Размышления над миниатюрой

 (К использованию "неформальной лексики" в литературном произведении малого формата.)
                Нет в мире такого светлого и чистого
                чувства, которое русский человек не
                смог бы выразть в грязной, матерной
                форме.
                Народная мудрость.

Когда Леонида Филатова спросили: "почему вы взялись за "Федота-стрельца?", он ответил: "Знаете, накипело..." Я взялась за эту работу из тех же соображений. Поговорим о языке.
Есть чудный, хоть и бородатый анекдот. Раннее утро. Море. Корабль. На палубу выходит заспанный боцман.
- Разъебись ты триебучим проебом, звизо****ская мандапроебина! Ах ты страхозвездище залупоглазое, ах ты умудоёбина прозвиздобуйская,- выдохнул он с восхищением, почесывая грудь. Потом грязно выругался и пошел на камбуз.
Разумеется, восторженная реплика боцмана в оригинале гораздо пространнее, да и правила резерва потребовали некоторых купюр, но не в этом суть. Суть в том, что брань - это очень значимая часть любого языка, подчиняющаяся всем его законам и характеризующая историю, быт, культуру и менталитет народа-носителя. Что же касается русского мата, то это явление в мировой культуре вообще исключительное. Увы! Постперестроечный сдвиг ценностей, привнеся мат в широкие массы, одновременно низвел его до уровня междометий и знаков препинания. По меткому выражению Фоменко, мы матом давно уже не ругаемся, "мы на ём разговариваем". Мало кто в силах грамотно склеить два этажа, а всякий, кто солит через слово, мнит себя академиком и крутым пацаном.
Роланд Быков, которого Тарковский пригласил на роль скомороха в "Андрее Рублёве" решил вжиться в роль поглубже и ознакомиться с реальным скоморошьим творчеством. Добавить, так сказать, исторической правды. Что из этого получилось, он потом с самозабвением рассказывал в одной из передач. Для начала, оказалось, что ВСЕ вышепоименованные тексты, кои филологам удалось записать, есть исключительно в спецхранах. Но героя войны было не остановить. Несколько месяцев упрямый и всенародно любимый актёр потратил на разрешения и характеристики от партийных ячеек и товарищей по работе... Его мурыжили в кабинетах, проводили идейные беседы и политинформации, дотошно экзаменовали на моральный кодекс строителя коммунизма. Но, как говорится, охота пуще неволи. Наконец, настал день, и он попал в святая святых, был допущен к первоисточникам. Удовольствие которое он при этом получил можно было сравнить только с полученным тут же разочарованием. Ни строчки из прочитанного не то, что в фильм, в компании нельзя было повторить без того, чтобы загреметь на пятнадцать суток... И что интересно: даже переделать ничего было нельзя, настолько точно, ёмко и красиво были подогнаны друг к другу слова! Пришлось сочинять "новодел".
Мне довелось как-то держать в руках полное собрание сочинений Пушкина, изданное еще за царя Гороха, на излёте пятидесятых прошлого века. Считай, пятая часть объема там стыдливо прикрыта многоточиями, но язык столь сочен и ярок, что без труда угадывается каждое слово. А второй, действительно народный вариант "Евгения Онегина"? Это же блеск! Легенды говорят, что именно Пушкин в одном из своих частных писем сделал то, что до него не удавалось никому из смертных: сложил весьма элегантную и жизнеспособную конструкцию из двенадцати(!) этажей. Вас не устраивают мертвые классики? Извольте. Лесь Поддеревянский благополучно здравствует в Швейцарии, и его пьесы услаждают эстетические чувства всех, у кого хватает культуры с ними ознакомиться и не войти в ступор. "Гамлет", "Каменный долбо@б", "Жан Маре и Фантомас", "Ай-Болит". Его "Творцы" одна из самых сочных и точных сатир на блаженной памяти Союзы писателей, композиторов и прочие околокультурные тусовки времен СССР, да и нынешние. Мне посчастливилось обладать записью авторского чтения этих пьес, и я не поленилась провести маленькое социологическое исследование. Двадцатишестилетняя дура, бывшая официантка, а ныне санитарка медучреждения, коя искренне верит, что она многоопытная и крутая, подпускающая матючок через слово, стухла и завяла на первой же пьесе. Пожилая дама, работающая пенсионерка, кандидат физико-математических наук, преподаватель высшей школы с тридцатилентим стажем и много зарабатывающая женщина с наслаждением прослушала запись несколько раз, несмотря на гадкое качество и то, что сама она ничего жёстче слова "хренотень" не употребляет. Не знаю как вас, а меня это навело на интересные размышления.
Теперь о текстах. Большинство из них нынче - это классическая попытка удивить ежа голым задом. Мужики на "прозе", да и вокруг нынче изъясняются не как мужики, а как прыщавые недоросли, давящиеся сигаретным дымом на задворках школы. Хотите маленькую жемчужину истинно мужского творчества? Дарю: на всякую хитрую жопу с резьбой найдется болт с обратной нарезкой. А на всякий болт с обратной нарезкой найдем жопу с контргайкой. Блеск! А ведь не выше первого этажа и весьма скромно.
На закате жизни "Литературной Газеты" случилось мне прочесть там большую статью под названием "Отходная русскому мату", жаль автор намертво стёрся из памяти. Среди прочего была там история, какую возьму на себя смелость пересказать.
Жила в Москве одна бабушка, которую на Хитровке называли не иначе как "бабка-матерщинница". Бабушка эта, Божий Одуванчик преклонного возраста, была на самом деле ученой дамой, профессором филологии, увенчана научными регалиями, автор солидных и фундаментальных трудов, были среди которых и посвященные так называемой "неформальной лексике". Случилось ей как-то брести с рынка и, как свойственно людям увлеченным и пожилым, крепко задуматься. И не заметила, как забрела в свежеположенный рабочими асфальт. Бабушка не сразу вернулась в действительность, но тут дорожные рабочие попытались обложить старую растяпу матом. Профессионал не смог смириться со всеобщим убожеством! "Мальчики, и это вы называете ругаться? Стыдитесь! Вы должны были сказать..." И Божий Одуванчик в течение более чем сорока минут излагал офонаревшим рабочим, что именно, как и почему должно было прозвучать. Она продолжала бы и дальше, но бригада в едином порыве вошла в асфальт, подняла бабку на руки и несла три квартала.
К чему я тут распинаюсь? Да к тому, что есть разница между @бёт и дразнится. Хватит заниматься словесным вуайеризмом! Вы собрались применить жесткие выражения? Дайте мозгам труд, пойдите в библиотеку, найдите специалистов, поднимите материалы, внимательно прислушайтесь к миру вокруг, почувствуйте, пропустите через себя красоту, силу и мощь настоящего, породистого, великорусского мата и напишите вещь, за которую вас захотелось бы нести на руках. А нет - не теребеньте письку. Аминь!


Рецензии
В точку! Породистого мата сейчас даже на телевидении почти не найдёшь (я имею в виду людей "за кадром", к коим принадлежу).
Читала с удовольствием и кивала сама себе иногда.
Удач.

Юлия Олейник   17.04.2015 16:42     Заявить о нарушении
Я серьёзно. Попроси мать. Пусть запишется на приём. Пароль из фильма " как украсть миллион". Пусть зайдет и спросит, какой пароль в фильме. Он ответит какую нить пургу, а она поправит и назовет правильный. Потом позвонит тебе и даст ему телефон. Дёшево и сердито.

Snoz   14.03.2019 19:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.