваете, как в чистом поле могли потеряться немцы? Ферштейн, а Вы видели когда-нибудь настоящее русское поле, до уборки урожая? Там не отряд, там целая армия потеряется! Без компаса, конечно, потеряется. Вот у нас в селе, помнится, как урожай пойдем собирать – брали с собой компас и деда Василия. Зачем мы брали с собой деда Василия? А он один знал, как компасом пользоваться надо. По селу ходили слухи, что он когда-то географию преподавал. Умный был человек! Так вот, этот экзаменатор, ну, тот, который единственный немецкий язык знал, говорят, столько немецких ругательств наслушался, что сам после войны целый словарь составил. Так теперь этот словарь и называется – Толковый Словарь Немецких Ругательств Вдаля. Ну да, Вдаль была его фамилия. Тоже грамотный человек. А вы-то студенты, небось, и простеньких два слова на аглицкий перевести не можете, да? Опять ты, Рябчиков, на мою голову? Ну ладно, говори. Что? Зачем тебе изучать английский, если ты в клипборду текст сбросишь, а потом «Меджик Гуди» тебе все переведет? Эх, Рябчиков, Рябчиков! Ерунду ты какую-то несешь. Клип-борода у тебя какая-то, и эти термины современные, вроде «сбросить текст». Это что означает? А гудеть – это все, что вы можете? Ну, молодежь! Что, Рябчиков? Что означает «у Вас, Гуди, вероятно не работает из-за того, что в Форточках жуков много»? Рябчиков, ты вызываешь у меня беспокойство. При чем тут жуки? И Форточки? Хотя не знаю – не проверял, возможно, ты прав, давно я окна дома не мыл, может, и насекомые какие завелись… Что? ВинДоктором проверить? Одно у вас, у студентов, на уме – вино и доктора! Рябчиков, ты бы еще СпиртДоктора какого придумал! Что? «Вы какую другую софтину попробуйте»? Я, конечно, человек образованный, и, как следствие, воспитанный, даже не попытаюсь поинтересоваться, кого Вы, Рябчиков, при всех назвали скотиной. На чем я остановился? А, вижу, тут мне подсказывают из передних рядов. На поле. Да, поля раньше были не то, что теперь. Помнится, когда у нас в селе наступала весна, все сельские мужики собирались вместе, брали металлоискатель и шли в поле искать трактор, потерянный там прошлой осенью. Трактор, правда, никогда не находили, зато возвращались то с трофейным немецким танком, который заблудился в зарослях во время Второй мировой, то с одичавшим немцем, бляху на ремне которого металлоискатель обнаруживал. Вот так и жили – впрягали в плуг одичавшего немца и пахали, пахали, пахали…Помнится, вся сельская детвора в тайне от взрослых подкармливала немца сеном и яблоками. А он что-то одичало лепетал на своем непонятном немецком языке.
На чем это я остановился? Что означает World Wide Web? Тут мне кто-то подсказывает: «Всемирная паутина». Ну какая еще паутина, господа студенты? Что вы мне голову морочите? Так вот, именно эту услугу мы и рассмотрим? Что значит, какую еще услугу? Я же только что сказал – «ВэВэВэ». Так вот, для публикаций этих… сейчас прочитаю… где я очки-то свои забыл? Ах, вот они. Для публикации…гм… что-то не пойму… Ах, я держу лист вверх ногами? Да, извините, все правильно. Для публикации веб-страничек. Вот видите, господа студенты, ученье свет, а не учение, соответственно, приятный полумрак. Знаю, знаю, никто из вас читать не любит, а видите, вон, у товарищей в Интернете одни странички. Читать придется. Я, конечно, подозреваю, что многие из вас сейчас еще сказки читают, так как только в них много картинок, так что пора за ум браться. Нет, я сказал не «набраться», а «за ум браться». Так вот, веб-странички написаны на специальном языке программирования. Называется… как же он там называется? Ах, вот, нашел! НТМЛ. Так и запишите – НТМЛ. Названия какие-то дурацкие, ну честное слово! Что означает это слово? Это сокращение от английской фразы «Hyper-text Markup Language». Да-да, так и запишите – «Нупер-техт Маркур Лангуаге». Что означает примерно следующее: «Язык разметки гипертекста». Что такое гипертекст? Гм… об этом я расскажу на следующем занятии… Когда сам узнаю… Тем не менее, скажу я вам, что все эти … гм… веб-странички – просто текст. Да-да, текст, написанный на языке НТМЛ, текст, в котором указывается, как именно должна отображаться страница на компьютере пользователя. Не буду от вас скрывать, что сейчас существует уже четвертая версия этого международного языка-стандарта. Сейчас я зачитаю краткую историю этого языка… Да, и нечего иронизировать, Рябчиков, я умею читать!
