Складчина
-Ребята, имею мысль. Все мы ИТРы и МНСы хотели бы сидеть за баранкой собственных «Жигулей», на худой конец « Запорожцев». Одна беда – финансы. Их нет и, как думается, в обозримой перспективе не предвидится. Так?
-Так.
-Тогда слушайте в оба. Я подсчитал, что если каждый из нас наскребёт всего по 333 руб. и 33 копейки, мы сможем себе позволить роскошь иметь машину уже сейчас, не дожидаясь пенсии.
-Да нас же 15 человек, - не выдержал МНС Женя Тюриков.- А вместимость этой консервной банки всего 5. Где выход?
-Всё очень просто. Ваня стряхнул пепел в корзину, - машиной пользоваться будем по графику, стало быть, через два дня на третий. На бензин, масло и запчасти скидываемся в получку.
Ирочка Вощинская, девушка с воображением, мечтательно произнесла:
-Мы могли бы устраивать пикнички с шашлычками, летом выезжать на бережок речки-озера, осенью за опятками-маслятками…
Более рациональная Светочка Язина задала вопрос:
-А на кого оформлять будем?
-Я и об этом подумал,- сказал генератор идей. – Машину запишем на Василь Егорыча. С одной стороны на начальство проще пробить лимит. С другой – не подмажешь, не поедешь. Тем самым убьем двух зайцев, не правда ли?
-Так, так,- в один голос заверещал подхалим Вадик Передопулов и занозистая машинистка Леночка. Скромняга Петя Чижиков и тот не выдержал:
-Действительно, братва, идея неплоха. К тому же прекратится текучесть кадров. Как-никак собственность. А как насчёт прав?
-Права должны получить все,- заявил Тюриков.
-Тогда это обойдётся ещё в сотни три каждому, что мало не покажется,- заметил Иван.- Но, думаю, дело того стоит.
С этими словами он погасил окурок, бросил его в корзину, повернулся и пошёл на своё рабочее место.
На профсобрании отдела единогласно решили: надо брать. Уговорили начальника Василь Егорыча. Скинулись. Со скрипом наскребли на машину и на права.
Полгода спустя, новенький, блестящий свежей краской «Запорожец» подкатил к стенам института. За рулём сидел Василь Егорыч собственной персоной. Машину быстро окружили, стали поглаживать, ощупывать, выражать восторг. Тогда Василь Егорыч вышел из машины, громко хлопнул дверцей и грозно сказал:
-Ну, вот что, ребята! Руками, чур, не трогать! А деньги я вам верну в течение года, ясно!?!
Свидетельство о публикации №202060400025
Главный герой, Иван Сысоев, прозванный «генератором идей», выступает типичным советским «выдумщиком» — человеком, который пытается найти лазейку в системе ради общего блага. Его план — скинуться на машину и пользоваться ею по графику — отражает одновременно находчивость и абсурдность ситуации, когда даже скромный «Запорожец» был роскошью, доступной далеко не каждому. Диалоги живые, наполнены узнаваемыми деталями: мечты о пикниках, подсчёты копеек, оглядка на начальство. Автор умело рисует портреты персонажей через их реплики: романтичная Ирочка, практичная Светочка, подхалим Вадик — каждый добавляет свою краску в общую картину.
Кульминация, где начальник Василь Егорыч присваивает машину себе, — это классический сатирический ход. Финал одновременно смешной и горький: коллективный труд оборачивается разочарованием, а вера в справедливость оказывается наивной. Здесь Генин тонко намекает на реалии советской системы, где начальство часто пользовалось привилегиями за счёт подчинённых, а мечты простых людей оставались лишь мечтами.
С литературной точки зрения юмореска проста, но эффективна. Короткие фразы, бытовой язык и динамичный ритм делают её лёгкой для восприятия. Смех здесь — не громкий, а скорее ироничный, с привкусом узнавания. Это не просто анекдот, а маленькое зеркало эпохи, где за шуткой скрывается правда жизни. «Складчина» — отличный образец того, как юмор помогал советским людям справляться с нелёгкой действительностью, находя в ней повод не только посмеяться, но и задуматься.
Михаил Генин 08.04.2025 15:41 Заявить о нарушении