Чувство веры

    1 апреля Шпулькину хронически не везло. Его разыгрывали регулярно из года в год. Шпулькин всё принимал на веру. И систематически расплачивался за свою наивность.
    -Но на сей раз, - думал он, - меня не проведут. Накануне Шпулькин завязал платок на два узла и, ложась спать, включил магнитофон с записью: «1 апрель - никому не верь, никому не верь, никому не верь!»
     Утром Шпулькин пришёл на работу и приготовился к отражению потока розыгрышей. Сотрудники буквально не узнавали его. Он не реагировал на вызовы к директору, не отряхивал  пиджак от воображаемого мела, не бежал в магазин за « дефицитом» и на душераздирающий крик программиста Гусева « Пожар!!!» даже не повернул головы. Этого от Шпулькина не ожидал никто.
    В полдесятого утра раздался телефонный звонок. Звонила девушка его мечты Катя. Шпулькин любил её давно и безнадежно. И вот неожиданно она приглашала его встретиться вечером  в сквере.
-Придёшь? - с надеждой спросила она.
-Конечно же, приду, Катюша!- ласково подтвердил он и повесил трубку. - Как бы не так,- подумал он про себя, - так я тебе сегодня и поверил. Три года морочит человеку голову и вдруг ни с того ни с сего именно 1 апреля назначает свидание. Пусть ищет дураков!
    В полдвенадцатого в отдел влетел Костя Игрунов, размахивая свежим номером «Известий» с лотерейной таблицей.
-Ребята, проверим ваши билеты! Шпулькин у тебя был билет. Назови быстро номер и серию!
   Шпулькин вынул из ящика стола свой единственный лотерейный билет и прочитал номер и серию.
    Костя, сличив их с таблицей, даже опешил:
-Старик, да ты же выиграл мотоцикл « Ява». Ну, брат, поздравляю! С тебя причитается!
-Не может быть, - загудели одни.
-Везёт же людям, - позавидовал кто-то.
Весь отдел склонился над газетой и одновременно выдохнул:
-Ух, ты!
Только Шулькин презрительно хмыкнул в ответ: « Мол, знаю я вас!»,
А затем демонстративно порвал свой билет на мелкие клочки  и бросил их в урну.
    Народ ахнул. А Костя покрутил пальцем у лба. Билет был действительно с выигрышем. А после обеда позвонили из профкома. Шпулькину предложили путёвку в желудочный санаторий (его заявление лежало более трёх лет). Ледяным голосом он заявил, что ни в каких путёвках он не нуждается и просит его более не беспокоить.
    На следующее утро наш неверующий Фома явился на работу, как ни в чём не бывало. Слава богу, день смеха прошёл и можно было не опасаться подвоха.
    Первым испытанием для него стал вчерашний номер « Известий», лежащий на рабочем столе. Жирной чертой была подчёркнута серия и номер его выигравшего и канувшего в вечность лотерейного билета.
     Вторым испытанием для Шпулькина явилась новость – Костя Игрунов уехал по «горящей» дефицитной путёвке в желудочный санаторий вместо него.
     Последней каплей, доконавшей Шпулькина, был звонок Кати. Она сообщила ему, что вчера битый час ждала его в сквере на ветру, простудилась и всё поняла. И просит его не беспокоить её более. Никогда.   


Рецензии
Юмореска Михаила Генина «Чувство веры» — это остроумный и немного грустный рассказ о том, как чрезмерная недоверчивость может обернуться против человека. Главный герой, Шпулькин, хронически страдающий от розыгрышей 1 апреля, решает в этот раз перехитрить судьбу и не верить никому и ничему. Автор мастерски выстраивает сюжет, где Шпулькин, вооружённый своим новым «чувством веры» в неверие, последовательно отвергает всё — от мелких шуток коллег до реальных возможностей, которые могли бы изменить его жизнь.
Генин использует иронию как основное оружие: Шпулькин, защищаясь от обмана, сам себя обманывает, лишаясь свидания с любимой девушкой, выигрыша мотоцикла и путёвки в санаторий. Кульминация рассказа — момент, когда он рвёт лотерейный билет, — одновременно смешна и трагична. Читатель невольно смеётся над абсурдностью ситуации, но тут же сочувствует герою, чья паранойя привела к таким последствиям.
Стиль автора лёгкий, живой, с яркими деталями: платок на два узла, магнитофон с мантрой «никому не верь», презрительное хмыканье Шпулькина. Диалоги естественны и усиливают комический эффект, особенно в сценах с коллегами и Катей. Финал, где Шпулькин остаётся ни с чем, а его неверие оборачивается против него самого, оставляет горьковатое послевкусие, характерное для хорошей сатиры.
Юмореска удачно играет на контрасте между ожиданием обмана и реальностью, подчёркивая, как важно сохранять баланс между доверчивостью и скептицизмом. Это не просто смешная зарисовка, но и ненавязчивая мораль о том, что иногда стоит рискнуть поверить — вдруг это не шутка? Рассказ оставляет читателя с улыбкой и лёгким размышлением, что делает его отличным образцом жанра.

Михаил Генин   31.03.2025 17:02     Заявить о нарушении