Так вот, язык НТМЛ был разработан Тимом Бернерс-Ли (ну и имечко!) во время его работы с CERN и распространен браузером Mosaic, разработанным в NCSA. Да откуда мне знать, что эти слова обозначают? Я преподаватель, а не дешифровщик, в конце-то концов! В 1990-ых годах этот он (в смысле, язык) добился особенных успехов благодаря стремительному росту ВэВэВэ. В это время НТМЛ был расширен и дополнен. В ВэВэВэ очень важно, чтоб все создатели веб-страниц придерживались общих стандартов, это и явилось причиной работы над спецификацией НТМЛ.
НТМЛ 2.0. Господа студенты, ну откуда я знаю, зачем между цифрами была поставлена точка? Может, просто опечатка. Как это «что означают эти цифры»? Это же, наверное, секретная разработка, а у них там, где засекречено, одни цифры. Агент – 007, например, или Арзамас-16… Вот-вот, тут мне уже Рябчиков подсказывает: «Уран-238, улица Камышовая, 13»… Не смешно, Рябчиков, не смешно. А стыдно, стыдно за современных студентов! Так вот, второй НТМЛ был разработан в ноябре 1995 года, под эгидой Internet Engineering Task Force. Да, господа студенты, это вам не за компьютером дома в «тетрис»  играться, тут думать надо! Вишь, программа вся из английских слов состоит. Хотя вторая версия языка не была утверждена, это все же дало жизнь новым дополнениям к этому языку в дальнейшей третьей версии, которая была завершена в 1996 году.
Большинство людей признают, что документы HTML должны работать в различных браузерах и на разных платформах. Достижение совместимости снижает расходы авторов, поскольку они могут разрабатывать только одну версию документа. В противном случае возникает еще больший риск, что ВэВэВэ будет представлять собой смесь личных несовместимых форматов, что в конечном счете приведет к снижению коммерческого потенциала ВэВэВэ для всех участников.
В каждой версии НТМЛ предпринималась попытка отразить все большее число соглашений между работниками и пользователями этой индустрии, чтобы усилия авторов не были потрачены впустую, а их документы не стали бы нечитаемыми в короткий срок.
Язык HTML разрабатывался с той точки зрения, что все типы устройств должны иметь возможность использовать информацию в ВэВэВэ: персональные компьютеры с графическими дисплеями с различным разрешением и числом цветов, сотовые телефоны, переносные устройства, устройства для вывода и ввода речи, компьютеры с высокой и низкой частотой и т.д.
Ух, еле прочитал! Теперь я расскажу вам, что такое ВэВэВэ. Точнее прочитаю. ВэВэВэ, это:
1) Единая схема наименования для поиска ресурсов в сети (например, URI).
2) Протоколы (ну надо же! Даже тут все по протоколу! Бюрократия…) для доступа к именованным ресурсам через сет (например, НТТР).
3)  Гипертекст для перемещения по ресурсам (НТМЛ).
Сейчас приведу пример использования доменной системы адресов в ВэВэВэ. Надо же! Что такое доменная печь – знаю, но что такое доменная система адресов – Господи, спаси и помилуй! Ага, вот, например такой адрес: нттр://www (три буквы “м” вверх ногами).inter.net/main.htm . Какой исмпатичный адрес! А знаете, что он обозначает? Сиди, Рябчиков, сиди. Я знаю, что ты знаешь, зато остальные не знают. Так вот, это адрес веб-странички. «http://www/inter.net» – это адрес компьютера в сети. Кто знает, как называется такой компьютер? Что, никто не знает? Никто кроме Рябчикова. Сиди, Рябчиков, я тоже знаю. Такой компьютер называется сет…серверт…сервером. А все остальное в адресе – это имя файла. Да, Рябчиков, знаю я, что означает слово «файл», не мешай нет. Нет, я уверен, что знаю, что означает слово «файл»! Ну надо же – назвать файл «майн». На немецком языке, что ли? Так вот, это есть адрес. Могут быть и адреса внутри страницы, то есть, ты можешь не только загрузить страницу, используя ее адрес в сети, но и перейти к конкретной ее части, которая тебя интересует. Это все, что касается адреса.
Теперь вернемся к языку НТМЛ. Этот язык, как я уже раньше говорил, описывает, как должна выглядеть страница – куда следует вставлять рисунки и различные таблицы. Но об остальном речь пойдет позже. В нашей Академии вас всех – да, да, не удивляйтесь, вас всех! – научат веб-дизайну… Н-да… На чем это я остановился? Ах да, правильно, Рябчиков, я как раз сказал, что занятия закончились, и все студенты могут быть свободны…


Рецензии