Эссе об авиценне
ПРЕДИСЛОВИЕ
Регистан. Три святых главы восточных молитв.
Ночь. Отпечатанные звезды как память, вечны.
Самарканд спит. Только не дремлет старая сказка, поющая устами Шехереэады.
Арабской вязью стекают со стен слова-Корана.
Я одеваю паранджу, прикрыв голову и пол-лица. Одни глаза, отражение в ночь.
Я одна и в черном.
Я – ночь, идущая по базару.
Стихают звуки древнего города. Кричат призыв к молитве с высокого
минарета, значит, скоро люди заговорят с Аллахом.
Веет барханами, песчинками гончарного труда, пылью. Но не той. 20 века.
Это пыль веков.
Она приятна и так тревожит душу. Как тревожит душу звук флейты
влюбленного Меджнуна.
Это там, дальше, возле стен высокого гарема»
Может, это Джафар?(1)
Встречаются муллы, крепкие мужчины с невысыхающей глиной на руках.
Я иду. Девушка-ночь, безумно влюбленная в Восток.
Вон ослик, у стен полу развалившегося дома, жует траву. Большой хурджун снимает с него загорелый парень.
О!...Он красив, как адиб!(2)
Удивленно смотрит на меня. Одна. Ночью?!
Я улыбаюсь ему глазами, не отвожу их смущенно, как положено по шариату.
0н поражен, молчит…
- Я девушка-ночь, - шепчу, неслышными шагами удаляясь в небытие.
Звуки ная (3) все слышней. Я в центре смерча-тоски.
Как хочется увидеть музыканта!
...Он под айвой. Такой, каким я его себе представляла.
Сильный. Одежда бедного. Только глаза такие богатые: черные миндалины любви.
Кудри, цвета моего плаща, до плеч.
Он не видит меня, ибо он весь в музыке и в любимой.
...Квартал горит тьмой. Только свет в одном из домов. Желтый.
Вот в чем гармония: цвет мглы и желчи.
Приклоняюсь к окну. За столом горы книг. И четкий профиль - Ибн Сино.
Я захожу без стука, сажусь рядом. Авиценна не удавлен, он знает меня,
ибо мудрость вечна…
Часть первая. Человек и разум
"...все к небытию стремится, чтоб к бытию причастным быть"
Гете
-О, шейх, - я обращаюсь к нему, как будто давно знаю его.
Вы 20 лет скатались по пыльным дорогам, Азии.
Двадцать лет потратили на скитания от преследований султана Махмуда.
Можно ли считать эти годы бесцельно прожитыми?
Это огонь на тропе ваших знаний?!
- Да, двадцать лет, для некоторых, это целая жизнь.
Для меня это годы раздумий.
Я как река. Тихая река, которая не протекает через камни, забывая о
них, а омывает их, затачивая и обнажая кристальную чистоту.
Я обогатил огонь на пути моем». Я сделал его теплым, лишь изредка он
жег мне душу.
Пройти пустыню мира, ты сердце, торопилось,
Но мира не познало, хотя познать стремилось.
В конце концов, не знаю дороги к совершенству,
Хотя в пытливом сердце сто тысяч солнц светилось.
-Что приносило горечь, учитель?
-Невежды, которые считают себя мудрецами
С ослами будь ослом -
Не обнажай свой лик,
Ослейшего спроси - он, скажет :"Я--велик1"
А если у него ослиных нет ушей
Тот для ословства - явный еретик!
-Неужели так страшны невежды?
-Незнание всегда тьма.
-Учитель, тогда что есть Свет, что есть Вечное?
-Вечное – знание.
Человек, плоть его - это дом, где живут ангел (разум),свинья (похоть)и лев (гнев). Кто станет хозяином дома, тем он и будет.
~Али-Шейх-ар-Раис, как познать себя? Чем постигаю я свою сущность? Что представляет собой познаваемая мною сущность? Что является объектом познания во мне?
-Познаваемое в тебе не является какой-либо частью твоего тела (как, например, сердце или мозг) ведь их существование скрыто от тебя и не обнаруживается, кроме при вскрытии. Следовательно, познаваемое в тебе есть нечто иное, отличное от названных вещей, которое можешь и не постигать», хотя сущность свою познаешь
непременно.
Познаваемое в тебе не относится к числу того, что познается каким-либо образом чувством, и не является тем, что сходно о чувством.
Все, что сокрыто в словах, мне подвластно
Тайны Вселенной постиг я прекрасно
Ну а себя, хорошо ли познал я?
Стало мне ясно, что вое мне неясно»
-Учитель, тогда, возможно, я познаю себя посредством действия?
