Соотношение понятий

Уважение и самоуважение. Два казалось бы разных понятия, однако, сколько в них общего. Это я и попытаюсь доказать.
Вспомнил сегодня одного своего знакомого, из рода таких, каких лучше не знать. Отличается он полным отсутствием уважения к кому бы то ни было. И все платят ему тем же. Но никто не задумывается о причинах этого его неуважения, хотя стоило бы. По той простой причине, что узнать ее не так уж и сложно внимательному наблюдателю, коих - я это могу сказать с полной уверенностью - в рядах его знакомых немало.
Я и сам не задумывался над этим до недавнего времени. Что же, собственно, произошло такого, что заставило меня задуматься над этим вопросом? К моему глубочайшему удивлению - ничего. Ничего особенного. Так, простая мелочь -со стола исчезла никому не нужная шариковая ручка сразу после того, как этот товарищ ею попользовался. Никто, разумеется, не видел, что это сделал именно он, но решили все. По причине, о которой я уже писал выше - он не заслуживает уважения в нашей среде. После этого случая я понял, по какой причине он не испытывает уважения к своим коллегам, друзьям и просто знакомым.
Я не случайно начал именно с родственности понятий "уважение" и "самоуважение", поскольку одно вытекает из другого. Иными словами, человек способен уважать других только в том случае, если он уважает самого себя, то есть, если у него есть самоуважение. Ведь что есть "самоуважение" как не уважение к себе? И что есть "уважение" как не проявление уважения к себе по отношению к другим?
Упрощая, можно сказать следующее: только самоуважение рождает уважение к другим. В самом деле, какой уважающий - не любящий, так как себя любят все, а уважающий - себя человек пожелает быть по тем или иным причинам неуважаемым в обществе? Думаю, вопрос риторический, ибо ответ ясен - никакой. Никто. Ни один человек не пожелает быть, выражаясь современным сленгом, "лохом".
Тогда почему встречаются люди с полным или почти полным отсутствием самоуважения? На мой взгляд, это обусловлено несколькими причинами. Назову главные.
Во-первых, отсутствует самоуважение у людей, которым в определенный период их жизни не привили эту способность, ибо с самоуважением не рождаются, его приобретают. В этом случае развитие человека как личности пойдет по негативному пути, в конце которого он станет замкнутым в себе, абсолютно эгоцентричным и, что самое опасное для общества, способным абсолютно на все. Но не ради себя - на это способен любой человек, и не ради кого-то - на это способны единицы, а ради сиюминутной радости, получаемого здесь и сейчас удовольствия, которое пройдет через какие-то пять-десять минут, если не раньше. Мотивы таких действий не ясны. Вернее, понять их могут профессиональные психологи. Мои же знания психологии пока базируются на обыденном наблюдении, на которое надстраиваются получаемые знания (здесь действует система базис-надстройка). Поэтому пока воздержусь от неверных предположений.
Во-вторых, человек по каким-то причинам может потерять приобретенное самоуважение. Причины могут быть самыми разными: это и постоянное унижение со стороны значимых для личности индивидов его роли, мнения и вообще самого существования; это и давление более сильных, уже сложившихся, личностей; это и простое нежелание родителей довести воспитание в нем уважающего себя человека до своего логического завершения. Как ни прискорбно, такие явления отнюдь не редкость.
Вот, на мой взгляд, две наиболее важные причины отсутствия у некоторых людей самоуважения, уважения к себе. Теперь я попытаюсь найти пути решения этой проблемы.
Во-первых, попытаться наверстать упущенное, то есть, привить индивиду уважение к себе. Чаще всего это могут сделать только хорошие психологи, но иногда, если прошло не так много времени и формирование человека как личности еще не завершено, это могут сделать и близкие родственники, и даже кто-либо другой, при условии, что он имеет хоть какой-то вес в глазах нуждающегося в помощи. В этом случае должны сработать стереотипы, такие как: общепринятое мнение в том, что психологи способны помочь в решении почти всех проблем; опять-таки общепринятое мнение о родственнике (друге, знакомом, коллеге) как об авторитетном человеке, авторитетной личности; и тому подобные.
Во-вторых, поиск в пациенте каких-либо положительных сторон - как известно, таковые есть даже в самом закоренелом преступнике - и всяческое подчеркивание их, что создаст у него впечатление необходимости в нем. А это, в свою очередь, повысит его самомнение, что со временем можно будет развить в самоуважение. Подчеркивание позитивных сторон индивида должно происходить параллельно с неупоминанием сторон негативных, что будет способствовать скорому повышению самомнения. Конечно, не стоит увлекаться в развитии у пациента самомнения, ибо это может привести к еще большей эгоцентричности, и создать новые проблемы и психологические барьеры для его дальнейшего позитивного развития. Это будет, так сказать, повторным воспитанием, которое обязательно надо довести до конца.
Все написанное не стоит воспринимать как пособие по практической психологии или советы людям, ничего в ней не понимающим, как восстановить уважение к себе индивида. Это, скорее, философское размышление о связи этих двух понятий, и воспринимать его следует именно так.
27.02.02 23:55:39

P.S. Возвращаясь к рассказу о пропавшей ручке: я не уверен, что ее действительно забрал тот, о котором я рассказал.


Рецензии