Экзамен

    
  Мы случайно оказались за одним столом. Он подошел позже меня; я уже сидела и обдумывала вопросы, поставленные в билете. 
  - Извините, я могу здесь сесть? – спросил он. – Я подняла голову и огляделась вокруг. Все столы уже были заняты; за каждым сидели по два человека. Оставалось одно свободное место – рядом со мной.
  -Да, конечно, - кивнула я.
  Я закончила работу и откинулась на спинку стула. У меня оставалось время. Я была двенадцатая в списке. Сейчас перед Учителем сидел номер два.
  Я посмотрела на своего соседа. Он что-то торопливо писал, сосредоточенно глядя на бумагу. Я взглянула на исписанные листы бумаги, лежавшие перед ним. Их было больше, чем у меня. Я перевела взгляд на свой скромный листок. Моим крупным почерком было исписано меньше страницы. Я сочла, что большую часть своего ответа лучше излагать спонтанно, чем по написанному.
  Я снова повернула голову и с легким чувством превосходства взглянула на соседа.
  Но каково же было мое удивление, когда я столкнулась со спокойным, чуть насмешливым взглядом черных глаз сквозь затемненные стекла очков и вопросом:
  - Вам что-то непонятно?
  - Совсем нет. Вы уже закончили? – я не смогла скрыть удивления. За пять минут он написал столько, сколько я не написала бы и за пятнадцать.
  - Да. А что? – снова вежливый вопросительный тон, спокойный внимательный взгляд. Почему он вызвал во мне волнение?
  - У нас с вами совершенно разные темы, и вы в любом случае, даже если бы я не знала чего-то, не смогли бы мне помочь.
  - Все зависит от опыта.
  - У вас большой опыт?
  - Смотря в чем. Может, да, может, нет.
  Он говорил загадками. Я не любила загадок.
  - Слишком общо. Здесь мы можем говорить четко и ясно. Зачем неопределенность.
  - Определенности как таковой не существует.
  Я подняла брови.
  - С чего вы взяли?
Он слегка улыбнулся.
  - Просто догадка. Интуиция, если хотите.
  Я рассеянно взглянула в свой листок и вдруг увидела в плане первого вопроса билета подпункт: «Значение определенности во взаимоотношениях».
  - Какая у вас тема? – спросил он.
  - А у вас?
  - Я спросил первый.
  Вообще-то делиться темами не разрешали. Я знала это, не мог не знать этого и мой сосед.
  - Намекните.
  Я улыбнулась.
  - Об одиночестве. И о том, что многое зависит от нас. А у вас?
  Он ответил не сразу. Сначала он зачем-то просмотрел все свои листы, словно пересчитывая их. Потом помолчал немного. Наконец он произнес:
  - Интересно. У меня точно такая же тема. Если вы  точно подобрали слова.
  Я растерянно смотрела на него. Могло ли это быть совпадением – одинаковое назначение бывает только у…
  Отчего, зачем мы встретились сейчас, перед тем, как выдержать экзамен?
  Он смотрел на меня. Неожиданно он улыбнулся:
  - Значит, здравствуй. Рад познакомиться.
  - И я…
  Он протянул мне руку, я вложила в нее свою. В этот момент прозвучал мой номер:
  - Двенадцать.
  Я встала и пошла по направлению к столу,  где сидел Учитель. Возле стола я обернулась и посмотрела на него. Он улыбался, держа в руках ручку, и вертел ею.
  - Ваша тема.
  - Общая: «Завтра рождается сегодня». Раздел «Девять кругов одиночества». Подраздел: «Достижение определенности в собственной жизни и во взаимоотношениях с окружающим миром».
  - Начинайте.
  Когда я уходила, он садился перед Учителем и в этот момент взглянул на меня. Учитель неожиданно строго помахал мне рукой.
  - Вперед. Ваш старт через две минуты.
  Я неожиданно с ужасом ощутила, что через две минуты забуду все, и его тоже. И как знать, сумеем ли мы вспомнить друг друга там, на Земле?
  Я вышла в коридор. Возле стеклянной двери я остановилась.
  Я смотрела на белую стену.
  Всего две минуты. Полторы минуты.
  Память.
  А может быть?..
  Я старательно вывела номер 13 и слово ЭКЗАМЕН.
  После этого я открыла стеклянную дверь и вошла внутрь.

 


Рецензии
Если б я в свое время столько разговаривал на экзаменах, меня бы отчислили на первом же курсе, честное слово :)

Не зацепило, к сожалению. Сначала подумал, что экзамен - это просто некий фон, на котором должен произойти вашный разговор, поэтому на надуманность обстановки можно закрыть глаза. Ничего не произошло, ничего важного или хотя бы просто интересного. Подобные ситуации обыгрывались сто раз, только с гораздо большим мастерством и, если угодно, задором. А так... все тот же типичный образец женской прозы, причем не очень удачной.
Извините за негатив, но ничего личного. Это ведь все критика, она должна быть непредвзятой и едкой... Даже по отношению к милой, доброй и нежной девушке.

С искренним уважением и теплотой,
Ваш,

Мастер Иллюзий   21.10.2002 21:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте. Данная миниатюра выступала своего рода завязкой, вступлением к большому циклу. Это - фантастика. Не очень понятно, почему вы применили здесь термин "женская проза". Да и вообще я никогда не могла понять, что такое "мужская проза" и "женская проза". Прочие пояснения я давала в ответах на другие рецензии к "Экзамену".
Спасибо за рецензию!

Пайви   23.10.2002 14:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.