-Если ты доказала действие твое, но не доказала сущность с его помощью. А сущность твоя есть часть понятия твоего действия, ибо она является твоим действием, а также не менее, чем в нем и вместе с ним, то есть твоя сущность не может быть доказана о его помощью,
0,еслд бы познать, что я! Хотя бы раз
Постигнуть – для чего сватаюсь я сейчас?
Спокойно зажил бы, отраду обретя,
А нет - заплакал б тысячами глаз.
-Так что же есть познание?
-Познание вещи есть отражение сущности познающего, который созерцает вещь.
Я познал триединство: души, тела, духа. Телом мы познаем мир в пространстве. Душой - во времени (опыт поколений). Духом - вне временя и пространства
Душа Вселенной - Истина,
то бог Амир есть тело,
А чувства тела - ангелы, верны душе всецело
А члены тела-вещества, стихии, элементы
Единство мира таково, я утверждаю смело
Чувственно воспринимаемые тела - основа мыслимого для разумной души.
Разумная душа все больше отделяется от материи и приближается к истинной своей природе – ДУХУ.
У души есть градации, в зависимости от ее связи с телом.
Разумная же душа - уже не материальная субстанция, хотя еще ж связанна с телом, -с гибелью тела гибнет все: и тело, и душа.
Тело не воскресает, потому что рассыпается на составные части.
И мир, предстает мне обителью знати и черни
Где хаос и тлен, где пируют могильные черви
А, может быть, сам он мертвец, преисполненный гнева
Червей этих жрет, ублажая голодное чрево
Существует посредник между душой и телом, через которого мир воздействует на душу, стремящуюся к своему совершенству.
Это - мысль. Мыслительный интеллект, который постигает абстрактные формы и идеи, как уже лишенные связи с материей, так и те, которые ему еще подлежит изолировать от своего материального.
Дух - сопричастность человеческого разума к Деятельному разуму -
господину подлунного мира.
-Кто этот господин?
-Первопричина всего сущего.
-Бог?
-Да. Необходимосущее.
Наш старый, большой - малый мир, где ничего не создается просто так.
Причинно-следственные связи не могут продолжаться бесконечно, должна быть верховная причина, от которой должны зависеть все верховные причины. Такой причиной является необходимосущее. БОГ.
Единый, бестелесный. Абсолютный бог в силу необходимости быть познаваемым, без всякого опосредователя творит общий разум, самое знание, познающее как самого себя, так и своего творца.
О, кравчий, скажи, где сосуды из глины, где?
То зеркало, кравчий, где бог наш единый, где?
Омыть сокровенное хочется нам сейчас, -
С отломанным горлышком, где же кувшин, где?
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЧЕЛОВЕК И ДУША
«Никто не хочет взять не родившееся солнце»
л.Салдадзе («Звезда Ориона»)
-Учитель, вы пишите книгу исцеления души. Что есть душа?
Вместилище рая, когда мы любим, или вместилище ада, когда ненавидим?
-Дух. Душа. Наша Айнийя. Наша голубка
В древности одни говорили, что душа есть природное тепло, благодаря которому существует жизнь. Другие говорили, что душа есть холод, так как душа образуется от дыхания.
Третьи утверждали, что душа есть кровь, ибо как только человек истекает кровью – жизнь прекращается. Таковы были воззрения древних и все они ошибочны.
Душа не есть тело. Душа – есть субстанция.
Душа познает самое себя, и ее познание самой себя делает ее разумом – познающей разумом и познаваемой разумом.
…она спустилась к тебе из горного жилища-
Голубка величавая, бережно хранимая.
Она скрыто от взоров каждого знающего.
А ведь она открыта и не закрываемая покрывалом
Она пришла к тебе не по своей воле и, может быть,
Не по своей воле расстанется с тобой…
…Ведь она –то, чему время проложило путь,
Молния, мелькнувшая в родных краях,
Скрывшаяся, будто никогда не сверкала
-Шейх, раздумья, долгий путь. Был не только горечь, но и услада. Что согревало вашу душу?
-Друзья. У меня их было мало, поэтому я особенно ценил дружбу. Бируни и Масихи.
Когда мне было 17 лет. Бируни уже исполнилось 24. Но, несмотря на разницу в возрасте мы вместе обсуждали разные философские вопросы по переписке.
- Говорят переписка закончилась грубостью?
- Это была не грубость, скорее нетерпимость. А не требуется ли для этого смелость, которую порой принимают за грубость? Не требуется ли мужество?
- Да. учитель, и то что вы молчали после ссоры – это ничто иное как объяснение в дружбе, - великой, молчаливой дружбе.
Злопамятна посредственность.
-мне и Бируни было легко переносить трагедию жизни: одиночество, зная, что где-то есть душа. которая плачет оттого же, отчего и ты плачешь, которая так же как и ты может остановить свой взгляд на упавших в книгу лепестках цветущей сливы и отвернуться от золота, рассыпанного перед тобой щедрой царской рукой. Дружба – это когда одна душа живет другой душою.
