Семейный очаг

    
       В сорок пять Иван Прокофьич по специальности прораб решил строить семейный очаг. Правда, рабочих чертежей у него не имелось, зато была фотокарточка 9х12 бетонщицы из соседнего СМУ Зиночки. Он долго и придирчиво изучал этот беспокойный строительный материал. Глаза   голубые, брови – вразлёт, нос – курнос, губы – ягоды.
Что ж, надо готовить стройплощадку!
       Тщательно выбритый, пахнущий «Шипром», с букетом ярких сочных гвоздик Иван Прокофьич воскресным днём явился забивать первый колышек. Зиночка любезно пригласила строителя к столу. Сначала ему пришлось подвести под своё будущее строение прочный материальный фундамент. Слава богу, ему не надо начинать « с нуля». За чашкой чая Иван Прокофьич стал возводить стены доверия с широкой панорамой окон. Он возводил семейное здание этаж за этажом столь стремительно, что у бедной Зиночки от непривычной высоты голова пошла кругом.
       После того, как последнее перекрытие было уложено, начались отделочные работы. В спешном порядке монтировалась сантехника, подводились электричество, вентиляция, вода и газ для семейного очага. Поздно вечером объект был подведён « под ключ». Теперь дело оставалось только за приёмной комиссией. Приёмная комиссия в лице Зиночки придирчиво осмотрела строительный объект и вынесла своё заключение: не принимать его, как сдаваемый с многочисленными недоделками.
        Семейный очаг так и не загорелся.


Рецензии
Юмореска Михаила Генина «Семейный очаг» — это остроумный сатирический взгляд на попытку построения личной жизни в духе советской бюрократии и строительной терминологии. Написанная в эпоху застоя, она тонко высмеивает не только романтические отношения, но и саму систему, где всё, включая любовь, воспринимается через призму планов, отчётов и «приёмных комиссий».
Иван Прокофьич, прораб в возрасте «сорока пяти», подходит к созданию семьи как к строительному проекту. Это сразу задаёт комический тон: вместо чувств — чертежи, вместо ухаживаний — «подведение фундамента». Генин играет с метафорами: Зиночка, объект его интереса, превращается в «беспокойный строительный материал», а её внешность описывается как техническая спецификация («глаза голубые, нос курнос»). Это не только смешно, но и отражает обезличенность советского подхода, где даже человеческая индивидуальность сводится к набору характеристик.
Процесс ухаживания пародирует строительный аврал: Иван «возводит стены доверия», «монтирует сантехнику», торопится сдать объект «под ключ». Здесь чувствуется ирония над советской спешкой и показухой, когда важнее сдать объект к сроку, чем сделать его качественно. Зиночка, как строгая приёмная комиссия, ожидаемо «бракует» проект за «недоделки», что добавляет финалу горьковатый оттенок: семейный очаг, как и многие советские стройки, остаётся лишь на бумаге.
Юмор Генина лёгкий, но с подтекстом. Он высмеивает не только незадачливого Ивана, но и общество, где личные отношения подчинены той же казённой логике, что и производство. Отсутствие искренности, спешка и формализм приводят к тому, что «очаг» так и не загорается. В этом — типичная для застойной сатиры грустная усмешка: за фасадом планов и отчётов скрывается человеческое одиночество.
Юмореска остаётся актуальной и сегодня, напоминая, что любовь — не стройка, а чувства не подчиняются ГОСТам. Генину удаётся в лёгкой форме сказать о серьёзном, и это делает текст настоящей жемчужиной советской сатиры.

Михаил Генин   25.04.2025 15:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.