Когда я отбросил покров кудрей твоих с красы твоей,
Ясное утро вдруг просияло в тени ночи.
Очами друга я видел как явилась его красота,
Что солнцем вспыхнула на восходе каждого атома
Масихи… Ученый, друг, которого я потерял. Не сберег.
Он научил меня двум вещам: относится к медицине, как к науке. А не как к общим рецептам, и ценить не отточенность знаний, а человеколюбие.
Врач, знающий только медицину, не знает медицину. Надо еще любить человека.
- Вы его потеряли?
- Да. Он тяжело умирал. Будь проклята песчаная буря, задушившая его сердце. Никогда мне не забыть его остывающий голубой взгляд.
Я – плач, что в смехе всех времен сокрыт, как роза,
Одним движением воскрешен или убит, как роза,
И в середину брошен я на всех пирах. Как роза
И вновь, не кровь моя ль. Горит на всех устах. Как роза?
Ему не хватило 18 километров, чтобы умерли Кара-Кумы. Песчаные пески перехитрили меня. Они забрали жизнь Масихи раньше, чем закончились сухие ветры и не предстала зеленая родниковая Ниса - город прохладной воды.
Из дома чуть свет я уйду за высокой звездой
Уйду от сует, что меня окружают ордой
Оставив одежду в руках материнских, уйду я,
Чтоб как Иисусу омыться святою водой
- Ибн Сино, вы прожили долгую жизнь. На дороге жизни вы встречали любовь?
Что есть она по сущности своей?
- Любовь – великая космическая сила, протекающая во всем сущем: начиная от первопричины и заканчивая простейшими материальными субстанциями
Любовь, есть качество человеческой души. Она во всех проявлениях есть
качество души, а не тела.
Истинная любовь – вечная сила, полностью раскрывающаяся и реализующаяся в «высшем мире», в том мире вечного блаженства и благодати, где нет противоречий.
По существу, этот высший мир и есть сама любовь. Сфера вечного и нетленного торжества.
Первейшее назначение любви – пробуждение и исцеление. Надо увести душу от чувств физического мира к миру духовному, от простой физической красоты к красоте высшего мира.
Стремится к ассимиляции с мировой душой. Подобно тому, как мировая душа стремится к ассимиляции с Первопричиной.
В союзе низшего с высшим, первая начинает любить более тонкие и возвышенные предметы. Она начинает подражать Первопричине.
Главное – не скрывать своих чувств к человеку, которого ты полюбила, Самое горькое – это лицемерие. Равнодушие – как маска от истинных чувств.
Душа, ты связана с желанием и страстью,
Спеши! Мгновению, обязаны ты властью,
Любви не покупай. Богатств, чинов, не требуй,
Кто счастья не имел, тот близится к несчастью
- шейх. Ты говорил мне о любви. Но скажи. Зачем мы любим?
- Зачем? Я вспомнил любимую Сауд, с которой так и не суждено было прожить жизнь
Не ты ли. Исчезнув. Со временем тайною стала?
И прошлое. Мне эту тайну раскрыть завещало…
Было жилище. Ты помнишь, как тучи косматы,
Клубились над кровлей и слышались грома раскаты,
Как стрелами небо пронзали весенние грозы,
Пора над тобою пролить им кровавые слезы,
Оплакать всех тех, кого поминают развалины эти,
Безумно любивших и добрыми слывших на свете
Надо ценить мгновения. Ведь счастье – это то, чего мы не замечаем. Как мы не ощущаем, как выздоравливаем или стареем. И разве душа любимого или любимой, если она лучше твоей, разве она не увеличивает вдвое твою душу?
Мы любим, чтобы увеличить свою сущность.
О, ты не знающий, что такое воспламенение любви,
Знай, что любовь сама приходит, а не является через излучение ее
Только половинка к половинке есть целое. И только гармония – в сфере.
Сердца наши скальной породы
Связала любовь оттого,
Что ты неприступна как камень,
А я терпеливей его
Совершенство души состоит в том, что она становится как бы целым миром, в котором отражен облик вселенной и ее порядок, постижимый разумом, так что она сама обращается в некий умственно постижимый мир, параллельный всему миру, созерцая то, что является абсолютным благом, абсолютным добром, и соединяется с ним…
…Жарко. Плащ стал серым от пыли.
Как дервиши мы: я и Ибн Сино.
Дорога. Аллаху Акбар.
Вдали минарет. Значит, осталось еще немного.
Еще чуть-чуть пути.
Дорога кончается- кончается поиск.
Наконец-то отдых, в виноградом обвитой чайхане.
О, Восток, как мало ты даешь дождей!
Свидетельство о публикации №202052900070